Предпринимательская деятельность
УДК 651.012.4 + 338.22:17 ББК У9(2)09 + Ю715.4
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, КУЛЬТУРА И ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В.А. Киселёва
В статье поставлен акцент на очень важных составляющих успешного предпринимательства, основная функция которого □ удовлетворение многообразных потребностей на локальных сегментах рынка.
Ключевые слова: социальная ответственность, культура, этика предпринимательства, нормы поведения предпринимателя, портрет «совершенного» предпринимателя.
При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем. Одна из актуальных проблем экономики □ проблема развития предпринимательства. Проблема развития предпринимательства обусловлена тем, что предприниматели России работают в экстремальных условиях, попытки перенести западные технологии не всегда успешны, так как в развитых рыночных системах предпринимательство цивилизовано, а для постсоветской России возникновение и развитие предпринимательства представляет новый элемент социально-экономической системы. Не вызывает сомнений тот факт, что предпринимательству принадлежит роль движущей силы инновационных преобразований и прогрессивных структурных сдвигов в период изменения концепции социально-экономической системы [1, 4].
Исследователями проблем развития предпринимательства выявлено множество проблем. Отметим некоторые из них: неэффективность системы управления, низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед учредителями за последствия принятых решений, административные барьеры, коррупция, отсутствие механизма государственной поддержки предпринимательства, губительная для производственной деятельности система налогообложения, отсутствие модели партнёрства крупного и малого бизнеса и многие другие. На наш взгляд, многие из перечисленных проблем не были бы так обострены, если бы реализовывалась в деятельности предпринимателей основная функция □ удовлетворение многообразных потребностей общества на локальных сегментах рынка, что отражает социальную роль и ответственность предпринимателя. Социальная ответственность □ это контракт между бизнесом и обществом, в котором он функционирует. Исследователи выделяют четыре основные позиции к определению ответственности:
□ юридическая ответственность, т. е. любые действия в рамках юридической занятости считаются социально ответственными;
□ профессиональная ответственность, которая диктуется нормами взаимодействия профессионала и нанимателя; любые действия в рамках указанных норм считаются социально ответственными;
□ экономическая ответственность, если деятельность предпринимателя ведёт к успеху, к достижению целей компании в экономике; если этого нет, то социальная ответственность не может быть реализована, поэтому от неё следует отказаться;
□ морально-этическая ответственность, это социальная ответственность как перед людьми, так и перед всеми, кто оказывается в круге воздействия её деятельности [2].
На наш взгляд, все четыре позиции должны быть объединены в один общий социальноориентированный курс деятельности предпринимателей [3].
Существуют две точки зрения по поводу социальной роли предпринимателя. Традиционная, заключающаяся в том, что главная цель его деятельности состоит в максимизации прибыли, разумеется, при соблюдении законодательства, устанавливающего правила игры на рынке, ведении честной конкурентной борьбы и порядочных взаимоотношениях с партнерами и конечными потребителями.
Современная позиция по этому вопросу состоит в том, что любое дело осуществляется в сложном социальном окружении, которое стремится получить от предпринимателя средства через налогообложение на образование, здравоохранение, управление, охрану общественного порядка, оборону и т. п. Успех дела будет прочнее и долговременнее, если предприниматель будет ощущать социальные запросы и самостоятельно в них участвовать, если он приведет в разумное равновесие свои экономические интересы и интересы общества (рис. 1).
Нельзя сказать, что вторая позиция социальной роли предпринимательства является новой.
Обеспечение потребностей общества I нужном количестве, разнообразии и качестве товаров (работ, услуг)
Внедрение достижений научнотехнического прогресса, материало- и энергосберегающих технологий, обеспечение экологичности производства
Участие в социальных программах, инициируемых властью и общественными организациями □ благотворительность, снижение безработицы, охрана окружающей среды, борьба с бедностью и т. д.
Следование морально-этическим нормам делового и бытового поведения, неукоснительное выполнение законодательства
Рис. 1. Основные направления социального поведения предпринимателя
Просто ее значимость и объем признания среди предпринимателей, особенно успешных, постоянно возрастает.
Приведем исторические примеры признания второй позиции. Г. Форд в начале 20-го столетия считал, что вести дело только ради денег губительно, что дело должно служить обществу. Он первый на своих заводах установил 8-часовой рабочий день, увеличил в два раза заработную плату своим рабочим по сравнению с принятыми в то время нормами, открыл школы со стипендиями для усердных и талантливых учеников, стал улучшать условия труда, быта и досуга работникам, создал сеть сервисных центров для обслуживания проданных автомобилей, регулярно снижал на них цены и т. д. Так же вели и ведут дела многие другие американские предприниматели □ Э. Карнеги, Дж. Рокфеллер, Б. Гейтс и др. [5, 6]
В России социальную ответственность демонстрировал уральский предприниматель Никита Демидов еще в начале 18-го столетия, основавший на свои деньги в Москве Воспитательный дом, Коммерческое училище, Демидовское училище в Ярославле. Его потомки учредили престижную Демидовскую премию, ссужали огромные деньги правительству России во время войны с Турцией.
В начале 20-го столетия предприниматели на свои деньги открыли первое в России экономическое учебное заведение (ныне Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова), создали Третьяковскую и Щукинскую галереи, Художественный театр, издавали не для наживы, а для просвещения народа, книги и т. п.
Для большинства современных крупных предпринимателей типичным является развитое чувство долга перед обществом и людьми, повы-
шенная требовательность к себе и другим, стремление к высокому качеству работы, честность и порядочность в деле, неприемлемость интриг и лжи. Такие люди не ждут лучших времен, а действуют и уверены, что способны преодолеть любые трудности с помощью вдохновляющей силы, идущей от больших социальных целей и идей.
В настоящее время невозможно представить крупную компанию, не имеющую собственных социально-ориентированных программ. Руководители таких компаний понимают, что социальная ответственность бизнеса сегодня □ это не просто красивые слова, это составляющая корпоративной стратегии, которая увеличивает привлекательность бизнеса, укрепляет бренд компании, что в конечном итоге приносит дополнительную прибыль.
На наш взгляд, принципиально важными характеристиками предпринимательской деятельности являются культура и этика. Эти характеристики обеспечивают высокий престиж предприятию, способствуют росту производительности труда, помогают в расширении клиентской базы и укреплении партнёрских связей, привлекать и удерживать в штате высококвалифицированных специалистов; усиливают рейтинговые позиции компании.
Культура (лат. cultura □ воспитание, возделывание, образование, развитие, почитание) предпринимательства □ это система ценностей, социальных норм, образцов поведения, ориентирующих на те формы деловой активности, которые обеспечивают ей эффективность и устойчивость.
Об основных элементах культуры говорят семь принципов, предложенных еще в 1912 году отечественными предпринимателями для ведения дел в России, которые в сокращенном варианте выглядят так:
□ уважай власть и блюстителей порядка в узаконенных эшелонах власти;
Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 20
145
Предпринимательская деятельность
□ будь честен и правдив;
□ уважай право частной собственности, она основа предпринимательства;
□ люби и уважай человека, тогда возникает гармония между наемным работником и предпринимателем;
□ будь верен своему слову;
□ живи по средствам, выбирай дело по плечу, трезво оценивай свои возможности;
□ будь целеустремленным, но в стремлении к цели не переходи грань дозволенного, никакая цель не может затмить моральные ценности.
Назначение культуры предпринимательства состоит в его органичном соединении с экономическим и социальным окружением. Но это соединение весьма разнообразно, поскольку грани системы ценностей, социальных норм, образцов поведения неоднозначны, зыбки, подвижны и специфичны.
На конкретном предприятии реализуются различные варианты культуры и эта субкультура зависит от отрасли производства, масштабов предприятия, характера отношений, традиций и т. п. Разнообразие субкультур часто приводит к напряженности отношений и даже столкновениям между субъектами предпринимательства. Поэтому важно сближение субкультур, достижение понимания через открытость, порядочность, уважение прав и интересов партнеров.
Культура предпринимательства направлена не только во внешнюю среду, но и внутрь организации и выражается в умении организовать производственную и коммерческую работу так, чтобы успехи в бизнесе сочетались с удовлетворением трудом наемными работниками, их стремлением развивать свои способности, давать большую отдачу, думать о карьерном росте.
Этика (лат. еШса □ обычай, характер) □ система норм нравственного поведения человека, а
также общественной, профессиональной (в т. ч. предпринимательской) группы людей.
Этические нормы в предпринимательстве представлены на рис. 2.
В современном деловом мире сформировался этический кодекс предпринимательства, основными чертами которого являются:
□ убежденность в полезности и необходимости своего дела не только для себя, но и других людей, общества в целом и государства;
□ отношение к бизнесу как к увлекательному творчеству; понимание ценности культуры, науки, искусства, нравственных норм;
□ уважительное отношение к законам, общественному порядку, органам власти;
□ понимание необходимости как конкуренции, так и сотрудничества;
□ стремление к нововведениям, усовершенствованию существующего;
□ доверие к другим лицам, работникам, партнерам, уважение к профессионализму и др.
К сожалению, во всех странах есть экономические преступления, запрещенные виды предпринимательства. В деловую этику вносят дисгармонию рэкет, коррупция, взяточничество; промышленный шпионаж, который избавляет от дорогостоящих разработок новинок собственными силами и сокращает время их вывода на рынок.
В нашей стране соблюдение этических норм затруднено из-за неисполнения законов, непредсказуемости правовых изменений в условиях предпринимательской деятельности, административных препятствий, взяточничества, коррупции, недобросовестной рекламы. Следует понимать, что с течением времени предпринимательство в России принимает более цивилизованные черты, отодвигающие авантюризм и риск на второй план, делающие более привлекательным устой-
Нормы нравственного поведения предпринимателя
Рис. 2. Этические нормы в предпринимательстве
чивое и эффективное развитие, дающее нужную прибыль за счет разумного использования всех ресурсов дела.
В основе предпринимательства лежит идея, капитал; материальные, финансовые и информационные ресурсы, другие рыночные субъекты. Но предприниматель приводит все это в действие через работу с людьми □ своими подчиненными, специалистами, партнерами, работниками органов государственной и муниципальной власти. Успех во многом зависит от того, насколько хорошо и этично он это делает.
Одним из инструментов соблюдения деловой этики является предпринимательский этикет (фр. etiquette □ установленный порядок поведения), устанавливающий правила представления и знакомства, культуру служебных документов, поведения на переговорах, организации деловых контактов; требования к внешнему виду, манерам, одежде, речи и т. д. (рис. 3).
Остановимся на одном элементе этикета □ деловой протокол. Деловой протокол □ это выработанный опытом и понятный всем порядок проведения деловых встреч. Он, например, устанавливает, что договариваться о встрече принято не менее чем за 2-3 дня, необходимых для внутреннего согласования вопросов, подготовки материалов для обсуждения и итоговых документов. Время начала переговоров нужно соблюдать обеими сторонами обязательно.
Организацию деловых встреч берет на себя полностью сторона-инициатор. Переговоры приводят в специально отведенном помещении. Перед каждым участником желательно поставить карточку с фамилией, именем, отчеством и названием организации, которую представляет участник. На столах должны быть чистая бумага, канцелярские принадлежности, прохладительные напитки.
Не будем останавливаться на остальных элементах делового этикета. Подчеркнем важность этикета лишь маленькой ремаркой по поводу последнего элемента □ «внешний облик и манера поведения»] Специалисты определили, что судьба кандидата на рабочее место устанавливается в течение первых 30 секунд встречи. За эти секунды, разумеется, нельзя разобраться в глубине ваших познаний и опыте, а вот оценить внешний вид, манеру поведения достаточно, чтобы сделать выводы.
С профессиональной точки зрения крупный предприниматель, как правило, имеет хорошую специальную подготовку в области экономики и права, менеджмента и маркетинга, финансов и налогообложения, психологии и т. п.
Предприниматели являются цветом нации, ее золотым фондом; своими инновациями они двигают вперед экономику, опосредованно демократизируют общественную жизнь и совершенствуют политическое устройство. С учётом изложенного мы представляем один из портретов «совершенного □ предпринимателя, который приведен на рис. 4.
При успешной реализации портрета «совершенного» предпринимателя большинство проблем, обозначенных исследователями и приведёнными нами в начале статьи, перестанут быть проблемами, и предпринимательство станет той движущей силой, которая выведет Россию на достойный социально-экономический уровень.
Литература
1. Коновалова, М.Е. Развитие предпринимательства как основа сбалансированности воспроизводственного процесса / М.Е. Коновалова // Проблемы современной экономики. □ 2009. □ № 4(32).
Деловой протокол
Нормы обращения, приветствия, знакомства
Внешний облик, манеры поведения
\
Деловая переписка
Деловая одежда
ЭТИКЕТ
предпринимателя
/ \
Культура речи
Организация контактов
Субординация в деловых отношениях
Рис. 3. Элементы делового этикета
Серия «Экономика и менеджмент«, выпуск 20
147
Предпринимательская деятельность
Рис. 4. Портрет «совершенного« предпринимателя
2. Братюшенко, С.В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций). / С.В. Братюшенко. □ Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.
3. Киселёва, В.А. Организация предпринимательской деятельности /В.Н. Смагин, В.А. Киселёва. □ Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.
4. www.economic-innovations.com/article/ problems.
5. www.smallbusinesses.ru/content/11/8.
6. www.businesspress.ru/newspaper/article/mid/ ald447316.html.
Поступила в редакцию 22 сентября 2011 г.
Киселева Валентина Александровна. Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика фирмы и рынков □ факультета «Экономика и предпринимательство Q Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов □ исследование и оценка степени влияния человеческого фактора на конечные результаты деятельности предприятий, проблемы подготовки специалистов для малого предпринимательства, экономика труда.
Kiselyova Valentina Aleksandrovna is a Doctor of Science (Economics), Professor, head of the Economics of Companies and Markets Department of the Economics and Entrepreneurship Faculty of South Ural State University. Research interests: analysis and estimation of level of influence of a human factor on the final operating results of enterprises, problems of specialists training for micro-entrepreneurship, labour economics.
Тел. 8(351) 9052806.