Научная статья на тему 'Принципы организации опытно-экспериментальной работы в процессе формирования краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании'

Принципы организации опытно-экспериментальной работы в процессе формирования краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1006
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / ФОРМИРОВАНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОДРОСТОК / PRINCIPLE / FORMATION / LOCAL LORE COMPETENCE / TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемшурина С. А.

В статье систематизированы и раскрыты педагогические принципы, необходимые для успешного осуществления опытно-экспериментальной работы по формированию краеведческой компетенции подростков в учреждениях дополнительного образования. Материал может быть полезен для преподавателей высших и средних учебных заведений, учителей, педагогов детско-юношеских объединений, студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of organizing experimental work in the process of forming local lore competence of teenagers in out-of-school education

The article reveals pedagogical principles necessary for successful realization of experimental work on forming local lore competence of teenagers in out-of-school institutions. The materials of the article may be useful for the staff and the students of higher educational institutions, colleges and local lore clubs, for school teachers.

Текст научной работы на тему «Принципы организации опытно-экспериментальной работы в процессе формирования краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании»

дование различных занятий, сна и отдыха, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены. Это способствует выработке весьма значимых в социальном плане качеств - организованности, дисциплинированности; обеспечивает определенную стабильность, спокойствие, защищенность как детей, так и сотрудников.

Важным элементом быта лагеря является этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений. В детском лагере этикет включает в себя нормы обращения всех участников воспитательного процесса друг с другом, общие правила дисциплины, правила внутреннего распорядка, правила соблюдения и поддержания чистоты и порядка, правила разрешения конфликтов и т. д.

Некоторые традиции, сложившиеся в процессе жизнедеятельности детского лагеря, также становятся элементами его быта. По мнению А. В. Муд-рика, для традиции характерны «бережное отношения к сложившемуся ранее укладу жизни в лагере, внимание не только к содержанию жизни и поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению» [10]. Практически каждый лагерь наряду с общими имеет собственные традиции, которые трепетно хранит и передает из смены в смену не одно поколение детей и вожатых.

Таким образом, социально-педагогический аспект организации отдыха и оздоровления детей в современном лагере заключается в его возможностях создать относительно благоприятные условия для усвоения детьми позитивного социального опыта, позволяющего им познать себя, найти свое место среди сверстников и взрослых, осознать и реализовать свои таланты и способности, найти признание окружающих, убедиться в их адекватной оценке достигнутого.

Примечания

1. Юриков А. А. Роль общения в развитии детей в лагере // Новые ценности образования: философия и педагогика каникул. Вып. 8. М.: Инноватор, 1998. С. 73.

2. Шмаков С. А. Нужна ли детскому лагерю идеология? // Народное образование. 2000. № 4-5. С. 71.

3. Шмаков С. Педагогическое табу, или Чего нельзя делать вожатым и воспитателям // Проблемы школьного воспитания. 2000. № 2. С. 40.

4. Крылова Н. Культурная среда детского лагеря // Народное образование. 2000. № 4-5. С. 25-33.

5. Волгунов В. А., Зайкин М. И. Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря: модель, принципы и условия формирования. Н. Новгород: «Растр-НН», 2005. С. 59.

6. Газман О. С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. Вып. № 6. М.: Инноватор, 1996. С. 10-38.

7. Фришман И. И. Игровое взаимодействие в детских объединениях. Ярославль: Изд. дом «Медиум-пресс», 2000. С. 12.

8. «Орленок». Книга вожатого / М. Бавыкина, Л.Бучкова, О. Винокурова и др. М.: «Собеседник», 2005. С. 8.

9. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 5-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 200 с.

10. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. о-во России, 2001. С. 211.

УДК 374

С. А. Шемшурина

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье систематизированы и раскрыты педагогические принципы, необходимые для успешного осуществления опытно-экспериментальной работы по формированию краеведческой компетенции подростков в учреждениях дополнительного образования. Материал может быть полезен для преподавателей высших и средних учебных заведений, учителей, педагогов детско-юношеских объединений, студентов высших учебных заведений.

The article reveals pedagogical principles necessary for successful realization of experimental work on forming local lore competence of teenagers in out-of-school institutions. The materials of the article may be useful for the staff and the students of higher educational institutions, colleges and local lore clubs, for school teachers.

Ключевые слова: принцип, формирование, краеведческая компетенция, подросток.

Keywords:principle, formation, local lore competence, teenager.

Глубокое изучение сущности педагогических явлений предполагает проведение опытно-экспериментальной работы. Экспериментом (от лат. experimentum - «проба», «испытание») в науке называется искусственное изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. При эксперименте, как отмечает M. Н. Скаткин, исследователь активно вмешивается в обычный ход педагогического процесса. Создавая или видоизменяя условия в соответствии с заранее намеченной целью, он вызывает или изменяет само изучаемое явление и благодаря этому обнаруживает наличие или отсутствие предполагаемой связи между условиями и явлениями [1]. Н. M. Борытко трактует эксперимент как эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и про-

© Шемшурина С. А., 2009

цессы познаются в контролируемых и управляемых условиях, воспроизводимых путем их контролируемого изменения. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию результатов. Главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории [2].

Для успешного осуществления опытно-экспериментальной работы необходимо выделить принципы, которые призваны выполнять регулятивную функцию. На общетеоретическом уровне принципом (от лат. рппаршш - основа, первоначало) называют руководящую идею и основное правило поведения [3]. В теории педагогики принцип рассматривается как «конкретное основное требование, положение, отражающее основные требования к организации педагогической деятельности» [4], как «определяющее исходные требования к организации педагогического процесса на практическом уровне, определяющих его содержание, формы и методы, обеспечивающих успешность его проведения» [5]. Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа и распространяющихся на его отдельные стороны [6].

Опираясь на мнение ряда исследователей (В. И. Загвязинский, Ю. К. Бабанский, В. В. Кра-евский), мы осуществляли отбор и систематизацию педагогических принципов с учетом следующих требований: системность (реализация каждым принципом системообразующей функции); ориентированность (ориентация каждого принципа на нейтрализацию определенного педагогического противоречия или решение проблемы); аспектность (представление каждым принципом возможностей совершенствования исследуемого процесса); теоретическая и практическая значимость (каждый принцип должен иметь существенное значение как для развития педагогической теории, так и для совершенствования практики современного образования).

Принципы требуют обязательного, полного, одновременного, а не поочередного воплощения на всех этапах опытно-экспериментальной работы. Они равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить.

Цель нашего исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования краеведческой компетенции подростков в учреждениях дополнительного образования.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что авторами предпринята попытка обосновать необходимость использования краеведческих знаний в целях повышения эффективности процесса обучения и воспитания учащих-

ся (Т. Д. Кулагина, Т. П. Мишуровская, Л. Г. Панфилова, А. С. Целовальникова, Я. О. Погорелова), в системе дополнительного образования (Н. Л. Панченко, А. П. Горелов, Л. А. Соколова), в системе высшего профессионального образования (С. И. Кривов, О. В. Терехина, Е. В. Суда-рикова). В научном аппарате исследований рассматриваются структурно-содержательные компоненты историко-краеведческой подготовки специалистов, краеведческая культура, эколо-го-краеведческая культура, краеведческое образование, краеведческая грамотность и др. Так, исходя из определения краеведческой культуры как части общей культуры человека, качества личности, включающего в себя знания о своей местности: природе, населении, хозяйстве, истории и культуре, - Я. О. Погорелова понимает под эко-лого-краеведческой культурой интегративное личностное качество, характеризующее поведение и деятельность, включающее в себя систему, состоящую из мировоззренческого (эколого-кра-еведческие знания, убеждения), процессуального (эколого-краеведческие умения), мотивацион-но-целевого (экологически оправданное поведение школьников) компонентов [7]. Л. К. Ермолаева считает, что краеведческое образование включает информированность учащихся о социосреде, культурном и природном пространстве своего региона; краеведческую грамотность (использование знаний, умений не только в образовательной сфере жизнедеятельности, но и в других: коммуникативной, трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейно-быто-вой); духовно-ценностную ориентацию учащихся к культурному наследию родного края. Краеведческое образование реализует потребность учащегося ориентироваться в окружающем его микромире; способствует продуктивному взаимодействию с ним и ценному отношению к уникальной социокультурной и природной среде региона [8].

В процессе образовательно-воспитательной краеведческой работы, как в рамках учебных занятий, так и в ходе занятий, организуемых учреждениями дополнительного образования, осуществляется изучение краеведческого материала. Опираясь на исследование Г. А. Гришиной, мы выделяем следующие функции краеведческой компетенции: образовательную, развивающую и воспитывающую [9].

Учитывая структурно-функциональную характеристику краеведческой компетенции подростков, содержательную характеристику модели процесса формирования краеведческой компетенции в дополнительном образовании, считаем продуктивным выделение следующих принципов организации опытно-экспериментальной работы: принцип целенаправленности, принцип индиви-

дуализации, принцип научности, принцип системности и последовательности, принцип активности личности, принцип создания положительного эмоционально фона опытно-экспериментальной работы.

Принцип целенаправленности ориентирован на реализацию структурно-функциональной модели и комплекса педагогических условий формирования краеведческой компетенции подростка и проверку эффективности ее функционирования в образовательном пространстве учреждений дополнительного образования. Суть принципа заключается в том, что образовательная деятельность и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели - формированию краеведческой компетенции у подростков. Данный принцип определяет место каждого образовательного мероприятия как отдельного этапа на пути к достижению цели в общей системе опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая актуальность и практическая значимость принципа индивидуализации для опытно-экспериментальной работы обусловлена сложностью рационального разрешения существующего противоречия между коллективным характером деятельности и сугубо индивидуальным усвоением знаний, выработкой умений и навыков, зависящих от субъективных мотивов познавательной деятельности, способностей, личностных качеств подростка. Особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, обу-ченность и воспитанность, темперамент, воля, характер, интересы - все это индивидуально и требует учета в осуществлении опытно-экспериментальной работы по формированию краеведческой компетенции у подростков [10]. Данный принцип предусматривает не только опору на генетически заложенные склонности и задатки личности, возрастные особенности развития подростков, в соответствии с которыми строится опытно-экспериментальная работа, но и влияние образовательной среды на развитие качеств личности. Принцип индивидуализации характеризуется приоритетом личностного развития в процессе формирования краеведческой компетенции у подростков, обеспечивающим максимальную эффективность его саморазвития, самовоспитания; ориентацией на внутреннюю мотивацию воспитания краеведческой компетенции; эмоционально-ценностной ориентацией на единство чувства и мысли в образовательном процессе [11]. Данный принцип предусматривает соблюдение следующих правил:

- всестороннее изучение мотивационной, волевой, эмоциональной, интеллектуальной сфер подростка;

- отбор форм, методов и приемов стимулирования деятельности подростков на основе учета индивидуальных особенностей;

- дифференцированное использование стимулов;

- практическая помощь педагога и всестороннее консультирование в процессе краеведческой деятельности.

Принцип индивидуализации, учитывающий личностные особенности подростков, позволяет наиболее эффективно сформировать краеведческую компетенцию у подростков в учреждениях дополнительного образования.

Принцип научности реализуется в закономерной связи между выбором содержания опытно-экспериментальной работы и ее соответствием теоретико-методологическому инструментарию исследования проблемы воспитания краеведческой компетенции. Использование в опытно-экспериментальной работе принципа научности в первую очередь предполагает строгую реализацию в ходе процесса формирования краеведческой компетенции всего объема требований образовательных программ, в их теоретической и практической части. В процессе формирования краеведческой компетенции необходимо, чтобы подростки овладевали умениями и опытом научного поиска, способами научной организации учебного труда. Этому способствует внедрение в образовательный процесс элементов проблемно-сти и организация исследовательской краеведческой деятельности подростков, овладение ими умениями наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции, умениями вести научный спор, отстаивать собственную точку зрения, работать с краеведческими материалами, овладевать навыками самообразования.

Данный принцип позволяет правильно воспринимать изучаемые объекты, демонстрировать логику возникновения и развития научного знания, раскрывать подросткам перспективы развития науки и возможность их участия в научно-краеведческих исследованиях.

Принцип систематичности и последовательности требует формирования у подростков в процессе краеведческой деятельности системы знаний, а не просто суммы сведений о родном крае, его истории, природе, известных людях, их достижениях и т. д., формирования мировоззрения как системы знаний и отношений личности к окружающей действительности, в определенном порядке, когда каждый новый элемент краеведческого материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. При соблюдении логических связей материал запоминается в большем объеме и более прочно. Выработать у подростков систему знаний и системное мышление

можно, по мнению В. С. Селиванова, только последовательной и согласованной деятельностью всех педагогов. Отсюда вытекает требование преемственности в деятельности школы, семьи, общественности, учителей разных предметов, воспитателей. Правилами реализации этого принципа являются:

- предварительное определение имеющегося уровня знаний подростков в области краеведения и их актуализация;

- доступность и привлекательность изучаемых краеведческих материалов;

- выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материала, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование на этом внимания;

- систематическое изучение краеведческих материалов;

- предъявление последовательно единых требований;

- создание условий для самостоятельного выполнения заданий, приложения продолжительных и систематических усилий;

- использование внутрипредметных и межпредметных связей.

Принцип систематичности и последовательности позволяет создать благоприятные условия для формирования системы знаний подростков о культурных, исторических, экономических и других особенностях родного края, качеств подростка (ответственность, самостоятельность, интерес к окружающим, к родному краю, его истории, природе, людям), способного к самопознанию и самовыражению в процессе краеведческой деятельности.

Принцип активности личности призван обеспечить эффективную деятельность по формированию у подростков краеведческой компетенции, когда они вовлечены в деятельность внутренне, психологически, морально. Это значит, что деятельность имеет для них смысл, личное значение, стимулирует личностный рост. Активность подростков, как отмечает Л. П. Крившенко, -это их интенсивная умственная и практическая деятельность [12]. Активность подростка проявляется в интересе, потребности в овладении краеведческими знаниями, умениями и навыками их применения, в ответственности, в положительных эмоциях и многом другом. Данный принцип даст положительный результат в самоактуализации (сореализации) подростка в процессе опытно-экспериментальной работы по формированию краеведческой компетенции при соблюдении следующих правил:

- сознательная и целенаправленная организация краеведческой деятельности подростков на основе ясного понимания целей и задач предстоящей работы;

- учёт индивидуальных интересов и потребностей подростков;

- создание ситуаций, содержащих противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и разрешать их;

- выполнение заданий, которые охватывают не только учебные, но и воспитательные задачи, направленные на формирование определенных нравственных позиций и норм жизни;

- привлечение подростков к практической деятельности по применению приобретенных краеведческих знаний в различных ситуациях;

- приобщение подростков к сотрудничеству при решении задач теоретического и практического характера, грамотное распределение заданий в группе, координирование индивидуальных действий, руководство и подчинение действиям других.

Принцип активности личности подростка в условиях опытно-экспериментальной работы по формированию краеведческой компетенции призван обеспечить осознанное усвоение краеведческих знаний путем их активной деятельности по приобретению, поддерживать их оптимизм и уверенность в успехе.

Принцип включенности подростков в различные виды деятельности (учебно-познавательную краеведческую, исследовательскую, игровую, туристическую, художественно-эстетическую, общественно-полезную) способствует постепенному раскрытию их потенциальных способностей и возможностей, проявлению одаренности и талантливости во многих сферах деятельности, служит базой для формирования краеведческой компетенции подростков в условиях дополнительного образования. Система дополнительного образования с вариативностью и дифференцированнос-тью обучающих программ, с демократизацией (предоставление участникам педагогического взаимодействия определенных свобод для самореализации, саморегуляции, самоопределения) и гуманизацией обучения (эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии, полное признание его прав и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на положительные качества воспитанника) представляет основу для вовлечения подростков в разные виды деятельности. Участие подростков в туристических, краеведческих походах, экспедициях, лагерях, краеведческих играх, конкурсах, семинарах, конференциях, организации выставок, экспозиций, исследовательских проектах, вечерах творческих отчетов и другое способствуют формированию внутренней готовности и стремления применить совокупность краеведческих знаний, умений, навыков и опыт с целью осуществления продуктивной деятельности с полным осознанием ответственности за ее результаты.

Е. В. Помелова. Просветительство как социально-педагогический феномен

Принцип включенности подростков в различные виды деятельности делает процесс формирования краеведческой компетенции подростков адекватным не только целям и задачам опытно-экспериментальной работы, но и самой ценностно-мо-тивационной сфере личности подростка.

Принцип создания положительного эмоционального фона опытно-экспериментальной работы является итоговым, обобщающим. Создание такого фона предусматривает следующие правила реализации принципа:

- максимальная адаптация образовательного пространства для организации полноценной и всесторонней деятельности каждого отдельного подростка и всего коллектива;

- открытость и толерантность участников взаимодействия по отношению друг к другу.

Соблюдение всех предыдущих принципов должно обеспечивать положительный эмоциональный фон, то есть такую организацию опытно-экспериментальной работы по формированию краеведческой компетенции у подростков в учреждениях дополнительного образования, когда всем участникам этого процесса интересно заниматься совместной деятельностью.

Таким образом, описанная совокупность принципов представляет систему основных требований к организации опытно-экспериментальной работы в процессе формирования краеведческой компетенции подростков в условиях дополнительного образования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на основе образовательной программы туристско-краеведческого отдела «Край родной - Югорская земля», реализация которой позволила оптимизировать выбор содержания и методического сопровождения, соответствующего познавательно-интеллектуальным возможностям и интересам подростков, что способствовало продуктивному формированию краеведческой компетенции подростков.

В качестве вывода отметим, что выбор и обоснование принципов организации опытно-экспериментальной работы позволили обеспечить успешное осуществление деятельности исследователя и педагогически целенаправленную деятельность подростков по формированию краеведческой компетенции в условиях дополнительного образования.

Примечания

1. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. 152 с.

2. Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцо-ва И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Н. М. Борытко. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 320 с.

3. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. 590 с.

4. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. М.: Просвещение, 2006. 574 с.

5. Дуранов М. Е., Чернекий Ю. М. Общая педагогика: курс лекций для студ. фак. физ. культуры и спорта. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. 121 с.

6. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учеб. М.: Гар-дарики, 2004. 528 с.

7. Погорелова Я. О. Формирование эколого-кра-еведческой культуры школьников: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 186 с.

8. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования // Герценовские чтения. 1997.

9. Гришина Г. А. Краеведческий материал как средство развития познавательной и творческой деятельности школьников: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 1978. 154 с.

10. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластени-на. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 336 с.

11. Алибекова Г. 3., Рудковская А. В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. 1995. № 3. С. 56-60.

12. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2005. 432 с.

УДК 374.71

Е. В. Помелова

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье раскрывается сущность понятий просветительство, просветитель; дается их истори-ко-педагогическая характеристика. Выделены основные социально-педагогические аспекты феномена просветительства. Приведены примеры просветительства в истории педагогики и образования.

In the article the essence of the notions "enlightenment", "enlightener" is presented, their historical and pedagogical characteristics are given. The main social and pedagogical aspects of the phenomenon of enlightenment are marked out. The examples of the enlightenment in the history of pedagogics and education are given.

Ключевые слова: просветительство, просветитель, европейское Просвещение, русская православная церковь.

Keywords: enlightenment, enlightener, the European Enlightenment, the Russian Orthodox Church.

В настоящее время проблемы истории российского просвещения остаются в числе актуальных в педагогических исследованиях. Все новые поколения ученых-педагогов стремятся к возможно более полному освоению наследия отечествен-

© Помелова Е. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.