раскрывают полностью образ всего подчиненного царю российского народа ХУШ века - «оседланного коня». В романе «Тафтиляу» Г.Хисамова повествуется о попытках истребления бурзян, казни Йал-эмира, рассказывается о жестокой, кровавой деятельности Ивана Тевкелева. Участие славных сынов башкирского народа в Отечественной войне 1812 года нашло отражение в романе-дилогии Я.Хамматова «Северные амуры». В романе А.Багуманова «Возраст Салавата» во всей полноте освещается жизнь башкирского народа, российского и мирового сообщества на примере Черногории в ХУШ столетии. Жизнедеятельность и борьба Салавата, сюжетные линии о Стефане Малом, Андрее и Леонтии, Екатерине II и др. создают панорамную историческую картину Крестьянской войны, расширяют пространственно-временную плоскость, поднимают роман до уровня хроники. Через образ историка-хрониста, ведущего летопись истории России, автор органически включает в ткань повествования истории башкирских восстаний до Крестьянской войны, показывает преемственность духа освободительной борьбы народа.
В романах З.Ураксина «Карат» (2003), «Крепость Актау» (2002), А.Хакимова «Караван» (2001), «Мелодия степи» (2002), А.Багуманова «Возраст Салавата» (2004), И.Нугуманова «Сакмарбаш» (2011), Я.Хамматова «Башкирский хан» (2003), Р.Баимова «Шел караван из Багдада» (2009), Г.Хисамова «Ахура Мазда» (2009), «День и Число» (2013), М.Абсалямова «Хальфа» (2004) и др. на основе документальных фактов и творческого домысла освещены различные исторические периоды жизни башкирского народа. Рассказы Г.Шафикова «Капкан» (2003), И.Буракаева «Сила башкира» (2000), Г.Гиззатуллиной «Бахтияр» (2002), Н.Алсынбаева «Утес Карагужака» (2004) и др. посвящены героическим и трагическим страницам борьбы башкир за освобождение.
В целом, одно из основных направлений развития современной башкирской прозы, связанное с освещением исторических событий, обогащается, насыщается новым содержанием, принципы отражения исторической действительности обновляются и усложняются соответственно требованиям и духу времени.
Список использованной литературы:
1. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т. 6. - Уфа: Китап, 1996. - С. 64.
2. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т. 6. - Уфа: Китап, 1996. - С. 86.
© Гареева Г.Н., 2016
УДК 821.512.141.09
Гареева Гульфира Нигаматовна
Д.ф.н., профессор БашГУ, г. Уфа, РФ E-mail: gareevagulfira@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Аннотация
В башкирской прозе постсоветского периода наблюдается изменение природы художественного отображения действительности, обновление жанров и жанровых форм, расширение тематики произведений, усиление тенденции критического осмысления бытующих общественных порядков, духовного наследия, исторического прошлого народа и страны и освещения их с новых, общегуманистических позиций. Создавались яркие образцы условно-метафорической прозы, построенные на иносказании, аллегории, на символическом подтексте раскрытия сути современного общества.
Ключевые слова
Постсоветская литература, жанровые особенности, стиль, условно-метафорическая проза, многоплановость, концепция героя, действительность,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
С началом обострения социальных противоречий в советском обществе, которое давало о себе знать уже в конце 1970-х-начале 1980-х годов, все больше и больше писателей стало критически относиться и по-новому осмысливать бытующие общественные порядки, духовное наследие, историческое прошлое народа и страны. Когда в стране начался процесс перестройки социально- экономических и политических отношений, заметно изменилась природа художественного отображения действительности. Произошло обновление жанров и жанровых форм, стала разнообразной и многоплановой тематика произведений.
Негативные стороны коллективизации, проблемы варварского отношения к природным богатствам, разбазаривания недр, духовная деформация современников раскрываются в романах «День расплаты» Р.Баимова, Н.Мусина «Вечный лес» (2-я книга), «Последняя борть» (1995), Р.Султангареева «Земля, на которой мы живем» (1988), Д.Булякова «Пришелец» (1988), С.Шарипова «Голубой катер» (2011), «Земля моя, люди мои» З. Султанова. В романах Д.Булякова «Жизнь дается однажды» (1993), «Взорванный ад» (1995) общественно-политические, экономические проблемы, тенденции, мешающие развитию страны в демократическом направлении, поднимаются со всей остротой и решаются без компромиссов [1, 48]. Роман Р.Камала «Таня-Танхылыу» посвящен показу судьбы всего башкирского народа через показ трагической судьбы одной башкирской девушки, попытавшейся подстроиться под условия суровой действительности, найти свое место в русско-латышском обществе, но постоянно ощущавшей отчуждение со стороны окружающих. Роман-хроника 90-х гг. прошлого столетия «Новый башкир» Ф. Галимова в публицистическом стиле повествует о жизни народа, о социальном расслоении общества на бедных и богатых в период господства «дикого капитализма». Автор одним из первых вносит в современную литературу образ нового героя - молодого предпринимателя, бизнесмена, от лица которого ведется повествование. Образ нашего современника, сильной, знергичной, предприимчивой женщины-бизнесменки, преодолевшей неимоверно трудные испытания в век торжества власти денег, жестокости и алчности, воссоздан в романе Ф.Акбулатовой «Незаконченная книга» (2012).
В современной прозе превалируют произведения, взявшие за основу развития сюжета внутренний психологический конфликт героя, его недовольство собой. В рассказах и повестях Д.Булякова «Новолуние», Т.Гиниятуллина «Ворота», «Болят старые раны», «Волк», «Контуженный», Г.Гиззатуллиной «Обитель души», Ф.Акбулатовой «Вслушиваясь в тишину», Р.Баимова «Заблуждение», М.Абсалямова «Думы, думы», психологический конфликт дает толчок напряженному развитию сюжета, способствует глубокому отображению эмоциональных чувств, особого настроения героев, драматизма, а часто и трагизма их переживаний, душевного состояния.
Одновременное развитие нескольких конфликтов в одном произведении следует признать удачным при отображении жизненной сути современного общества. Повести 90-х г.г. - «Чужак», «Импотент», «Побег», «Кочка», «Враги любви» Р.Камала, «Двое мужчин и женщина» Н.Мусина, «Актриса» Р.Туйгуна и др. основаны на нескольких типах конфликтов, придающих сюжету острую динамику. Им присуще детальное раскрытие причин зарождения внутреннего конфликта в душе героя из-за усиления жизненных противоречий, освещение общественно-социального конфликта, переросшего в нравственно-психологический. Повести глубоко раскрывают духовные поиски героев, пытающихся высвободиться от давления удушающей атмосферы застойного периода, мучительно ищущих смысл своего существования. Тимиргали из повести «Танкист» (2003) рисуется в ситуации духовно-нравственного конфликта из-за немилосердного отношения к нему детей в родной семье. Он оказывается в объятиях острых социальных и общественных противоречий, возникающих между обществом и отдельной личностью. В то же самое время герой испытывает огромное разочарование, душевные терзания, психологический конфликт постоянно живет в глубине души и беспокоит его.
Яркими образцами условно-метафористической прозы явились повести Р.Султангареева «Люди» (1999), А.Аминева «В одном ковчеге» (2010), «Цветок-астра» (2012), «Запоздавший подарок» (2013), Ш.Хажиахметова «Одинокая волчица» (2011), Т.Гиниятуллина «Одинокий дом в тумане» (2003) и др. Повести А.Хакима «Ящик Пандоры» (2000), «Ворота вселенной» (2002), Р.Камала «Любовь дьявола» (2004), А.Утябая "Молния" полностью построены на иносказании, на символическом подтексте раскрытия сути
современного общества. Прием аллегории позволяет раскрыть глубокие пороки нашего общества в повестях С.Ильясова «Славный рысак» (2010), «Волчий вой» (2012).
Изьяны и пороки современного общества стали основной темой юмористических и сатирических произведений М.Салимова «Птичье молоко» и «Замечательный человек», Р.Тимершина «С языком не говорить не можешь» и «Семь сказок», М.Каримова «Ложная тропа» и «Слово за слово» и др. В повести Э.Агзами «Уголок рая» в реалистических и сатирических красках с едким сарказмом освещаются царящие в 90-е годы в обществе негативные явления, противоправные действия власть держащих во время президентских выборов [2, 24] .Авторская характеристики персонажей, их портретные описания, внутренние монологи, замысловатые имена, индивидуальные речевые особенности, подтекст, символика - все это выполняет функцию разоблачения морального облика современного общества.
Список использованной литературы:
1. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т.6. - Уфа: Китап, 1996. - С. 48.
2. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т.6. - Уфа: Китап, 1996. - С. 24.
© Гареева Г.Н., 2016
УДК 811:111
Гусева Елена Васильевна
канд. филол. наук, доцент СГСПУ, г. Самара, РФ
E-mail: eleina.g@mail.ru
СТИЛИЗАЦИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА И
КАТЕГОРИЯ ЕГО ВОСПРИНИМАЕМОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается соотношение категории воспринимаемости текста и стилизации разговорной речи его персонажей. На материале англоязычных текстов двух временных периодов показано, что стилизованная речь персонажей, а именно употребление сленгизмов - это мощное средство создания художественной информативности текста, которое, с другой стороны, представляет собой лингводидактическую проблему - способно затруднить понимание текста.
Ключевые слова
Категория воспринимаемости, стилизация речи, сленг, когнитивное пространство автора и читателя.
Реализация категория воспринимаемости художественного текста сопряжена со многими факторами [1, с. 108-109; 2, с. 13-21; 3, с. 922-924], среди них - стилизация художественной речи текста. Как и «поверхностное понимание», так и полное понимание текста зависят, далеко не в последнюю очередь, от нашего восприятия и дальнейшей интерпретации речи героев, а во многих случаях - и речи рассказчика, который может представлять и самого автора.
Целью настоящей публикации является выявление аспектов стилизованной речи, которые оказывают влияние на читательское восприятие текста - как понимание, так и непонимание прочитанного. Материалом для исследования мы выбираем единицы сленга, достаточно часто включаемые в корпус стилизованной речи. Прежде всего, определимся с понятием «стилизованная речь», которое имеет далеко неоднозначное толкование в современных исследованиях.
В филологи стилизацию рассматривают как «намеренное построение художественного текста в соответствии с принципами организации языкового материала и характерными внешними речевыми приметами, присущими определенной социальной среде, исторической эпохе, литературному направлению,