административной машины приводят к гибели. Светлый, радостный тон, окрыленное огромной любовью душевное движение Любомира и ничем не оправданная казнь молодого, мужественного солдата, не успевшего вступить даже в первый бой с врагом, - резкий психологический контраст потрясает души читателей. Глубокий психологизм и философский подтекст заставляют задуматься об общественной морали, о системе нравственных ценностей, о бесценности человеческой жизни. В повести, по большому счету, поднимается вопрос поиска универсальных основ бытия.
6 Таким образом, в 80-е г.г. ХХ века, в условиях ограниченных возможностей отражения отрицательных явлений в общественном строе, в башкирской прозе наблюдалось усиление тенденции обращения к приему иносказания. Повесть М.Карима «Помилование», на первый взгляд посвященная только событиям войны, посредством глубокого подтекста обличала равнодушное отношение к судьбе человека, затхлую атмосферу застоя. Она стала этапным произведением, вскрывающим пороки советского общества эстетически действенным способом. Поэтому со сменой общественно-политической формации и в связи с активизацией преобразований в эстетике советского и постсоветского периодов, в башкирской прозе начался активный процесс избавления от устаревших принципов соцреализма, наблюдалось выдвижение на передний план авангардистских явлений и стилей. Список использованной литературы:
1. Ахмедьянов К.А. Теория литературы. - Уфа: Китап, 2007. - 392 с.
2. Ахмедьянов К.А. Литературная критика. - Уфа: Китап, 2012.
3. Баимов Р.Н. Шаг в зрелость. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1975. - 190 с.
4. Баимов Р.Н. Творческие почерки. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1977. - 240 с.
5. Баимов Р.Н. Поискам нет конца. - М.: Современник, 1980. - 205 с.
6. Баимов Р.Н. Судьба жанра. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 320 с.
7. Баимов Р.Н. Истоки и устья. - Уфа: Китап, 1993. - 350 с.
8. Вахитов А.Х. Когда раздвигаются горизонты. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979. - 292 с.
9. Вахитов А.Х.Жанр и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. - 348 с.
© Гареева Г.Н., 2018.
УДК 821.512.141
Гареева Г. Н.
д.ф.н., профессор, Башкирский государственный университет, г.Уфа
gareevagulfíra@mail. ги
СИСТЕМА ОБРАЗОВ В БАШКИРСКИХ РОМАНАХ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Аннотация
В статье анализируются принципы воссоздания литературных образов в произведениях башкирских писателей на тему Великой Отечественной войны и образов исторических личностей, оставивших неизгладимый след в летописи прошлого
Ключевые слова:
герой, историческая личность, документальные факты, обобщенные образы, литературная гипотеза
В романах И.Абдуллина «Иду по Млечному пути», Я.Хамматова «День рождения», повести А.Аминева «Сто и одно мучение» воссозданы образы конкретных героических личностей периода Великой Отечественной войны - легендарного разведчика Габдельбара Фатхинурова, Героя Советского Союза Минигали Губайдуллина, вырвавшегося из фашистского плена и отважно сражавшегося в партизанском
отряде Сайфуллы Мажитова. Их образы воссозданы писателями на основе документальных фактов, достоверных биографических данных, поэтому в них художественному вымыслу отводится мало места.
Обобщенные образы освободителей Отечества, проливших кровь ради торжества принципов гуманизма на фронте, стоят в центре произведений Г.Ибрагимова «Однополчане», Д.Исламова «Дорога Москвы», «Южное солнце», А.Хакима «Млечный путь», И.Гиззатуллина «Вторая высота», С.Поварисова «Любовь в огне». Они созданы писателями-фронтовиками, в основе всех обобщенных образов и описанных событий лежат также достоверные события и факты, типичные для фронтовой действительности, но в них есть и простор для творческого полета мысли авторов. В этих произведениях раскрываются типические черты характеров зрелых личностей, прошедших огонь и воду, таких, как Айбулат, Богданов, Кыдрас, Мансур. В романах Ш.Биккула «Мы еще поживем», И.Гиззатуллина «Тридцать лет после смерти», И.Абдуллина «Солнце все не заходит» в образах воинов Иршата, Газинура, Ахмета, в их мыслях, переживаниях ощущается и личностное начало самих авторов, боевой путь героев тесно перекликается с их горячими чувствами, лирическими и философскими раздумьями.
Повести А.Хакима «Перелетные птицы», «Хромая волчица», «Мост», М.Карима «Помилование», Т.Гиниятуллина «У отчего порога», «Вот кончится война», «Туннель», «Контуженный», «Ноют старые раны», Д.Булякова «Водопад» создают социально-психологический портрет молодого, еще не успевшего духовно и физически окрепнуть поколения, на чьи плечи легли непомерные тяготы войны, в различных напряженных ситуациях психологически точно и глубоко раскрывают мысли и переживания Карима, Рамазана, Ахтяма, Толи Гайнуллина, Павла Клешнина, Азамата. Безгранично любящие жизнь, сражающиеся с огромной верой в победу, восхищающие крепостью духа и нравственной чистотой рядовые солдаты предстают во всем своем величии.
В романах Г.Ибрагимова «Кинзя», Г.Хусаинова «Кровавый 55», Н.Мусина «Здесь лежат останки батыра» воссозданы на основе документальных фактов, архивных материалов реальные образы исторических личностей Кинзи Арсланова, Батырши Алиева, Алдара Исянгильдина. В романах К.Мэргена «Крыло Беркута», А.Хакима «Звон домбры», Б.Рафикова «Карасакал», «В ожидании конца света», Н.Мусина «Вечный лес» изображены великие сыны народа Шагали Шакман, Карасакал, Бэпэней-абыз, Богара-бей, Азнай-бей, Тулькусура, Конкас-сэсэн, Хабрау-сэсэн. Эти образы основаны на фольклорных материалах, шежере, преданиях, легендах, писатели создавали их, отталкиваясь от исторических фактов, используя гипотезу, художественное обобщение, сообразно логике развития характеров исторических личностей. В историческом романе Б.Рафикова «Оседланный конь» образы Салавата Юлаева и его врагов, жизнь в ссылке в Рогервике, образы пугачевцев, оставшихся несломленными духом батырами даже в условиях каторги, воссозданы на основе творческой фантазии.
Октябрьская революция в начале ХХ в. всколыхнула все слои населения России. Концепцию личности, поднявшейся на борьбу за построение нового общества и установление социального равенства, многогранно отразили в художественно обобщенных образах Айбулата Х.Давлетшина в романе «Иргиз», Сунагата - Дж.Киекбаев в романе «Родные и знакомые», Байгильде, Хаммата, Тимербая, Иштугана, Ахата, Емеш - З.Биишева в трилогии «К свету», Фагима и Зухры - Ф.Исангулов в трилогии «Колос ржи», Хисматуллы, Загита, Гайзуллы, Колсобая - Я.Хамматов в пенталогии «Золото собирается по крупицам», Абдрахмана Игибаева - Р.Уметбаев в трилогии «От росы клонится ковыль», «Перелом» и «Голубой туман над Ирендеком». В романе «Кречет мятежный» (1997) Р.Баимов в создании образа идеолога и руководителя национального движения начала ХХ в., известного общественного деятеля А.Валиди разрушил прежние устоявшиеся каноны изображения образа исторической личности и воссоздал его реальный, достоверный облик, основываясь на хранившихся в архивах документах, письмах.
Обобщенные образы жертв репрессий 1937 г. изображены в романах А.Хакима «Ураган» (2002), «От бури нет спасения» (2004), М.Хайдарова «Пришел навсегда» (1994), Р.Баимова «День расплаты» (1989), Г.Гиззатуллиной «Хадия» (2007), повестях М.Идельбаева «Красные снега» (2001), Г.Хисамова «Изгой» (2004), М.Абсалямова «Зажженные нами огни» (2003). В этих произведениях, особенно в романе А.Хакима воссозданы яркие образы мужественных героев Искандера и Камила Мурадымовых, Зуфара и Хадисы
Богдановых, сумевших сохранить незапятнанной свою совесть, крепость духа, человечность под жестким прессом тоталитарной системы.
Список использованной литературы:
1. Ахмедьянов К.А. Литературная критика. - Уфа: Китап, 2012.
2. Баимов Р.Н. Шаг в зрелость. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1975. - 190 с.
3. Баимов Р.Н. Творческие почерки. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1977. - 240 с.
4. Баимов Р.Н. Поискам нет конца. - М.: Современник, 1980. - 205 с.
5. Баимов Р.Н. Судьба жанра. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 320 с.
6. Баимов Р.Н. Истоки и устья. - Уфа: Китап, 1993. - 350 с.
7. Вахитов А.Х. Когда раздвигаются горизонты. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979. - 292 с.
8. Вахитов А.Х.Жанр и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. - 348 с.
© Гареева Г.Н., 2018
УДК 81
М.А.Мидоян
учительница русского языка основной школы № 88 им. Иог. Лепсиуса,
г. Ереван, Республика Армения
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ГЛАГОЛОВ В РУССКОМ И АРМЯНСКОМ ЯЗЫКАХ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению русских и армянских деструктивных глаголов в сопоставительном анализе, которые можно разделить на три группы: повреждение, разрушение, уничтожение. Выявлены типы лексической сочетаемости глаголов с деструктивным воздействием.
Ключевые слова
деструктивные глаголы, семантика, свободная, полигрупповая и моногрупповая сочетаемость.
Лексика русского языка богата словами с деструктивной семантикой, среди которых большое количество составляют глаголы, которые описывают очень важную область существования людей и природы, а действия природных сил и человека имеют, главным образом, преобразующий характер.
Разными исследователями глагольная лексика со значением «деструкция объектов окружающей действительности» определяется по-разному: глаголы разрушения (Н. Новоселова и О. Н. Анищева); деструктивные слова (глаголы) (Ю. В. Фоменко, Ф. Г. Фаткуллина, Хакимзянова, Б. Фирдевс); глаголы физического преобразующего воздействия (Л. И. Григорщук и Т. А. Потапенко) [9, с. 439].
Деструктивные глаголы - это переходные предельные глаголы со значением физического действия, направленного на объект, в результате которого объект изменяется, нарушается его структурная целостность на макро- или микроуровне и он не может выполнять ранее присущих ему функций. Иначе можно говорить, что разрушение проявляется в двух формах: 1) когда объект полностью уничтожен (сжечь письмо, снести дом); 2) уничтожение целостности объекта или функциональную структуру (сломать стул, разбить тарелку). Как отмечавет Бураихи Ф.К., грамматической особенностью деструктивных глаголов является направленность называемого действия или процесса на объект, который выражается винительным падежом без предлога. Глаголы разрушительного воздействия на объект обычно обозначают ситуацию, при которой одушевленный субъект подвергает воздейсвтию одушевленный или неодушевленный объект [4, с. 80]. По данным толковых словарей и Обратного словаря русского языка, в современном русском языке насчитывается около четырехсот деструктивных глаголов. А в «Толковом словаре Ожегова» количество