Психология £ УДК 159.9
о
А. Ю. Федотов
Рч
m
н
ФЕДОТОВ Андрей Юрьевич
Профессор кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент Адрес: Россия, 129329, Москва, ул. Кольская, д. 2
и
§ Тел.: 8 (495) 180-99-01 E-mail: fedot-andrey2008@yandex.ru
со
Principles and key technologies of psychological support of professional reliability of law-enforcement officers
FEDOTOV Andrey Yurievich
Professor, department of psychology, UNK PSD of the Moscow University of the MIA of Russia, Candidate of Psychological Sciences, Associate professor rt Address: Russia, 129329, Moscow, Kolskaya str., 2
liS Ph.: 8 (495) 180-99-01 E-mail: fedot-andrey2008@yandex.ru
H
си
Принципы и основные технологии психологического обеспечения
§ профессиональной надёжности сотрудников силовых структур
£
г о
с
^ В статье рассматриваются некоторые принципы построения и функционирования системы психологического обе-
спечения профессиональной надёжности сотрудников силовых структур. Раскрываются основные пути их реализации и психологические технологии, позволяющие достигать поставленных целей. н Ключевые слова: профессиональная надёжность, психологическое обеспечение профессиональной надёжности,
системно-ситуативный анализ деятельности, метод последовательной динамической оценки, психологические качества-де-н терминанты профессиональной надёжности, профессионально-психологический отбор, профессионально-психологическое ^ развитие, ригидные и пластичные психологические качества. ей
^ The article discusses some of the principles of construction and operation of the system ofpsychological support of professional
S reliability of law-enforcement officers. Reveals the basic ways of their realization and psychological technologies to achieve this goal. h Keywords: professional reliability, psychological support of professional reliability, system-situational analysis activities, the
У method of sequential dynamic assessment, psychological quality determinants of professional reliability, professional-psychological m selection, professional-psychological development, rigid plastic and psychological qualities.
Проблема надёжности специалиста в отечественной и зарубежной психологии не нова. Активная разработка проблемы надёжности, начиная с первой половины двадцатого века, позволила обосновать новые, прогрессивные подходы к повышению эффективности профессиональной деятельности специалистов определённого круга профессий [1; 16]. Прежде всего речь идёт о специалистах силовых ведомств, чья профессиональная деятельность отличается высокой степенью социальной ответственности, сложности и опасности. Развёрнутая научно-исследовательская работа в рамках проблемы надёжности позволила открыть важные психологические закономерности, обосновать психологические механизмы, внедрить наукоёмкие технологии, позволяющие существенно повысить эффективность психологического обеспечения профессиональной деятельности. Внедрение отдельных технологий надёжности, особенно создание систем согласованного их использования в рамках отдельных министерств и ведомств, позволило добиться неоспоримых положительных результатов [3; 5; 13].
История российской полиции наглядно демонстрирует, что она всегда отличалась стремлением использовать самые современные достижения науки и техники для эффективного решения стоящих перед ней задач. Как правило, это методы обеспечения психологической готовности к деятельности и способы достижения психологической устойчивости при реализации профессиональных задач в условиях стрессогенного воздействия, которые уже показали свою эффективность. Речь прежде всего идёт о психологических технологиях отбора, подбора, профессиональной подготовки, психологического сопровождения специалистов и восстановления их психофизического ресурса после выполнения сложных служебных задач. Для реализации всей совокупности задач, стоящих перед подразделениями психологической работы в МВД России, необходимо не просто подбирать и использовать отдельные технологии и методы, показавшие свою результативность на практике, но и обеспечить их системное применение с обязательной адаптацией каждой используемой технологии к условиям и задачам правоохранительной деятельности.
Не стали исключением и технологии обеспечения надёжности. Показав свою эффективность в других государствах и ведомствах, они начинают активно исследоваться и применяться для преодоления проблем современной российской полиции [4; 8]. Необходимость разработки со-
временного наукоёмкого подхода к обеспечению надёжности профессиональной деятельности сотрудника на основе непрерывной оценки и коррекции её профессионального, личностного и функционального компонента очевидна. Современная практика профессионального психологического отбора, профессиональной подготовки (переподготовки и повышения квалификации), профессионально-психологического развития, психологической подготовки и сопровождения сотрудника имеет некоторые ограничения, не позволяющие исключить типичные срывы, ошибки, затруднения в его профессиональной деятельности, поведении на службе и вне её, избежать характерных для профессии проблем в области психического и физического благополучия. Иными словами, имеются риски ненадёжности, которые не могут быть преодолены в рамках существующей модели психологического обеспечения и требуют специальных дополнительных мер.
Начиная с 2012 г., в МВД под общим руководством В.Л. Кубышко и научным руководством В.М. Крука работает группа специалистов, занимающаяся вопросами разработки и внедрения системы психологического обеспечения надёжности сотрудника. Надёжность профессиональной деятельности обеспечивается на трёх взаимосвязанных уровнях: профессиональном, личностном и функциональном. Профессиональная надёжность - это интегративное психофизическое качество личности профессионала или профессиональной группы, отражающее наличие и способность сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров профессиональной деятельности, связанных с достижением заданного результата, в т.ч. и при условии воздействия стрессоров, характерных для этой профессии. В данном случае речь идёт обо всех психических и моторных параметрах, включённых в выполнение профессиональных задач и определяющих эффективность их выполнения. Эффективность профессиональной деятельности в данном случае понимается как отношение степени результативности, достигнутой при выполнении профессиональной задачи, к уровню затрат, имевших место при её достижении.
Система обеспечения профессиональной надёжности сотрудника в системе МВД России - это комплекс дополнительных мероприятий по выявлению психологических детерминант срывов, ошибок и затруднений в профессиональной деятельности и их преодолению путём
Федотов А. Ю. Принципы и основные технологии психологического обеспечения профессиональной надёжности..
совершенствования технологий профессионально-психологического отбора и профессионально-психологического развития сотрудника [6; 15]. Система дополнительных мер не предполагает, особенно на первых этапах внедрения программы надёжности, внесения существенных изменений в традиционную систему психологического обеспечения и профессиональную подготовку специалистов. Постулируется, что актуальный уровень успешности, более или менее приемлемый, достигается именно за её счёт. Однако по мере включения новых «надстроечных» технологий, накопления данных об особенностях профессиональной деятельности определённых категорий сотрудников, приобретения опыта взаимодействия различных подразделений психологической работы, отработки алгоритмов согласованного функционирования отдельных технологий в рамках единой системы традиционная система будет постепенно трансформироваться и включаться в единую модель психологического обеспечения. Как показывает опыт внедрения программ надёжности в других силовых ведомствах как у нас, так и за рубежом, опыт проведения НИР по проблемам надёжности, подобная трансформация традиционной системы позволяет добиться её большей наукоемкости, централизации, гибкости, согласованности, а за счёт этого существенно повысить её результативность и в определённой степени снизить затратность. Затратность сокращается, как правило, за счёт исключения недостоверных, устаревших и малоэффективных процедур профессионально-психологического отбора и профессионально-психологической подготовки, исключается трата времени на проведение мероприятий, никак не связанных с обеспечением результативности профессиональной деятельности.
Проведённый анализ методологии достижения надёжности в других силовых структурах и экспериментальный опыт психологического обеспечения профессиональной надёжности сотрудников органов внутренних дел позволяет охарактеризовать его базовые принципы и основные технологии.
1. Непосредственная включённость в профессиональную деятельность. Реализация этого принципа предполагает включение исследовательских мероприятий в повседневную жизнь подразделений посредством системно-ситуативного анализа профессиональной деятельности (ССАД).
Поскольку нас как исследователей интересуют психологические детерминанты срывов, ошибок и затруднений в профессиональной деятельности, следовательно, сбор данных методом последовательной динамической оценки (МПДО) [7; 9; 11] будет осуществляться по поводу всех ситуаций, подпадающих под эти критерии, непосредственно у участников этих событий, как «по горячим следам», так и ретроспективно. При этом срывом называется высшая степень нарушения в одной или нескольких взаимосвязанных ситуациях профессиональной деятельности, когда при наличии всех необходимых для успеха объективных предпосылок реализация цели профессиональной деятельности становится невозможной, поставленная профессиональная задача не выполнена. Ошибка в ситуации профессиональной деятельности - это нарушение в одной или нескольких взаимосвязанных ситуациях профессиональной деятельности, при котором при наличии всех объективных предпосылок для достижения цели цель профессиональной деятельности реализуется не в полной мере, а иногда её реализация требует чрезмерной затраты сил и средств. Затруднение в ситуации профессиональной деятельности - это специфическая перегрузка в ситуациях профессиональной деятельности, преодолённая путём дополнительной мобилизации психофизического ресурса или скомпенсированная за счёт привлечения внешних ресурсов, фактически не приведшая к ошибкам или срывам, но являющаяся их потенциальной детерминантой.
Процедура ССАД дает возможность точно указать на психологические компоненты личности специалиста, ответственные за эти нарушения деятельности, но, как правило, не позволяет достаточно глубоко их дифференцировать и определить нормы достаточности их развития. Для определения конкретных параметров тех или иных элементов профессионально-личностной модели специалиста требуется развернуть процедуру моделирования деятельности в типологизированных трудных ситуациях. Кроме того, элементы актуальных проблемных ситуаций становятся основой разработки тренинговых фабул программ специалистов, в которых теперь непосредственно нагружаются те
психофизические функции, которые явились причиной сры- щ вов, ошибок и затруднений в практической деятельности. с
2. Вертикальная обратная связь в разработке инстру- ^ ментария ССАД, его применения, статистической обработки и и психологической интерпретации его данных. С
Очевидно, что задача разработки МПДО и после- р дующей обработки данных не может быть реализована к психологом подразделения - для этого требуется создание -специальной группы квалифицированных специалистов в Я области психологии и программирования, которая будет е заниматься разработкой и коррекцией бланков МПДО; тз обобщением получаемых от подразделений данных; обо- у снованием и динамической коррекцией модели специалиста г определенного профиля. Разработка МПДО и электронной к (информационной) оболочки для его компьютерной об- г работки является довольно сложной задачей, которая не у может быть поручена психологу подразделения, и требует к высокой квалификации разработчиков, административных в полномочий для комплектования экспертной группы и по- р следующего проведения серии пилотажных экспериментов и на базе практических подразделений. Кроме того, в процессе е накопления банка данных ССАД требуется централизация а информации, поступающей из различных подразделений м для о беспечения её статистической достоверности и адекват- щ ной (квалифицированной) психологической интерпретации в выявлении психологических структур личности сотрудни- р ка, ставших психологической причиной профессиональных с срывов, ошибок или затруднений. И
Специализированная группа вышестоящего органа управления должна заниматься не только разработкой руководств и рекомендаций психологам подразделений ( по вопросам организации сбора данных ССАД, но и их 5 реализацией в системе психологического обеспечения Ш подразделения. В этом случае на психолога подразделения 0 ложится только задача непосредственного сбора первичных 7 данных МПДО у участников проблемных ситуаций, их отправки в специализированную группу вышестоящего органа управления и применения разработанного специалистами инструментария по совершенствованию профотбора и профессиональной подготовки [11; 12]. Эта вертикаль реализуется не только путём создания информационной сети и её специализированной программной оболочки для исключения возможности несанкционированного доступа к данным, обеспечения движения и обработки данных «снизу вверх и сверху вниз», но и организацией профессиональной переподготовки психологов подразделений, регулярным проведением обучающих семинаров, мастер-классов по освоению технологий профессиональной надёжности.
3. Непрерывность формирования банка данных и реализации рекомендаций, вытекающих из его обработки, внедрения новых средств профессионально-психологического отбора, профессионально-психологического развития и шире - профессиональной подготовки [14].
Важнейшим недостатком существующей системы психологического исследования профессиональной деятельности является эпизодичность и фрагментарность (однобокость), когда профессиональная деятельность исследуется лишь в контексте проведения отдельных НИР или диссертационных исследований, т.е. от случая к случаю и, как правило, в рамках ограниченного круга проблем. Это приводит к тому, что ведомственный психолог пользуется устаревшей, односторонней информацией, не позволяющей ему понять основные детерминации эффективности деятельности курируемых им специалистов; не имеет адекватного психологического инструментария для диагностики, профессиональной подготовки и развития курируемых им специалистов. Введение системы психологического обеспечения профессиональной надёжности даёт возможность избегать этих пороков. Процедуры ССАД предполагают сбор и обработку данных о ситуациях профессиональной деятельности на постоянной основе. Возможно использование различных вариантов реализации этого требования. Во-первых, в максимально развернутом варианте сбор данных ССАД может происходить постоянно и включать в себя сведения по всей совокупности ситуаций профессиональной деятельности - как успешных, так и неуспешных. Во-вторых, сбор данных может осуществляться постоянно, но только по поводу ситуаций, подпадающих под критерии срыва, ошибки и затруднения в профессиональной деятельности. В-третьих, сбор данных может осуществляться с определённой периодичностью, определяемой старшим начальником.
Психология
^ В таком случае, как правило, собираются данные, связанные 2 с неуспешными ситуациями. Опыт показывает, что на пер-г<| вых этапах внедрения ССАД, пока ещё не отлажена система вертикальной электронной обратной связи, определяется ^ периодичность сбора и предоставления данных МПДО от ^ подразделений в специализированную группу. Период мо-^ жет составлять от трёх до шести месяцев, в зависимости от ии интенсивности (частоты) выполнения профессиональных у задач. В дальнейшем целесообразно перейти в постоянный £ режим сбора и обработки данных по первому или второму варианту, в зависимости от требований к полноте инфор-^ мации и наличных ресурсов для её получения. Получение ;>| данных МПДО в режиме реального времени позволяет учи-св тывать актуальные тенденции изменений в профессиональ-5 ной деятельности, формулировать адекватные технические § задания на разработку тестовых методик для профотбора, учитывающих психологические особенности деятельности ^ конкретной специальности. Кроме того, наличие развёрну-8 того банка данных ситуаций профессиональной деятельности позволяет сделать следующий шаг на пути повышения ° достоверности процедур как профессионально-психоло-° гического отбора, так и профессиональной подготовки.
гс Это достигается путём типологизации ситуаций реальной ^р профессиональной деятельности и использования ком-ю понентов этих типологизированных моделей для игровой с^ диагностики уровня развития значимых психологических си качеств и их комплексов и для разработки фабул тренин-^ говых программ на различных этапах профессиональной подготовки. Реализация этого принципа позволяет: полнее К учесть специфику и динамику изменений в деятельности и определённой категории специалистов; активировать инди-х видуально-психологические механизмы профессиональной Я рефлексии; создать условия для наращивания возможностей о профессионального самосовершенствования за счёт при-д обретения положительного опыта действий в стрессовых ситуациях, типичных для данной специальности, овладения методами тренинга, осознанного формирования позитивных смыслов профессиональной деятельности.
4. Единство и целостность системы профессионально-психологического отбора и профессиональной подготовки основывается на дифференциации выявленных психологических детерминант успешности профессиональной деятельности и отнесении их к условным категориям ригидных и пластичных качеств.
Ригидность и пластичность каждого конкретного качества определяется исходя из научных, методических, временных и материальных возможностей системы профессиональной подготовки. К ригидным относятся качества, развитие которых невозможно в рамках конкретной системы профессиональной подготовки. Эти качества становятся целью профессионально-психологического отбора. Кроме того, в задачу профессионально-психологического отбора включается оценка уровня развития тех базовых психологических структур, которые детерминируют возможность успешного развития комплекса пластичных качеств, специфичных для каждой профессиональной группы. Таким образом, без достижения неразрывности задач и основных ориентиров отбора и подготовки невозможно достижение конечной цели - подготовка специалиста, способного успешно справиться со всем комплексом задач и не допустить срывов и ошибок в профессиональной деятельности. Целостность отбора и подготовки за счёт использования данных ССАД - это так называемый «внешний контур целостности». «Внутренний контур» обеспечивается достижением психофизического единства программ подготовки
по различным предметам в основном за счёт двух факторов. Во-первых, использование единой универсальной (инвариантной для профессии) сенсомоторной модели подготовки специалиста для различных предметов профессиональной подготовки. Во-вторых, применение для разработки тре-нинговых упражнений типологизированных ситуаций из банка данных ССАД. Это позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки специалистов за счёт совмещения в рамках конкретного метода решения задач развития системы необходимых психофизических качеств, формирования адекватного образа реальной профессиональной деятельности и формирования всего комплекса профессиональных знаний, навыков, умений и убеждений [2; 10; 16; 17]. Вариантом воплощения системно-ситуативного подхода и создания централизованной системы профессионально-психологического развития на базе основных предметов профессиональной подготовки (специальная физическая, огневая и тактико-специальная подготовка) является технология индивидуального психофизического тренинга (ИПФТ). ИПФТ - это вариант системно-ситуативного подхода профессиональной подготовки к деятельности в трудных ситуациях посредством целенаправленного развития выявленной ССАД структуры психофизических качеств. Метод основан на идее взаимосвязанного развития биодинамической и чувственной ткани и реализуется путём профессионализации сенсомоторной сферы и базовых когнитивных и эмоциональных процессов с последующей интеграцией образов профессиональных действий на рефлексивном слое сознания. Тренинг предполагает прохождение четырёх основных этапов: диагностический этап и принятие актуального Я-образа; этап освоения профессионально рекомендованных методов психической саморегуляции; этап проработки сенсомоторных основ и целенаправленного развития качеств познавательной, эмоциональной и волевой сферы, детерминирующих успешность профессиональной деятельности; этап моделирования стрессовых факторов, характерных для деятельности конкретной категории специалистов, формирование оптимальных состояний под условия и задачи профессиональной деятельности. Особенностью ИПФТ является то, что его структура и тренинговые техники адресно сориентированы на систему психологических качеств, детерминирующих успешность деятельности сотрудников. Это значит, что содержательное наполнение основных блоков структуры ИПФТ и базовые модели сенсомоторных инвариантов могут существенно отличаться у специалистов различной профессиональной принадлежности. Вместе с тем его общая структура остаётся неизменной. Кроме того, любой вариант ИПФТ предполагает освоение методов саморегуляции и профессионализацию сенсомоторных компонентов действия, что является базисом для дальнейшего формирования качеств детерминант, выявленных в процессе ССАД. Разработка тренинговых упражнений основных блоков тренинга осуществляется по единому алгоритму, что делает его универсальным средством работы психолога и облегчает взаимодействие со специалистами, ведущими отдельные предметы.
Таким образом, реализация представленных принципов посредством грамотного применения соответствующих технологий позволяет добиться сохранения во времени в установленных пределах значения основных параметров профессиональной деятельности, связанных с достижением заданного результата, в т.ч. и при условии воздействия стрессоров, характерных для этой профессии, что и является основной целью системы психологического обеспечения надёжности профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Актуальные проблемы совершенствования деятельности подразделений психологической работы органов внутренних дел Российской Федерации : учебно-методическое пособие / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2015.
2. Безуглов, А. И. Развитие у воина пограничной заставы профессионально важных психологических качеств : ав-тореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М.: ГАВС, 1993.
3. Завалова, Н. Д., Ломов, Б. Ф., Пономаренко, В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М., Наука, 1986.
4. Ендржеевский, А. А., Крук, В. М., Мельников, В. Г. Система обеспечения надежности сотрудника органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 4 (59).
5. Котик, М. А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. - Таллин: Валгус, 1974.
6. Крук, В. М. Психологическое обеспечение надежности специалиста силовых структур : автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М.: ИМЦ, 2013.
7. Крук, В. М., Федотов, А. Ю. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы. - М.: НУК ИУ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016.
Федотов А. Ю. Принципы и основные технологии психологического обеспечения профессиональной надёжности.... 8. Медведев, И. Н. Использование данных системно-ситуативного анализа в исследовании профессиональной дея- е
н
тельности специалистов опасных профессий // Инновации в образовании. - 2014. - № 8.
9. Медведев, И. Н. Разновидности МПДО, их роль, место и соотношение в исследовании профессиональной деятель- И ности : научно-аналитический обзор. - М.: МосУ МВД России, 2013. я
10. Медведев, И. Н., Федотов, А. Ю. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятель- С ность сотрудников ОВД и их преодоление : учебно-метод. пособие. - М.: МосУ МВД России, 2012. н
11. Носс, И. Н. Личностно-профессиональная диагностика и оценка персонала (ассессмент-технологии). - М.: МГОУ Т 2014. П
12. Носс, И. Н., Федотов, А. Ю., Кравченко, А. В. К вопросу о моделировании личностно-профессиональной пригод- т ности курсантов вузов МВД России // Инновации в образовании. - 2016. - № 1. р
13. Небылицын, В. Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Инженерная психология / под б ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Д.Ю. Панова. - М.: МГУ, 1964. Г
14. Система непрерывной оценки надёжности сотрудника органов внутренних дел : методические рекомендации для о психологов подразделений морально-психологического обеспечения. - М.: ДГСК МВД России, 2015. о
15. Федотов, А. Ю., Лукашова, С. А. Целевое назначение системно-ситуативного подхода к анализу деятельности со- 0 трудников правоохранительных структур // Инновации в образовании. - 2015. - № 3. н
16. Федотов, А. Ю. Современные подходы к профессиональной и психологической подготовке сотрудников ОВД § к действиям в особых условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 1.
17. Шведин, Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. - М.: ВПА, 1989.
х
Т
© Федотов А. Ю., 2017 Т а
(зз
Р
о о п
2
О