УДК 349.6
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© Татьяна Николаевна ГУБАНКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель кафедры теории государства и права, e-mail: [email protected]
В статье автор сформулировал и рассмотрел основополагающие принципы права, показал специфические особенности принципов превентивной правовой политики. Дана характеристика методов превентивной правовой политики как средства реализации механизма предупреждения правонарушений.
Ключевые слова: правовая политика; превентивная правовая политика; принципы и методы превентивной правовой политики.
В современном российском обществе идет процесс обновления государственноправовых отношений, строящихся на фундаменте приоритета общечеловеческих ценностей и демократизации всей общественной жизни. Поэтому возникла острая необходимость выстраивания выверенной единой правовой политики. Недостаточная разработанность вопросов теории и практики правовой политики, безусловно, крайне отрицательно сказывается на процессах правового развития общества, эффективности регулирования общественных отношений и т. д. Не случайно в последнее время отечественные юристы обратили пристальное внимание на такую специальную дефиницию, как «правовая политика».
Так, по мнению В.С. Нарсесянца, «правовая политика - это государственная политика в области права (внутреннего и международного), стратегии и тактики правового пути развития и общества, государства, страны; система идей, принципов, норм, форм и процедур признания, осуществления и развития начал и требований, господства права в общественной и государственной жизни» [1, с. 3].
По справедливому замечанию А.В. Маль-ко, сейчас, в условиях правовой реформы, на первый план все больше и больше выходит политика правовая, под которой можно понимать научно обоснованную, последовательную и системную деятельность соответствующих структур (прежде всего государственных и муниципальных органов) по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении
таких целей, как наиболее полное обеспечение прав человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности [2, с. 54].
Одним из важнейших видов правовой политики, как нам представляется, является превентивная правовая политика, которую можно определить как «деятельность в области предупреждения и профилактики правонарушений, которая определяет основные направления, цели и средства деятельности государственных органов и общественности, специально направленной на предупреждение правонарушений путем устранения причин и условий их порождающих, оказания предупредительно-воспитательного воздействия на лиц, склонных к их совершению» [3, с. 92]. Совершенно очевидно преимущество превентивной правовой политики перед другими видами правовой политики, и поэтому нельзя не согласиться с Н.А. Лопашенко, что политика предупреждения преступлений представляет собой приоритетное направление политики противодействия преступности, связанное с поисками, разработкой, исследованием и реализацией целей, принципов, основных направлений, содержания, форм и методов, эффективных общесоциальных и специальных средств воздействия на причины и условия совершения преступлений в целях предупреждения (сдерживания) и сокращения преступности, иных правонарушений и иных отклонений [4, с. 31].
Правовая политика может быть действительно эффективной лишь там, где все действия государства в юридической сфере под-
чиняются единым принципам и составляют единую систему. Само юридическое понятие «принципы права» означает основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора [5, с. 51]. Правовая политика, как и все другие правовые реалии, строится на основных принципах права, которые понимают как «выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его создание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни» [6, с. 183].
Главный ориентир российской правовой политики - последовательная реализация основных принципов права, продекларированных в Конституции Российской Федерации. К принципам современного российского права относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, достоинство, справедливость, народ - источник власти, человек - высшая ценность. Традиционно, к общим принципам можно отнести:
1) принцип демократизма;
2) принцип законности;
3) принцип равенства граждан перед законом и судом;
4) принцип социальной справедливости;
5) принцип гуманизма и др.
Принципы права осуществляют регулирующую, контрольную, воспитательную функции в процессе реализации правовой политики. Принципы правовой политики существенным образом базируются на общепризнанных принципах права. Несомненно, что равенство всех пред законом и судом, гуманизм и справедливость и другие принципы современного права являются принципами правовой политики. Но такое единство принципов права и правовой политики не означает их полного совпадения. Отметим, что Н.В. Исаков выделяет следующие особенности принципов правовой политики: 1) закрепляются не только нормами права, но и в директивных документах; 2) определяют не только характер законодательства, но и практику его применения; 3) входят в число «составляющих принципов права, представляют собой конкретизацию последних, применительно к конкретной сфере или виду деятельности» [7, с. 162-163].
В связи с тем, что правовая политика строится не только на принципах права, но и политики, принципы правовой политики можно разделить на две группы - правовые и неправовые. Первые принципы являются важнейшими ценностными ориентирами общества и государства и обладают качеством официально признанных и гарантированных государством требований к политико-правовой деятельности. К этой категории относятся такие принципы как гуманизм, законность, равноправие, демократизм и др. К неправовым принципам относятся руководящие идеи организационного характера. К ним предъявляются требования целесообразной организации политико-правовой деятельности. К ним относятся: экономичность, стабильность, планомерность, субординация, координация, научная обоснованность. Эти принципы воплощают требования рациональной организации политической деятельности. Например, Н.В. Исаков определяет принципы правовой политики как исходные определяющие идеи и установки, составляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования правовой политики. Согласно его концепции принципы правовой политики можно подразделить на: морально-этические (нравственные) и организационные [7, с. 149]. По мнению Ю.А. Титенко, к специфическим, присущим только правовой политике принципам следует отнести научную обоснованность, системность, предсказуемость и планомерность [8, с. 34].
Несомненно, правовая политика может эффективно функционировать, базируясь на научных основах, причем научные основы при решении правовых проблем в процессе разработки и принятия законотворческих актов должные состоять не только из правовых знаний, но и знаний, полученных из других наук.
Другие вышеперечисленные принципы правовой политики (системность, предсказуемость, планомерность) находятся между собой в тесной взаимосвязи. Совершенно очевидно, что при несоблюдении этих принципов невозможно добиться эффективной, дальновидной правовой политики. Особенно это касается законотворческой деятельности, для обеспечения научности которой большое значение имеет привлечение ученых к право-
творческому процессу, проведение научной экспертизы, правовых актов. Особая роль отводится планированию законопроектных работ и это обусловлено тем, что оно самым тесным образом связано с созданием стабильной, целостной, научно-обоснованной системы законодательства, эффективного механизма законотворческой деятельности. На эту же проблему обращает внимание К.И. Косачев, указывающий, что «назрела необходимость поправок в регламент Государственной Думы с тем, чтобы работать на основе стратегического планирования, рассмотрения и принятия системных законов, необходимых обществу» [9].
Заметим, что «системность - одна из главных составляющих планирования и «целесообразно планирование пакетов» взаимосвязанных законов, что позволит оценить намеченное правовое регулирование в комплексе, избегать ненужного дублирования, противоречий и несогласованностей» [10, с. 116]. Отметим также, что планирование целесообразно предварять прогнозированием, представляющим собой форму познания будущего состояния государства и права. В реальной жизни вышеперечисленные принципы не всегда претворяются в правовой политике, что ведет к ее малоэффективности, недальновидности. Но, тем не менее, можно сказать, что эта политика не теряет своего качества - правовой.
Другая ситуация возникает, если будут проигнорированы основополагающие правовые принципы, такие как принципы законности, равноправия, справедливости. В этом случае проводимую политику нельзя будет назвать правовой.
По мнению В.Н. Карташова, центральным и универсальным, без сомнения, является принцип законности. Право для того и создается в любом обществе, чтобы его предписания неукоснительно исполнялись. Так же, по мнению автора, важным императивом здесь является верховенство закона над другими правовыми актами. Принцип гуманизма в правовом регулировании в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в обществе и государстве (ст. 2 Конституции РФ).
Сущность принципа юридического равенства была достаточно выражена еще римскими юристами: «Закон говорит со всеми
одинаково», - отмечали они. Данное фундаментальное начало в правовой системе России включает, например, следующие императивы: а) равноправие субъектов Российской Федерации ст. 5 КРФ; б) равенства гражданства независимо от оснований его приобретения (ст. 6); в) равенство всех форм собственности и другие [11, с. 83-84].
Здесь же следует отметить, что принцип демократизма предполагает, что проводимая правовая политика должна выражать волю и интересы подавляющего большинства населения и предполагает участие народа в формировании этой воли, возможность участия его в управлении государством непосредственно через своих выборных представителей.
Однако следует заметить, что закрепленные в Конституции России и в законодательстве принципы права в настоящем времени во многом носят декларативный характер, поскольку отсутствуют реальные гарантии их реализации.
Все рассмотренные выше принципы являются основополагающими для всех видов правовой политики, но конечно, для каждого вида эти принципы имеют свои специфические особенности.
Рассматривая принципы относительно превентивной правовой политики, согласимся с мнением Н.В. Щедрина [12, с. 4], отмечающим, что превентивная деятельность государства должна основываться на следующих важнейших принципах:
- принцип системности предполагает рассмотрение предупреждения преступлений взаимодействия субъекта и объекта, а меры предупреждения преступлений - в качестве отношений управления;
- принцип объективности применительно к предупреждению преступности означает, что данная деятельность не возможна без познания и учета закономерностей функционирования объекта и социума, что призвано исключить бессистемность и эпизодичность в противодействии преступности;
- принцип целеполагания позволяет соотносить субъекты, объекты и меры воздействия с превентивной деятельностью, поскольку цель находится в центре внимания субъекта, и ее достижение является мерилом качества и эффективности предупредительной работы;
- принцип основного звена позволяет определить основное направление и цель деятельности по предупреждению преступлений, вычленить ключевую проблему или несколько основных проблем и сфокусировать на их решении имеющиеся ресурсы;
- принцип оптимальности и эффективности предполагает достижение наилучшего результата за возможно короткий срок при наименьшей затрате сил и средств, материальных и финансовых ресурсов. В предупреждении преступлений действие этого принципа ограничивается принципом законности.
Совершенно очевидно, что превентивная правовая политика должна соответствовать также и другим принципам правовой политики, важнейшим из которых является законность. Недопустимо применение предупредительных мер, носящих дискриминационный характер, необоснованно ограничивающие права и законные интересы граждан.
Для современного российского государства ключевой проблемой является эффективность механизма реализации правовой политики, под которым в своей работе Ю.А. Титенко понимает систему взаимосвязанных элементов правовой политики, формирующуюся в результате практической деятельности субъектов гражданского общества и органов государственной власти в сфере правового регулирования [8, с. 149]. Иными словами, реализация правовой политики происходит с помощью методов правового регулирования. Отметим, что метод правового регулирования - это совокупность юридических приемов и способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Выделяют следующие методы правового регулирования:
- императивный - метод властных (категорических) предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях (норма Особенной части УК РФ);
- диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях (например, в гражданском и семейном праве);
- поощрительный - метод вознаграждения за определенное одобряемое поведение (в трудовом праве);
- рекомендательный - метод совета осуществления конкретного, желательного
для общества и государства поведения и т. д. [13, с. 115-116].
С помощью методов правового регулирования государство может оказывать воздействие на волевое поведение участников общественного процесса. Заметим, что для отдельных отраслей права и соответственно, видов правовой политики, существуют характерные для них методы правового регулирования. Так, как было отмечено выше, императивный метод содержит в себе, как правило, нормы-запреты. Он используется, в основном, в уголовном, административном и некоторых других отраслях права.
Диспозитивный метод дает возможность участникам правовых и общественных отношений право выбора в рамках закона. Этот метод присущ, например, гражданскому праву.
Одними из мер, которые выступают как необходимые способы воздействия на сознание и поведение людей, являются убеждение (например, такие способы, как беседа или вовлечение лица в социальные организации и группы: спортивные секции, трудовые и творческие коллективы, общественные организации) и принуждение (такие, как меры административной ответственности, принудительное лечение алкоголизма и наркомании). В превентивной правовой политике применяются многие из вышеперечисленных методов. По уровню своего воздействия методы предупреждения правонарушений можно классифицировать на общесоциальные, специально-криминологические, индивидуальные.
Общесоциальные методы предупреждения преступности предполагают, кроме правовых, применение экономических, политических, научно-технических средств и методов. В процессе профилактики преступлений, когда криминогенный фактор находится в зародышевом состоянии, гораздо безболезненнее их устранить без применения механизма уголовной юстиции. Вследствие этого профилактика преступлений является наиболее гуманным и демократичным направлением противодействия преступности.
В деятельности по предотвращению и, тем более, пресечению преступлений, гуманистическое и демократическое начало выражено гораздо слабее, чем в профилактике криминогенных ситуаций. Предупредитель-
ные меры могут носить упреждающий характер, разрабатываться и вводиться на основании прогнозов. Важнейшими являются меры, направленные на нейтрализацию криминогенных факторов уже действующих в обществе, возвращающие ситуацию в правовое поле. Главным методом индивидуального метода правонарушений является метод убеждения. С помощью этого метода возможна коррекция негативных социальных процессов путем применения педагогических и психологических приемов воздействия. К числу способов убеждения относится - беседа, вовлечение лица в социальные группы и организации, способные оказать на него положительное воспитательное воздействие. К более эффективным индивидуальным методам воздействия на личность относится метод оказания помощи. Этот метод реализует конкретные меры по улучшению социальнобытового положения лица, втянутого в криминальную сферу. Если эти меры оказались не эффективными, то применяется метод принуждения. К числу основных мер принуждения относится мера административной ответственности (штраф, административное задержание), принудительное лечение алкоголизма и наркомании.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что в любом обществе ставится задача обеспечения высокой эффективности механизмов правового регулирования и проводимой правовой политики, усиление правовой активности граждан, совершенствование правового воспитания. В нашем обществе эти вопросы стоят особенно остро, поэтому проблема совершенствования принципов и методов превентивной правовой политики, рассматриваемая в статье, требует дальнейшей детальной разработки.
1. Нарсесянц В. С. Правовая политика и совершенствование законодательства: теоретикометодологические проблемы // Актуальные проблемы совершенствования российского законодательства на современном этапе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 4-5 ноября 2003 г. М., 2004.
2. Правовая политика России: теория и практика: монография / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006.
3. Правоохранительная политика России: проблемы теории и практики: монография / под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2010.
4. Лопашенко Н.А. Криминологическая политика: понятие, содержание, методы, формы реализации // Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. М., 2002.
5. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. М., 2009.
6. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
7. Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: авто-реф. дис. ... д-ра юр. наук. Ростов н/Д, 2004.
8. Титенко Ю.А. Принципы, виды и механизм реализации российской правовой политики: общетеоретический аспект: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Тамбов, 2007.
9. Косачев К. И. Как избавиться от законов-пустышек // Российская газета. 2002. 9 июля.
10. Пигалкин А.С., Рахманинова Т.Н., Желялет-динова З. С. Законодательные программы субъектов Российской Федерации // Закон: создание и толкование. М., 1998.
11. Карташов В.Н. Принципы права / Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Т. 2.
12. Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности. Красноярск, 1999.
13. Малько А.В., Пономаренков В.А. Теория государства и права. Самара, 2008.
Поступила в редакцию 26.07.2011 г.
UDC 349.6
PRINCIPLES AND METHODS OF PREVENTIVE LAW POLICY OF MODERN RUSSIA: GENERAL THEORETIC ASPECT
Tatyana Nikolayevna GUBANKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor of Theory of State and Law Department, e-mail: [email protected]
The author formulated and considered the fundamental principles of law, revealed the specific features of the principles of preventive legal policy. The characteristics of preventive legal policy as means of realization of the mechanism of offense prevention are given.
Key words: legal policy; preventive law policy; principles and methods of preventive legal policy