УДК 378 147.88
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ - МЕНЕДЖЕРОВ
Ж.С. Позднякова
Аннотация. В статье автор дает характеристику педагогических условий, которые способствуют формированию навыков управленческой культуры студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Под «педагогическими условиями» понимается совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач. Выделено три педагогических условия: формирование у студентов установки на профессиональную - познавательную деятельность; применение активных форм обучения; формирование мотиваци-онной направленности.
Ключевые слова: навыки, управленческая культура, студенты, педагогические условия, формирование, образование, компетенции, менеджеры, бакалавры, мотивация.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION
OF ADMINISTRATIVE CULTURE
SKILLS STUDENTS - MANAGERS
J.S. Pozdnjakova
Abstract. The author gives a description of the pedagogical conditions that contribute to the development of skills of administrative culture of students enrolled in «Management». By «teaching conditions» refers to a set of objective features, content, forms, methods, teaching methods and material and spatial environment to address the challenges posed in the study. It identifies three pedagogical conditions: the formation of students in the professional setting - cognitive activity; the use of active forms of learning; the formation of motivational orientation.
Keywords: skills, management culture, students, pedagogical conditions of formation, education, competence, management, Bachelor of motivation.
В системе образования происходят изменения, и всё более чётко проявляется проблема культурного развития студентов. Модернизация системы образования сегодня определяется решением одной из проблем подготовки будущих управленцев, адекватных культурным и социально-экономическим запросам времени, обладающих достаточным объемом теоретических знаний, умением использовать их на практике, стремлением к постоянному развитию и повышению собственной квалификации.
Перед высшей школой поставлена сложнейшая задача подготовки бакалавров и специалистов, способных построить профессиональную деятельность в форме продуктивного сотрудничества.
Проанализировав Федеральный Государственный стандарт высшего образования по направлению «Менеджмент» можно сделать вывод о том, что практически ни одна профессиональная дисциплина, четко не определяет навыки, знания и умения, необходимые менеджеру в области управленческой культуры.
В нашем исследовании мы реализовали систему формирования навыков управленче-
ской культуры средствами дисциплин управленческого блока. Сам процесс представлял собой специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие преподавателя и студента, конечной своей целью имеющее формирование навыков управленческой культуры. Данный процесс имеет управляемый, контролируемый характер, где мы руководствовались сознательными намерениями, по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами.
Изучение уровня сформированности навыков управленческой культуры осуществлялось методами: анкетирования, тестирования, наблюдения, так же использовались творческие задания, анализ занятий в группах и самооценка.
Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию навыков управленческой культуры, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения данные, данные Н.М. Борытко и М.Е. Дурановым.
Н.М. Борытко утверждал, что педагогические условия - это внешние обстоятельства,
оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2,с. 56].
М.Е. Дуранов, в свою очередь, утверждал, что педагогическими условиями можно называть среду или обстоятельства, в которой реализуются педагогические факторы, способствующие переходу студента на более высокий уровень профессиональной деятельности [3,с. 34].
Синтезируя общие понятия, в нашем исследовании под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач [4, с. 175].
Деятельность преподавателя должна быть направлена на побуждение в студентах потребности к овладению навыками управленческой культуры, необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и результаты формирующего эксперимента позволили нам определить педагогические условия, способствующие эффективности формирования навыков управленческой культуры. На наш взгляд, процесс будет результативным, если будет реализован следующий комплекс педагогических условий:
1) Формирование у студентов установки на профессиональную - познавательную деятельность. В педагогике установка рассматривается как готовность к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия определенных условий, в числе которых актуальность потребности и объективная ситуация, позволяющая удовлетворить эту потребность. В условиях нашего исследования основную роль должен выполнить преподаватель, задачей которого является формирование готовности.
Необходимо отметить важное функциональное значение установки, то есть создание состояния, которое позволит выполнить заданное действие более эффективно. Но иногда механизм установки может ввести в заблуждение, это приводит к ошибочным действиям, восприятиям или оценкам. На данном этапе должна произойти ориентация в ценностях и определение перспективы дальнейших действий. Нужно понимать, что установка - это не частный психологический процесс, а нечто целостное носящее централизованный харак-
тер. Это проявляется и в том, что сформированная в одной сфере установка может перейти на другие. Установка возникает при взаимодействии студента, желающего получить необходимые знания и навыки, и преподавателя, имеющего возможность передать имеющиеся знания, умения и педагогический опыт. Именно установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности и выступает, как механизм стабилизации, позволяющий сохранить её направленность даже при изменении условий. В рамках исследований выделяют познавательную, социальную, трудовую и профессиональную установки. Каждая из видов установок вносит вклад в формирование потребности студента в профессиональной деятельности.
2) Применение активных форм обучения. С точки зрения личностного подхода, процесс обучения индивидуален и предполагает, что преподаватель должен помочь студенту в осознании себя как личности, в выявлении его возможностей, стимулирующих самоутверждение и самореализацию, так же задачей преподавателя является подбор способов деятельности и методов обучения с учетом личных особенностей каждого. Система активного обучения предполагает, что преподаватель может использовать комплекс интерактивных учебных материалов по дисциплинам, которые смогут обеспечить формирование навыков управленческой культуры [5, с. 749].
При проведении занятий используются интерактивные учебные материалы, такие как учебники, тесты, учебно-методические пособия, где содержатся вопросы, ситуационные задачи и тесты. Это позволит нацелить студента на систематизацию и переосмысление практического и социального опыта, установить соотношение между полученными теоретическими знаниями и практическим опытом, а так же использовать личный социальный опыт, осознать взаимосвязь между каждым из элементов курса и выстроить их в единую общую картину.
Активные методы обучения признаются одной из наиболее перспективных форм совершенствования подготовки студентов на основе принципов проблемности и моделирования профессиональной деятельности. Данные методы активизируют мышление, а сама активность студента длительная и устойчивая. Одним из важнейших этапов активизации учебного процесса является создание модели дисциплин путем составления межпредметных связей. Одной из наиболее эффективных форм
повышения активности студента традиционно считаются деловые игры. Играя, мы имитируем процесс управления организацией с последовательным включением каждой из функций управления, и на основе информационной базы мы комплексно можем охватить ряд дисциплин, поставить каждого студента в условия практической деятельности, требующей теоретических знаний, но, что важнее проявления умений и навыков.
В ходе формирующего эксперимента активные методы обучения комбинировались, тем самым образуя сочетание фрагментов игровых и неигровых методов.
Основной целью реализации названного условия является формирование личности, способной к постоянному саморазвитию. Чтобы достигнуть поставленной цели необходимо отказаться от репродуктивного усвоения знаний, и перейти к системе сотрудничества. Сам образовательный процесс - это форма деятельности, когда студент создает новые знания, а во главе стоит личность, её самоценность, и ценится субъективный опыт каждого.
3) Формирование мотивационной направленности. Мотивация - побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Мотивация развивается как под воздействием окружающей действительности, так и целенаправленных воспитательных воздействий. Сила направленности действий, направленных на достижение цели, зависит от того какое вознаграждение желает получить студент после достижения цели и получения того или иного результата. Сила стремления к получению вознаграждения зависит от его ценности и возможности его получения. Ценность вознаграждения в свою очередь зависит от потребностей, сформированных у студента.
Для того, чтобы мотивировать студента к деятельности, необходимо вознаграждать его тем, что для него ценно, а вознаграждение связать с достижением поставленной цели, тогда студент это заметит. Так же необходимо взвесить все возможности и препятствия, которые могут возникнуть на пути к достижению цели. При этом, если ожидания велики, то и сила побудительного мотива будет возрастать. Одним из условий является то, что студент должен получать положительный отзыв по каждому выполненному заданию, и разъяснение того, что сделано, верно, или неверно, а так же с каких позиции осуществлялась оценка его деятельности. Таким образом, раннее полученный опыт будет содействовать дальнейшей заинтересованности студента в выполнении
программы, а результаты будут формировать его профессиональные навыки.
Для управления процессом профессионального становления личности важно опираться на структуру мотивационной структуру личности.
В структурном плане в мотивационной сфере личности можно выделить следующие аспекты: побудительный - это потребности, мотивы, цели и интересы; предметно - познавательный, включающий социальные предметы - это взаимодействие с социумом, коллективом, индивидуальная сфера.
Учебная мотивация имеет определенную структуру: познание сущности изучаемых объектов; мотивация одобрения учебной деятельности; мотивация, связанная с осуществлением профессиональных функций; мотивация достижения образовательной цели; мотивация престижа образовательной цели.
Развитие позитивной мотивации сферы студента желательно осуществлять в соответствии с основными мотивационными функциями: 1) побуждающая (стимулирующая) связана с ускорением познавательной деятельности; 2) целеполагающая отражает осмысление результата деятельности; 3) направляющая включает в себя удовлетворение потребностей и достижение результатов; 4) регулирующая связана с изменением потребностей и переключением мотивов деятельности; 5) контрольная определяет проверку достижения цели деятельности.
Таким образом, мы отмечаем, что мотивация студента будущего менеджера должна быть осознанной как им самим и быть управляемой на начальной стадии обучения со стороны преподавателя.
Необходимо создавать у студента уверенность в том, что полученные теоретические знания можно реализовать в практической деятельности.
Для реализации целей и задач нашего исследования был использован комплекс методов: общенаучные методы (анализ литературы, метод моделирования, анализ, синтез и обобщение), эмпирико-научные методы (наблюдение, констатирующее - поисковый эксперимент, формирующий эксперимент), психодиагностические методы, метод экспертных оценок, анкетирование и методы математической обработки данных.
В связи с тем, что менеджер выполняет значительное количество функций, комплекс задач процесс его подготовки включает в себя ряд целевых направлений: социальное, информативное, экономическое, аналитическое и
специальное. Каждое из направлений должно быть реализовано путем формирования по ним учебных дисциплин в определенной последовательности их изучения.
Технология образовательного процесса включает в себя следующие параметры:
1) определение структуры и объемных характеристик циклов подготовки;
2) формирование последовательности изучения учебных дисциплин в рамках каждого цикла и всего учебного плана в целом;
3) обеспечение непрерывности учебного процесса, ритмичности получения знаний, возможностей погружения в проблематику выбранной студентом дисциплины;
Литература:
1. Багирова, З.К. Сущность управленческой культуры будущего руководителя в образовании: / З.К. Багирова, Г.М. Гаджиев // Омский науч. вестник. - Омск, 2007. - № 4. - С. 23-26.
2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: / Н.М. Борытко// Волгоград: Перемена, 2001. - С.234.
3. Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности: Учеб. пособие. / М.Е. Дуранов, М.Е. Жернов, О.В. Лешер // Магнитогорск, 2000. -С.145.
4. Позднякова, Ж.С. Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры: / Ж.С. Позднякова // Международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации (III)», Челябинск, 2012. - С.175-177.
5. Позднякова, Ж.С. Организационно -педагогические проблемы формирования навыков
4) предоставление возможности выбора форм и видов методического обеспечения.
Таким образом, педагогические условия, которые были нами, выделены, позволяют нам организовать учебный процесс так, чтобы максимально способствовать повышению уровня профессиональной подготовки в образовательном процессе и существенно влияют на формирование навыков управленческой культуры. Подготовленный материал использовался при организации опытно - поисковой работы.
управленческой культуры у студентов / Ж.С. Позднякова // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 748-750.
References:
1. Bagirova, Z.K. Sushhnost' upravlencheskoj kul'tury budushhego rukovoditelja v obrazovanii: / Z.K. Bagi-rova, G.M. Gadzhiev // Omskij nauch. vestnik. -Omsk, 2007. - № 4. - S. 23-26.
2. Borytko, N.M. V prostranstve vospitatel'noj de-jatel'nosti: / N.M. Borytko// Volgograd: Peremena, 2001. - S.234.
3. Duranov, M.E. Pedagogika vospitanija i razviti-ja lichnosti: Ucheb. posobie. / M.E. Duranov, M.E. Zhernov, O.V. Lesher // Magnitogorsk, 2000. - S.145.
4. Pozdnjakova, Zh.S. Formirovanie kompleksa pedagogicheskih uslovij realizacii sistemy upravlenche-skoj kul'tury: / Zh.S.Pozdnjakova // Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija «Pedagogika: tradicii i innovacii (III)», Cheljabinsk, 2012. - S.175-177.
5. Pozdnjakova, Zh.S. Organizacionno-pedagogicheskie problemy formirovanija navykov upravlencheskoj kul'tury u studentov / Zh.S. Pozdnjakova // Molodoj uchenyj. - 2014. - №6. - S. 748-750.
Сведения об авторе:
Позднякова Жанна Сергеевна (г.Челябинск, Россия), старший преподаватель кафедры Управление и бизнес, ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», e-mail: [email protected]
Data about the author:
Pozdnyakovа J.S (Chelyabinsk, Russia), senior lecturer of the department Management and Business, South Ural Institute of Management and Economics, e-mail: [email protected]