УДК 37.034 E. В. Денисова
ББК 74 Магистрант
К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОЦЕННОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА*
В статье рассматривается проблема становления нравственноценностной позиции студентов педагогического колледжа, через анализ которой раскрывается значение данной позиции в профессиональнопедагогической деятельности.
Ключевые слова: становление, ценности, нравственно-ценностная позиция.
E. V. Denisova Graduate student
TO THE QUESTION OF FORMATION OF MORAL AND VALUE-BASED POSITION OF THE STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE *
In the article the problem of formation of moral and value-based position of the students of the pedagogical college, through the analysis of which revealed the importance of this position in the professional-pedagogical activity.
Key words: formation, values, moral values position.
Проблема становления нравственно-ценностной позиции личности -одна из самых актуальных в современной педагогике, так как в настоящее время одной из целей воспитания молодежи является нравственное развитие, формирование личностной позиции, потребности в нахождении собственных смыслов деятельности.
В настоящее время ученые обращают все большее внимание к системе требований, которым должен отвечать педагог и которые определяют успех в педагогической деятельности. Так, Я. И. Кузьминов, В. Л. Матросов, В. Д. Шадриков в своем «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» приводят ключевые компетенции педагога, формирующиеся в процессе профессиональной подготовки, составляющие сущность профессиональной деятельности. Согласно профессиональному стандарту, одной из базовых компетентностей учителя должна быть позитивная направленность на педагогическую деятельность, то есть осознание целей и ценностей педагогической деятельности. Особо важным периодом в
* Работа выполнена под научным руководством д.п.н, профессора Л.В.Ведерниковой
* The work was performed under the scientific supervision ofDoctor ofEducation, Professor L. V.Vedernikovoi
развитии ценностей является студенческий возраст. Ценностные ориентации, профессиональная позиция студента - это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет профессиональную направленность и успех педагогической деятельности. В настоящее время у будущих специалистов не на должном уровне сформирована позиция и качества, характеризующие толерантность и нравственное отношение к обществу, людям, труду и самому себе. Происходящие экономические и социо-культурные изменения не всегда оказывают позитивное влияние на становление личности, ее идеалы и ценности, нравственные ориентиры и установки. Поэтому студенческая молодежь нуждается в особом педагогическом внимании и создании условий по становлению нравственно-ценностной позиции.
Данная проблема рассматривалась в аспекте философских, психологопедагогических и аксиологических знаний. Рассмотрением различных аспектов данной проблемы занимались такие ученые как Н. М. Борытко, Л. В. Ведерникова, В. П. Бездухов, В. А. Сластенин. В их работах раскрыты такие категории как профессиональная позиция педагога, педагогические ценности и установки педагога, изучены и описаны их виды. Несмотря на множество исследований, мало изучен механизм становления нравственноценностной позиции студентов педагогического колледжа, не разработан общепринятый подход в создании педагогических условий по становлению такой позиции.
Для понимания сущности становления нравственно-ценностной позиции, рассмотрим некоторые понятия более подробно.
В своем исследовании Л. В. Ведерникова указывает, что процесс становления личности можно определить как целостный процесс движения человека в сторону субъектности [2, с. 51]. То есть, становление - процесс и результат развития человека, обеспечивающий раскрытие новых личностных характеристик через достижение субъектности. Субъектность, как отмечал Н. М. Борытко, это утверждение самости. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и выделять для себя собственный смысл этой деятельности. Выделение смысла деятельности является показателем сформированное™ личностной позиции педагога [1, с. 56]. Поэтому, осознав ценности и смысл педагогической деятельности, их значимость для себя, студент способен выстроить собственную систему личностных ценностей, через которую происходит нравственное саморазвитие и становление нравственно-ценностной позиции.
Нравственно-ценностная позиция студентов педагогического колледжа понимается нами как интегральная характеристика личности студента, определяющая направленность на созидание собственного смысла и нравственно-ценностных ориентаций в профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, проанализировав различные подходы к проблеме становления нравственно-ценностной позиции обучающихся
педагогического колледжа, можно сделать вывод, что данный процесс заключается в достижении студентом субъектности, то есть придании личностного смысла и формировании нравственно-ценностных ориентаций в профессионально-педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борытко, Н. М. Педагогика [Текст] / Н. М. Борытко, И. А. Словцова, А. М. Байбаков. - 2-е изд. - М.: Академия, 2009. - 496 с.
2. Ведерникова, Л. В. Теория и практика становления и развития исследовательской компетентности педагогов [Текст]: моногр. / Л.В. Ведерникова, Ю.В.Рындина. - Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. - 128 с.
3. Ведерникова, Л. В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию [Текст] // Педагогика., № 8. -2003. - С.47-53.
4. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 2-е изд. Стереотип. - М.: Академия, 2003. - 576 с.
REFERENCES
1. Borytko N. M., Slovtsova I.A., Baibakov A. M. Pedagogika [Education]. Moscow, Academy., 2009. 496 p.
2. Vedernikova L. V., Ryndina Iu.V. Teoriia i praktika stanovleniia i razvitiia issledovatel'skoi kompetentnosti pedagogov: monogr. [Theory and practice of formation and development of research competence of teachers: monograph]. Ishim: IGPI., 2012. 128 p.
3. Vedernikova L. V. The formation of the values of the student in creative self-realization. Pedagogika -Pedagogy, 2003, no.8, pp.47-53 (in Russian).
4. Slastenin V.A., Isaev I.F, Shiianov E.N. Pedagogika [Education]. Moscow, Academy., 2003. 576 p.
Информация об авторе
Денисова Екатерина Валерьевна (Россия, г. Ишим) - Магистрант. Ишимский
государственный педагогический институт. E-mail: [email protected]
Information about the author Denisova Ekaterina Valer'evna (Russian Federation, Ishim) - Graduate student. Ishim state pedagogical institute. E-mail: [email protected]