Научная статья на тему 'Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования'

Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1238
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / ETHNO-CULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Алена Васильевна, Филиппова Нина Игнатьевна

Статья посвящена разработке содержания этнокультурного и поликультурного образования в системе непрерывного образовательного процесса. Целью данной работы является теоретическое обоснование подходов к проектированию моделей организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования, нацеленных на интеграцию формального, неформального, информального образования. Рассмотрены понятия «этнокультурное образование», «поликультурное образование». В статье представлены подходы и принципы непрерывного этнокультурного и поликультурного образования, которые послужили основой разработки моделей. По результатам научных исследований и мониторинга по выявлению современного состояния этнокультурного и поликультурного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» разработаны модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного содержания образования. Структурная модель непрерывного образования по Концепции ЮНЕСКО раскрывает содержание его горизонтальных компонентов: формального, неформального и информального образования. Следующая модель непрерывного этнокультурного и поликультурного образования раскрывает связь его компонентов с возрастным циклом жизни человека. Рассмотрен опыт реализации данных моделей в учреждениях дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования взрослых на примере Республики Саха (Якутия). Спроектированные модели могут быть использованы при составлении содержания основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования с учетом региональных и этнокультурных особенностей в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Алена Васильевна, Филиппова Нина Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF CONTINUing ETHNO-CULTURAL AND MULTICULTURAL EDUCATION

The article is devoted to the content of ethno-cultural and multicultural education in the system of continuing education process. The aim of this work is a theoretical substantiation of the approaches to designing organizational models for continuing ethno-cultural and multicultural education aimed at integrating formal, non-formal and informal education. The article considers the notions of "ethno-cultural education" and "multicultural education". The article presents the identified approaches and principles of continuing ethno-cultural and multicultural education content, which serves as the basis of model development. According to the results of research and monitoring the process of revealing the modern state of ethno-cultural and multicultural education of indigenous peoples of the North, Siberia and Far East of the Russian Federation, the "Research Institute of National Schools of the Sakha Republic (Yakutia)" developed a model of continuing ethno-cultural and multicultural education. The structural model of continuing education according to the UNESCO Concept reveals the content of its horizontal components: formal, non-formal and informal education. Another model of continuing ethno-cultural and multicultural education reveals the relationship of its components with age-related cycle of human life. The article describes the experience of implementation of the given models at institutions of additional education for children and additional professional education for adults on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). The designed models can be used in the preparation of the content of basic and additional education programs of preschool, general and vocational education taking into account regional and ethno-cultural peculiarities and in working out scientific and methods support in the context of introduction of new Federal State Educational Standards.

Текст научной работы на тему «Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования»

УДК 37.035.6 (571.56)

ББК 74.6 (2 Рос.Яку) ГСНТИ: 14.15.25 Код ВАК: 13.00.01

Иванова Алена Васильевна,

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института национальных школ Республики Саха (Якутия); 677027, г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 303; e-mail: alivv@yandex.ru.

Филиппова Нина Игнатьевна,

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института национальных школ Республики Саха (Якутия); 677027, г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 303; e-mail: iitii2007@mail.ru.

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО И ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнокультурное, поликультурное образование, непрерывное образование.

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена разработке содержания этнокультурного и поликультурного образования в системе непрерывного образовательного процесса. Целью данной работы является теоретическое обоснование подходов к проектированию моделей организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования, нацеленных на интеграцию формального, неформального, информального образования. Рассмотрены понятия «этнокультурное образование», «поликультурное образование». В статье представлены подходы и принципы непрерывного этнокультурного и поликультурного образования, которые послужили основой разработки моделей. По результатам научных исследований и мониторинга по выявлению современного состояния этнокультурного и поликультурного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в ФГБНУ «Научно -исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» разработаны модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного содержания образования. Структурная модель непрерывного образования по Концепции ЮНЕСКО раскрывает содержание его горизонтальных компонентов: формального, неформального и информального образования. Следующая модель непрерывного этнокультурного и поликультурного образования раскрывает связь его компонентов с возрастным циклом жизни человека.

Рассмотрен опыт реализации данных моделей в учреждениях дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования взрослых на примере Республики Саха (Якутия). Спроектированные модели могут быть использованы при составлении содержания основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования с учетом региональных и этнокультурных особенностей в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

Ivanova Alena Vasil'evna,

Candidate of Pedagogy, Leading Researcher of the Scientific Research Institute of National Schools of The Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia.

Filippova Nina Ignat'evna,

Candidate of Philology, Leading Researcher of the Scientific Research Institute of National Schools of The Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia.

MODELS OF CONTINUING

ETHNO-CULTURAL AND MULTICULTURAL EDUCATION

KEYWORDS: ethno-cultural education, multicultural education, continuing education.

ABSTRACT. The article is devoted to the content of ethno-cultural and multicultural education in the system of continuing education process. The aim of this work is a theoretical substantiation of the approaches to designing organizational models for continuing ethno-cultural and multicultural education aimed at integrating formal, non-formal and informal education. The article considers the notions of "ethno-cultural education" and "multicultural education". The article presents the identified approaches and principles of continuing ethno-cultural and multicultural education content, which serves as the basis of model development. According to the results of research and monitoring the process of revealing the modern state of ethno-cultural and multicultural education of indigenous peoples of the North, Siberia and Far East of the Russian Federation, the "Research Institute of National Schools of the Sakha Republic (Yakutia)" developed a model of continuing ethno-cultural and multicultural education. The structural model of continuing education according to the UNESCO Concept reveals the content of its horizontal components: formal, non-formal and informal education. Another model of continuing ethno-cultural and multicultural education reveals the relationship of its components with age-related cycle of human life.

The article describes the experience of implementation of the given models at institutions of additional education for children and additional professional education for adults on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). The designed models can be used in the preparation of the content of basic and additional education programs of preschool, general and vocational education taking into account regional and ethno-cultural peculiarities and in working out scientific and methods support in the context of introduction of new Federal State Educational Standards.

Сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов, укрепление единства и духовной общности многонационального народа России указано среди целей и приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации, отмеченных в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [11]. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года, указывается, что система образования призвана обеспечить непрерывность образования в течение всей жизни человека [14, с. 100]. Непрерывное образование в современной науке рассматривается как «целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса» [10].

Теоретические основы этнокультурного образования разрабатывались на философско-историческом, историко-педагогическом уровнях многими учеными. Научно-теоретические основы этнокультурного содержания в системе образования заложены в трудах известных российских этнопедагогов Г. Н. Волкова, В. Ф. Афанасьева, Т. Н. Петровой, А. Б. Панькина, А. Б. Афанасьевой, У. А. Винокуровой, А. Д. Семеновой, А. А. Григорьевой и многих других. Более разработанной является проблема подготовки специалистов этнокультурной деятельности и вопросы этнокультурной компетенции педагогов в исследованиях Л. В. Коноваловой, В. И. Солодухина,

В. А. Сластенина, В. Н. Никитенко и др.

Например, А. Б. Афанасьева определяет, что «этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития этноса и суперэтноса в структуре развития мировой культуры» [1, с. 192-193]. По определению У. С. Борисовой, «этнокультурное образование -это органическая составная часть общего государственного образования России как полиэтнической страны, многомерное ис-торико-политическое, социокультурное и

© Иванова А. В., Филиппова Н. И., 2016

педагогико-организационное явление, основой которого является творческое освоение этнокультурных ценностей (языка и литературы, истории и культуры, духовного наследия)» [2].

Итоги анализа научно-теоретических основ этнокультурного образования и состояния системы этнокультурного содержания непрерывного начального, среднего и высшего профессионального образования показывают, что за последние десятилетия разработано множество педагогических исследований по этнокультурному образованию, которые рассматривают его как феномен культуры, как механизм передачи социального опыта, как парадигму образования XXI века, однако вопросы поиска механизмов его внедрения в систему непрерывного образования освещены недостаточно.

Ф. Ф. Харисов, раскрывая проблему системного процесса передачи из поколения в поколение духовных ценностей, этнокультурных традиций в основном и среднем общем образовании, отмечает следующее: «национальная культура должна естественно и органично войти в повседневную жизнедеятельность учащихся, стать необходимым элементом практических дел, удовлетворения их познавательных, эстетических и иных потребностей, осмысления различных сторон жизни общества» [15, с. 69]; «этнокультурный опыт каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть успешно реализован посредством системы образования» [Там же, с. 190].

Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Этнокультурный компонент образования также приобретает качество многоуровневого, многофункционального процесса, который охватывает как ступени дошкольного, школьного и дополнительного образования, так и ступени подготовки педагогических кадров, повышения квалификации работников общеобразовательных организаций. Этнокультурная составляющая непрерывного образования и воспитания проходит через все учебные предметы, курсы, внеурочные и внешкольные занятия и мероприятия. Сквозными этнокультурными блоками становятся такие этнические константы, как родной язык личности, его мировоззрение, осознание своей принадлежности к народу, фольклор и героический эпос, уклад жизни, обычаи, обряды, традиционные праздники.

Изучению актуальных аспектов поли-

культурного образования в современном мире посвящены исследования многих ученых: Ю. В. Арутюнян, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, Л. В. Колобова, Н. М. Лебедева, З. А. Малькова, В. В. Макаев, Л. Л. Су-прунова и др. В результате анализа различных подходов к проблеме определения содержания поликультурного образования можно констатировать, что большинством исследователей, в основном, предлагается трактовка, главное содержание которой заключается в том, что сущностью поликультурного образования является следующее: способствование усвоению учащимися знаний о своей и других культурах; уяснении общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях разных народов; воспитании интереса и уважения к разнообразным национально-культурным традициям и их носителям. Поликультурное образование представляет собой образование нового типа и включает в себя этнокультурное, отвечающее потребностям развития человека в современном мире. Мнения исследователей по поликультурному образованию сходятся на идее о том, что оно должно быть непрерывным.

Реализация базовых идей этнокультуры во взаимосвязи с поликультурой заключается в признании этнических и культурных особенностей и ценностей, в связи с чем возникает необходимость воспитания и развития толерантной личности, которая ценит не только родную культуру, но и культуру других народов, готова к диалогу в поликультурном мире. Реализация данной идеи в настоящее время осуществляется на существующих уровнях российского образования: общеобразовательное и профессиональное, предлагающих основные и дополнительные образовательные программы. Образование в связи с этим понимается как постоянный процесс, длящийся в течение всей жизни человека (согласно концепции ЮНЕСКО «Образование на протяжении всей жизни»).

Цель непрерывного этнокультурного и поликультурного образования - воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России.

Целостность непрерывного этнокультурного и поликультурного образования достигается взаимосвязанной деятельностью как вертикальных, так и горизонтальных его

структурных компонентов: формальной (школы, колледжи, вузы и т.д.), неформальной (учреждения дополнительного образования, повышения квалификации и профессионального уровня и т.д.), информальной (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей, в социуме и т.д.).

Основными подходами этнокультурного и поликультурного непрерывного образования являются:

- исторический, где развитие процесса этнокультурного образования рассматривается в связи с социально-экономическими изменениями в обществе;

- культурологический, предполагающий развитие способности человека к межкультурной коммуникации, приобщение к различным культурам;

- социально-педагогический, указывающий на развитие способности критически воспринимать стереотипы, относящиеся к другим людям и их культурам, интеграцию элементов других культур в собственную систему мышления.

Данные подходы содержательно дополняют друг друга, определяя направления деятельности образовательных организаций.

Педагогическими принципами отбора и конструирования содержания этнокультурного и поликультурного непрерывного образования являются:

- принцип развития способностей растущей личности к интеграции - через этническую культуру, сохранение родного языка - в современные общественные процессы и мировую культуру;

- принцип повышения культуросооб-разности обучения и воспитания в качестве предпосылки и обязательного условия формирования развитой творческой личности, способной быстро осваивать ситуации социальных перемен;

- принцип сочетания в едином образовательном процессе обучения, воспитания и творческого развития личности;

- принцип интегративности этнокультурного компонента образования, его связь с базовыми учебными предметами;

- принцип учета при определении содержания этнокультурного и поликультурного компонента образовательных запросов и потребностей граждан, социокультурной и языковой мотивации, образовательных предпочтений детей и родителей.

Основываясь на результатах научных и мониторинговых исследований по выявлению современного состояния этнокультурного и поликультурного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проведенных научными сотрудниками ФГБНУ «Институт национальных

школ Республики Саха (Якутия)» [14, с. 103- 107; 5, с. 93], а также опираясь на выявленные принципы и подходы развития непрерывного этнокультурного и поликультурного образования, нами были разработаны модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного содержания образования.

Структурная модель непрерывного образования по Концепции ЮНЕСКО раскрывает содержание его горизонтальных компонентов: формального, неформального и информального образования. При этом этнокультурная и поликультурная составляющие непрерывного образования и воспитания проходят через все учебные предметы, курсы, внеурочные, внешкольные занятия и мероприятия:

- формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного аттестата или диплома;

- неформальное образование, происходящее в дополнительных образовательных или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;

- информальное образование (индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и носящая целенаправленный характер).

Основные компоненты непрерывного образования охватывают все ступени образовательного процесса по вертикали, в них реализуется преемственность сквозного этнокультурного и поликультурного содержания (Рис. 1).

Рис.1.

Структурная модель непрерывного образования по Концепции ЮНЕСКО.

Следующая модель непрерывного этнокультурного и поликультурного образования раскрывает связь его компонентов с возрастным циклом жизни человека. Этапы формального и неформального образования непосредственно связаны со ступенями образовательных организаций (дошкольное, общеобразовательное, профессиональное образование, дополнительное образование), то есть охватывают условно возраст человека примерно с 3-х до 25-ти лет - детство и юношество, связанное с обучением, с получением профессии. Этап неформального образования более всего связан с учреждениями дополнительного образования и повышения профессиональной квалификации, охватывает возраст трудовой (профессиональной) деятельности, условно с 25-ти до 65-ти лет. Информальный компонент непрерывного образования может быть связан со всеми циклами жизни человека: младенчество, детство, юношество, взрос-

лая жизнь и старость, то есть время, связанное с выходом на пенсию, это сфера самообразования, исходящая из потребностей личности и его семьи, а также общества и этноса (Рис. 2).

Основные компоненты непрерывного образования охватывают все ступени образовательного процесса по вертикали, в них реализуется преемственность сквозного этнокультурного и поликультурного содержания образования.

Разработанные модели отражают процесс организации поликультурного образования и места в ней этнокультуры своего народа с учетом возможностей интеграции учреждений различных уровней и видов.

Базовым учреждением этнокультурного и поликультурного образования является образовательная организация с тремя ступенями - начального (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и полного общего (10-11 классы) образования.

Рис. 2.

Модель непрерывного этнокультурного и поликультурного образования, связанная с возрастным циклом человека.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная в сентябре 2014 года, направлена на превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [4]. О развитии форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей, говорится в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной в июне 2015 года [8].

Как отмечается в ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (статья 10 главы 2) [13].

Реализация непрерывного этнокультурного и поликультурного образования в

неформальном компоненте проходит через деятельность учреждений дополнительного образования и работу кружков, клубов, студий образовательных организаций. Например, в Республике Саха (Якутия) это можно увидеть в работе «Республиканского центра развития дополнительного образования и детского движения», «Дворца детского творчества» городского округа «город Якутск», Центра отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор», физико-математического форума «Ленский край», Детских школ искусств и др. [3, с. 21-26].

Дополнительное профессиональное образование рассматривается в главе 10, статье 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В последнее время обучение проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий, что особенно актуально для отдаленных регионов. Как один из положительных опытов организации дистанционных курсов повышения

квалификации можно привести пример сотрудничества Института национальных школ Республики Саха (Якутия) с федеральными учреждениями. Например, за 2013-2015 годы совместно с АНО ВО «Российский новый университет» (Москва) были проведены очно-дистантные курсы по программам повышения квалификации специалистов и переподготовки в сфере русского языка как неродного, организованные по инициативе Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы. Слушатели занимались дистанционно, через личный кабинет, также было организовано тьюторское сопровождение. По итогам обучения выданы удостоверения, дипломы установленного образца.

Программы дополнительного профессионального образования также реализуются через деятельность профессиональных сообществ, формальных или неформальных групп профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Как один из примеров можно привести организацию по инициативе Института национальных школ Республики Саха (Якутия) сообщества

по проблемам билингвального образования, в частности, по математике. Данное педагогическое сообщество сплотило вокруг себя учителей-практиков и представителей научной и педагогической общественности. Авторская группа учителей школ города Якутска, доценты, аспиранты кафедры методики преподавания математики СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова и научные сотрудники Института национальных школ Республики Саха (Якутия) совместно обсуждали вопросы совершенствования системы математического образования в национальных школах как типе билингвального образования средствами родного (якутского) и русского языков, разрабатывают учебные пособия, терминологические словари.

Таким образом, человек, познавший свою родную культуру, будет готов к изучению и осознанию значимости культуры других народов, уважению к ним. Все это способствует формированию этнокультурной, гражданской идентичностей, консолидации образовательной политики. Представленные модели непрерывного этнокультурного и поликультурного образования могут оказать содействие в этом процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы : монография. СПб., 2009. С. 296.

2. Борисова У. С. Этнокультурное образование: историко-социологический анализ (на материалах Республики Саха (Якутия)) : дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2006.

3. Иванова А. В. Модель организации непрерывного этнокультурного и поликультурного содержания образования в неформальном компоненте образования / / Таткачирук. 2014. № 3. С. 19-28.

4. Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации. URL: http://xn--80аЬис_ЩЬЬу9а.хп--р1а1/минобрнауки.рф (дата обращения 25.11.2015).

5. Кривошапкин А. В. Роль СВФУ им. М. К. Аммосова в инновационном развитии коренных малочисленных народов Севера // Наука и образование в XXI веке: роль университетов в инновационном развитии региона : тезисы докл. межд. конф. (Якутск, 25-26 окт. 2012). Якутск, 2012. С. 93.

6. Неустроев Н. Д., Неустроева А. Н. Этнокультурное образование будущих учителей для школ коренных народов Севера // Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации : коллективная монография. Якутск : Медиа-холдинг «Якутия», 2015. С. 184-189.

7. Панькин А. Б. Этнокультурная коннотация образования : монография. Элиста: Калм. гос. ун-т, 2009. С. 380.

8. Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. 996-р : http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 24.02.2016).

9. Тарабукина У. П. Общеобразовательные школы коренных малочисленных народов Севера РС(Я) - участники Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика Севера: интеграция в единое образовательное пространство» / / Таткачирук. 2014. № 2. С. 23-36.

10. Тюрдьо Е. А., Ершова С. И. Модель непрерывного поликультурного образования личности // Культура и религия. 2011. № 2. С. 1-18.

11. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666 период до 2025 года»: http://graph.documentkremhn.m/page.aspx?1;1644521 (дата обращения 20.12.2015).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897). URL : http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ ми-нобрнауки. РФ (дата обращения 29.02.2016).

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ минобрнауки. РФ (дата обращения 12.01.2016).

14. Филиппова Н. И., Иванова А. В. Современное состояние этнокультурного и поликультурного образования коренных малочисленных народов Севера (по результатам мониторинговых исследований в высших учебных заведениях) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 1. С. 100-108.

15. Харисов Ф. Ф. Этно-региональное образование: теория и практика. М. : ООО «ТИД "Русское слово - РС"», 2007. С. 264.

LITERATURA

1. Afanas'eva A. B. Etnokul'turnoe obrazovanie v Rossii: teoriya, istoriya, kontseptual'nye osnovy : monografiya. SPb., 2009. S. 296.

2. Borisova U. S. Etnokul'turnoe obrazovanie: istoriko-sotsiologicheskiy analiz (na materialakh Respubliki Sakha (Yakutiya)) : dis. ... d-ra sotsiol. nauk. SPb., 2006.

3. Ivanova A. V. Model' organizatsii nepreryvnogo etnokul'turnogo i polikul'turnogo soderzhaniya obrazovaniya v neformal'nom komponente obrazovaniya // Tatkachiruk. 2014. № 3. S. 19-28.

4. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/minobrnauki.rf (data obrashcheniya 25.11.2015).

5. Krivoshapkin A. V. Rol' SVFU im. M. K. Ammosova v innovatsionnom razvitii korennykh malochislennykh narodov Severa // Nauka i obrazovanie v XXI veke: rol' universitetov v innovatsionnom razvitii regiona : tezisy dokl. mezhd. konf. (Yakutsk, 25-26 okt. 2012). Yakutsk, 2012. S. 93.

6. Neustroev N. D., Neustroeva A. N. Etnokul'turnoe obrazovanie budushchikh uchiteley dlya shkol korennykh narodov Severa // Etnokul'turnoe obrazovanie v Dal'nevostochnom federal'nom okruge Rossiyskoy Federatsii : kollektivnaya monografiya. Yakutsk : Media-kholding «Yakutiya», 2015. S. 184-189.

7. Pan'kin A. B. Etnokul'turnaya konnotatsiya obrazovaniya : monografiya. Elista: Kalm. gos. un-t, 2009. S. 380.

8. Strategiya razvitiya vospitaniya na period do 2025 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 maya 2015 g. 996-r : http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashcheniya 24.02.2016).

9. Tarabukina U. P. Obshcheobrazovatel'nye shkoly korennykh malochislennykh narodov Severa RS(Ya) -uchastniki Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Pedagogika Severa: integratsiya v edinoe obrazovatel'noe prostranstvo» // Tatkachiruk. 2014. № 2. S. 23-36.

10. Tyurd'o E. A., Ershova S. I. Model' nepreryvnogo polikul'turnogo obrazovaniya lichno-sti // Kul'tura i religiya. 2011. № 2. S. 1-18.

11. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 goda № 1666 period do 2025 goda»: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1644521 (data obrashcheniya 20.12.2015).

12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 № 1897). URL : http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ minobrnauki. RF (data obrashcheniya 29.02.2016).

13. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ minobrnauki. RF (data obrashcheniya 12.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Filippova N. I., Ivanova A. V. Sovremennoe sostoyanie etnokul'turnogo i polikul'turnogo obrazovaniya korennykh malochislennykh narodov Severa (po rezul'tatam monitoringovykh issledovaniy v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh) // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014. № 1. S. 100-108.

15. Kharisov F. F. Etno-regional'noe obrazovanie: teoriya i praktika. M. : OOO «TID "Russkoe slovo - RS"», 2007. S. 264.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Д. Неустроев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.