УДК 159.9
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОВД К ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
А. Ю. Федотов
В статье рассматриваются проблемы профессиональной и психологической подготовки сотрудников ОВД к деятельности в особых условиях. На основе анализа современного отечественного и зарубежного опыта выведены положения системно-ситуативного подхода к реализации непрерывного цикла исследования профессиональной деятельности и внедрения результатов при отборе кандидатов и профессиональной и психологической подготовки.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, психологическая подготовка, системно-ситуативный анализ деятельности, системно-ситуативный подход в профессиональной подготовке, образ профессиональной деятельности, многоуровневая модель психофизических качеств сотрудника, индивидуальный психофизический тренинг, модель циклического алгоритма профессионального развития сотрудника.
Руководство МВД России требует добиться значимых изменений в повышении качества профессиональной подготовки сотрудников ОВД и выделяет для этого существенные средства. Но даже при серьезных изменениях в материально-техническом обеспечении профессиональной подготовки, наблюдаемого в последние годы, не всегда происходят существенные сдвиги в эффективности профессиональной деятельности, по-прежнему велико количество срывов, ошибок и затруднений при выполнении служебно-боевых задач. Серьезнейшей проблемой
остается реализация профилактической функции профессиональной подготовки в преодолении негативного воздействия стрессовых факторов служебнобоевой деятельности. Появляются новые требования к методам профессиональной подготовки, которые должны быть ориентированы также на достижение высокого уровня профессионального долголетия. Сотрудники исполнительского и инструкторского звена подразделений ОВД, далекие от психологической науки и практики, все более настойчиво обращают внимание на необходимость усиления психологического компонента в профессиональной подготовке. Все это свидетельствует о том, что проблема профессиональной подготовки остается одной из самых острых в обеспечении эффективности служебно-боевой деятельности и требует решения с опорой на передовой опыт и современные достижения психологической науки
Можно выделить несколько основных проблем, обусловливающих недостаточный уровень профессиональной подготовки сотрудников.
1. Отсутствие или неполнота информации о значимых аспектах реальной профессиональной деятельности, личностных и групповых, в том числе психологических детерминантах срывов, ошибок и затруднений. Обобщая передовой опыт профессиональной подготовки последних лет, следует отметить, что попытки составления баз данных ситуаций по профессиональной деятельности пока далеки от совершенства. Информация, получаемая командованием подразделений и преподавательским составом в рамках отдельных опросов, не систематизирована, не подвергается централизованной обработке и не позволяет создать целостную картину. Стихийные попытки описания ситуаций в целях их использования для мо-
делирования учебных сюжетов и стрессовых факторов не могут считаться удовлетворительными в силу того, что:
— не отражают даже малую часть всего круга задач и типичных условий деятельности избранной категории специалистов;
— не имеют единой структуры и методического инструментария для сбора данных о ситуациях профессиональной деятельности, поэтому упускают психологически значимую информацию и не могут быть подвергнуты статистической обработке и психологопедагогической интерпретации;
— не имеют адекватной компьютерной программы обработки, интерпретации, хранения, пополнения и обмена данными и, следовательно, не могут служить научным и практическим основанием для корректирования программ профессиональной подготовки.
2. Неравномерное научное и материальнотехническое обеспечение профессиональной подготовки. Это приводит к значительным и необоснованным перекосам, преобладанию одних предметов в ущерб другим, разрушению целостности профессиональной подготовки и обусловливает ее общую отсталость и оторванность от реальностей служебнобоевой деятельности.
«Разорванность» подготовки не позволяет получать декларируемый эффект, что, в свою очередь, приводит к дискредитации самой системы профессиональной подготовки, ее сепарации от профессиональной деятельности подразделения и поискам различного рода специалистов «со стороны», якобы владеющих чудодейственными рецептами профессионального развития.
3. Отсутствие единых психомоторных оснований промежуточных и конечных критериев достаточности профессионального развития. Это не позволяет интегрировать средства и способы подготовки, используемые в различных учебных предметах, в целостную систему, что ведет к увеличению сроков подготовки, а иногда и к прямым противоречиям, невозможности комплексного развития профессиональных моторных и психологических качеств в рамках разных учебных дисциплин.
4. Ригидность и неповоротливость существующей организационно-штатной структуры и системы обеспечения профессиональной подготовки и служебно-боевой деятельности. Это не позволяет выстроить единый непрерывный цикл от актуальных исследований реальных ситуаций профессиональной деятельности, выявления наиболее значимых современных тенденций и изменений до обоснованного структурирования и определения пропорций предметной сферы профессиональной подготовки и внедрения в процесс подготовки современных моделей,
средств и способов. В результате драгоценное время тратится на усвоение устаревших сведений, а реальную подготовку сотрудники получают лишь при общении с опытными сотрудниками или ценой потерь в практической деятельности.
5. Слабая теоретическая подготовленность низового инструкторского звена и отрыв от практической деятельности профессорско-преподавательского состава. Наблюдается либо неадекватное использование наукоемких способов профессиональной подготовки, современной психофизиологической аппаратуры, либо полное игнорирование их применения. Это стало возможным в силу разорванности исследовательского, корректирующего и исполнительского цикла деятельности: когда учит тот, кто сам не участвует и не знает, что происходит в реальной деятельности, а тот, кто занимается непосредственной практикой, не владеет современным инструментарием.
Безусловно, есть отдельные замечательные примеры творческого подхода командиров, инструкторов и психологов подразделений к совершенствованию профессиональной подготовки, что приносит определенный результат. Но чаще наблюдается хаос, свидетельствующий о нерешенности проблем централизации, систематизации и научного обеспечения профессионального развития.
Указанные проблемы в области профессиональной подготовки требуют скорейшего решения. Аналогичные недоработки отмечались и в определенной степени продолжают существовать в других силовых структурах России и иных государств. Имеются и многочисленные примеры создания современных, эффективных моделей профессионального развития. В рамках научно-исследовательской работы проведен анализ особенностей решения этих проблем в отдельных подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, изучена доступная информация о подразделениях специального назначения таких государств, как Франция, Испания, Германия, Китай и др. 2 Наиболее удачные модели профессионального развития имеют некоторые общие черты и тенденции (рис. 1).
Важнейшее место в качестве отправной точки организации профессиональной подготовки занимают систематизированный сбор, статистическая обработка и психолого-педагогическая интерпретация баз банных о выполнении задач в ходе реальной служебно-боевой деятельности (СБД). Базы данных имеют достаточно глубокую ретроспективу и пополняются в актуальном времени посредством организации централизованной информационной сети в рамках специализации. Это позволяет получать достоверные сведения об основных чертах профессионально-психологического портрета отдельного специалиста и подразделения в целом, выяв-
Современные тенденции совершенствования профессиональной подготовки
Создание банка данных реальных ситуаций СБД для выявления психологических и др. детерминант ее срывов, ошибок и затруднений
I I
Создание обобщенного психологического портрета СБД, специалиста для выполнения конкретного типа задач и истории профессиональной деятельности конкретного сотрудника
Использование ситуаций из банка данных СБД в деятельности ситуационных центров в целях отбора и подготовки профессионалов, моделирование
стрессоров СБД
' '
Интегрирование психологической подготовки в общий контекст профессионального развития, моделирование структуры психологических нагрузок
Единый цикл совершенствования профессиональной подготовки, включающий сбор
и обработку базы данных СБД
(-----------------------------------------------------------------------------------N
Целенаправленность, наукоемкость и высокая материально-техническая обеспеченность процесса профессиональной и психологической подготовки
Рис. 1. Современные тенденции совершенствования профессиональной подготовки
лять психологические и другие детерминанты неудач при выполнении профессиональных задач, быстро реагировать на изменения в условиях профессиональной деятельности внедрением адекватных методов профессиональной подготовки и сразу же, в условиях реальной деятельности, оценивать достигаемый эффект.
Критерии отбора кандидатов в подразделения и необходимого уровня профессиональной и психологической подготовленности для участия в выполнении конкретных задач обосновываются и корректируются только на основании обработки обширной базы данных. Их интерпретация предполагает как составление обобщенного портрета специалиста или подразделения, наиболее подходящего для выполнения той или иной задачи, так и анализ истории профессиональной деятельности конкретного сотрудника для определения перспективы его профессионального роста.
Базы данных о реальных ситуациях СБД обеспечены программами компьютерной обработки и закрытым сетевым ресурсом. Они активно используются для коррекции программ, средств и способов профессиональной подготовки и отбора как в отдельных подразделениях, так и в рамках работы специализированных ситуационных центров. Актуально пополняемая база данных СБД представляет собой уникальный материал для использования в подготовке по отдельным предметам, а также выступает интегрирующим фактором всей системы профессионального развития. На основании анализа реальных ситуа-
ций широко применяется моделирование стрессовых факторов и их комплексов, характерных для специальности.
Психологическая подготовка, имея свой собственный предмет, задачи и методы, тем не менее, глубоко интегрирована в общий контекст профессионального развития. Он строится на единой психомоторной основе, и ее элементы присутствуют практически в каждом занятии по любому предмету служебно-боевой подготовки. У сотрудника не только формируется определенная совокупность знаний, навыков и умений, но и достигается целостное развитие всей психологической структуры личности в соответствии с целями повышения его профессиональной эффективности. Это в некоторой степени деформирует личность профессионала и выявляет важную задачу перманентного психологического сопровождения процесса профессиональной деятельности, подготовки и быта. Для достижения такой возможности просматриваются два основных пути: получение психологического образования инструкторским составом центров подготовки или прохождение психологом стажировки в реально действующем подразделении на должности рядового сотрудника.
Исследование служебно-боевой деятельности, последующая коррекция профессиональной подготовки, участие подготовленных по скорректированным программам сотрудников в последующей профессиональной деятельности замкнуты в единый непрерывный цикл, что позволяет гибко реагировать на возникающие затруднения в служебно-боевой дея-
тельности, иногда прогнозировать их, выявлять детерминанты и быстро их преодолевать. Единый исследовательский внедренческий цикл обеспечивается вертикально организованной системой информационного обмена и коррекции средств и способов профессиональной подготовки, участие в работе которой является обязательной процедурой и одним из критериев профессионального соответствия.
Направленность отбора и развития именно тех психофизических качеств, которые определяют эффективность профессиональной деятельности, наряду с высокой наукоемкостью позволяет достигать высоких результатов при относительно низких временных и человеческих, но достаточно высоких материальных затратах.
Перспективная модель надежности профессиональной деятельности сотрудников ОВД разрабатывается в рамках совместно проводящейся ДГСК МВД России и кафедрой психологии Московского университета МВД России НИР под руководством В. М. Крука, С. Н. Федотова и А. А. Ендржеевского 3. Она основывается на использовании данных, получаемых в рамках системно-ситуативного анализа деятельности 4. Основные положения системно-ситуативного подхода в профессиональной подготовке (ССППП) заключаются в следующем:
а) ССППП может быть реализован только при наличии достоверных данных об особенностях профессиональной деятельности, получаемых в ходе ее системно-ситуативного анализа. Основной задачей накопления, обработки и психологической интерпретации банка данных ситуаций реальной профессиональной деятельности является установление психологических детерминант эффективности профессиональной деятельности, представленных в виде многоуровневой системы важнейших психофизических качеств, а также системы профессиональных знаний, навыков и умений. В зависимости от степени необходимой детализации получаемой информации и материальнотехнических и организационных возможностей системно-ситуативный анализ может быть реализован по-разному. Исследуются все без исключения ситуации профессиональной деятельности либо только те ситуации, в которых произошел сбой в виде срыва, ошибки или затруднения и не была достигнута нормативная эффективность. В первом случае процедура значительно более трудоемкая, длительная и затратная, но она позволяет получить подробный психологический портрет успешного сотрудника и нормировать уровни профессиональной достаточности всех элементов психологической структуры личности и особенности их взаимосвязанного функционирования. Во втором случае процедура ССАД затрагивает только ситуации неуспешной реализации профессиональных задач и, следовательно, может указывать только
на те особенности личности профессионала, которые детерминировали срыв, ошибку или затруднение. При этом остальные личностные особенности по умолчанию считаем уже в достаточной степени обеспеченными существующими процедурами отбора и подготовки. Что касается качеств-детерминант срывов, ошибок и затруднений, то именно они при данном подходе находятся в фокусе коррекции процедуры отбора и подготовки. Целесообразно внедрять ССППП начиная с реализации второго подхода, постепенно наращивая опыт, и, привлекая дополнительные ресурсы, переходить к первому;
б) выявленная система качеств-детерминант оценивается с точки зрения возможностей формирования в рамках существующей системы профессиональной подготовки. Вся совокупность выявленных качеств делится на две группы. Первую составляют психологические качества, которые не поддаются коррекции в рамках существующей системы подготовки или являются наиболее значимыми. Во вторую входят пластичные качества, т. е. те, которые могут быть развиты у сотрудника в рамках существующей системы и в приемлемые сроки. Под первую группу качеств подбираются либо разрабатываются адекватные психодиагностические средства, и она включается в систему профессионально-психологического отбора. Вторая группа качеств служит отправной точкой для переструктурирования существующей системы профессиональной подготовки и ее дополнения новыми средствами и способами. При этом действующая система подготовки не уничтожается, так как аксиоматически принимается, что именно она позволила сформировать оставшуюся часть психофизических качеств, не вошедших в число детерминирующих неудачи;
в) основным ориентиром профессионального развития в ССППП служит динамика формирования интегративных образов профессиональной деятельности, структурированных в целях организации и контроля за динамикой профессионального роста в соответствии с моделью ситуации (задача, условия, субъект (рис. 2)).
Рис. 2. Динамика формирования интегративных образов профессиональной деятельности
этап
. с .
Интегративный образ формируется с учетом закономерностей, выявленных в исследованиях Н. А. Бернштейна, В. П. Зинченко 5 и др., путем включения в проводимые занятия упражнений, функционально нагружающих психофизические структуры чувственной и биодинамической ткани бытийного слоя сознания, затем они интегрируются на уровне рефлексивного слоя в виде профессиональных комплексных образов и понятий (рис. 3).
Рефлексивный слой Бытийный слой
«Живое движение»
Рис. 3. Структура сознания по Зинченко-Бернштейну
Целенаправленное заполнение содержательного пространства сознания сотрудника профессионально ориентированными образами стимулирует преимущественное развитие профессионально значимой направленности и других психических свойств. Процесс интегрирования и организации межсистемных взаимосвязей в психике профессионала можно представить в виде психологических качеств различного уровня в зависимости от динамичности, пластичности и степени сложности (рис. 4);
Интегративные качества второго уровня
Рис. 4. Многоуровневая модель психофизических качеств личности сотрудника
г) особенностью ССППП является целостная и единая для всех предметов профессиональной подготовки система профессионально значимых психофизических качеств, т. е. любой предмет профессиональной подготовки строится на единых приоритетных моторных и психологических качествах, навыках и умениях, выявленных в системно-ситуативном анализе деятельности (ССАД). Это обеспечивает оптимальную преемственность развиваемых качеств и тесную межпредметную взаимосвязь, что позволяет экономить время на повторном усвоении двигательных, перцептивных и других базовых паттернов. Данные ССАД в этом случае широко используются при обосновании временных, алгоритмических и технологических критериев профессиональных действий. Кроме того, реальные ситуации из банка данных ССАД служат основой для моделирования конкретных упражнений, используемых в контексте любого предмета профессиональной подготовки.
В подобранных элементах реальных ситуаций акцентируются задачи определенного предмета профессиональной подготовки, они, как правило, ранжируются по принципам: «От простого к сложному» и «От единичного к комплексному». Особое внимание в рамках структурирования профессиональной подготовки уделяется выявлению и моделированию ситуаций, функционально нагружающих психические подструктуры личности, детерминирующие успешность профессиональной деятельности. Таким образом, речь идет не о формировании отдельных навыков и умений, а о целостном развитии личности профессионала. Примером воплощения ССППП может служить авторская модель индивидуального психофизического тренинга в целях подготовки подразделений специального назначения к профессиональной деятельности (рис. 5) 6;
д) особое место в ССППП занимает моделирование профессиональных стрессоров;
ж) непрерывность и поступательность профессионального развития, его соответствие актуальным потребностям профессиональной деятельности достигаются путем организации непрерывного спиралевидного цикла ССАД — ССППП — служебнобоевая деятельность (рис. 6);
з) реализация ССППП невозможна без активного и творческого использования современных наукоемких технологий, таких как психологическая саморегуляция, биологическая обратная связь, биорезо-нансная диагностика и коррекция, индивидуальный психофизический тренинг и др.
Исследование состояния и перспектив профессиональной подготовки в органах внутренних дел показывает острую необходимость скорейшего внедрения современных подходов и методов. Наличие серьезных недостатков в деятельности органов вну-
Г Л
ИПФТ — это комплекс методик подготовки к деятельности в трудных ситуациях посредством целенаправленного развития заданной структуры психологических качеств. Метод основан на взаимосвязанном развитии биодинамической и чувственной ткани. Реализуется путем усвоения двигательных инвариантов и соответствующих им чувственных образов профессионального действия, закрепляемого на рефлексивном слое сознания в виде профессионально ориентированных интегративных образов и понятий
1 этап
Диагностика
Знакомство с программой
Принятие
Я-образа
2 этап
Освоение методик УСР
Проработка
психических
травм
вИСС
3 этап
Блок № 1 Освоение двигательных инвариантов
Блок № 2 Профессионализация познавательной сферы
Блок М 3 Контроль эмоциональной сферы
4 этап
Совершенствование
ОБС
Моделирование стрессовых факторов боевой деятельности
Рис. 5. Структура индивидуального психофизического тренинга
тренних дел, неоднократно отмечаемых в последние годы руководством МВД и государства, во многом обусловлено отсутствием современной системы профессионального отбора и развития 7.
В то же время состояние всего комплекса наук, связанных с различными аспектами профессиональной подготовки, в том числе и психологической науки и практики, обладает достаточными возможностями для успешного преодоления этой проблемы. Речь идет о необходимости скорейшего внедрения сквозной и непрерывной системы исследования реальных ситуаций профессиональной деятельности, реализации системы оценки надежности деятельности подразделений и отдельных сотрудников. Нет иного пути получать в режиме реального времени достоверные, полные и поддающиеся адекватной психологической или иной интерпретации данные. Об этом свидетель-
Рис. 6. Циклический алгоритм профессионального развития сотрудника
ствуют опыт, а также проводимые в нашей стране и за рубежом исследования.
Выстроить эффективную систему профессионального развития, не зная реальности профессиональной деятельности или оценивая ее с позиции многолетней давности, не представляется возможным. Лишь замкнув исследования профессиональной деятельности, профессиональную подготовку и саму деятельность в единый живой цикл, можно повысить эффективность профессиональной деятельности и с большой степенью вероятности избегать срывов и ошибок.
Использование ситуативного подхода в подготовке позволяет значимо дополнить существующую систему подготовки и оптимизировать ее за счет адресности, целенаправленности и преодоления внутренних противоречий в виде использования в преподавании не увязанных в единое целое предметов и иногда противопоставленных процессуальнопсихологической и моторной базы.
Внедрение предлагаемого подхода, несомненно, связано с большими материальными затратами, организационно-штатными изменениями и дополнительной потребностью в подготовке психологов и инструкторского состава. Внедрение современных наукоемких средств и способов, централизация циклов профессиональной подготовки на основании тесной взаимосвязи с реальностью деятельности позволят коренным образом улучшить профессиональную подготовку сотрудников и обеспечить надежность их профессиональной деятельности.
1 Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях / под общ. ред. В. М. Бурыкина. М., 2004. С. 147.
2 The Sop Report — an Analysis of NYPD Police Combat. The Deputy Sheriff Magazine, 2002. С. 21-23.
3 Крук В. М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста : монография. М., 2012. С. 375.
4 Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М., 1989. С. 61.
5 Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М., 1991. С. 287 ; Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. С. 333.
6 Федотов А. Ю. Индивидуальный психофизический тренинг как средство повышения эффективности боевой деятельности воинов-десантников : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1995. С. 21.
7 Федотов А. Ю., Медведев И. Н. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников ОВД, и их преодоление. М., 2012. С. 140.