Научная статья на тему 'Принципы педагогической поддержки профессионального саморазвития студентов педагогического вуза'

Принципы педагогической поддержки профессионального саморазвития студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SELF-DEVELOPMENT / INTERACTIVITY / INTEGRITY / COOPERATION / CONTINUITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудина Елена Ефимовна

В статье представлены принципы педагогической поддержки профессионального саморазвития студентов педагогического вуза. Раскрыта их роль в деятельности преподавателя педагогики по организации занятий и педагогической практики. Представлены особенности проведения занятий и задания для педагогической практики студентов разных ступеней педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Support Principles of Students’ Professional Self-Development at Higher Pedagogical School

The pedagogical support principles of students’ professional self-development at higher pedagogical schools are presented in the article. Their role in pedagogical teachers’ activities for the class organization and students’ training are revealed. Features of conducting the classes and tasks for students’ pedagogical practical training at different stages of pedagogical education are presented.

Текст научной работы на тему «Принципы педагогической поддержки профессионального саморазвития студентов педагогического вуза»

УДК - 37.-11.33 ББК - 74.5

Чудина Елена Ефимовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград Chudina Elena Efimovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Pedagogy Volgograd State Socio-Pedagogical University Volgograd [email protected] Принципы педагогической поддержки профессионального саморазвития студентов педагогического вуза Pedagogical Support Principles of Students’ Professional Self-Development at

Higher Pedagogical School

В статье представлены принципы педагогической поддержки профессионального саморазвития студентов педагогического вуза. Раскрыта их роль в деятельности преподавателя педагогики по организации занятий и педагогической практики. Представлены особенности проведения занятий и задания для педагогической практики студентов разных ступеней педагогического образования.

The pedagogical support principles of students’ professional self-development at higher pedagogical schools are presented in the article. Their role in pedagogical teachers’ activities for the class organization and students’ training are revealed. Features of conducting the classes and tasks for students’ pedagogical practical training at different stages of pedagogical education are presented.

Ключевые слова: саморазвитие, интерактивность, целостность, сотрудничество, преемственность, профессиональная активность, взаимодействие

Key words: self-development, interactivity, integrity, cooperation, continuity, professional activity, interaction.

Современные представления о человеке во многом сводятся к пониманию его не как созидаемой извне целостности, а как созидающей изнутри, когда всякое «формирование», «образование», «развитие» немыслимо без «самоста-новления», «саморазвития» [5, с.29] , как существа, развивающегося посредством самопознания, самореализации и самовоспитания [8, с. 139], как субъекта деятельности, характеризующегося направленностью на реализацию «СА-

МО...» - самооценки, саморазвития, самоопределения [7, с.88]. Андреев В.И. подчеркивает, что приоритетом образования XXI века должна стать следующая парадигма: гарантированное качество образования через творческое саморазвитие [1, с.34]. Обращение к современным стандартам многоуровневого высшего педагогического образования показывает достаточные возможности в стимулировании саморазвития бакалавров, магистров, будущих учителей. Таким образом, усиление акцента на саморазвитие в образовании доказывает необходимость реализации процесса педагогической поддержки саморазвития студентов в вузе.

Анализ специфики процесса обучения студентов, а также результатов собственных исследований позволил нам выделить четыре этапа в процессе педагогической поддержки профессионального саморазвития будущих учителей. Особенностями каждого этапа являются изучение исходного состояния и определение целей педагогической поддержки в саморазвитии, системный характер отбора педагогических приемов, форм, методов, а также дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития, которые способствуют преодолению трудностей в саморазвитии и эффективной педагогической поддержке студентов. [9, с.164].

Для реализации процесса педагогической поддержки профессионального саморазвития студентов в процессе обучения в вузе нами была разработана система принципов. Согласно выводам Борытко Н. М. принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории или теоретической программы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован [4, с.42].

Основанием для отбора принципов явилась модель дидактических условий становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя в процессе вузовской подготовки. Разработанные принципы были апробированы нами в практической педагогической деятельности со студентами - бакалаврами естественно-географического факультета(86 человек), со студентами - магистрантами магистерских программ «Высшее образование», «Среднее об-

разование» (48человек) в Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете в процессе преподавания педагогических дисциплин и организации педагогических практик.

В экспериментальном исследовании мы выделили следующие принципы педагогической поддержки саморазвития: интерактивности, целостности, сотрудничества, преемственности. Сам термин «интерактивность» предполагает совместность деятельности, основанной на взаимодействии. В целом интерактивное обучение - это обучение, требующее взятия на себя обязательств по активному использованию всех имеющихся возможностей и по применению их результатов в своем каждодневном мышлении и поведении. [4, с.44]. Следовательно, активность педагога на занятиях заменяется активностью будущих педагогов, самостоятельным поиском новых знаний. Поэтому студенты при подготовке домашнего задания по новой теме, объединяются в творческие микрогруппы, работают с несколькими учебниками, предлагают различные точки зрения, формулируют вопросы на усвоение по новой теме, составляют тесты по новой теме. В нашей практике мы использовали в процессе работы со студентами такую форму как «микропреподавание», которая позволяла студентам выступить в роли преподавателя при объяснении новой темы, проводили заседания круглого стола, деловую игру по теме «Система работы классного руководителя». Руководствуясь данным принципом, мы предлагали студентам проанализировать современные концепции воспитания, выделить цель концепций, ведущие формы, методы, приемы реализации в воспитательной практике и по итогам обменяться полученным знанием на семинарском занятии. Принцип интерактивности актуализирует собственный опыт будущих учителей, предполагает диалогическое взаимодействие, освоение приемов педагогического общения. Принцип интерактивности является ведущим.

Следующий принцип педагогической поддержки - принцип целостности. Целостность - это внутреннее единство объекта, независимость от окружающей среды; определенная качественная полнота, внутреннее единство рас-

сматриваемого явления, выражающаяся в его системности, структурности, устойчивости, обособленности, самостоятельности целого, в его способе существования, в его специфическом качестве [3, с.22].

Принцип целостности предусматривает ориентацию педагога на профессионально-личностное саморазвитие студентов как взаимосвязи компонентов самоосознания, самооценки, самоорганизации и самоуправления. Для реализации данного принципа в практической педагогической деятельности, мы предлагали соответствующие задания для подготовки в микрогруппах. При изучении темы «Проектирование и конструирование педагогического процесса на основе ключевых компетенций» студенты по алгоритму описывали компетенции, обращая внимание на иерархию компетенций, их социальную и личностную значимость, умения, навыки, способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов. Такая подготовка к занятию способствует рефлексии собственной профессиональной деятельности, формирует методическую грамотность будущих педагогов, регулирует учебно-практические действия, расширяет знания об идеальной модели профессиональной деятельности, что показывает динамику в становлении профессионального саморазвития будущих педагогов . Реализация данного принципа позволила нам также выстроить систему индивидуальных зачетных заданий для студентов, обучающихся в магистратуре. Разработка программы собственного саморазвития студентов способствовала осознанию собственных личностных и профессиональных качеств, определению способов их развития и совершенствования, проблем, затруднений, недостатков, а также предполагала подбор диагностических методик, которые позволили выделить указанные аспекты. Защита программ саморазвития на занятии позволила магистрантам расширить представление о способах и приемах саморазвития, активизировать направления личностного и профессионального совершенствования.

Целостное восприятие преподавателем профессионально-личностного саморазвития определяет дидактическую ситуацию, способствующую повышению инициативности, активности, развитию самоосознания, самооценки, са-

моорганизации и побуждает студента к поиску профессиональных и личностных идеалов.

Исследования принципа сотрудничества мы обнаруживаем в работах А. А. Ермаковой, Ф.У.Базаевой которые определяют его как соглашение о взаимном поиске решения в определенном направлении [2, с.103]. По мнению исследователей (М.Д. Виноградова, В.В. Котова, Х. Й. Лийметс, И. Б. Первина, И. М. Чередова) совместная работа способствует умственному развитию за счет усиления обмена информацией, широкого применения активных методов обучения, развивает самостоятельность мышления, способность преодолевать интеллектуальные трудности [6, с.220]. В практической педагогической деятельности реализация данного принципа проявилась в конструировании заданий для студентов в ходе педагогической практики, научно-педагогической практики, аудиторных занятий. Для студентов бакалавров мы предложили разработать лекцию для родителей на тему: «Современные и традиционные методы воспитания». В процессе преподавания дисциплины «Руководство научноисследовательской деятельностью школьников» с магистрантами мы проводили заседание круглого стола по итогам анализа работ школьников - участников регионального конкурса детско-юношеских работ им. В. И. Вернадского г. Волгограда. Для обсуждения предлагались следующие вопросы: 1. Какие составные элементы должны быть отражены в теме учебно-исследовательской работы? 2.Как соотносятся объект и предмет исследования? З.Что необходимо отразить в актуальности исследования? 4. Какие типичные ошибки вы обнаружили в положениях актуальности работ школьников? 5. Какие характеристики должны быть во введении и почему? Какие на ваш взгляд явно лишние и не соответствуют уровню работы? б.Какие аспекты могут составлять основу исследования в работах по педагогике? Такая форма работы способствовала развитию умения выслушать разные точки зрения, находить совместное решение, выстраивать стратегию взаимодействия, организовывать собственные действия в соответствии с нормами и требованиями профессии.

Выделенный в исследовании принцип преемственности, задает направление последовательной педагогической деятельности преподавателя педагогики по педагогической поддержке профессионально-личностного саморазвития. Мы апробировали принцип преемственности в педагогической деятельности со студентами, которые поступили в магистратуру, в процессе организации и проведения научно-педагогической практики. В период научно-педагогической практики магистрантам предстояло провести занятия по педагогике и организовать внеурочную деятельность по формированию профессиональнопедагогической направленности обучающихся в социально-педагогическом колледже г. Волгограда. Деятельность педагога в этот период была направлена на определение перспектив личностного развития магистрантов в связи с профессиональной деятельностью, актуализацию творческого потенциала студентов, формирование опыта самостоятельной научной и профессиональной деятельности. В связи с этим, мы предложили студентам выстроить план предстоящей педагогической практики, составить методические разработки лекции и семинарских занятий, посетить и проанализировать занятие своих коллег по магистратуре. Профессиональная активность, изучение способов профессиональной деятельность, расширение педагогического взаимодействия с представителями педагогического коллектива колледжа, регуляция, контроль, корректировка собственных действий студентов обеспечивают развитие компонента самоорганизации профессионально-личностного саморазвития. В дальнейшем мы также руководствовались данным принципом в педагогической деятельности на занятиях с магистрантами по дисциплине: «Профессиональное саморазвитие вузовского преподавателя».

Экспериментальная реализация выделенных принципов осуществлялась нами на протяжении четырех лет с разным составом бакалавров и магистрантов и позволила сделать вывод, что выделенные принципы в наибольшей мере способствуют реализации педагогической поддержки в процессе преподавания педагогических дисциплин, в организации научно-педагогической практики и

способствуют становлению профессионально-личностного саморазвития студентов - бакалавров, студентов-магистров.

Библиографический список

1. Андреев, В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентноспособности. [Текст] / В. И. Андреев Казань: Центр информационных технологий, 2009. - 468 с.

2. Базаева, Ф. У. Принципы конструирования дидактической ситуации самореализации будущего учителя [Текст] / Ф. У. Базаева // Общество: социология, психология, педагогика, 2011. № 3-4. стр. 99 - 106.

3. Борытко, Н. М. Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании [Текст] / Н. М. Борытко // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки», 2011. №8. С.20-24.

4. Борытко, Н. М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога-воспитателя в системе непрерывного образования [Текст] / Н. М. Борытко // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки», 2012. №11. С.41-45.

5. Борытко, Н. М. Моделирование целостного педагогического процесса /

Н. М.Борытко // Методы педагогических исследований:состояние, проблемы, перспективы. Сборник научных статей, материалы Всероссийского семинара по методологии / Под ред. В. М. Полонского. - М.: ИТИП, 2006. - 252 с.

6. Основы разработки педагогических технологий и инноваций: Монография / Л. Н. Давыдова, В. А. Пятин, А. М. Трещев, И. Л. Яцукова и др.; Под ред. проф. В. А. Пятина. Астрахань. 1998. 380 с.

7. Сергеев, Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): монография. - СПб.: Волгоград, 1997.- 166 с.

8. Степанов, Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина - М.:ТЦ Сфера, 2002. - 160с.

9. Чудина, Е. Е. Педагогическая поддержка профессионального саморазвития будущего учителя в педвузе [Текст] / Е. Е. Чудина // Научное мнение. 2013. № 6. С. 163-167.

Bibliography

1. Andreev, V.I. Competitive Science: Training Course for Creative SelfDevelopment of Competitiveness [Text] / V.I. Andreev. - Kazan: Center of Information Technologies, 2009. - 468 p.

2. Bazayeva, F.Yu. Principles of Didactic Situation Designing a Future Teacher’s Self-Realization [Text] / F.Yu. Bazayeva // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. - 2011. - No. 3-4. - P. 99 - 106.

3. Borytko, N.M. Humanitarian and Integral Approach in Pedagogical Research [Text] / N.M. Borytko // News of Volgogr. State Pedagogical University. -Pedagogical Sciences Series. - 2011. - No. 8. - P. 20-24.

4. Borytko, N.M. The Humanitarian Principles of Professional Education of Teacher-Tutor in the System of Continuous Education [Text] / N.M. Borytko // News of Volgogr. State Pedagogical University. - Pedagogical Sciences Series. -2012. - No. 11. - P. 41-45.

5. Borytko, N.M. Modeling the Integtal Pedagogical Process [Text] / N.M. Borytko // Methods of Pedagogical Research: State, Problems, Prospects // Collection of Scientific Articles, Materials of the All-Russian Seminar on Methodology / Under the Editorship of V.M. Polonsky. - M: ITIP, 2006. - 252 p.

6. Chudina, E.E. Pedagogical Support of Professional Self-Development of Future Teacher in Pedagogical University [Text] / Chudina E.E. // Scientific Opinion. - 2013. - No. 6. - P. 163-167.

7. Development Bases of Pedagogical Technologies and Innovations: Monograph / L.N. Davydova, V.A. Pyatin, A.M. Treshchev, I.L. Yatsukov, et al.; Under the Editorship of Prof. V.A. Pyatin. - Astrakhan, 1998. - 380 p.

8. Sergeyev, N.K. Continuous Pedagogical Education: Concept and Technologies of Educational and Scientific and Pedagogical Complexes (Theory Questions): Monograph. - SPb.: Volgograd, 1997. - 166 p.

9. Stepanov, E.N., Luzina, L.M. To the Teacher About Modern Approaches and Education Concepts [Text] / E.N. Stepanov, L.M. Luzina. - M.: TTs Sphere, 2002. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.