Научная статья на тему 'Принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ в международных отношениях (на примере субъектов Приволжского федерального округа)'

Принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ в международных отношениях (на примере субъектов Приволжского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
781
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / PRINCIPLES / PUBLIC AUTHORITIES / INTERNATIONAL AND CONTRACTUAL RELATIONS / THE DELIMITATIONS OF JURISDICTIONAL SUBJECTS / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамочкина Елена Михайловна

В статье рассматривается деятельность органов государственной власти территориальных субъектов Приволжского федерального округа областей в сфере международных отношений. Выделяются правовые основы и анализируется содержание таких принципов, как координация, сотрудничество, соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, согласования, представительства, сделаны авторские выводы и обобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of public authorities practice of the subject of the Russian Federation in international relations (on the example of the Volga Federal District)

The article is devoted to activity of public authorities of the territorial subjects of the Volga Federal district regions in the sphere of international relations. In the work are allocated the legal principles and analysed the content of such principles as: coordination, cooperation, compliances to the generally recognized principles and norms of international law, approval, representation, the author's conclusions and generalizations were made.

Текст научной работы на тему «Принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ в международных отношениях (на примере субъектов Приволжского федерального округа)»

УДК 342.25(470.4):341.9:341.1/8

Е. М. Мамочкина

Принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ в международных отношениях (на примере субъектов Приволжского федерального округа)

В статье рассматривается деятельность органов государственной власти территориальных субъектов Приволжского федерального округа - областей в сфере международных отношений. Выделяются правовые основы и анализируется содержание таких принципов, как координация, сотрудничество, соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, согласования, представительства, сделаны авторские выводы и обобщения.

The article is devoted to activity of public authorities of the territorial subjects of the Volga Federal district regions in the sphere of international relations. In the work are allocated the legal principles and analysed the content of such principles as: coordination, cooperation, compliances to the generally recognized principles and norms of international law, approval, representation, the author's conclusions and generalizations were made.

Ключевые слова: принципы, органы государственной власти, международные и договорные отношения, разграничения предметов ведения, полномочия.

Key words: principles, the public authorities, international and contractual relations, the delimitations of jurisdictional subjects, competences.

Международные связи субъектов Федерации основаны на конституционном положении п. «о» ст. 72 - «координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации»1.

Основным законодательным актом, устанавливающим общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъек-

© Мамочкина Е.М., 2014

1 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

тов РФ, является Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»2.

Согласно ч. 1 ст. 1 указанного выше закона, субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.

Изучение норм Конституции РФ и вышеуказанных законов, позволили нам определить следующие принципы организации и деятельности органов государственной власти области в международных отношениях.

Принцип координации. Общая координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и обеспечение разграничения прав субъектов и государства возложены на МИД РФ, имеющий специальные подразделения в своем аппарате, а также консультативные органы, созданные в этих целях3. Так, при МИД России в целях оказания содействия российским регионам в развитии международных и внешнеэкономических связей, а также обеспечения возможности их участия в подготовке предложений по тем или иным внешнеполитическим инициативам был создан Совет глав субъектов Российской Федерации (СГС) при МИД России4.

С целью оказания содействия развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов, МИД РФ регулярно проводит презентации субъектов РФ как в своем пресс-центре, так и в рамках международных мероприятий.

Так, первые презентации регионов Российской Федерации, в том числе территориальных субъектов Приволжского федерального округа, в пресс-центре Министерства иностранных дел Российской Федерации были

2 См.: СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

3 См.: Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 (в ред. от 9 июля 2010 г.) // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2880; СЗ РФ. 2010. № 29. Ст. 3906.

4 См.: Положение о Совете глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утверждено распоряжением министра иностранных дел РФ №17019/гс от 29.04.03 г.) // www.mid.ru (дата доступа: 21 июля 2014 г.)

87

проведены в мае-ноябре 2001 г. Основная цель презентаций - показать зарубежной общественности реальные позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии российских регионов5.

Таким образом, функционирование международных и внешнеэкономических связей субъектов напрямую зависит от степени взаимодействия МИД РФ и органов государственной власти субъекта в этой части.

Принцип сотрудничества. Развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ способствует заключение международных соглашений Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с органами исполнительной власти некоторых иностранных государств. Такие соглашения направлены на уточнение положений федерального законодательства. В настоящее время правительствами всех территориальных субъектов Приволжского федерального округа были заключены соглашения с органами исполнительной

власти иностранных государств о торгово-экономическом, научно-

6

техническом и культурном сотрудничестве .

Таким образом, данный принцип позволяет обеспечить право субъекта России на участие в установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.

Принцип соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права. Как отмечает В.Г. Анненкова, политическое и экономическое развитие России имеет две тенденции: с одной стороны - к интеграции в европейское и мировое сообщество, с другой - стремление к курсу на самодостаточность и самообеспечение7.

Принятый Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»8 (в ред. от 03 февраля 2014 г.) закрепил основы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ. О соответствии международных договоров субъектов РФ их основным законам ничего не говорится, но согласно

5 См.: Официальный сайт Министерства иностранных дел. [Эл. ресурс]. URL:http: // www.mid.ru (дата обр. 21.07.2014)

6 См.: например, О регистрации протокола между правительством Самарской области РФ и правительством штата Санта-Каратина федеративной республики Бразилия: распоряжение Минюста РФ от 06.04.2006 № 269 // СПС КонсультантПлюс. [Эл. ресурс]. URL:http://www.consultant.ru (дата обр. 01.06.2014)

7 Анненкова В.Г. Единство российского федеративного государства: понятие, признаки, этапы становления / под ред. В.В. Володина. М., 2005. С. 35.

8 СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

общепризнанным принципам они должны соответствовать нормам международного права.

Кроме того, в ст. 5 вышеуказанного закона, говорится, что суд, «установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица... общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу».

Таким образом, собственное правовое регулирование предполагает принятие субъектами нормативных актов, которые соответствовали бы федеральным нормативным актам и регулировали проблемы, упущенные на федеральном уровне.

Принцип согласования9. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» устанавливает, что субъекты осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством и только с согласия Правительства РФ на основании обращения органов исполнительной власти субъектов Федерации при наличии положительного заключения Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ и других федеральных органов исполнительной власти.

Процедуры согласования международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, исходя из положений вышеуказанного закона, будут выглядеть следующим образом:

а) в соответствии с п. 1 ст. 1 субъект обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели;

б) в соответствии с п. 2 ст. 1 органы государственной власти субъекта имеют право на ведение переговоров, а также заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

9 О принципе согласования писали многие ученые, см., например, Заметина Т.В. Проблемы правовой регламентации конституционно-правовых принципов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестн. Саратовской гос. юрид. акад. 2009. № 6(70). С. 43; Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2010. С. 14,15 и др.

89

В настоящее время субъекты Приволжского федерального округа осуществляют активную международную и внешнеэкономическую деятельность. Заключены соглашения между исполнительными органами власти субъектов Приволжского федерального округа и следующими государствами: Республика Молдова; Республика Узбекистан; Кыргызская Республика; Грузия; Республика Южная Осетия; Республика Абхазия.

Кроме того, подобные соглашения заключены и с административно-территориальными образованиями некоторых государств: Республика Беларусь - Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилев-ская области, город Минск; Республика Казахстан - Акмолинская, Актюбинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Ку-станайская, Мангистауская, Павлодарская, Северно-Казахстанская области10.

Принцип представительства. При осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъекты Российской Федерации вправе открывать свои представительства в государствах, подписавших соглашения. Такие представительства не будут обладать дипломатическим статусом, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции, работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»11 в ст. 8.1 закрепил полномочия органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности. Однако данный закон не позволяет четко определить их статус в рассматриваемых отношениях. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять внешнеэкономические связи. Однако согласно ст. 17 этого же закона, эта норма декларативная. Не определен и порядок регулирования на территории субъектов РФ отношений, связанных с осуществлением органами местного самоуправления внешнеэкономических связей.

Подводя некоторые итоги, можно сформулировать следующие выводы:

10 См.: например: О заключении соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей: распоряжение губернатора Саратовской области от 17 февр. 2009 г. № 61-р // СПС Консультант Плюс. [Эл. ресурс]. URL:http://www.consultant.ru (дата обр. 21 июля 2014 г.)

11 См.: СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850; 2013. № 48. Ст. 6166.

90

1. Конституция РФ заложила основы международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

2. Законодательство субъектов не содержит специальных нормативных актов, регулирующих взаимодействие органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления при осуществлении последними внешнеэкономических связей.

3. Принципы организации и деятельности органов государственной власти области в международных отношениях включают в себя: координацию, сотрудничество, соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, согласование, представительство, которые позволяют обеспечить право субъекта России на участие в установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.

Список литературы

1. Анненкова В.Г. Единство российского федеративного государства: понятие, признаки, этапы становления / под ред. В.В. Володина. - М., 2005. - 192 с.

2. Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации (с посл. изм. и доп.): указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 // СЗ РФ. - 2004.

- № 28. - Ст. 2880; СЗ РФ. - 2010. - № 29. - Ст. 3906.

3. Заметина Т.В. Проблемы правовой регламентации конституционно-правовых принципов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестн. Саратовской гос. юрид. акад. - 2009. - № 6(70).

4. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (с изм. от 30 дек. 2008 г., 27 ноября 2013 г. и 5 мая 2014 г. // Рос. газета. - 1993. - 25 дек.; 2009. -21 янв.; 2013. - 4 дек.; СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.

5. О заключении соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей: распоряжение губернатора Саратовской области от 17 февр. 2009 г. № 61-р [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru (дата обр. 21 июля 2014 г.)

6. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: федер. закон от 4 янв. 1999 г. № 4-ФЗ // СЗ РФ. - 1999.

- № 2. - Ст. 231.

7. О регистрации протокола между правительством Самарской области РФ и правительством штата Санта-Каратина федеративной республики Бразилия: распоряжение Минюста РФ от 06.04.2006 № 269. // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http: // www.consultant.ru (дата обр. 21 июля 2014 г.)

8. О судебной системе Российской Федерации (с посл. изм. и доп.): федер. конституционный закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. - 1997. - № 1. -Ст. 1.

9. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (с посл. изм. и доп.): федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ // СЗ РФ. -2003. - № 50. - Ст. 4850; - 2013. - № 48. - Ст. 6166.

10. Положение о Совете глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утв. распоряжением министра иностранных дел РФ №17019/гс от 29.04.03 г.) // www.mid.ru (дата доступа 21 июля 2014 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.