РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
УДК 371
И. В. Афанасьева
Кандидат культурологии, доцент, методист ГАУДО «Областной центр дополнительного образования детей» г. Кемерово E-mail: ozdod2009@yandex.ru Irina V. Afanasyeva PhD (Culturology), Associate
Professor, Methodologist,
Regional Centre of Additional Education of Children, Kemerovo Region, Russia,
Т. Н. Лебедева
Заместитель директора по УВР, МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово» Кемеровская область
E-mail: zdt.belovo @yandex.ru Tatyana N. Lebedeva
Deputy Director, Palace of Creativity of Children and Youth named after A. Dobрobabina of the Belovo city, Kemerovo Region, Russia
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья посвящена проблемам приобщения учащихся к русской национальной культуре и обоснованию актуальности использования этнокультурного компонента в дополнительном образовании детей; рассматриваются условия, способствующие формированию культурной идентичности учащихся. Идея этнокультурного образования обучающихся реализуется в региональном сетевом инновационном проекте «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе этнокультурного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей» по направлению инновационной деятельности «Организационно-педагогические условия реализации этнокультурного компонента в образовании».
В статье представлены результаты исследований, которые позволили выявить уровень профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в вопросах этнопедагогики и традиционной русской национальной культуры и проанализировать методические ресурсы образовательных учреждениях дополнительного образования детей — участников регионального сетевого инновационного проекта.
Результаты исследования расширяют знания об уровне профессиональной компетентности педагогов и методическом потенциале сетевого взаимодействия учреждений в процессе приобщения детей к русской национальной культуре. Авторы приходят к выводу, что сетевой инновационный проект взаимодействия учреждений дополнительного образования детей соединяет в единое целое разнообразные культурные и образовательные модели его участников, создаёт пространство интенсивного культурного взаимодействия, межкультурного полилога в условиях региона.
Ключевые слова: народная художественная культура, этнокультурный подход, этнокультурная идентичность учащихся, инновационный проект, этнокультурная компетентность педагогов, культурно-образовательная среда.
Как цитировать статью: Афанасьева И. В., Лебедева Т. Н., Воробьева И. И. Приобщение детей к основам русской национальной культуры в учреждениях дополнительного образования Кемеровской области // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.234-241.
В последнее время заметно усилился интерес к этнокультурному образованию учащихся, вместе с тем следует подчеркнуть, что, анализируя различные аспекты этнокультурного образования, можно констатировать единство взглядов всех исследователей на важность использования этнокультурного подхода в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Применение народной художественной культуры в образовании молодого поколения обусловлено тем, что, во-первых, диапазон русской художественной культуры настолько широк и разнообразен, что позволяет учащимся изучать её содержание от архаики до современности в различных направлениях. Во-вторых, народная культура — источник мудрости и социального опыта многих поколений. В третьих, народная культура помогает воссоздать истинный дух русского народа.
Данная статья посвящена проблемам приобщения учащихся к русской национальной культуре и обоснованию использования этнокультурного компонента в дополнительном образовании детей на современном этапе развития образования, рассматриваются условия, способствующие формированию этнокультурной идентичности учащихся.
Идея реализации этнокультурного компонента в образовании учащихся реализуется в региональном сетевом инновационном проекте «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе этнокультурного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей» по направлению инновационной деятельности «Организационно-педагогические условия реализации этнокультурного компонента в образовании».
Заслуживает быть отмеченным, что актуальность использования этнокультурного подхода в деятельности дополнительного образования детей обусловлена ростом требований к содержанию и качеству образования со стороны государства и общества и обосновывается в различных нормативных документах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культур, традиций и особенностей в условиях многонационального государства [2]; «Национальная
И. И. Воробьева
Руководитель фольклорного ансамбля «Забава», МБУ «Крапивинский Дом детского творчества», Крапивинский муниципальный район, Кемеровская область, Россия E-mail: krapddt@rambler.ru Irina I. Vorobyova Head of Folklore Ensemble «Zabava», Krapivinsky House of Children's Creativity, Krapivinsky Municipal District, Kemerovo Region, Russia
доктрина образования в Российской Федерации», которая устанавливает, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России» [1, с. 3]; «Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации», которая раскрывает роль этнокультурного образования в современном российском обществе, намечает перспективы развития образования [3].
В указанных выше работах рассматриваются вопросы необходимости целенаправленного этнокультурного образования учащихся, поскольку оно обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании этнической идентичности личности, поэтому на уровне государственных структур разработаны и действуют различные целевые программы по политике в области образования подрастающего поколения.
Проблема современного дополнительного образования заключается в том, что этнонаправленное дополнительное образование может осуществлять только педагог с этнокультурной и этнопедагогической ориентированностью педагогической деятельности. На начальном этапе решения поставленной задачи первостепенное значение имеет этнокультурная компетентность педагогов. Поэтому в учреждениях дополнительного образования детей Кемеровской области нами исследован уровень профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в вопросах этнопедагогики и традиционной русской национальной культуры.
По результатам исследования из 2 000 опрошенных респондентов, 5% педагогических работников имеют средне-специальное или высшее образование по специализациям: «Народное декоративно-прикладное творчество», «Народный вокал», «Русские народные инструменты», «Народная хореография», «Этнографическое музееведение», 3% респондентов окончили профильные курсы, 92% педагогических работников не имеют повышения квалификации по теме «Этнокультурное образование», но осознают необходимость своего профессионального развития в этом направлении.
Из них 70% на данный момент повышают уровень своей этнокультурной компетентности через самообразование.
В исследуемом диапазоне проблем организации этнокультурного образовательного процесса и формирования этнокультурной идентичности учащихся в дополнительном образовании Кемеровской области основным становится вопрос увеличения количества педагогов дополнительного образования, владеющих комплексными социально-культурными технологиями, основывающимися на преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта русского народа.
Особую ценность в свете решения поставленных задач приобретает разработка подходов к организации единого этнокультурного образовательного пространства, как для педагогов дополнительного образования, так и для
учащихся. Этнокультурное образовательное пространство включает в себя учебное, культурно-просветительское, методическое обеспечение образовательного процесса, активное использование, которого способствует приобщению учащихся к русской культуре и формированию национальных ценностных ориентаций, способствующих этнокультурной идентичности.
Для развития этнокультурной компетентности педагогов необходимо осуществлять методическое сопровождение их педагогической деятельности и оказывать содействие по целесообразному отбору и продуктивному применению педагогических технологий этнокультурного образования учащихся. С этой целью необходимо проводить семинары, педагогические чтения, тренинги и др.
Уместно обратить внимание на то, что основным результатом этой методической деятельности является сознание педагогами необходимости преобразований, их мотивация на творческий поиск образцов как традиционной, так и новой педагогической практики, постановка проблем и формулировка идей развития образовательного учреждения в направлении этнокультурного образования.
Важно и то, что отдельное учреждение дополнительного образования детей не может решить проблем, стоящих перед системой дополнительного образования в целом, поэтому необходимо создать единое методическое пространство, в котором будет возможна координация всех сил и организация общего руководства для решения актуальных задач этнокультурного образования учащихся.
В то же время остаются недостаточно теоретически разработанными и не в полной мере апробированными направления использования сетевого взаимодействия образовательных учреждений дополнительного образования, обеспечивающего поддержку разнообразия этнокультурного образования учащихся.
Решение данной проблемы мы увидели в:
- в комплексном изучении образовательного потенциала в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и определении направлений использования единого культурно-образовательного пространства сетевого взаимодействия образовательных учреждений по поддержке разнообразия этнокультурного образования учащихся;
- в создании единой культурно-образовательной среды для формирования этнокультурной идентичности учащихся образовательных учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области;
- в использовании образовательного процесса как социокультурной технологии, интегрирующей педагогические возможности с развитием личности учащегося и освоением социокультурных ценностей, воспроизведении и приумножении их в самостоятельно избранной деятельности, поведении, общении.
С учётом вышесказанного в 2017 году педагогический коллектив
Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Областной центр дополнительного образования детей» города Кемерово разработал сетевой инновационный проект по теме: «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей», который направлен на создание единого культурно-образовательного пространства региона.
Статус «Региональная инновационная площадка» ГОУ ДПО (ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» получили одиннадцать образовательных учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области по направлению инновационной деятельности «Организационно-педагогические условия реализации этнокультурного компонента образования».
Данный сетевой проект объединяет в единое целое разнообразные культурные модели его участников, создаёт пространство интенсивного культурного взаимодействия, межкультурного полилога в условиях региона (см. https://portal. kuz-edu.ru, рубрика «Этнокультурное образование»).
Согласно утвержденному плану реализации инновационного проекта для комплексного изучения образовательного потенциала учреждений дополнительного образования и получения полного представления об имеющемся опыте проведено исследование ресурсных и потенциальных возможностей педагогических коллективов участников проекта.
Исследования ориентированы на анализ состояния образовательного и методического потенциала учреждений в контексте расширения применения этнокультурного образования. Проанализирована информация о реализуемых программах, включающих элементы этнокультурного образования, в том числе использование соответствующих технологий, наличие сценариев воспитательных мероприятий, методических разработок по теме анализа. Опросная карта, разработанная для исследования, предполагала констатацию фактического положения дел на период опроса и желание респондентов в будущем изменить положение дел в плане их коррекции для участия в инновационном проекте. Аналогичным образом анализировались административные документы программного и кадрового обеспечения деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей.
На период исследования в 11 учреждениях работает 387 педагогов, реализующих 495 общеобразовательных общеразвивающих дополнительных программ, которые осваивают 22 764 учащихся. Целью занятий по программам является приобщение детей к миру культуры и искусства через синтез занятий декоративно-прикладным искусством, фольклором, народной хореографией, вокалом, народными инструментами и др. Дополнительные общеразвивающие программы изучения народного творчества способствуют популяризации культурных традиций русского народа, приобщению детей к народному миропониманию, к национальным художественным ценностям, созданным
многовековым опытом предшествующих поколений.
Целью реализуемых программ является, с одной стороны, знакомство, расширение и углубление знаний учащихся в отдельной области русской культуры. С другой стороны, это становление индивидуального механизма (способа) освоения социокультурной деятельности. Как правило, программы построены по модульному принципу и ориентированы на дифференцированный подход к каждому учащемуся, в зависимости от его индивидуальных возможностей, степени одаренности и уровня подготовки.
Содержание программ помогает ориентироваться в области традиционной и современной культуры и народного творчества. Программы знакомят детей с историей и культурными ценностями нашего народа, позволяют им принять практическое участие в сохранении народных ремёсел, обычаев, учат отражать специфику традиций в её импровизационных вариантах. Методика работы с учащимися ориентирована на достижение максимального результата для каждого ребёнка путём организации совместной деятельности и индивидуальной работы.
Анализ административных документальных источников учреждений показал, что из 495 общеразвивающих дополнительных программ:
- 45 полностью построены на применении этнокультурного образования в освоении русской народной культуры («Народное песенное творчество», «Музыкальный фольклор», «Школа русской народной культуры», «Вязание на коклюшках», «Русские народные танцы», «Юные туристы — краеведы», «Земля Кузнецкая», «Познаю родной край», «Подвижные игры России», «Русский костюм», «Традиции русского народа» и др.).
- 325 программ содержат модули, которые знакомят учащихся с русской народной культурой или имеют в содержании разделы и темы этнокультурной направленности.
- 105 дополнительных общеразвивающих программ, можно скорректировать, обогатить и дополнить их содержание, чтобы использовать элементы этнокультурного образования учащихся.
- 20 программ не могут, по мнению респондентов, включать элементы этнокультурного образования по характеру изучаемых материалов («Робототехника», «Автотранспорт», «Космодром», «Веселый конструктор», «Перекресток», «Подружись с дорогой», «Безопасная дорога», «Юные инспекторы движения», «ЮИД», «Школа безопасности», «Юные туристы- многоборцы», «Пилигрим», «Юный физик», «Юный математик», «Азы шахмат», «Спортивный туризм», «Спортивное мастерство», «Школа безопасности» и др.).
Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод о достаточном образовательном потенциале образовательных учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области для реализации регионального инновационного проекта «Формирование этнической идентичности учащихся в ходе реализации этнокультурного образования».
Вместе с тем следует подчеркнуть, что анализ педагогической теории и прак-
тики позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени сложилось несколько методологических подходов к реализации системы этнокультурного образования. Для осуществления нашего инновационного проекта используется триада подходов: личностно-ориентированный, этнорегиональный и деятельностный.
Содержание этнокультурного, в том числе — этнохудожественного образования транслируется через различные формы дополнительного образования и социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (фольклорных ансамблей, этнографических театров, школ народной культуры, объединений декоративно-прикладного творчества, народных хоров и оркестров, и др.) на основе сочетания этнопедагогики с современными педагогическими технологиями.
Создать единое этнокультурное образовательное пространство в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и обеспечить научно-методическое сопровождение формирования этнокультурной идентичности учащихся в единой культурно-образовательной среде возможно используя Единый информационный образовательный портал Кузбасса https://portal.kuz-edu.ru, рубрика «Этнокультурное образование» в которой представлены разделы: анонсы мероприятий, фольклорные коллективы, методические разработки, видеоматериалы, материалы обучающих семинаров и др. А также через группу «Этнокультурное образование» в сети «ВКонтакте» https://vk.com/club155686885, где размещена информация о различных мероприятиях прошедших в образовательных учреждениях дополнительного образования детей Кемеровской области — участниках инновационного проекта (представлены результаты фольклорных фестивалей и конкурсов, в которых приняли участие творческие коллективы; отчёты о воспитательных мероприятиях; итоги семинаров и др.).
Проведенный анализ педагогической практики позволяет прийти к заключению, что при введении этнокультурного компонента в образовательный процесс следует предусмотреть:
— наполнение содержания дополнительных общеразвивающих программ региональным компонентом;
— повышать этнокультурную компетентность педагогов для продуктивной организации образовательного процесса;
— обеспечить создание единого этнокультурного образовательного пространства (учебного, культурно-просветительского, методического).
Таким образом, сохранение русской национальной культуры является резервом обновления образовательных технологий в дополнительном образовании детей и даёт возможность обогатить современное поколение нравственными ценностями нашего народа.
Литература
1. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» от 04 октября 2000 года № 751 — Электронный ресурс // URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 25.03.2018).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — Новосибирск: Норматика, 2013.— 128 с.— (Кодексы. Законы. Нормы.).
3. Шпикалова Т. Я., Бакланова Т. И., Ершова Л. В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации — Шуя: ФГБОУ ВПО «ШГПУ», изд. «Весть».— 2006.— 23 с.
INCLUSION OF CHILDREN TO THE BASICS OF RUSSIAN NATIONAL CULTURE IN THE INSTITUNIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF THE KEMEROVO REGION
"tte article is devoted to the problems of involving students in the Russian national culture and substantiating the relevance of the use of the ethno-cultural component in the additional education of children. "tte article deals with the conditions that contribute to the formation of the cultural identity of students. "tte idea of ethno-cultural education of students is realized in the regional network innovative project "Formation of ethnic identity of students in the course of ethno-cultural education in educational institutions of additional education of children" in the direction of innovative activity "Organizational and pedagogical conditions for the realization of the ethno-cultural component in education". "tte article presents the results of studies that have made it possible to reveal the level of professional competence of teachers of additional education in the issues of ethno-pedagogy and traditional Russian national culture and to analyze the methodological resources of educational institutions for additional education for children and participants in a regional network innovation project. "tte results of the research broaden knowledge of the level of professional competence of teachers and the methodological potential of the network interaction of institutions in the process of familiarizing children with the Russian national culture. The authors come to the conclusion that the network innovative project of interaction between institutions of additional education of children combines into a single whole the diverse cultural and educational models of its participants, creates a space of intensive cultural interaction, an intercultural polylogue in the conditions of the region.
Keywords: folk art culture, ethnocultural approach, ethno-cultural identity of students, innovative project, ethno-cultural competence of teachers, cultural and educational environment.
References
• «National doctrina educationem in Russian Foederatio usque ad 2025» ex 04 octobris 2000 № 751 — Electronic resource // URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (accessed 25.03.2018).
• Foederati lex «In educationem in Russian Foederatio» — Novosibirsk: Normateca, 2013.— 128 p.— (Codes. Leges. Norma.).
• Chekalova T. I., Baklanova T. I., Ershov L. V. Conceptus ethnocultural educationem in Russian Foederatio Shui: FGBOU VPO «SGPO», ed. «Nuntium». 2006.— 23 p.