УДК 72.03+069
А.П. Дворецкая, Н.В. Гонина, Н.А. Гонина, г. Красноярск
Роль ленинградской архитектурной школы в формировании исторического облика Красноярска и других населенных пунктов
Красноярского края
Аннотация
В статье рассматривается роль ленинградских архитекторов и проектных организаций в планировании, застройке и благоустройстве населенных пунктов Красноярского края. Именно при их активном участии с конца 1940-х гг. начинается архитектурное развитие г. Красноярска и образование новых промышленных центров края. В частности, ленинградцам принадлежит создание генпланов Красноярска начала 1950-х и 1970-х гг: более подробно рассматривается проект 1972 г. Отмечается, что немало молодых архитекторов и инженеров-строителей, приехавших в край в 1950—1980-х гг., были ленинградцами или выпускниками ленинградских вузов. Ленинградскими архитекторами создавались проекты планов и генпланы целого ряда городов и поселков края и Хакасской автономной области — Абакана, Бородино, Дивногорска, Минусинска, Назарово, Новоселово, Норильска, Овсянки, Саяногорска, Черногорска, Шушенского. Решающий вклад был внесен в строительство таких значимых промышленных объектов, как Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. К сожалению, период наиболее активного строительства сопровождался реализацией типовой застройки и ограничением местных творческих инициатив. С конца 1970-х гг. начинается постепенный рост участия в проектных работах местных краевых проектных организаций.
Ключевые слова: архитектурная школа, Ленинград, архитектура Красноярска, Красноярский край, ХХ век
Город Красноярск, как и многие другие сибирские города, на удивление долго сохранял полусельский облик. Инфраструктура здесь развивалась медленно, квалифицированных специалистов было крайне мало. И только благодаря отдельным энтузиастам в городе появлялись элементы благоустройства и интересные здания. При этом уже среди первых архитекторов дореволюционного периода в Красноярске можно встретить представителей петербургской школы: Л.А. Чернышева, С.Г. Дриженко, В.А. Соколовского, с именами которых связан расцвет местного градостроительства начала ХХ в.
Санкт-Петербург является городом мировой и отечественной культуры. В архитектурном плане он всегда был эталоном для подражания профессиональных архитекторов. Для простых горожан Петербург — город высокой эстетики. На образцах северной столицы развивался художественный вкус, будилось творческое воображение и понимание прекрасного. Крас-ноярцы всегда гордились, что планировка и многие здания дореволюционной постройки создавались по канонам петербургской школы (рис. 1, 2).
Особо хотелось бы отметить творческое долголетие известнейшего архитектора Владимира Александровича Соколовского (1874—1959) (рис. 3). Именно он проложил своеобразный мостик из России имперской в Россию советскую.
В.А. Соколовский внес огромный вклад в становление эстетичного и современного архитектурно-художественного облика города Красноярска первой трети ХХ в. В 1930-е гг. он активно участвовал в работе над проектом «Большого Красноярска», призванного преобразовать патриархальный небольшой город в крупный промышленный центр [1, с. 37—39] (рис. 4).
Однако Великая Отечественная война и послевоенная разруха существенно затормозили развитие инфраструктуры Красноярска. Именно поэтому многие масштабные процессы, такие как преобразование центра, прибрежной территории, строительство
мостов, были сдвинуты на 1950—1970-е гг.
В послевоенные годы началась настоящая индустриальная революция. Красноярск во второй половине ХХ в. представлял собой в буквальном смысле огромную строительную площадку. На территории края один за другим росли заводы и новые города, но основной объем производства и концентрация населения осуществлялись в региональном центре или тяготели к нему. Также важную роль в этом процессе сыграло строительство Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС.
Освоение территории промышленным строительством потребовало грандиозной изыскательской, проектировочной и инженерно-строительной работы, которая могла осуществляться только в крупных проектных организациях Москвы и Ленинграда. Так, в конце 1940-х гг. проектирование городов Красноярска и Игарки осуществлял институт «Гипрогор» (г. Москва), пос. Урал и Бородино Рыбинского района, Назаровского угольного разреза одноименного района, г. Черногорска Хакасской автономной области — институт «Ленинградшахтопроект», пос. Подтесов-ского затона — Ленинградское отделение института «Гипроречтранс». Одной из самых крупных организаций, отвечающих за проектирование в Красноярске и крае, стал с этого времени и вплоть до конца 1970-х гг. институт «Ленгипрогор» [7, с. 616—624].
Ленинградцам принадлежит создание генпланов Красноярска начала 1950-х и 1970-х гг. Они осуществляли планировку и архитектурное решение центра города, ряда районов правого берега и проспекта «Красноярский рабочий» (рис. 5). Также была разработана пригородная зона, решены вопросы благоустройства и озеленения (пос. Овсянка) (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 1. Д. 3383. Л. 4, 5, 10, 13; Ф. Р-2224. Оп. 1. Д. 71. Л. 395, 395 об. Д. 91. Л. 6, 40; Ф. П-1153. Оп. 1. Д. 9. Л. 26—33) (рис. 6).
Генплан 1950-х гг. опирался на прежние планировочные идеи: укрупнение планировочной системы, реконструкцию и развитие общегородского центра с
созданием зоны общественной застройки между ул. Ленина и Карла Маркса, связь центральной части города с районами слобод и, наконец, развитие озеленения с включением старого парка, берегов Енисея, Качи и островов.
Ленинградские архитекторы стали неким эталоном при создании современного облика города. Например, в протоколе общего собрания Красноярского отделения Союза советских архитекторов от 28 февраля 1952 г. предлагалось обратить внимание на положительный опыт ленинградских архитекторов по организации комитетов по благоустройству г. Ленинграда и закреплению за отдельными специалистами участков работы (ГАКК. Ф. П-1153. Оп. 1. Д. 6. Л. 29, 30, 30 об, 31, 33 об.).
Первые шаги в преобразовании городского пространства были сделаны после утверждения генплана Советом Министров РСФСР в мае 1951 г. Генплан был выполнен в Ленгипрогоре под руководством архитектора Ю.М. Киловатова. В своей основе он имел проектные разработки 1930-х гг., дополненные изменениями планировочной ситуации, произошедшими за период войны. Изменения на левом берегу, в исторической части города, особенно наглядно воплотились в формировании главной площади города — площади Революции, где был возведен ряд монументальных зданий общественного и культурного назначения в духе сталинского ампира. В центральной части площади в 1956 г. завершилось строительство Дома Советов [3]. В окончательный вариант построенного здания были внесены существенные изменения, и связаны они были с именем пребывающего в Красноярске в ссылке известного архитектора петербургской школы М.И. Мержанова. Кроме краевого Дома Советов на площади Революции, по его проектам были построены Центральный райком КПСС, красноярское отделение Госбанка на ул. Дубровинского, главный корпус медицинского института, Дворец культуры завода Красмаш, пристройка к кинотеатру «Совкино». Одной из главных заслуг М.И. Мержанова во время работы в Красноярске можно считать создание филиала центрального института «Горстройпроект» (Крайгорпроект), который он возглавлял до отъезда в Москву в 1960 г. [2, с. 610—611; 8]
Немало молодых архитекторов и инженеров-строителей, приехавших в край в 1950—1980-х гг., были ленинградцами или выпускниками ленинградских вузов. Среди них такие замечательные личности, как первый директор Красноярскгражданпроекта А.И. Гришин, член-корреспондент РААСН В.К. Шадрин, академик РААСН В.В. Орехов и др. Они осуществили создание зданий и ансамблей, определяющих облик города и, безусловно, не могли не отразить в них влияние петербургской/ленинградской школы (например, рис. 7). Проиллюстрируем данный тезис отрывком из интервью В.В. Орехова: «Конец 1950-х — начало 1960-х гг. стали временем активного развития архитектуры в Красноярске. Именно тогда здесь образовался коллектив архитекторов-единомышленников... Уже вскоре нами было сделано много заготовок, которые в конечном итоге позволили в середине 1970—1980-х гг. заложить градостроительную основу современного Красноярска. Важно отметить, что, в отличие от многих российских городов,
наш отстраивался не традиционными тогда в СССР отдельными кусками, а крупными строительными образованиями. Достаточно назвать недостроенный, но сформированный ансамбль «Стрелка», куст возле Красноярского театра музыкальной комедии, площадь им. 350-летия Красноярска, спортивный ансамбль на о. Отдыха, Предмостную площадь и многие другие (например, рис. 8). Застраивать город ансамблями — это петербуржский принцип. Ряд красноярских архитекторов прошли ленинградскую школу, в том числе директор Гражданпроекта Александр Иванович Гришин. Очень большая заслуга его и в том, что он сумел убедить партийных работников в целесообразности таких проектов» [4].
Высокая оценка работе ленинградских архитекторов в Красноярске была дана на всесоюзном и даже мировом уровне. Так, проект здания Центрального стадиона на о. Отдыха (автор В.В. Орехов) получил диплом первой степени на смотре творчества молодых архитекторов в Москве и был опубликован во всех профессиональных журналах мира. Данный проект был одной из первых попыток отойти от типового проектирования и строительства.
Ускорению процесса архитектурно-строительных преобразований города способствовало утверждение в 1972 г. очередного генерального плана развития города, выполненного институтом «Ленги-прогор» (руководитель Ю.П. Шплет). Генпланом предусматривалось более интенсивное освоение левобережной части с целью сбалансировать численность населения обоих берегов. В результате город обретал пространственно уравновешенное положение относительно Енисея. Предполагалось, что акватория реки с островами Отдыха и Татышева будет окружена панорамой береговой кольцевой застройки на фоне горных отрогов и склонов. Городской центр из компактного, исторически сложившегося массива площадью 480 га таким образом превращался в обширную территориально более развитую систему.
Проект охватывал лишь часть территорий, входящих в центральную зону Красноярска, и ограничивался площадью 650 га, предусмотренной генпланом, в том числе: 480 га центрального массива, 150 га примыкающего к нему участка в долине р. Качи и 15 га предмостной площади правого берега. Общая композиционно-пространственная структура центра строилась на трех основных осях — пр-те Мира, ул. Ленина и Карла Маркса и набережных Енисея и Качи. По проекту предусматривалось создание системы трех площадей (площадь Революции, предмостная площадь левого берега р. Енисей и стрелки), объединенных между собой главной улицей города — пр-том Мира. Площадь Революции при этом сохраняла функции главного административно-общественного ядра и раскрывалась широкой эспланадой к Енисею. Предмостная площадь решалась как многофункциональное пешеходное пространство, связанное с набережной, где должны были размещаться горисполком, театр, гостиница, высотное административное здание. Наиболее важным в градостроительном отношении являлся район так называемой стрелки, где проектировался культурно-просветительный и торговый центр. Как посчитали ленинградские архитекторы, этот участок, уникальный и по своему историческому значению, как место основания города, и
по ландшафтным качествам, представлял исключительные возможности для создания ансамбля с ярко выраженной индивидуальностью и определенной символикой, связанной с основанием сибирского города. Для облагораживания облика города был поднят вопрос о сносе ветхого и малоценного жилого и общественного фонда с последующим строительством зданий повышенной этажности (65%) и пятиэтажных (35%). При решении транспортной развязки при съезде с коммунального моста предлагалась организация правого поворота и одностороннего движения по ул. Вейнбаума, Урицкого, Сурикова и ведение работ по созданию обходной магистрали в нижней террасе набережной (ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 2. Д. 12. Л. 82—86, 97, 98, 102; Ф. П-26. Оп. 8. Д. 352. Л. 148—154).
Однако данный проект имел и свои минусы. Как считают авторы работы «Градостроительство Сибири» [2, с. 617]: «В исторической части застройки начинают возводиться высотные жилые дома. В этот период старые кварталы почти полностью лишились деревянных строений и небольших одно- и двухэтажных каменных домов, сохранявших черты дореволюционного Красноярска. Процесс вторжения в историческую часть города осуществлялся почти без увязки новых объектов со сложившейся средой, которая чаще всего признавалась не соответствующей современным требованиям планировки и благоустройства. Однотипность архитектурно-планировочных решений домов на набережной, упрощенность форм неуклонно вела к потере этой частью города своеобразия, индивидуального облика. Только более поздняя по времени застройка стрелки (проектирование застройки осуществлялось совместно красноярскими и ленинградскими архитекторами — прим. авторов) возвращает к проектам 1930-х гг. и предполагает активную взаимосвязь с акваторией реки. Крупным композиционно-пространственным ядром выделяется символическая, знаковая роль этого района города».
Одним из интереснейших стал проект Октябрьского моста в г. Красноярске. Генеральному проектировщику — Ленинградскому институту по проектированию мостов — в ходе всей работы помогали сотрудники московской конторы «Гидромехпроект» и новосибирского отдела специального конструкторского бюро «Главмостостроя». А в институте «Красноярскгражданпроект» были спроектированы подходы к мосту и транспортные развязки. Как указывал руководитель группы ленинградских проектировщиков В.В. Шувалов, «...проект состоял из двух мостов. Первый, длиной 900 метров, перекинется через главное русло реки, соединит правый берег с островом Татышев. Второй — вдвое короче, через протоку. С учетом дороги по острову общая протяженность мостового перехода превысит четыре километра. Ширина нового моста 40,3 метра, с шестью (вместо четырех) полосами движения автотранспорта, с двумя путями для скоростного трамвая» [5].
В 1981—1985 гг. ленинградские специалисты разработали художественное оформление здания Центрального музея В.И. Ленина. По согласованию с руководством разработка архитектурного проекта Красноярского филиала была поручена коллективу архитектурной мастерской (руководитель — заслу-
женный архитектор РСФСР А.С. Демирханов) института «Красноярскгражданпроект», а разработка проекта художественного оформления — ленинградским художникам, лауреатам Государственной премии УССР, заслуженным деятелям Монгольской народной республики В.И. Короткову и В.Л. Ривину (ГАКК. Ф. П-7968. Оп. 1. Д. 2. Л. 1, 3, 7).
Заметим, что работа ленинградских архитекторов не ограничивалась только Красноярском. Так, большую роль в формировании ансамбля застройки г. Норильска сыграл В.С. Непокойчицкий. Он родился и вырос в Санкт-Петербурге, окончил Ленинградский институт инженеров промышленного строительства. С 1939 по 1973 г. Витольд Станиславович Непокойчицкий работал в проектной организации Норильского комбината ведущим архитектором по жилищному и гражданскому строительству, а затем главным архитектором проекта города. Под его руководством в 1940—1943 гг. был разработан генеральный план застройки Норильска. Его основой стала главная магистраль, пронизывающая весь город. Вдоль проспекта планировалось размещение парадных площадей и оригинальных архитектурных ансамблей. Визитной карточкой архитектора считается уникальный ансамбль Октябрьской площади с памятником Ленину и первые дома Ленинградского проспекта. Непокойчицкий выступил организатором отделения Союза архитекторов СССР в городе Норильске и много лет был его председателем [6].
Ленгипрогором были сформированы проекты планов и генпланы целого ряда городов и поселков края и Хакасской автономной области — Абакана, Бородино, Дивногорска, Минусинска, Назарово, Но-воселово, Норильска, Овсянки, Саяногорска, Черно-горска, Шушенского. Разработаны архитектурно-художественные решения для мемориалов и музеев строителей Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, музейного комплекса в Шушенском.
Проектирование предприятий в крае осуществлялось ведомственными организациями, ряд которых также находился в Ленинграде. Наиболее крупные объемы работ были осуществлены институтом «Ленгидропроект» в связи со строительством Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС и институтом «Ле-нинградшахтопроект» в районах добычи угля на юге края (рис. 9).
Постепенно местные коллективы, укрепившись кадрами и набрав опыта, стали проявлять активность и самостоятельность. Во многих проектах красноярцы выступали равноправными партнерами для маститых столичных архитекторов, побеждали на всесоюзных конкурсах [8, с. 669—672]. Они далеко не всегда следовали проектам, предложенным из центра. Например, критике подверглась проектировка Норильска и населенных пунктов Енисейского Севера (пос. Диксон). Документы показывают, что часты были споры с такими проектными институтами, как «Ленгипрогор», «Ленгидропроект», и претензии к ним за затягивание сроков, шаблонность подходов, ошибки в проектировании. Например, достаточно острый характер приняли дискуссии с институтом «Ленгидропроект» в отношении строительства Сая-но-Шушенской ГЭС, затопляемых территорий (ГАКК. Ф. П-1153. Оп. 1. Д. 62. Л. 1, 8, 9, 15, 18, 30; Ф. П-5117. Оп. 57. Д. 8. Л. 87, 177, 184; Ф. Р-2224. Оп. 2.
Д. 21. Л. 120-124; Д. 74. Л. 4-7; Д. 97. Л. 73-76; Ф. Р-2279. Оп. 1. Д. 27. Л. 109, 109 ОБ; Ф. П-6628. ОП. 7. Д. 4. Л. 121, 134, 135, 148).
В 1974—1975 гг. проектным институтом «Лен-НИИПфадостроительства» в соответствии с письмом Госстроя РСФСР и Госплана РСФСР от 3 марта 1972 г. был выполнен проект города Саяногорска. По варианту I, который в дальнейшем был принят, «...город на 100—150 тыс. жителей располагается на левом берегу р. Енисей в 6 км южнее промышленной площадки Саянского алюминиевого завода... Два планировочных района со своими общественно-административными центрами и городской центр обращены к пойменной части р. Енисей, вдоль берега предполагается создание парковой зоны. Третий планировочный район расположен западнее у железной дороги. В обсуждении приняли участие: тт. Зирнит А.А., Балашов Е.П., Рязанова Р.П., Лукашов B.C., Харламов Р.П., Манчинская А.Е., Семечев П.С., Павлюков В.П., Платов П.Ф.» (ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 2. Д. 74. л. 1, 2).
В 1978 г. в соответствии с договором ленинградских и красноярских организаций, участвующих в создании Саяно-Шушенской ГЭС, коллективами института «Ленгидропроект», Ленинградского филиала ВНИИ технической эстетики, Ленинградского отделения худфонда РСФСР и ряда других организаций была выполнена работа по комплексному архитектурно-художественному оформлению основных сооружений гидроузла, подъездов и туристических маршрутов. Архитектура основных сооружений ГЭС разработана в строгих монументальных формах и пластическом общеобъемно-пространствен-ном решении в увязке с рельефом и существующем ландшафтом. Своеобразно и выразительно решено здание ГЭС и ее интерьеры. Проектом предусматривалось создание мемориального комплекса, посвященного ленинской идее электрификации России, на основной визуальной точке подхода к створу. Оригинальное решение предложено в мемориальном комплексе — создание памятника В.И. Ленину и скульптурной группы из существующих красивых скал
берега р. Енисей. Предполагалось к пуску первого агрегата выполнить оформление дороги Абакан-Са-яногорск по тематике: «Шаги энергетики», а также завершить композицию «Содружество Ленинград-Саяны» (ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 2. Д. 97. Л. 3-7).
Таким образом, для архитекторов в нашем регионе наступал новый этап — самостоятельной деятельности.
Список использованных источников
1. 130 лет со дня рождения архитектора В.А. Соколовского // Край наш Красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2004 год. — Красноярск: ГУНБ, 2003. — С. 37—39.
2. Градостроительство Сибири. — СПб.: Коло. 2011. — 784 с.
3. Дворецкая А.П., Гонина Н.В. Ансамбль площади Революции г. Красноярска: последний аккорд сталинской эпохи // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГА-ХА, 2015. — Т. Х. — Ч. 2. — С. 137—147.
4. Из интервью Оксаны Проценко (журнал «Миллион») 2003 г. [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.millionmagazine.ru/archive/2003_3/st_7.shtml (дата обращения: 11.05.2016)
5. Красноярский рабочий. — 1978. — № 124 (28 мая). — С. 3.
6. Непокойчицкий Витольд Станиславович [Электронный ресурс]. — URL: http://norilchane.ru/web/ main/norilsk//asset_publisher/W0Gy0SowOh9G/ content/id/25617 (дата обращения: 11.05.2016).
7. Петроград-Ленинград в истории Красноярья: (по материалам КГКУ «Государственный архив Красноярского края»). Сборник документов. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический институт им. В.П. Астафьева, Архивное агентство Красноярского края, 2015. — 860 с.
8. Слабуха А.В. Архитекторы Приенисейской Сибири. Конец XIX — начало XXI века. — М.: Прогресс-традиция, 2004. — 432 с.
0
5 1 ?> * -Ч
■и
г
' ¿Г •
т
к.
31 Ао^ к/о/З готш улы
тр
■/>. . > л ь ч 5"
I -I---,--
Рис. 1. Проект особняка В.Н. Гадаловой (в настоящее время — здание Красноярского художественного музея). Архитектор В.А. Соколовский.
План первого этажа. 1909 г. Из фонда КККМ
СП
ш
и
I
к> о
I-1
СТ1
н
Рис. 2. Реконструкция скульптуры грифона над входом в особняк В.Н. Гадаловой, выполненного по проекту В.А. Соколовского. АРМ-4 Красноярского филиала Сибирского института «Спецпроектреставрация» (г. Томск), 1989 г. Из фонда КХМ им. В.И. Сурикова
Рис. 3. В .А. Соколовский. 1910-е гг. Из фонда КККМ
(jO
Б И О Г Р 44 ИЯ
Гражданского ижсенера СОКОЛОВСКОГО Владимира Александровича, проживающего в городе Красноярске, по Крестьянскому пер.,дои К?;ЭТ, кв. 2.
. Галсов.
:• г- у. : Kpau.-fliit^: ; ¡» ..-......■ . . ... . iv —
Я, СОКОЛОВСКИИ Владимир Александрович, сыв подпорутчи-)ано сзииа зо зданиЗ различного " ... ::ак цлибо-
ка, родился в 1874 году 1 пая, в Режицком уезде Витебской губер-
W 1 крупзпгс т'ЛЯВЯХ НО ' В|0 :. . . . в ; 4-.;i¡,¡ -
нии. В малолетнем возрасте, лишившись отца и матери, был помещен
Г •• указать ;
в Гатчинский сиротский Институт /закрытое вреднее учебное заве-
1/ Гоствдогра^ня rf по;; не* нвваЬ>шк ... :илоЯ
дение/, который окончил в 1895 г. с отличным поведением на^соро-
шб'с дройью /4 1/17/. В этом же году, т.е. 1895г., по призванию
поступил в Институт Гражданских Инженеров в Петербурге, выдержав
даорз Госбанка/.
конкурсные экзамены на "отлично", из 550 конкурентов - четвертым.
Высшее образование в указанном Институте окончил в 1901 г. по
5/ йблицолац.чяй граната: л частично upamente, с надзорными первому разряду и получил назначение на должность младиего ар-
, :*1; . ;í 3I:;: :;о г-ялинскои ' г. . je . . хитектора в г.Красноярске, 27 июня 1901 г.
в/ Г. .
В 1909 году был назначен губернским архитектором и в
7/ Л-ь: Музтвхиику;.:-';, 1911 г. губернским инженером. За период должностей младшего ар-
.-пад . '■■:•• . 'Г'".. ;.,
хитектора и губернского, моя деятельность протекала в проектно-
ня: - МГ
производственной работе и экспертно-инспекторской по всем грая-
10/ Средняя se.;лор. зкола, данским и инженерным сооружениям, имеющим общественное значение
V д,-
в городах, селах и деревнях по всей Енисейской губернии /ныне
с. -юи
Красноярского Края/.
13/ '.1«р4строЯ:'.а тярговоа'р доха "Гастроном", '
В должности г:/бернского инженера добавляется работа тех-
1'V По; эстроВка 3-:: ' л. ч'-иого вой* с иаругиаш х|)ооилешдеи фа-ническо-админисг ративная.
После Японской войны, в 1907г., в городе Красноярске начало развиваться строительство как городское, так и частное. В этом строительстве города я принимаю превалирующее участие и
являюсь специалистом-пионером по проведению культурно-технических методов проектирования и производства работ,и применения
т
- 14- 4
ДввЬ
Архитектуры Крайисполкома награжден почетной грамотой.
Таким образом, с 1 марта я остаюсь на основной штатной научной работе только в СЛТИ, без какого-либо совместительства с ученым зва-
нием доцента.
ООЛ-З
ЙВ
По творческой работе состою членом Архитектурного Совещания при
SHSMIT^X X ."ЪТ^"^tiX. ИЯвТйТ . , 6™-
Отдвле по Делам Архитектуры. у
По общественной работе в СЛТИ состою Заседателем.в Краевом Суде
и по Союзу Советской Архитектуры членом Краевой Комиссии по благоуст-
ройству города Красноярска.
•'it® ВТО!: . fiJ." 5 St'oet-«Ti- ' •* .*»<•- •
В 1944 году за хорошую плодотворную работу в системе Наркомлеса СССР, в связи с семидесятилетием со дня рокдения, награжден значком
jaevitwSK тфв»к?В1:р v*"1' - ' ' • < " '
"Отличник Социалистического Соревнования Наркомлеса СССР" и премирован двухмесячным окладом.
В 1945 году, помимо педагогической работы, проводил наблюдение за ремонтом об'ектов, автором которых я являюсь, в частности, жилого дома и ДКА. Т.акке принимал участие в проведении обмеров сельских построек, организованных Краевым Отделом по Делам Архитектуры.
В 1946-47 г.г., наряду с педагогической работой, был членом кюри по конкурсу на реконструкцию городского театра и, согласно задания Горкома, готовил материалы к докладу об. индивидуальном строительстве в городе. В это время награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной Войне".
т
в 1948 году, ввиду ухудшения состояния здоровья, освобожден от
педагогической работы в Институте.
21 марта 1949г.
гражданский итсзнвр
п
СОКОЛОВСКИИ/
Рис. 4. Из биографии В.А. Соколовского. 21 марта 1949 г. (КГКУ «ГАКК». Ф. П-26. Оп. 21. Д. 15. Л. 311)
Рис. 6. Ситуационный план расширения пос. Овсянка в районе Красноярской ГЭС. Гидроэнергопроект, 5 1962 г. (КГКУ «ГАКК». Ф. Р-2290. Оп. 3. Д. 5. Л. 1)
т
Баландинские чтения. — 2016 — Т. XI
Рис. 5. Проект застройки предмостной площади левого берега Енисея. Ленгипрогор, 1956 г. Из книги «Градостроительство Сибири», СПб.: Коло, 2011. С. 612
Рис. 7. Центральный стадион на о. Отдыха, Красноярск. С автографом автора проекта — архитектора В.В. Орехова. До 1987 г. (КГКУ «ГАКК». Ф. Р-2601. Оп. 3. Д. 37)
Рис. 8. 12-этажные дома по проспекту им. газеты «Красноярский рабочий», Красноярск. 1980-е гг. Из книги «Почетные граждане г. Красноярска», Красноярск, 2004. С. 105
Рис. 9. Схема поперечного разреза по водосбросной плотине Саяно-Шушенской ГЭС. Из буклета «Саяно-Шушенская ГЭС» 1978 г.