BAZAROV Victor Borisovich, Cand.Sci. (Hist.), Researcher of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6Sakh'yanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670042; bazarov_science@mail.ru)
RUSSIAN POLICY TOWARDS MONGOLIA AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY
Abstract. The article is devoted to the Russian policy in relation to Mongolia in the early 20th century. The author focuses on the dynamic period in the world history, when in conditions of global transformational processes a new state of Mongolia had been created. New Mongolia comes through a long period of foundation from national liberation movement to international recognition. The new state passed this way with the help of the Russian Empire. The latter was interested in a free and independent Mongolia as a kind of buffer in the East Asian space and a profitable trade and economic partner. Russia contributed to the creation of the economy, financial institutions and economic entities in its territory, focused on the export of basic goods, helped to organize the sale of products. Based on sources and research papers, the article shows the main directions of Russian participation in the fate of Mongolia in the early 20th century. Keywords: Russian Empire, Outer Mongolia, Kyakhta Treaty of 1915, geopolitics of East Asia
КОЛЫХАЛОВ Максим Игоревич — аспирант Сибирского института международных отношений и регионоведения (630075, Россия, г. Новосибирск, ул. Народная, 14; maxim_kolykhalov@mail.ru)
ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ РОССИИ
Аннотация. В данной статье анализируются принципы и механизмы координации международных связей российских регионов. Россия как федеративное государство предоставляет своим регионам права для вступления в международные связи в рамках своей компетенции. Для реализации этих полномочий Рф заключила необходимые международные договоры с международными организациями межрегионального сотрудничества. Регионы России имеют право вступать в международные связи при координации данной деятельности с федеральным центром. Координация международных связей российских регионов имеет несколько уровней - конституционный, на основе федеральных законов, на основе правовых актов президента и правительства РФ - и осуществляется на основе принципов разграничения полномочий, единства внешней политики, согласования интересов и гласности при заключении международных договоров и соглашений.
Ключевые слова: регион, Российская Федерация, международные связи, законодательный акт, координация
Активно протекающие в современном мире процессы глобализации приводят в т.ч. и к процессам регионализации - более активному включению регионов в международную жизнь.
Некоторые европейские исследователи говорят о том, что государства должны и будут передавать свои полномочия одновременно в двух направлениях: вниз (народам и регионам) и вверх (наднациональным структурам), а функции самих государств начнут сокращаться и отмирать [Бажанов, Бажанова 2009: 14]. Россия как активный участник международной жизни и федеративное государство участвует в процессах регионализации и предоставляет своим
регионам полномочия и возможности осуществления международных связей. Механизмы координации этих международных связей позволяют, с одной стороны, реализовать российским регионам свой внешнеэкономический потенциал, проводить культурный и гуманитарный обмен, а с другой - обеспечивать единство и последовательность внешнеполитического курса России как единого государства.
Методология и принципы региональной политики изучают многие российские ученые [Дергачев, Вардомский 2015; Карадже 2013; Медведев 2014; Дубровина 2013; Плотникова, Дубровина 2013; Плотникова 2015; Плотникова, Дубровина 2016; Почта 2015].
Конституция РФ1 относит международные отношения к исключительной компетенции федерации (ст. 71). Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ отнесены к предметам совместного ведения федерации и регионов (ст. 72). Часть 2 ст. 76 Конституции определяет, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Для обеспечения координации международных связей регионов издаются правовые акты президента и правительства РФ.
Можно отметить следующие основные федеральные законы, осуществляющие регулирование данной сферы совместной компетенции: 1) «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ; 2) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ; 3) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.1999 № 4-ФЗ; 4) «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-I.
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации»2 определил порядок согласования международного договора с регионом, если договор затрагивает его интересы. Статья 4 данного закона гласит: «Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями органам государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора. При осуществлении согласования вопросов заключения международного договора Российской Федерации органы государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция, уведомляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями о предельных сроках направления предложений, составляющих не менее двух недель. Непредставление в указанный срок ответа не препятствует внесению предложения о заключении международного договора Российской Федерации».
Органы государственной власти регионов РФ обеспечивают в пределах своих
1 Конституция Российской Федерации. - Информационно-правовой портал «Гарант». Доступ: http:// www.constitution.ru/index.htm (проверено 12.02.2017).
2 Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Доступ: http://base.garant.ru/10103790/ (проверено 25.08.2017).
полномочий выполнение международных договоров РФ. Контроль за выполнением международных договоров РФ осуществляет Министерство иностранных дел РФ.
Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»1 устанавливает порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, участия в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.
Закон говорит о возможности осуществления связей субъектов РФ и с органами государственной власти иностранных государств с согласия правительства РФ (ст. 1, п. 1).
Закон определяет, что «под международными и внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами» (ст. 1, п. 2). Перед заключением соглашения соответствующий субъект федерации должен уведомить МИД не менее, чем за месяц до подписания, в свою очередь, МИД не более чем через 20 дней дает ответ о возможности заключения такого соглашения. В случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъекта РФ в отношении проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей применяются согласительные процедуры в соответствии с законодательством РФ (ст. 4, п. 3).
Следует также отметить акты Президента РФ, регулирующие международную деятельность регионов: 1) указ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации»; 2) указ от 11.07.2004 № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации», утвердивший Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации; 3) указ от 08.11.2011 № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»; 4) указ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»; 5) распоряжение от 05.06.2012 № 256-рп «Об утверждении Положения о делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы»; 6) Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденные Президентом РФ 05.10.1996.
Особое значение имеет указ Президента РФ «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»2, в котором определено, что Министерство иностранных дел является головным органом исполнительной власти, обеспечивающим единство внешней политики РФ и согласованные действия всех участников международного сотрудничества. МИД способствует взаимодействию федеральных органов и властей регионов в целях обеспечения выполнения международных обязательств.
МИД оказывает органам государственной власти субъектов РФ необходимое
1 Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Доступ: http://base.garant.ru/179963/ (проверено 25.08.2017).
2 Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2011 № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». Доступ: http://base.garant.ru/12191547/ (проверено 25.08.2017).
содействие в развитии международных связей, в т.ч. через территориальные органы - представительства МИДа РФ на территории Российской Федерации (ст. 2, п. «в»).
В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ должны информировать МИД о своей международной деятельности и международных связях (официальных поездках, консультациях и переговорах, подписываемых документах, участии в реализации международных проектов), согласовывать предложения о заключении международных соглашений, об открытии представительств. Руководители представительств регионов РФ за рубежом должны согласовывать свою деятельность с послами РФ.
Акты Правительства РФ конкретизируют и дополняют вопросы координации международного сотрудничества регионов. Среди них можно выделить: 1) постановление от 01.02.2000 № 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств»; 2) постановление от 14.12.1999 № 1390 «О порядке регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации»; 3) Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением от 09.02.2001 № 196-р; 4) постановление от 24.07.2000 № 552 «Об утверждении Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Таким образом, мы видим, что регионы России имеют право вступать в международные связи при координации данной деятельности федеральным центром. Координация международных связей регионов имеет несколько уровней (конституционный, на основе федеральных законов, на основе правовых актов Президента и Правительства РФ) и осуществляется на основе принципов разграничения полномочий, единства внешней политики, согласования интересов и гласности при заключении международных договоров и соглашений.
Список литературы
Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. 2009. Куда идет человечество. - Обозреватель -Observer. № 6(233). С. 10-20.
Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. 2015. Регионоведение: учебное пособие. М.: Юнити-Дана. 463 с.
Дубровина О.Ю. 2013. Региональное измерение внешней политики: сущность и содержание. - Власть. № 3. С. 76-81.
Карадже Т.В. 2013. Геоэкономический подход как методология анализа глобального мира. — Вопросы политологии. № 3. С. 5-13.
Медведев Н.П. 2014. Региональное развитие в условиях открытости государства: европейский и российский опыт. — Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. № 1(1). С. 5-15.
Плотникова О.В., Дубровина О.Ю. 2013. Глобализация и регионализация, их влияние на международное сотрудничество регионов государств. - Власть. № 2. С. 134-136.
Плотникова О.В. 2015. Регионы России, их типы и особенности. - Сибирский международный. № 17. С. 37-43.
Плотникова О.В., Дубровина О.Ю. 2016. Международные связи регионов государств: характеристика и особенности: учебник. М.: Норма; ИНФРА-М. 192 с.
Почта Ю.М. 2015. Демократизация, модернизация и гражданское общество для России. — Управление социальными инновациями: опыт проблемы и перспективы: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. С. 68-74.
KOLYKHALOV Maksim Igorevich, postgraduate student at Siberian Institute of International Relations and Regional Studies (14Narodnaya St, Novosibirsk, Russia, 630075, Russia; maxim_kolykhalov@mail.ru)
PRINCIPLES AND MECHANISMS OF COORDINATION OF INTERNATIONAL RELATIONS OF RUSSIA'S REGIONS
Abstract. The article analyzes the principles and mechanisms of coordinating international relations of Russia's regions. Russia as a federal state gives its regions the right to engage into international relations within its competence. To implement these powers, the Russian Federation has concluded the necessary international agreements with international organizations for regional cooperation. Regions of Russia have the right to enter into international relations with coordinating this activity from the federal center. Coordination of international relations of Russia's regions has several levels. They are constitutional ones, on the base of federal laws, on the base of legal acts of the president and the government of the Russian Federation and are implemented according the principles of power delimitation, the unity of foreign policy, alignment of interests and transparency in the conclusion of international treaties and agreements.
Keywords: region, Russian Federation, international relations, legislative act, coordination
УДК 947.031
НОЛЕВ Евгений Владимирович — кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории археологии, этнологии и антропологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; nolev@inbox.ru)
НА СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РУБЕЖАХ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ: РУССКО-ОРДЫНСКОЕ ПОГРАНИЧЬЕ
Аннотация. В статье рассматриваются дискуссионные вопросы русско-ордынского пограничья в XIII-XVвв. На основе анализа источников и современных исследований описаны различные формы и механизмы территориальной интеграции русских княжеств в административно-территориальную структуру Золотой Орды.
Ключевые слова: русские княжества, Монгольская империя, Золотая Орда, граница
Д ктуальным направлением исследований взаимоотношений Руси и Улуса АДжучи в современной историографии является изучение форм, механизмов и степени вовлеченности русских княжеств в государственное и политическое пространство Золотой Орды. Одни исследователи, признавая Русь частью Золотой Орды, идентифицируют русские княжества как округ (Ал-Калкашанди), провинцию (Ш.Б. Чимитдоржиев) либо улус (В.В. Трепавлов) Золотой Орды. Основание для таких заключений можно найти в летописном обозначении русских земель термином «улус». Однако полисемантичность этого термина допу-