ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ
УДК 342.7
В.Ю. Панченко
ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ*
Статья посвящена анализу общего и особенного в целях и задачах российской правовой политики в целом и такой ее разновидности, как правовая политика в сфере юридической помощи.
Ключевые слова: правовая политика, юридическая помощь, юридическое содействие, реализация прав личности, правовые принципы.
V.Yu. Panchenko
PRINCIPLES OF LEGAL POLICY IN JURIDICAL AID SPHERE
The article is devoted to the analysis of the common and peculiar features in the aims and tasks of Russian legal policy on the whole and such of its variety as the legal policy in the juridical aid sphere.
Key words: legal policy, juridical aid, juridical assistance, individual rights implementation, legal principles.
Правовая политика в сфере юридической помощи - новое направление современной российской правовой политики. Правовая политика в сфере юридической помощи может быть определена как самостоятельное направление правовой политики, представляющее собой научно обоснованную, последовательную, системную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур, осуществляемую особыми средствами в целях формирования и совершенствования оптимальных условий для реализации права на юридическую помощь и эффективного осуществления юридической помощи для наиболее полной и беспрепятственной реализации и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права. К сожалению, научному осмыслению данного направления правовой политики уделяется явно недостаточное внимание. Настоящая статья посвящена принципам правовой политики в сфере юридической помощи, которые до сегодняшнего момента в юридической литературе не рассматривались.
Принципы правовой политики в сфере юридической помощи - это основополагающие начала, руководящие положения, требования к деятельности всех субъектов указанного направления политики. Понятия «идея», «начало», «положение», «требование» при включении их в определение понятия «принципы» употребляются, по существу, как однородные. Думается, что такое употребление правомерно. Представляется, что спор о родовом, по отношению к принципу, понятии во многом носит терминологический характер, так как все определения понятия «принцип» (а также правовой принцип, принцип права, принцип правового регулирования и т. д.) сходятся в главном: в сути, которая состоит в том, что принципы представляют собой основные, основополагающие, руководящие нормативные начала (положения, идеи). В пользу такого подхода свидетельствует и то, что этимологически термин «начала» означает «основные положения, принципы», т. е. является синонимом указанным терминам [2, 340]; данные термины употребляются как синонимы в большинстве общественных наук. На важный аспект принципов деятельности (применительно к принципам уголовного процесса), особенно значимый для их реализации, обратил внимание Н.Н. Полянский, отмечая, что «принципы... - это не просто идеи, но требования, предъявляемые к деятельности (или поведению)» [5, с. 83]
*
Статья подготовлена при поддержке Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».
Н.И. Матузов, А.В. Малько, К.В. Шундиков справедливо указывают на то, что именно принципы призваны унифицировать характер целенаправленного воздействия на социальные отношения, связанные с оказанием юридической помощи, юридическими средствами, и служить «критериями оценки правильности предпринимаемых правотворческих и правореализационных решений» [1, с. 16]. Принципы правовой политики в сфере юридической помощи в концентрированном виде выражают сущность и содержание правовой политики в данной области, требования к деятельности всех субъектов по формированию и реализации правовой политики, определяют необходимые условия, при которых юридическая помощь может эффективно выполнять свою гарантирующую роль.
На правовую политику в сфере юридической помощи в полной мере распространяются общие принципы правовой политики в Российской Федерации, перечень которых, как обоснованно полагают авторы Проекта концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года, включает в себя следующие: социально-политическая обусловленность; научная обоснованность; приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина; легитимность; демократический характер; законность; учет нравственноценностных устоев и социокультурных традиций общества; согласованность с международными стандартами правового регулирования при учете национальных интересов; гласность; целенаправленность, четкое определение приоритетов; прогнозирование; планомерность и поэтапность; эволюционный характер реформирования правовой формы; реалистичность, ориентация на достижимые результаты; комплексный подход к решению проблем; достаточность средств и ресурсов [6].
В качестве специальных принципов правовой политики в сфере юридической помощи, получивших закрепление в международно-правовых [3] и российских официальных документах и определяющих содержание правовой политики в сфере юридической помощи как деятельности, прежде всего, государства, а также иных субъектов, могут быть названы следующие.
Обеспечение равного доступа к юристам и юридической помощи. Каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав. Государство должно обеспечить эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на его территории и подпадающих под юрисдикцию, без какого-либо различия (по признаку расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения). Особое внимание следует уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении, им должен быть обеспечен доступ к юридической помощи.
Широкая доступность информации о юридической помощи. Государственные и негосударственные органы и организации, в том числе профессиональные ассоциации юристов, должны информировать население об их правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли юристов, юридической помощи в их осуществлении и защите.
Особая гарантированность юридической помощи при привлечении к юридической ответственности. Данный принцип включает, как минимум, требования о немедленном информировании каждого человека о его праве пользоваться помощью юриста по своему выбору при аресте или задержании, либо при обвинении его в совершении уголовного преступления, иного правонарушения, право на помощь юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру правонарушения, назначенного в целях предоставления ему эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг юриста; право на юридическую помощь всех арестованных или задержанных лиц, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления либо иного правонарушения или нет, получали немедленный доступ к юристу; создание надлежащих возможностей, времени и условий для посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки, вмешательства или цензуры и с соблюдением полной конфиденциальности (такие консультации могут проводиться в присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без возможности быть услышанными ими).
Квалифицированность юристов, оказывающих юридическую помощь. Государство, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, равный доступ к юридическому образованию.
Защищенность лиц, оказывающих юридическую помощь. Государство должно обеспечить выполнение профессиональных обязанностей по оказанию юридической помощи в обстановке, свободной от угроз,
препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства, беспрепятственно консультироваться со своими клиентами. Лица, оказывающие юридическую помощь, не должны подвергаться судебному преследованию и судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозам такого преследования и санкций. При возникновении угрозы безопасности юристов в результате выполнения ими своих функций государство должно обеспечить им надлежащую защиту.
Эффективность юридической помощи. При оказании юридической помощи юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста, строго соблюдать интересы своих клиентов. Органы публичной власти обязаны обеспечивать юристам достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем, с тем, чтобы юристы имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам, а также конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений. Лица, оказывающие юридическую помощь, должны пользоваться гражданским и уголовным иммунитетом в отношении соответствующих заявлений, сделанных добросовестно в виде письменных представлений в суд или устных выступлений в суде или в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в суде и других органах.
Сотрудничество государственных и негосударственных институтов в формировании и реализации правовой политики. Этот принцип подразумевает свободу создания самостоятельных профессиональных объединений юристов (ассоциаций), представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы, их сотрудничество между собой в организации и обеспечении услуг, средств и других ресурсов и с государством, в целях обеспечения реального и равного доступа всех лиц к юридической помощи.
Профессиональная ответственность лиц, оказывающих юридическую помощь. Должны быть разработаны в соответствии с национальным законодательством, обычаями, признанными международными стандартами и нормами, кодексы профессионального поведения юристов. Обвинения или жалобы в отношении юристов, выступающих в своем профессиональном качестве, подлежат скорейшему и объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой. Юристы имеют право на справедливое разбирательство дела, включая право на помощь юриста по своему выбору. Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами в независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат независимому судебному контролю. Все дисциплинарные меры определяются в соответствии с Кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и профессиональной этикой юриста.
Перечисленные выше общие и специальные принципы правовой политики в сфере юридической помощи восприняты в современных отечественных правовых актах. Они трансформированы в принципы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: 1) законность; 2) демократизм; 3) гуманизм; 4) взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе; 5) обеспечение взаимодействия государства с институтами гражданского общества и конфессиями; 6) соответствие закономерностям развития правового государства и гражданского общества; 7) возможность финансового обеспечения реализации задач государственной политики за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сочетании с финансовой поддержкой на основе государственно-частного партнерства [4], а также в основные принципы оказания бесплатной юридической помощи: 1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан; 2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи; 3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях; 4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи; 5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь; 6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи; 7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность; 8) равенство доступа
граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании; 9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи [7].
Осуществление правовой политики в сфере юридической помощи в соответствии с содержанием сформулированных выше принципов, при их понимании именно как универсальных императивных требований к деятельности в сфере юридической помощи, будет способствовать совершенствованию отечественного механизма обеспечения прав, свобод и законных интересов.
Литература
1. Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: предлагаем про-
ект для обсуждения // Правовая политика и правовая жизнь. - 2004. - № 1.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 17-е изд. - М., 1985.
3. Основные принципы, касающиеся роли юристов (Приняты в г. Гаване 27 августа 7 сентября 1990 года
восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и
правосознания граждан: утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Рос. газ. - 2011. -14 июля (№ 151).
5. Полянский Н.Н. Вопросы теории советского уголовного процесса. - М.: Изд-во МГУ, 1956.
6. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / под ред. А.В. Малько. -
Саратов, 2010.
7. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-Ф3. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».