_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Родины. Вступительная часть и эпилог окаймляют, организуют воедино отдельные части произведения вокруг центральной идеи и главного героя. Во всех этих романах образ повествователя придает внутреннюю целостность отдельным самостоятельным историям, объединяет различные события и характеры воедино, выступает проблематическим центром, организующим художественную мысль произведения. Как видим, башкирские литераторы успешно используют ящичный прием композиции для изображения событий из различных эпох, для воссоздания многогранных характеров.
Композиция повестей и романов, отображающих глубинную связь прошлого и настоящего, освещающих судьбы прошедших жестокие испытания войны современников старшего поколения очень часто основываются на ретроспективе. Ретроспективный прием, позволяющий связать события разных временных пластов, был присущ, в первую очередь, большим эпическим формам, написанным в 70-е г.г. Популярность ретроспективного приема в башкирской прозе некоторым образом связана и с традициями тюркской литературы. Но в отличие от произведений прошлых периодов, где прием смешения разных временных структур выполнял лишь формальную функцию, в современных текстах он приобретает большое смысловое содержание. Через освещение прошлого писатели ищут пути разрешения проблем сегодняшнего дня. В повестях и романах А.Хакима «Млечный путь», «Радуга», «Скачки», «Листопад», Р.Баимова «День расплаты», «Запоздавшая мелодия», Ш.Биккула «Мы еще поживем», А.Багуманова «Что за день», Т.Кильмухаметова «Жизнь одна», Т.Гиниятуллина «Погреб», С.Шарипова «Дубовый столб» и др. отбираются и психологически глубоко изображаются только те воспоминания, способные более ярко осветить философские проблемы современности. Нарушение хронологической последовательности повествования преследует только одну цель - придать глубину сюжетной линии, объемнее выразить важные картины.
Список использованной литературы:
1. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т. 5. - С. 390.
2. Вахитов А.Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. - С. 228.
© Гареева Г.Н., 2016
УДК 821.512.141.09
Гареева Гульфира Нигаматовна
Д.ф.н., профессор БашГУ, г. Уфа, РФ E-mail: gareevagulfira@mail.ru
ПРИНЦИПЫ ОТРАЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ
Аннотация
В романах и повестях видных башкирских писателей Я.Хамматова, С.Поварисова, Р.Байбулатова, Ф.Асянова, И.Абдуллина, И.Гиззатуллина, Ш.Биккула, А.Хакимова, А.Аминева и др. показано отражение войны на характерах, человеческой и гражданской стойкости целого поколения героев. В романах Г.Ибрагимова, Г.Хусаинова, Н.Мусина, посвященных сложным героико-драматическим событиям прошлых веков, реальные образы исторических личностей воссозданы на основе документальных фактов, архивных материалов.
Ключевые слова
Панорамное отражение войны, исторические личности, социально-психологический портрет поколения, героико-драматические события, документы, архивные материалы, исторические факты
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
В эпической прозе современного периода глубже стала разрабатываться историческая тема, вместо произведений, написанных на так называемую «историко-революционную» тему, пришли собственно исторические романы и повести, с новых, общегуманистических позиций освещающие прошлое народа, его героическую борьбу с захватчиками. В них события и явления прошлого изображаются объективно, достоверно, с частым использованием документальных источников.
Тема Великой Отечественной войны как важнейшего этапа в истории нашей страны, в жизни всех поколений людей в башкирской прозе постсоветского периода осталась одной из центральных тем. В романах Я.Хамматова «День рождения», С.Поварисова «Любовь, обожженная войной» (2005), Р.Байбулатова «Степные зори» (1990), Ф.Асянова «Надежда» (1985) панорамно, масштабно показано отражение войны на характерах, человеческой и гражданской стойкости целого поколения героев. В романах И.Абдуллина «Иду по Млечному пути», Я.Хамматова «День рождения», повести А.Аминева «Сто и одно мучение» воссозданы образы конкретных исторических личностей - легендарного разведчика Габдельбара Фатхинурова, Героя Советского Союза Минигали Губайдуллина, вырвавшегося из фашистского плена и отважно сражавшегося в партизанском отряде Сайфуллы Мажитова. Обобщенные образы освободителей Отечества, проливших кровь ради торжества принципов гуманизма на фронте, стоят в центре произведений И.Гиззатуллина «Вторая высота», С.Поварисова «Любовь в огне» [1, 64]. А в повести М.Карима «Помилование», в романе А. Хакимова «Млечный путь» основное внимание уделяется столкновению характеров, раскрытию человеческих качеств героев, нежели привычным батальным сценам войны. В романах Ш.Биккула «Мы еще поживем», И.Гиззатуллина «Тридцать лет после смерти», И.Абдуллина «Солнце все не заходит» в образах воинов Иршата, Газинура, Ахмета, в их мыслях, переживаниях ощущается и личностное начало самих авторов, боевой путь героев тесно перекликается с их горячими чувствами, лирическими и философскими раздумьями. Повести и рассказы А.Хакима «Эшелон», Т.Гиниятуллина «У отчего порога», «Сто шагов на войне», «Атака», «Возвращение», «Вот кончится война», «Туннель», «Контуженный», «Ноют старые раны», Д.Булякова «Водопад» создают социально-психологический портрет молодого, еще не успевшего духовно и физически окрепнуть поколения, на чьи плечи легли непомерные тяготы войны. Повести А.Хакима «Опавшие листья» (2002), Х.Тапакова «Медаль» (2006), М.Гиляжева «Хакима» (2003), рассказы Т.Кильмухаметова «Последний фронтовик» (2011), Ш.Янбаева «Топор» (1996), А.Атнабаева «Разоренные гнезда» (2002), Н.Игизъяновой «Предначертание» (2002) и др. компактно изображают наиболее острые, критические моменты войны, требующие от солдат и тружеников тыла максимального напряжения сил, выявляющие их мужество, нравственные качества.
В романах Г.Ибрагимова «Кинзя», Г.Хусаинова «Кровавый 55», Н.Мусина «Здесь лежат останки батыра», посвященных сложным героико-драматическим событиям ХУ1-ХУШ веков, реальные образы исторических личностей Кинзи Арсланова, Батырши Алиева, Алдара Исянгильдина воссозданы на основе документальных фактов, архивных материалов [2, 86]. В романе Б.Рафикова «В ожидании конца света» изображена тревожная атмосфера начала XIII века, царившая на огромной территории Евразии перед нашествием войск Чингиз-хана, в романах А.Хакимова «Кожаная шкатулка» и «Плач домбры» нашли отражение события последующего времени: героическая борьба башкирских племен против завоевателей и золотоордынских ханов-угнетателей. В романах К.Мэргена «Крыло Беркута», А.Хакима «Звон домбры», Б.Рафикова «Карасакал», «В ожидании конца света», Н.Мусина «Вечный лес», «Там лежат останки батыра» изображены великие сыны народа Шагали Шакман, Карасакал, Бэпэней-абыз, Богара-бей, Азнай-бей, Тулькусура, Конкас-сэсэн, Хабрау-сэсэн, Алдарбай Исакаев - Алдар батыр. Эти образы основаны на фольклорных материалах, шежере, преданиях, легендах, писатели создавали их, отталкиваясь от исторических фактов, используя гипотезу, художественное обобщение, сообразно логике развития характеров исторических личностей. В историческом романе Б.Рафикова «Оседланный конь» образы Салавата Юлаева и его врагов, жизнь в ссылке в Рогервике, образы пугачевцев, оставшихся несломленными духом батырами даже в условиях каторги, воссозданы на основе творческой фантазии. В этой исторической гипотезе две параллельно расположенные сюжетные линии, рассказывающие о жизни Салавата на каторге и освещающие жизнь сына батыра Етембая-Романа в Башкортостане, создают масштабность повествования,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
раскрывают полностью образ всего подчиненного царю российского народа XVIII века - «оседланного коня». В романе «Тафтиляу» Г.Хисамова повествуется о попытках истребления бурзян, казни Йал-эмира, рассказывается о жестокой, кровавой деятельности Ивана Тевкелева. Участие славных сынов башкирского народа в Отечественной войне 1812 года нашло отражение в романе-дилогии Я.Хамматова «Северные амуры». В романе А.Багуманова «Возраст Салавата» во всей полноте освещается жизнь башкирского народа, российского и мирового сообщества на примере Черногории в XVIII столетии. Жизнедеятельность и борьба Салавата, сюжетные линии о Стефане Малом, Андрее и Леонтии, Екатерине II и др. создают панорамную историческую картину Крестьянской войны, расширяют пространственно-временную плоскость, поднимают роман до уровня хроники. Через образ историка-хрониста, ведущего летопись истории России, автор органически включает в ткань повествования истории башкирских восстаний до Крестьянской войны, показывает преемственность духа освободительной борьбы народа.
В романах З.Ураксина «Карат» (2003), «Крепость Актау» (2002), А.Хакимова «Караван» (2001), «Мелодия степи» (2002), А.Багуманова «Возраст Салавата» (2004), И.Нугуманова «Сакмарбаш» (2011), Я.Хамматова «Башкирский хан» (2003), Р.Баимова «Шел караван из Багдада» (2009), Г.Хисамова «Ахура Мазда» (2009), «День и Число» (2013), М.Абсалямова «Хальфа» (2004) и др. на основе документальных фактов и творческого домысла освещены различные исторические периоды жизни башкирского народа. Рассказы Г.Шафикова «Капкан» (2003), И.Буракаева «Сила башкира» (2000), Г.Гиззатуллиной «Бахтияр» (2002), Н.Алсынбаева «Утес Карагужака» (2004) и др. посвящены героическим и трагическим страницам борьбы башкир за освобождение.
В целом, одно из основных направлений развития современной башкирской прозы, связанное с освещением исторических событий, обогащается, насыщается новым содержанием, принципы отражения исторической действительности обновляются и усложняются соответственно требованиям и духу времени.
Список использованной литературы:
1. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т. 6. - Уфа: Китап, 1996. - С. 64.
2. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т. 6. - Уфа: Китап, 1996. - С. 86.
© Гареева Г.Н., 2016
УДК 821.512.141.09
Гареева Гульфира Нигаматовна
Д.ф.н., профессор БашГУ, г. Уфа, РФ E-mail: gareevagulfira@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Аннотация
В башкирской прозе постсоветского периода наблюдается изменение природы художественного отображения действительности, обновление жанров и жанровых форм, расширение тематики произведений, усиление тенденции критического осмысления бытующих общественных порядков, духовного наследия, исторического прошлого народа и страны и освещения их с новых, общегуманистических позиций. Создавались яркие образцы условно-метафорической прозы, построенные на иносказании, аллегории, на символическом подтексте раскрытия сути современного общества.
Ключевые слова
Постсоветская литература, жанровые особенности, стиль, условно-метафорическая проза, многоплановость, концепция героя, действительность,