УДК 725 (571.1)
АВЛАСКО СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, аспирант, velaskes_s@mail. ru Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета,
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВЫХ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.
В статье освещаются принципы и тенденции проектирования городов, появившихся в Красноярском крае во второй половине ХХ в. Рассматриваются этапы их архитектурно-планировочного формирования, которые объединяют в себе данный период, выявляются характерные особенности. Полученные данные базируются на архивно-изыскательских материалах, найденных в архивах Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края города Красноярска.
Ключевые слова: новые города; композиция; генеральный план; планировочная структура; общественный центр; композиционная ось; микрорайон; жилой район; районный центр; ландшафт; экологический каркас.
AVLASKO, SERGEY GENNADJEVICH, P.G., velaskes_s@mail. ru
Siberian Federal University (Institute of Architecture and Design),
82 Svobodny Avenue, Krasnoyarsk, 660041, Russia
PRINCIPLES OF DESIGNING THE NEW CITIES IN KRASNOYARSK AREA IN THE SECOND HALF OF THE XXth CENTURY
The article considers the features of the formation and development of new towns of Krasnoyarsk area in the second half of the twentieth century. The stages of the development of the projects, being the boundaries of architectural and planning transformations of new Siberian cities, were stressed. The analysis of creative concepts showed the basic principles of planning and construction of cities designed at the stages of their formation and development. The data obtained are based on archival and survey materials found in the archives of the Service Control in Urban Planning Krasnoyarsk Area.
Keywords: new cities, composition, master plan, planning structure, community center, compositional axis, micro-district, residential area, district center, landscape, ecological basis.
Вторая половина XX в. - один из ярких периодов развития противоречивого советского градостроительства и зодчества, завершившийся вместе с распадом СССР. Освоение топливно-энергетических ресурсов Сибири, начавшееся в послевоенные годы, способствовало формированию на востоке страны новых городов. Одним из сибирских регионов, на территории которого высокими темпами развивались промышленные комплексы и градостроительная деятельность, являлся Красноярский край. В данной статье, на примере городов края, возникших во второй половине ХХ в., таких как Бородино, Дивногорск, Железногорск, Ко-динск, Лесосибирск, Назарово, Сосновоборск, Шарыпово, рассмотрены некоторые творческие концепции их формирования и развития.
© С.Г. Авласко, 2012
В 1950-х гг., на первом этапе становления новых сибирских городов, главное значение имели архитектурные концепции послевоенного проектирования, призванные художественными способами выразить торжество победы советского народа над фашизмом. В проектных решениях предпринималась попытка реализовать принципы идеального социалистического города, в котором архитектурно-художественные приемы имеют воспитательный характер, способствующий формированию гармонично развитого советского человека.
Идеальный советский город создавался как город-ансамбль, где вся застройка была подчинена единому художественному замыслу, однажды воплотившемуся и существующему в своем завершенном состоянии долгое время. Беспрепятственной реализации задуманной проектировщиками идеи способствовала возможность создания города на свободной площадке. Цельность его восприятия достигалась выявлением и увязкой в один композиционный стержень основных пространственных элементов города. Общественный центр города являлся линейной системой площадей, которая развивалась по основной композиционной оси - магистрали, находящей свое продолжение в центральной аллее парка. Главная городская площадь, где, как правило, устанавливался монумент Ленину, формировалась ансамблем общественных зданий, решенных в единой архитектурной стилистике. В структуре генерального плана присутствовало последовательное повторение планировочных элементов (жилых кварталов), размещенных симметрично друг другу. Этот планировочный принцип прослеживается и в застройке центральной части города Железногорска (статус города получен в 1954 г.), представляющей собой регулярную сетку прямоугольных кварталов. К ней примыкают парк со спортивной зоной и больничный городок. Важным основополагающим принципом формирования города стало четкое функциональное зонирование его территории, обеспечившее отдаленность размещения промышленных предприятий от жилых районов.
На следующем этапе градостроительной деятельности (1960-е гг.) концепция социалистического города претерпела существенные изменения в связи с переходом к индустриальным методам строительства и вводом в проектирование новой структурно-планировочной единицы - микрорайона. Проектировщикам пришлось решать задачу интегрирования нововведенных планировочных структур и сложившейся концепции города-ансамбля. В связи с этим изменились принципы построения объемно-пространственной композиции, сеток улиц, схем обслуживания и всей планировочной структуры города.
В проектах новых жилых образований создавались районные центры, ориентированные на главную магистраль [1, 2]. Городская застройка членилась на жилые районы, складывающиеся из групп микрорайонов и образующие массив компактной планировочной структуры, объединенный вокруг ядра общегородского центра. Проектирование различных конфигураций микрорайонов, границы которых определялись пешеходной доступностью, позволило применить свободную планировку. Примером такого формирования жилых районов может служить проект генерального плана тех лет для города Назарово (статус города получен в 1961 г.) [2]. Исходным и многократно повторяющимся планировочным элементом в проекте принят ком-
плекс жилых домов с объектами первичного обслуживания. Внедрение принципов микрорайонирования способствовало разряжению уличной сети города. Широкая парадная магистраль соединяет между собой жилые районы и места приложения труда.
Застройка городов в 1960-х гг. осуществлялась, в основном, четырех-и пятиэтажными домами. Постановка высотных акцентов выполнялась в целях формирования выразительных композиций городского центра. В некоторых городах общественный центр представляет собой линейное образование, анфиладой спускающееся к парку, реке или водоему. Подобной структурой характеризуется планировка города Дивногорска (статус города получен в 1963 г.) [3]. В соответствии с генеральным планом пешеходные пути отделены от транспортных потоков и образуют удобные связи жилых районов с общегородским центром. Система озеленения, включающая в себя окружающие город лесные массивы, решена в органичном единстве с системами транспорта и жилой застройки.
1970-е гг. стали этапом наиболее продуктивной проектной деятельности, о чем свидетельствует большое количество генеральных планов, разработанных в данное десятилетие для городов Сибири. В это время получили развитие градостроительные принципы предшествующих десятилетий, а также складывались новые. Заметно возросло внимание проектировщиков к ландшафту и максимальному использованию его составляющих при разработке новых генпланов. В них закладывалась методика максимального сохранения существующего ландшафта и на основе его уникальных особенностей воплощения идеи живописного города-сада [3-5].
Например, в проектных предложениях нового генерального плана города Дивногорска (1972 г.) [3] естественный лесной массив активно включался в застройку. Модуль структурного членения города увязывался с его природным окружением [6], а все композиции должны были восприниматься без отрыва от окружающего ландшафта [7]. На основе существующего лесного массива создавался парк, неразрывно связанный с центром города. Непрерывная система озеленения объединяла все структурные элементы города между собой и с лесопарком.
В случаях проектирования нового города на месте стихийно сложившегося поселка (например, Лесосибирска, статус города получен в 1975 г.) планировочная структура либо создавалась заново, либо упорядочивалась существовавшая за счет сноса ветхого жилья и замены его капитальными объектами [8]. Новая застройка объединялась в микрорайоны.
Проведенный автором анализ проектов генеральных планов, составленных в 1970-х гг. для городов Дивногорска, Назарово и Лесосибирска, показал, что их проектная планировочная структура, как правило, формировалась на основе двух взаимно-перпендикулярных осей - магистралей [4, 9, 10]. В узле их пересечения устраивалась главная площадь, а вдоль одной из них - линейный центр, окруженный жилыми районами [11]. Структура уличной сети подчеркивала основные направления трудовых потоков населения. Районные магистрали создавали кольцо, связывая центры жилых районов [8]. При проектировании транспортной сети города решающим являлся фактор времени
и доступности [12, 13]. Во многих проектах генпланов 70-х гг. определяющими принципами проектировщики заявляли экономичность, простоту, «эластичность» решения, гибкость планировочной структуры, обеспечивающей возможность дальнейшего развития основных функциональных зон, и сохранение устойчивых связей между ними в процессе роста [6]. Проектируемый город четко делился на основные функциональные зоны - центр, селитебную, промышленную, зону отдыха, спортивную, учебную и лечебно-оздоровительную [7, 12-14]. Прежняя концепция социалистического города-ансамбля сменилась в эти годы концепцией территориально растущего города, формирующегося с учетом отвода резервных территорий для его перспективного роста.
В проектных предложениях 1970-х гг. сложились новые принципы построения объемно-пространственной композиции формировавшихся городов, которые должны были выявлять архитектурно-планировочными средствами расположение центров жилых районов и пути движения к ним. Главная композиционная ось - магистраль города, вдоль которой формировался ансамбль центра, выявлялась высотными акцентами [3, 8, 12]. Выразительность композиции городского центра достигалась, по мнению проектировщиков, гармоничным сочетанием и контрастом разновысоких вертикалей и протяженных горизонтальных объемов, а блокировка и объединение общественных зданий в группы должны были придать ансамблю четкость и выразительность. Территория городского центра проектировалась и как зона отдыха [8], в которой предусматривались обильное озеленение и благоустройство.
Жилая застройка в проектах трактовалась как фон для более пластичной застройки центра [8]. Высотные акценты служили главным средством пространственной ориентации в масштабе городского пятна и выразительности силуэта. Связям городской структуры подчинялась пространственная композиция каждого микрорайона, выявляя единство этой структуры [12]. Постановка высотных зданий в микрорайонах увязывалась проектом с панорамой набережной, ансамбли которой решались чередованием застроенных участков и свободных озелененных пространств [3, 8]. Для некоторых микрорайонов, выходящих на важные магистрали, проектировались своеобразные главные фасады застройки [7]. При создании ансамблей применялись различные масштабы, ритм и детализация объемов для их эффектного восприятия как при движении пешком, так и по магистрали на скорости. При въезде в город создавался парадный силуэт, а по приближении к центру этажность застройки и ее ритм постепенно возрастали [7, 8]. Система ансамблей общественной и жилой застройки увязывалась с окружающим ландшафтом. В условиях панорамного восприятия города выстраивалась многоплановая композиция путем чередования жилых и лесных массивов [3].
На этапе 1980-х гг. градостроительные процессы в сибирских регионах продолжали развиваться высокими темпами, но пути формирования каждого нового города имели свои различия. В одних случаях, как для Шарыпово и Бородино, получивших статус города в 1981 г., проектами предлагалось развитие и уплотнение городской структуры, рассредоточение трудовых потоков путем уравновешивания положения внешних и внутренних мест приложения труда [15, 16]. Закладывались новые планировочные оси в направлениях пер-
спективного роста города. Дальнейшее формирование планировочной структуры города во многом определялось транспортной организацией системы расселения. По мере развития близлежащих городов формировалась сеть магистралей междугородного сообщения, вносившая при проектировании генплана в него свои коррективы [17, 18]. Таким образом, в планировочной организации нового города, как отмечали исследователи, проявились тенденции создания своеобразного интегрального узла - территориального образования более крупного, чем городская структура, которые отразились в территориально-структурном объединении рабочих поселков, топливно-энергетических объектов, сельских населенных пунктов [19].
В других случаях, например, как в городе Лесосибирске, прогнозы развития городской структуры и численности населения на расчетный срок не оправдывались, и новая корректировка прежнего генплана была вызвана необходимостью перехода на малоэтажное строительство и разуплотнение застройки [20]. В отличие от сложившейся регулярной структуры центральной части города, на его периферии проектировщики применили свободную планировку [14]. Внутри микрорайонов главными планировочными осями намечались озелененные пешеходные пути к городскому центру и парку. Для будущего развития Лесосибирска проектировщики предложили концепцию города-леса [20, 21]. Она основывалась на терминологическом понятии «экологический каркас» как необходимом условии существования города в экстремальных условиях Сибири и определяла ряд принципов для его создания [20]:
- ландшафтно-генетический принцип, предполагающий наследование и развитие городом его природной основы градостроительными методами;
- принцип непрерывности и многофункциональности озелененных территорий;
- принцип соразмерности зеленых пространств и застройки, чередующихся между собой (нетронутые ландшафты должны составлять не менее 35 % городского пятна и возрастать по мере удаления от центра);
- принцип поляризованного функционально-ландшафтного зонирования (территория города и его окружения делится на зоны с различной степенью урбанизации ландшафта);
- принцип развития, подразумевающий усиление взаимосвязи города и природы по мере его развития, а также недопустимость сращивания планировочных элементов в сплошную ткань застройки.
Для размещения центра нового города Кодинска (статус города получен в 1989 г.) выбирались наиболее представительные площадки и выявлялись пространственные связи с природными доминантами [14]. Вследствие того, что строительство города велось на месте сплошного лесного массива, он приобрел расчлененную планировочную структуру. В таких случаях проектировщики прибегали к принципу камерности восприятия ансамблей жилых районов, т. к. не имелось возможности панорамного наблюдения застройки из-за окружающего ее леса. Использование цвета в городской застройке позволило достигнуть гармоничного сочетания архитектуры и окружающего ландшафта, выявить особо значимые объемы и основные закономерности в композиции [14].
В 1990-х гг. в связи с изменившейся социально-политической ситуацией в стране, сокращением промышленного и жилищного строительства в сибирских городах наблюдался отток населения. Прежние градостроительные прогнозы не оправдались. Это явилось причиной осуществления корректировок генеральных планов многих городов, в том числе возникших во второй половине ХХ в. Общие градостроительные тенденции этого этапа были направлены на оптимизацию уже сложившихся к тому времени планировочных структур городов, на преодоление структурно-функциональных разрывов между их планировочными элементами, на обеспечение устойчивости главных связей, на сохранение целостности городского образования, и на устранение последствий искаженной реализации ранних генпланов [22]. В основу проектов 90-х гг. легли принципы формирования города как единого целого и компактности его планировки [22, 23].
Требования создания экологического каркаса в городах и положения вышедшей в начале 1990-х гг. инструкции об изменениях в составе, порядке проработки и реализации градостроительных объектов привели к очередным проектным реорганизациям планировочных структур [22]. В микрорайонах и кварталах, отведенных ранними генпланами под капитальную высотную застройку, новая корректировка предполагала вести малоэтажное строительство. Деревянная застройка, которая ранее предусматривалась к выносу, теперь подлежала сохранению как историческая [23, 24]. Часть ликвидированных промышленных зон, согласно новым генпланам, благоустраивалась и включалась в состав экологического каркаса [22].
Сибирские города, созданные во второй половине ХХ в., в процессе архитектурно-планировочного формирования и развития подвергались постоянным трансформациям при попытках реализации сменяющихся градостроительных концепций, приведенных в таблице.
Этапы проектирования новых городов Красноярского края
н
Схемы генеральных планов
Модель
планиро-
вочной
структуры
Железногорск
0
с*
Дивногорск Шарыпово
Назарово
о
ю
с*
Окончание таблицы
Схемы генеральных планов
Модель
планиро-
вочной
структуры
Железногорск Дивногорск Шарыпово
Назарово
Условные обозначения:
- общественный центр
- селитебная зона
- промышленность
- озеленение
- магистрали
- ансамбли центра города
- ландшафтная доминанта
промышленность, предусмотренная к выносу
| - резервные территории
- устранение функциональных разрывов
Изменения, происходившие с каждым десятилетием второй половины ХХ в., наслаиваясь друг на друга, в итоге привели к тому, что новые города Красноярского края вобрали в себя и отразили всю проблематику и противоречивость этого периода. Значительные искажения и незавершенность при воплощении первоначальных идей развития городов сказались, в первую очередь, на снижении качества градостроительной среды. В какой-то степени новые сибирские города стали испытательными полигонами для практической реализации творческих концепций и выработки градостроительных тенденций, хроно-
графами развития индустриального строительства и своего рода памятниками архитектуры заката советской эпохи.
Библиографический список
1. Проект планировки г. Назарово / Гипрогор. - М., 1960.
2. ПДП центральной части г. Назарово / Горстройпроект. - Красноярск, 1964.
3. Генплан г. Дивногорск / Красноярскгражданпроект. - 1972.
4. Генплан г. Дивногорск / Красноярскгражданпроект. - 1974.
5. ПДП центральной части западного планировочного района г. Назарово / Гипрогор. -
М., 1975.
6. Генплан г. Шарыпово / Красноярскгражданпроект. - 1978.
7. Генплан г. Шарыпово, ПДП центральной части г. Шарыпово / Красноярскгражданпро-
ект. - 1979.
8. Генплан г. Лесосибирск / Красноярскгражданпроект. - 1975.
9. ПДП г. Лесосибирска / Красноярскгражданпроект. - 1976.
10. Генплан г. Назарово / Гипрогор. - М., 1973.
11. Генплан рабочего поселка Кодинска / «Гидропроект» им. С.Я. Жука - 1984.
12. Генплан г. Сосновоборск / Красноярскгражданпроект. - 1975.
13. Генплан г. Сосновоборск / Красноярскгражданпроект. - 1979.
14. Генплан г. Кодинск (правобережный) / Красноярскгражданпроект. - 1988.
15. Генплан г. Бородино / Красноярскгражданпроект. - 1980-1981.
16. ПДП центральной части г. Шарыпово / Красноярскгражданпроект. - 1984.
17. Г. Черненко. Проект размещения строительства на 1986-1990 гг. / Красноярскграждан-
проект. - 1985.
18. Г. Назарово. Проект размещения строительства на 1986-1990 гг. / Гипрогор. - М., 1985.
19. Градостроительство Сибири / В.Т. Горбачёв, Н.Н. Крадин, Н.П. Крадин [и др.] ; Рос. акад. архит. и строит. наук, НИИ теории и истории архит. и градостроит. НИИТИАГ РААСН. - СПб. : Коло, 2011. - С. 652.
20. Генплан г. Лесосибирск / Красноярскгражданпроект. - 1988.
21. Генплан г. Кодинск (левобережный) / Красноярскгражданпроект. - 1989.
22. Генплан г. Шарыпово / Проектная мастерская «Урбанус». - Красноярск, 1995.
23. Генплан г. Бородино. Корректировка генплана г. Бородино / Красноярскгражданпроект. -1992.
24. ПДП жилого района г. Дивногорска / Красноярскгражданпроект. - 1991.