Подколзин Р.В., Толстых А.А., Кузнецова Е.Д.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СУБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Воронежский государственный аграрный университет
Ключевые слова: организация, управление, консультирование,
информационные услуги.
Аннотация: в статье рассматриваются современные принципы работы консультационных служб в сельском хозяйстве.
Keywords: organization, management, consulting and information services.
Abstract: This article deals with modern principles of counseling services in agriculture.
При формировании системы сельскохозяйственного консультирования необходимо руководствоваться принципами, которые отражают требования к построению и функционированию социально-экономических систем. В процессе классификации принципов организации и управления системой сельскохозяйственного консультирования целесообразно подразделять их на три основные группы.
Принципы, входящие в состав первой группы, являются общими принципами формирования системы:
- развитие сельскохозяйственного консультирования как единой структурированной системы, имеющей взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы и компоненты;
- создание единого законодательного и нормативно-методического, инновационного и информационного пространства для всей системы;
- целевая направленность всех компонентов системы на достижение одной общей цели, а также согласованность целей и задач системы при взаимодействии всех иерархических вертикальных и горизонтальных компонентов;
- научная обоснованность формирования системы, комплексное изучение всей совокупности факторов, влияющих на эффективность ее функционирования и построение системы с учетом этого влияния, способствование приближения к оптимальному состоянию и его сохранению;
- постоянная обратная связь системы сельскохозяйственного консультирования с сельскими товаропроизводителями и населением.
Ко второй группе относятся частные принципы, касающиеся отдельных частей и элементов системы:
- открытость системы и обеспечение ее эффективного взаимодействие со всей инфраструктурой агропромышленного комплекса;
Территория науки,2013, № 1
- привлечение общественных организаций для разработки и проведения экспертизы подготовленных законодательных и нормативных документов, программ по вопросам развития и совершенствования деятельности системы сельскохозяйственного консультирования;
- организация совместного финансирования системы за счет средств федерального и местного бюджетов;
- использование внебюджетных источников финансирования, постепенное введение платных услуг в целях частичной окупаемости затрат;
- постоянное обновление информационных ресурсов и расширение услуг;
- соблюдение соотношения спроса сельхозтоваропроизводителей на услуги и предложения позволяющее приблизить деятельность консультантов к потребностям сельхозтоваропроизводителей и обеспечить выполнение ими производственных и экономических задач;
- защищенность системы от любого политического влияния и выполнения несвойственных ей функций.
В третью группу входят специальные принципы, отражающие особенности процесса сельскохозяйственного консультирования и взаимоотношения консультантов и клиентов:
- осуществление деятельности в интересах сельхозтоваропроизводителей в той мере, в какой она не противоречит общественным интересам и существующему законодательству;
- ориентация не только на текущие проблемы
сельхозтоваропроизводителей, но и прогнозирование перспектив развития производства;
- своевременное и оперативное предоставление информационноконсультационных услуг;
- установление отношений аграрных консультантов с сельхозтоваропроизводителями исключительно на основе доверия и партнерства;
- оказание услуг с учетом природно-климатических условий, а также национальных особенностей и традиций сельхозтоваропроизводителей;
- предоставление сельхозтоваропроизводителям только объективной и достоверной информации;
- обеспечение конфиденциальности информации о клиентах системы;
- высокий профессионализм работников системы, повышение их заинтересованности в оперативности и качестве предоставляемых информации и услуг;
- привлечение к консультационной деятельности работников научных, образовательных и других организаций.
Также отдельные авторы дополняют данный перечень следующими принципами:
- гуманитарность - служба оказывает помощь людям, а не предприятиям;
- конфиденциальность в отношениях с клиентами;
Территория науки,2013, № 1
- адекватность - работа службы должна соответствовать ситуации в регионе и возможности клиента, она применяет работы и технологии, привязанные к конкретной местности;
- достижение целей службы происходит в рамках государственной политики и не противоречит ей;
- работа службы должна быть построена таким образом, чтобы она имела способность гибко реагировать на изменение государственной и местной политики и потребностей сельских товаропроизводителей и жителей.
Следует также учитывать, что формирование информационных ресурсов информационно-консультационных услуг также должно иметь в своей основе следующие действующие принципы:
- обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
- формирование и защита государственных информационных ресурсов;
- создание и развитие федеральных и региональных информационных сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
- создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организации общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
- обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
- содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
- формирование и осуществление научно-технической и промышленной политики в сфере информации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
- поддержка проектов и программ информатизации;
- создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
- развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
Список литературы
1. Акмаров П.Б., Титова Л.В. Актуальные проблемы применения информационных ресурсов и интернет-обучения в сельском хозяйстве / П.Б. Акмаров, Л.В. Титова // Материалы заочной интернет-конференции «Интернет в образовании» (12 октября 2009г. - 01 апреля 2010г.). - М.,2010. -С. 35-37
Территория науки,2013, № 1
2. Бражник М.В. Информационно-консультационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей: зарубежный опыт / М.В. Бражник // Проблемы современной экономики. - 2009. - №1 (29). - С. 35-39
3. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р // Собрание законодательства РФ. -
19.05.2008. - №20. - Ст. 2372.
Подколзин Р.В., Рябов В.П., Толстых А.А.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННОКОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ СО СТОРОННИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Воронежский государственный аграрный университет
Ключевые слова: управление, консультирование, информационные услуги.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы организации
взаимодействия информационно-консультационных служб в АПК.
Keywords: management, consulting and information services.
Abstract: The article considers the problems of coordination of information and consultancy services in the agricultural sector.
Успех работы ИКС любого уровня управления в АПК в значительной мере зависит от того, какие контакты имеют специалисты ИКС с другими организациями и непосредственно с товаропроизводителями. Поэтому дальнейшие перспективы ИКС связаны с развитием тесного взаимодействия с другими участниками рынка. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что установление взаимовыгодных интеграционных связей ИКС с другими субъектами рыночных отношений в агропродовольственном комплексе позволяет повысить роль службы в эффективности производства. Поэтому крайне важным остается вопрос об определении стратегии и планов развития ИКС, учитывающих интересы всех участников информационно-консультационного процесса.
Взаимосвязь с другими организациями у ИКС возникает непрерывно, начиная от процесса планирования работы службы, привлечения на службу работников сторонних организаций (учебных и научных заведений) и заканчивая непосредственным сотрудничеством со СМИ, органами управления АПК, самими сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В перечень внешних организаций, не ранжируя их по степени важности, можно отнести следующие:
- правительственные, государственные, административные, статистические и юридические организации и учреждения;
- производственные сельскохозяйственные и агропромышленные