Научная статья на тему 'Превентивная правовая полика России в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних'

Превентивная правовая полика России в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
738
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВЕНТИВНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / PREVENTIVE LEGAL POLICY / PREVENTIVE MAINTENANCE OF PREVENTION OF CRIME OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Губанкова Татьяна Николаевна

В статье автор показал особенности превентивной политики в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних, рассмотрел деятельность субъектов этой политики. Кроме того автором был сделан краткий экскурс в историю вопроса. Также затронуты новые методы ювенальной юстиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE LEGAL POLICY OF RUSSIA IN SPHERE OF PREVENTION OF CRIMINALITY AMONG MINORS

In article the author has shown features of a preventive policy in sphere of the prevention of criminality among minors, has considered activity of subjects of this policy. Besides by the author has been made are short digression to the historical background. Also new methods of specialized courts on affairs of minors are mentioned.

Текст научной работы на тему «Превентивная правовая полика России в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних»

УДК 349.6

ПРЕВЕНТИВНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИКА РОССИИ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© Татьяна Николаевна ГУБАНКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель кафедры теории государства и права, e-mail: [email protected]

В статье автор показал особенности превентивной политики в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних, рассмотрел деятельность субъектов этой политики. Кроме того автором был сделан краткий экскурс в историю вопроса. Также затронуты новые методы ювенальной юстиции.

Ключевые слова: превентивная правовая политика; профилактика предупреждения преступления несовершеннолетних.

Вопрос превентивной правовой политики является актуальным и злободневным в современной правовой жизни России. Преимущество превентивной правовой политики перед другими мерами правового характера очевидно, т. к. болезнь легче предупредить, чем лечить.

Трудно не согласиться с мнением Р.В. Пузикова, который определяет превентивную правовую политику как «предполагающей построение такой теоретически-практической системы мер, которая обеспечивала бы изучение правонарушений и причин, устранение этих причин, а также условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, позволяла бы выявлять и изучать лиц, склонных в силу антиобщественного поведения к правонарушениям, оказывать нужное профилактическое воздействие на таких лиц» [1, с. 77].

Одним из важнейших видов превентивной правовой политики является предупреждение преступности среди несовершеннолетних.

Перспектива развития государства напрямую зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. Кризисное состояние современного российского общества, которое приводит к потере нравственных ориентиров, деформации социальных ценностей в обществе, является детерминирующим фактором противоправного поведения несовершеннолетних, которое в дальнейшем может стать нормой жизни. Судя по стабильно высокому уровню совершения правонарушений несовершеннолетними в последнее время, можно отметить неэффективность превентивной правовой политики государства и

практики органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетними.

Государству и обществу потребуются огромные усилия и затраты, чтобы нейтрализовать криминализацию подрастающего поколения, создающую реальную угрозу национальной безопасности. Важно отметить, что такие меры необходимы, иначе у государства и общества не будет будущего.

В России на протяжении многих столе -тий старались проявлять определенную гуманность в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Государственная деятельность по призрению началась в эпоху Петра I. Во многих губерниях стали учреждаться гошпитали для увечных, престарелых, а также незаконнорожденных. В этих учреждениях ставились задачи не только спасения детей, но и пресечения с их стороны преступлений. Кроме этого, Петр I развернул борьбу с нищенством и бродяжничеством среди малолетних, т. к. эти явления были питательной средой для многих форм асоциального поведения малолетних. Также в петровскую эпоху имелись в законодательстве некоторые послабления «младенцам», причем к этой категории относились дети до 15 лет. Но петровским начинаниям не суждено было укорениться, и после смерти царя большинство из созданных «гошпитателей» прекратили свое существование [2, с. 10].

В эпоху правления Елизаветы законодательно были установлены поправки на малолетство как на признак, смягчающий ответственность преступника. При императрице Екатерине II детей, стоящих на пороге тюрьмы, не только пытались спасать от нужды и

порока, но стали их целенаправленно воспитывать. Были учреждены в Москве и нескольких других городах воспитательные дома с гошпитателем для неимущих родильниц [3]. Но эти воспитательные дома в силу ряда причин просуществовали недолго. К концу екатерининского правления детское призрение стало приобретать смешанную, государственно-семейную форму.

Дореволюционное законодательство для несовершеннолетних правонарушителей признавало основным средством воздействия не карательные, а воспитательные меры. Нормы законодательства ориентировались на общепринятые прогрессивные тенденции. Поэтому эти меры уголовно-правового характера давали положительный результат, оказывая влияние на состояние преступности в тот период.

Первые нормативные акты советской власти пытались оградить несовершеннолетних преступников от судебного преследования, к ним большей частью применялись воспитательные меры.

В 1920 г. была разработана инструкция о работе комиссии по делам несовершеннолетних. В дальнейшем правовые акты 1930— 1940 гг. имели тенденцию к ужесточению правосудия к несовершеннолетним.

Таким образом, как показывает история России, государство в течение нескольких веков старалось обращать внимание на несовершеннолетних с целью недопущения ими противоправных деяний. При этом основной целью становится исправление и перевоспитание несовершеннолетнего правонарушителя.

В современной России, как показывает статистика, все больше количество несовершеннолетних втягивается в сферу криминальной жизни. Это объясняется рядом причин, главной из которых выступает социальная природа преступности. Основной причиной социальной дезаптации является нарушение прав в семье, жестокое обращение с детьми со стороны родителей. Распространение такого негативного социального явления, как детская беспризорность, способствует росту преступности, наркомании среди несовершеннолетних, подрывает нравственные устои общества. Рост детской беспризорности произошел в нашей стране в результате социально-экономических потрясений, кризисов, безработицы, интенсивных миграци-

онных процессов в связи с военными конфликтами. Кроме того, значение семьи в обществе падает. В связи с тяжелой экономической ситуацией многие родители не могут, а порой и не хотят воспитывать и содержать детей. Таким образом, дети оказываются один на один с суровыми реалиями жизни, к которым они не готовы ни физически, ни психологически. Причиной совершения преступлений несовершеннолетними является все углубляющееся социальное неравенство нашего общества, вследствие чего возникают социальные конфликты, протестные реакции, принимающие форму девиантного поведения и преступности.

В Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 гг. отмечалось, что произошло «ослабление социального контроля над преступностью. Существовавшая в тоталитарном государстве система контроля за личностью ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступности, адекватная демократическим реалиям, пока не построена» [4]. Вследствие всех этих причин ситуация с преступностью несовершеннолетних продолжает усугубляться.

Как справедливо отметили В.В. Панкратов и Е.И. Цымбал, в СССР большую роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних играли массовые общественные организации, объединявшие подавляющее большинство детей-подростков. Но, к сожалению, в настоящее время место этих организаций остается незанятым [4, с. 25].

Все названные факторы вызывают обоснованную тревогу государства и общества и требуют более эффективной превентивной правовой политики среди несовершеннолетних.

Так, по определению А.В. Анисимова, превентивная политика представляет собой продуманную и последовательную систему государственного воздействия на субъекты, объекты профилактики и социально-культурную среду с целью предупреждения ненормативного поведения и нейтрализации его причин [5, с. 240; 6, с. 184-185]. В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвует множество субъектов. Под субъектами превентивной политики понимают государственные и общественные организации, а также должностные лица и гра-

ждане, которые целенаправленно осуществляют меры по выявлению и устранению причин правонарушений и условий, способствующих их осуществлению.

В юридической литературе общепринято субъекты предупреждения правонарушений классифицировать на три группы [6, с. 184185].

В первую группу включают субъекты общесоциальной профилактики - федеральные, региональные и местные органы власти и управления, а также общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи. Сюда, как правило, включают различные администрации, законодательные органы и т. д., принимающие правоустанавливающие нормативноправовые акты, которыми впоследствии руководствуются все заинтересованные структуры.

Во вторую группу относят субъекты специально-криминологической профилактики:

- государственные органы, выполняющие правоохранительные функции (МВД, ФСБ, прокуратура, суды, органы юстиции);

- государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции (например, комиссии по делам несовершеннолетних);

- частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач (частные охранные предприятия, ДНД и др.);

К третьей группе причисляют субъекты индивидуальной профилактики, взаимодействующие непосредственно с несовершеннолетними, - это родители и лица их заменяющие, педагоги, медицинские работники, соседи и т. д.

Важнейшей функцией превентивной правовой политики среди несовершеннолетних является воспитательная, формирующая правовое сознание и правовую культуру детей и подростков, уровень которых во многом определяет поведение людей.

Под правосознанием, как отмечают некоторые ученые, понимают «сферу общественного, группового и индивидуального сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных

ориентаций, регулирующее человеческое поведение в юридически значимых ситуациях» [7, с. 55].

Вполне закономерно, что у несовершеннолетних совокупность правовых знаний и юридических взглядов гораздо меньше, чем у людей, имеющих определенный опыт и образование. Правовые убеждения подростков основаны на эмоциях. Ту или иную ситуацию в правовом поле они рассматривают применительно к себе. Поэтому при воспитательных беседах с подростком на правовую тематику важно исходить из конкретных ситуаций, в которые они могут попасть или попали. Очевидно, что правовое сознание и правовая культура имеют большое превентивное значение при становлении личности несовершеннолетнего, т. к. при накоплении правовой информации и опыта ее применения происходит привыкание индивида к правомерному поведению, вырабатывается регулярная привычка в таком поведении.

Далее нам следует отметить тот факт, что несовершеннолетний становится правонарушителем и, тем более, преступником не сразу. Начинается этот процесс, как правило, с социальной дезаптации ребенка, основной причиной которой является неблагополучие в семье, что способствует развитию преступности. К этим негативным последствиям приводит антиправовой стиль воспитания в семье - жестокое обращение с детьми, злоупотребление родительскими правами, а также асоциальный стиль - он включает в себя аморальное поведение, алкоголизм и наркотизм родителей, фактическую безнадзорность детей. Дети из неблагополучных семей неизбежно пополняют контингент беспризорников. Поэтому большое значение имеет более полная защита прав и законных интересов детей в таких семьях.

Как справедливо замечает в своей работе В. А. Шуняева, в связи с этим видится необходимым применение к таким родителям более строгих мер воздействия, к которым следует отнести штрафные санкции, меры принудительного медицинского характера, исправительные работы, лишение свободы и т. д., и включить соответствующие положения в семейное, административное и уголовное законодательство [8, с. 379].

Одним из важных субъектов превентивной правовой политики среди несовершен-

нолетних должны стать образовательные учреждения, но, к сожалению, в современной образовательной политике значительно снижена воспитательная составляющая их деятельности.

Как нам представляется, необходимо закрепить в Федеральном законе «Об образовании» положение об обязанности образовательных учреждений заниматься воспитательной работой наравне с учебной и нести ответственность за качество этой работы.

Особого внимания заслуживает один из субъектов, который выполняет основной объем по предупреждению правонарушений несовершеннолетними, - орган внутренних дел, предупредительная деятельность которого проводится как на общем, так и на индивидуальном уровне. В целях выявления причин и условий правонарушений несовершеннолетних сотрудниками ОВД проводятся комплексные операции, рейды, целевые проверки. Эти мероприятия проводятся при взаимодействии с государственными, общественными и другими организациями.

Как мы уже отмечали выше, во многих случаях антиобщественное поведение детей и подростков связано с семейным неблагополучием, поэтому ОВД оказывает необходимое воздействие на семьи таких несовершеннолетних с целью устранения и ограничения неблагоприятного влияния на личность ребенка.

Следующим в работе ОВД по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних учитывается тот факт, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. А именно работа в этом направлении проводится по выявлению криминологической диагностики, учету групп правонарушителей. В целях предупреждения групповой преступности проводится изоляция групп, ее расформирование и переориентация.

Большое место в работе ОВД по предупреждению правонарушений занимает предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего .

Мерами индивидуальной работы с несовершеннолетними являются:

1) выявление детей с аномалиями в психике и принятие мер по нейтрализации и смягчению аномального развития;

2) выявление несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению и способных совершить преступление;

3) определение и устранение источников отрицательного воздействия на них;

4) осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни.

Сотрудники ОВД выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, из числа:

- подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно-полезным трудом);

- несовершеннолетних, вернувшихся из спецшкол и профтехучилищ, осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора;

- освобожденных из воспитательных колоний.

Признаем также, что эффективность деятельности ОВД возможна только при высоком уровне взаимодействия со всеми субъектами предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

Вместе с тем отметим, что в превентивной правовой политике социально-экономические и воспитательно-профилактические меры играют первостепенное значение, но, когда правонарушение уже совершено, возникает вопрос о наказании несовершеннолетних лиц. По мнению К. А. Бузанова, назначение слишком мягкого наказания способно породить у несовершеннолетнего мысль о вседозволенности, безнаказанности, что не приведет к достижению целей наказания. Применение слишком строгого наказания также не будет способствовать его исправлению и перевоспитанию. Повышенное наказание, как правило, влечет чувство обиды и озлобленности не только против судебной системы, но и против общества в целом. Выражая свой протест, подросток может замкнуться в себе, и в этом случае применение к нему мер воспитательного воздействия не принесет ожидаемых результатов [9].

Административные правонарушения являются промежуточным этапом от асоциальных поступков к преступлениям. Как отмечает В. А. Минор, превентивная функция административной ответственности несовер-

шеннолетних, как совокупность средств морально-нравственного, профилактического воздействия на личность, формирующая законопослушное поведение и предупреждающая совершение правонарушений, участвует в достижении воспитательных целей, т. е. в формировании морально-нравственной составляющей личности несовершеннолетнего [10, с. 10].

Трудно переоценить влияние средств массовой информации на сознание современных людей, в т. ч. и на несовершеннолетних. Но приходится признать тот факт, что в настоящее время это влияние является большей частью негативным, особенно на неокрепшую психику несовершеннолетних. Примером негативного воздействия СМИ на общественное сознание, по справедливому мнению В.А. Шуняевой, является «романтизация террора» и утверждение культа насилия. При этом у определенной части несовершеннолетних под влиянием подобной информации формируется чувство обыденности преступности, восприятие преступных проявлений в качестве компонента нормальной среды обитания, а отклоняющееся поведение считается самым адекватным в окружающей детей обстановке, т. е. происходит деформация мировоззрения несовершеннолетнего, вследствие чего подростки совершают правонарушение [8, с. 380].

Как нам представляется, государственные органы должны принять меры по защите несовершеннолетних от информации, наносящей вред их духовному, нравственному и психическому здоровью. Должностные лица, контролирующие СМИ, должны нести ответственность за подбор информации, которая формирует общественное сознание.

Остановимся также на том моменте, когда в процессе предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних акцент делается на защите интересов детей, их воспитании и перевоспитании. При этом ведущая роль отводится комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. Но мы не можем не отметить парадоксальность сложившейся ситуации, когда одновременно комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних наделены правоприменительными полномочиями [11] и в то же время

отсутствуют нормы, регулирующие порядок и механизм их реализации. Поэтому комиссии осуществляют правоприменительное производство, опираясь на устаревшие правовые акты, не отражающие специфику рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних.

В современных условиях поднимается вопрос о внедрении новых подходов при профилактике правонарушений несовершеннолетних, таких, например, как методы ювенальной юстиции, которая является одним из средств ювенальной политики.

По определению Н.Ф. Звенгородской, ювенальной политикой в самом общем виде принято называть социально ориентированную государственную политику в отношении несовершеннолетних [12, с. 106]. К субъектам ювенальной политики относятся учреждения и организации, чья деятельность направлена на формулирование, реализацию и охрану прав несовершеннолетних.

В своей работе С.А. Пучнина отметила, что задачи, реализуемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, во многом сходны с базовыми принципами ювенальной юстиции и практики. Но, поскольку под ювенальной юстицией понимается система, основой которой являются специализированные суды по делам несовершеннолетних, а комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не наделены функциями осуществления правосудия, они не могут выполнять роль основополагающего элемента ювенальной юстиции [13].

Проблема данного вопроса заключается в отсутствии законодательства, и поле применения ювенальных методов ограничено, хотя часть их успешно внедряется в повседневную практику комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Это относится, прежде всего, к введению в деятельность комиссий элементов восстановительного правосудия. При этом на первый план выдвигается задача по социализации несовершеннолетних, оказанию социально-психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Конечно, численность штата комиссий недостаточна для применения всех мер воздействия на несовершеннолетних, коррекции поведения подростка. Но зарубежный опыт, да и прошлый опыт России, показывает эффективность

объединения усилий государственных органов и общественности. Как показывает зарубежная практика, включение ювенальных технологий в работу по предупреждению правонарушений несовершеннолетних имеет большие перспективы. В Российском государстве необходимость создания ювенальной юстиции обозначена в концепции судебной реформы 1991 г. В настоящее время у нас вводятся элементы ювенальной юстиции в нескольких городах в виде пилотных проектов. Но заметим, что построение и функционирование всей системы ювенальной юстиции отражено пока только в законопроектах.

Высокий уровень правонарушений, совершенных несовершеннолетними за последние годы, свидетельствует об неэффективной превентивной правовой политике среди несовершеннолетних. Такая ситуация предполагает усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего несовершеннолетних, совершенствование законодательства в сфере предупреждения и борьбы с преступностью, повышения эффективности деятельности правоохранительных органов.

1. Пузиков Р.В. Превентивная правоохранительная политика // Правоохранительная политика России: проблемы теории и практики: монография / под ред. А.В. Малько; РАН, Саратовский филиал ин-та гос-ва и права, ТГУ им. Г.Р. Державина, Научно-образовательный центр правовой политики субъектов РФ. Тамбов, 2010.

2. Селиванов А.Ф. Учреждения по призрению детей // Энциклопедия семейного воспитания и обучения / под ред. П. Каптерова. СПб., 1900.

3. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Спб., 1830. Т. XVI. Ст. 1198

4. Панкратов В.В., Цымбал Е.И. Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних: общие принципы и региональная специфика. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен-

нолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Сер. Основные проблемы социального развития России. М., 1998. № 16 (83).

5. Криминология / под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999.

6. Криминология / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. М., 2004.

7. Правовая культура и вопросы правового воспитания / под ред. А. Д. Бойкова. М., 1974.

8. Шуняева В.А. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних // Актуальные проблемы юридической науки и практики: сборник научных статей, посвященный 60-летию к. ю. н., профессора, директора Института права ТГУ им. Г.Р. Державина В.М. Пучнина. Тамбов, 2006.

9. Бузанов К.А. Особенности назначения наказаний несовершеннолетним: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2000.

10. Минор В.А. Превентивная функция административной ответственности несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Воронеж, 2010.

11. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.07.1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

12. Звенигородская Н.Ф. Проблемы защиты семейных прав несовершеннолетних в порядке гражданского судопроизводства // Ленинградский юридический журнал. СПб., 2009. № 4 (18).

13. Пучнина С.А. О мерах повышения профилактической роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как правоприменительного органа // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). С. 383-384.

14. О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы: указ Президента РФ от 24.05.1994 г. № 1016 // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 403.

Поступила в редакцию 11.07.2011 г.

UDC 349.6

PREVENTIVE LEGAL POLICY OF RUSSIA IN SPHERE OF PREVENTION OF CRIMINALITY AMONG MINORS

Tatyana Nikolayevna GUBANKOVA, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor of Theory of State and Law Department, e-mail: [email protected]

In article the author has shown features of a preventive policy in sphere of the prevention of criminality among minors, has considered activity of subjects of this policy. Besides by the author has been made are short digression to the historical background. Also new methods of specialized courts on affairs of minors are mentioned.

Key words: preventive legal policy; preventive maintenance of prevention of crime of minors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.