УДК 339.9
DOI: 10.21685/2072-3016-2017-3-20
В. М. Володин, Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ: НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ С ПРОВИНЦИЯМИ КИТАЯ
Аннотация.
Актуальность и цели. Современная система международных отношений значительно многообразна; ее субъектами выступают государства, международные правительственные и неправительственные организации, регионы стран, негосударственные акторы. Проблема исследования международных связей регионов является актуальной в современных условиях в силу роста процессов глобализации и регионализации. Развитие международных связей регионов разных стран способствует гомогенизации современного международного пространства. Цель исследования состоит в изучении особенностей международных связей регионов, комплексном анализе малоизученной проблемы реализации внешних связей Пензенской области с провинциями Китая.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач достигается на основе анализа официальных документов, в том числе ФЗ РФ от 04.01.1999 № 3-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Закона Пензенской области от 10.04.2006 № 1003-ЗПО «Об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Пензенской области», а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных Правительством Пензенской области с провинциями Китая. Важными для анализа являются статистические данные по внешнеторговому обороту между Китайской Народной Республикой и Пензенской областью. Методология исследования базируется на системном подходе; использовались монографический, правовой, статистический методы.
Результаты. Проведен теоретический анализ понятия «международные связи регионов», раскрыты основные направления сотрудничества Пензенской области с провинциями Китая. На основе анализа нормативно-правовых актов, данных статистики проанализирован опыт совместной работы Пензенской области и Китая в различных областях.
Выводы. В современных социально-экономических условиях необходимо дальнейшее развитие двусторонних отношений в области экономического взаимодействия Пензенской области с провинциями Китая на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: международные связи, сотрудничество, регионы, регионализация, Россия, Пензенская область, Китай.
V. M. Volodin, L. V. Rozhkova, O. V. Salnikova
INTERNATIONAL CONNECTIONS OF REGIONS: BY THE EXAMPLE PENZA REGION'S COOPERATION WITH CHINESE PROVINCES
Abstract.
Background. The modem system of international relations is significantly diverse; its subjects are states, international governmental and non-governmental or-
ganizations, regions of countries, non-state actors. The problem of region international relations research is relevant in modern conditions due to growing globalization and regionalization processes. Development of international relations in regions promotes homogenization of modern international space. The research objective consists in studying of international relation features in regions, complex analyzing of the poorly studied problem of Penza region's external relations realization with Chinese provinces.
Materials and methods. The research tasks were implemented through analyzing official documents, including the Federal Law of the Russian Federation from 01.04.1999 "On coordination of international and foreign economic relations of territorial subjects of the Russian Federation", the Law of Penza region from 04.10.2006 "On implementation of international and foreign economic relations of Penza region" and also agreements on implementation of international and foreign economic relations concluded by the Government of Penza region with Chinese provinces. The statistical data on foreign trade between China and Penza region are important for the analysis. The methodology of research was based on the system approach; monographic, law, statistical methods.
Results. The article theoretically analyzes the concept "external relations of regions" and shows the main fields of Penza region's cooperation with Chinese provinces. The experience of Penza region's collaboration with China in various fields is analyzed on the basis of normative acts and statistical data.
Conclusions. In modern social and economic conditions it is necessary for Penza region to further develop the bilateral relations in the field of economic interaction with Chinese provinces for a long-term period.
Key words: international relations, collaboration, regions, regionalization, Russia, Penza region, China.
Международные отношения представляют собой совокупность политических, социально-экономических, военных, дипломатических, культурных, научно-технических отношений и связей между государствами, их объединениями, народами [1]. Международные отношения охватывают взаимоотношения многочисленных акторов: от государств до отдельных корпораций -и реализуются на глобальном, международном, региональном уровнях. В настоящее время на реализацию внешнеэкономического и внешнеполитического курса стран оказывают влияние международные связи регионов стран. Их роль для государства значительна в ускорении темпов экономической интеграции с другими странами, укреплении добрососедства и развитии диалога, расширении международных контактов в разных областях. Большое позитивное влияние международные связи регионов имеют в деле укрепления хозяйственного развития региона, повышения жизненного уровня и занятости населения, формирования благоприятного инвестиционного климата, привлечения новых технологий, а также продвижения экспортной продукции региона.
В РФ на федеральном уровне международные связи российских регионов регулируются ФЗ РФ от 04.01.1999 № З-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Российское законодательство рассматривает международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ как «осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами» [2].
Проводя сравнительный анализ международных отношений и связей, О. В. Плотникова отмечает, что международные отношения содержат в себе более широкий спектр видов взаимоотношений (в том числе политические, военные, консульские, дипломатические), чем международные связи. Таким образом, регионы не имеют права на их осуществление. В сферу их компетенции включены связи в области науки, техники, экономики, культуры, экологии, образования и др. [1]. Исследователи О. В. Плотникова, О. Ю. Дубровина характеризуют международные региональные связи как «связи, осуществляемые регионами государств на международной арене в сфере торговли, науки, техники, экономики, культуры, образования, здравоохранения и иных областях, кроме политической сферы» [3]. Подобного мнения придерживается и М. И. Полякова. Рассматривая международные связи российских регионов, она отмечает их существенный потенциал для реализации своего статуса -право участия в международном сотрудничестве по определенному кругу вопросов (экономика, торговля, культура, наука, экология, спорт, местное самоуправление). Федеральное законодательство определяет круг иностранных партнеров, с которыми субъекты РФ имеют право выстраивать международные и внешнеэкономические связи в пределах полномочий. Это субъекты, административно-территориальные образования иностранных государств. Также российские регионы - субъекты РФ - могут участвовать в деятельности различных международных организаций в рамках специально созданных для этой цели органов [4].
Зарубежные партнеры проявляют значительное внимание к международному взаимодействию с российскими регионами, что обусловлено рядом обстоятельств: наличием сырьевых ресурсов, высоким уровнем технологического и экономического развития отдельных субъектов РФ, привлекательным инвестиционным климатом. Большое значение имеют и общие культурные, языковые корни, географическое положение партнеров, являющееся основой для приграничного сотрудничества [4]. Исследователи также отмечают, что наличие международных связей регионов во многом зависит и от их специфики, их исторических, социально-экономических, социокультурных особенностей, геополитической специфики [5]. В настоящее время внешние связи субъектов РФ связаны прежде всего с экономическими аспектами сотрудничества (внешняя торговля, инвестирование, создание совместных предприятий, транспортировка грузов). Основное место в формах экономических связей регионов отводится торговым отношениям. Различают два типа международных связей регионов: приграничное сотрудничество (с сопредельными регионами других государств) и межтерриториальное сотрудничество (с несопредельными зарубежными регионами) [1]. Целью приграничного сотрудничества является формирование благоприятных условий для развития приграничных территорий. Оно является частью внешнеэкономических связей, специфической разновидностью международной деятельности регионов. Характер приграничного сотрудничества определяется рядом условий, в том числе этнокультурными особенностями, уровнем социально-экономического развития, приграничной инфраструктурой, а также общим уровнем развития сотрудничества соседних стран [6].
Исследователи О. В. Плотникова, О. Ю. Дубровина отмечают важную особенность в осуществлении регионами международных связей. Во-первых,
они имеют право заключать только соглашения, а не договоры, как субъекты международного права [1]. Международные соглашения регионов представляют собой документы, отражающие направления и содержание сотрудничества, которые подписывают участники международных связей на региональном уровне, действующие только в отношении этих регионов [3]. Во-вторых, на территории других государств могут действовать только представительства регионов, которые отличаются от представительств государств [1].
Регионы реализуют международные связи при непосредственной координации со стороны органов государственной власти. Значительная роль в этом процессе отводится Министерству иностранных дел РФ и его органам. Подобные структуры присутствуют и на региональном уровне.
Пензенская область расположена в европейской части России, является субъектом РФ, входит в состав ПФО. Население области, по данным Росста-та, на 01.01.2016 составляет 1 348 703 человек. Пензенская область - многонациональный регион с преобладанием русского населения (85 %). Пензенская область является регионом с достаточно высоким инвестиционным, инновационным, промышленным потенциалом. В регионе исторически присутствует промышленная специализация в производстве оборудования для транспорта, энергетики, нефтегазовой промышленности, машиностроения; в последние годы наблюдается рост машиностроения, приборостроения, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, производства строительных материалов. Следует отметить, что в регионе активным темпам подвержен инновационный сектор экономики. Так, по рейтингу инновационного развития субъектов РФ (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), с 2015 г. Пензенская область входит в десятку лучших. В области действует сеть бизнес-инкубаторов, созданы технопарки. В соответствии с Законом Пензенской области от 30.06.2009 № 1755-ЗПО «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области» установлены формы поддержки инвестиционной деятельности, оптимальная система налоговых льгот. Регион является нетто-импор-тером электроэнергии. АПК Пензенской области развивается значительными темпами, что обусловлено природно-климатическими условиями. Это производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, мяса свиней, крупного рогатого скота, птицы, молока, яиц [7].
В 1999 г. было создано Министерство внешнеэкономических и межрегиональных связей Пензенской области (Постановление Губернатора от 22.06.1999 № 110) в качестве структурного подразделения Правительства Пензенской области1. Оно координировало работу по осуществлению в регионе государственной политики по развитию международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей. В 2001 г. на его смену пришло Управление международных отношений и межрегиональных связей в составе Аппарата Губернатора (Постановление Губернатора от 24.01.2000 № 21). В 2015 г. было создано Министерство инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности.
В Пензенской области действует Закон Пензенской области от 10.04.2006 № 1003-зпо «Об осуществлении международных и внешнеэконо-
1 Положение о министерстве внешнеэкономических и межрегиональных связей Пензенской области / утв. Постановлением Губернатора Пензенской области от 22.06.1999 № 110 (утратило силу).
мических связей Пензенской области» [8]. Он призван регулировать осуществление международных и внешнеэкономических связей Пензенской области. Под международными и внешнеэкономическими связями Пензенской области рассматривается «осуществляемая в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных сферах деятельность, направленная на установление отношений с иностранными партнерами» [8].
Пензенская область активно сотрудничает со странами ближнего и дальнего зарубежья. За девять месяцев 2015 г. товарооборот области со странами дальнего зарубежья составил 231 054,4 тыс. долл.; со странами СНГ -25 885,5 тыс. долл. Основными торговыми партнерами были страны дальнего зарубежья. Крупнейшими торговыми партнерами при экспорте были (в порядке убывания): Египет, Китай, Алжир; при импорте: Китай, Германия, Польша [9].
Следует отметить, что Пензенская область уже давно развивает торговые отношения с Китаем, а внешнеторговый оборот ежегодно растет. Из общего объема импорта объем импортных поставок из Китая достигает 16 %. По данным Территориального органа ФСГС по Пензенской области, к 2014 г. по сравнению с 2008 г. внешнеторговый оборот между Пензенской областью и регионами Китая вырос практически в три раза, составив 37 903,1 тыс. долл. (в 2008 г. - 13 179,4 тыс. долл.). В 2015 г. внешнеторговый оборот составил 55,9 млн долл. [10]. С Китаем поддерживают торгово-экономические отношения более двадцати предприятий области. Структура товарооборота практически не меняется. В экспорте преобладают поставки котлов, электрического и другого оборудования, пластмасс и изделий из них. В структуре импорта лидирующие позиции занимает машиностроительная продукция [11].
Пензенская область является перспективным и интересным регионом для инвесторов. В настоящее время Пензенская область активно развивает межтерриториальное сотрудничество. Правительством Пензенской области заключены соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с регионами Беларуси, Казахстана, Молдавии. Значительное внимание уделяется международному сотрудничеству Пензенской области и провинций Китая. В настоящее время заключены соглашения со следующими провинциями: Ганьсу (2001), Цзилинь (2006), Сычуань (2014), Хубэй (2015), Цзянси (2017). Эти соглашения касаются взаимного научно-технического, торгово-экономического (сельское хозяйство, текстильная, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, строительный комплекс и др.), гуманитарного, культурного сотрудничества.
Губернатор Пензенской области И. Белозерцев отмечает, что Китай для Пензенской области является стратегическим партнером, с которым выстраиваются взаимовыгодные отношения на протяжении многих лет. Губернатор подчеркнул значительные преимущества Пензенского региона: хороший потенциал в промышленности, инновационном производстве, сельскохозяйственной, строительной отраслях, лесном хозяйстве. В Пензенской области созданы все условия для подготовки требуемых специалистов, есть высококвалифицированные кадры. Кроме того, одной из наиболее прогрессивных в России является действующая система налоговых преференций для инвесторов [12].
В Китае присутствует значительный спрос на сельхозяйственную продукцию, а Пензенский регион обладает благоприятными условиями для реализации сельхозпроектов. В июле 2016 г. на первом заседании Совета по сотрудничеству регионов ПФО и китайских провинций реки Янцзы [13] было подписано соглашение о сотрудничестве между Пензенской областью и провинцией Хубэй в сфере сельского хозяйства для создания благоприятных условий в отношениях между сельхозяйственными предприятиями. Основными направлениями совместной работы являются животноводство, переработка, продажа продукции АПК, строительство теплиц, обмен специалистами в сфере агротехнологий. Была достигнута договоренность по проекту создания сельскохозяйственного парка [14]. С апреля 2016 г. в Пензенской области инвестиционный проект по строительству сельскохозяйственного парка (сушильный комплекс, комбикормовый завод, зернохранилище, свиноводческий комплекс, завод по переработке мясной продукции, комплекс по выращиванию кукурузы, подсолнечника, рапса и др.) реализует китайская компания «СиньСин». Общий объем инвестиций - 1 млрд юаней (10 млрд рублей), срок проекта - пять лет [15].
С 2017 г. в пензенском в технопарке «Рамеев» проводится работа по созданию совместного российско-китайского предприятия по серийному высокотехнологичному производству ортопедических изделий, медицинских изделий по травматологии. Также рассматриваются перспективы торгового сотрудничества в области пищевой промышленности. Китайские инвесторы планируют построить в Пензенской области грибоводческий комплекс, кирпичный завод.
Таким образом, Пензенская область и Китай обладают уникальным экономическим потенциалом и богатым опытом совместного сотрудничества в разных областях. Китай остается крупнейшим внешнеэкономическим партнером Пензенской области. На сегодняшний день реализуется пять соглашений Пензенской области с разными провинциями Китая. Значительное внимание уделяется сотрудничеству Пензенской области и КНР в сфере сельского хозяйства. Значительная работа проводится по созданию совместных российско-китайских предприятий. Правительство Пензенской области активно расширяет торгово-экономическое сотрудничество в китайскими провинциями. Активное участие в форумах, проведение рабочих встреч и подписание международных соглашений - результат работы руководства Пензенской области по развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем.
Библиографический список
1. Плотникова, О. В. Международные отношения государств и международные связи регионов государств: общее и особенное / О. В. Плотникова // Власть. -2014. - № 12. - С. 65-69.
2. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации : Федер. закон РФ от 04.01.1999 № 3-ФЭ (с изм. от 13.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - 20 июля. - № 29 (ч. I). - Ст. 4381.
3. Плотникова, О. В. Международные связи регионов государств: теория и практика / О. В. Плотникова, О. Ю. Дубровина. - Новосибирск, 2013. - 272 с.
4. Полякова, М. И. Международные связи субъектов РФ: механизм реализации / М. И. Полякова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2008. - № 2. -С. 111-117.
5. Кузьмин, Д. С. Региональный фактор во внешнеполитической деятельности России / Д. С. Кузьмин // Власть. - 2004. - № 12. - С. 37-44.
6. Вардомский, Л. Приграничное и трансграничное сотрудничество в программах сотрудничества ЕС и стран СНГ / Л. Вардомский // Аналитические записки. -URL: http://analyticsmz.ru/?p=706
7. Паспорт Пензенской области. - URL: http://pnzreg.ru/economic/external_links/ Pasport_Penzenskoy_oblasti
8. Об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Пензенской области : Закон Пензенской области от 10.04.2006 № Ю03-ЭПО (с изм. и доп.) // Пензенские губернские ведомости. - 2015. - 22 октября. - № 63.
9. Итоги внешней торговли Пензенской области за январь-сентябрь 2015 года. 04.04.2016. - URL: http://www.rusexporter.ru/research/region/detail/4144/
10. Внешнеторговый оборот Пензенской области с Китаем за 6 лет увеличился втрое.
17.06.2015. - URL: http://r45.ved.gov.ru/events/20144.html
11. 25 пензенских предприятий поддерживают торгово-экономические отношения с КНР. - URL: http://penza-press.ru/lenta-novostei/2014/11/13/113000-1
12. Партнерство Пензенской области и КНР будет крепнуть и развиваться, - Иван Белозерцев // Официальный портал Правительства Пензенской области.
25.02.2016. - URL: http://pnzreg.ru/news/2016/02/25/17472057
13. Подписано соглашение о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства между Правительством Пензенской области и Народным Правительством провинции Хубэй (КНР) // Официальный сайт Министерства экономики Пензенской области. 19.07.2016. - URL: http://econom.pnzreg.ru/news/2016/07/19/11495556
14. Китайские инвесторы вложатся в АПК Пензенской области // Российская газета. -2016. - 20 июля. - URL: https://rg.ru/2016/07/20/reg-pfo/kitajskie-investory-vlozhatsia-v-apk-penzenskoj -oblasti. html
15. Китайские инвесторы вложат в Пензенскую область 10 млрд рублей. - URL: http:// www.agroinvestor.ru/regions/news/24837-kitayskie-investory-vlozhat-v-penzenskuyu-oblast/
References
1. Plotnikova O. V. Vlast' [The authority]. 2014, no. 12, pp. 65-69.
2. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2015, 20 July, no. 29 (part I), art. 4381.
3. Plotnikova O. V., Dubrovina O. Yu. Mezhdunarodnye svyazi regionov gosudarstv: teo-riya i praktika [International relations of country's regions: theory and practice]. Novosibirsk, 2013, 272 p.
4. Polyakova M. I. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk [Middle Russia bulletin of social sciences]. 2008, no. 2, pp. 111-117.
5. Kuz'min D. S. Vlast' [The authority]. 2004, no. 12, pp. 37-44.
6. Vardomskiy L. Analiticheskie zapiski [Analytical notes]. Available at: http://analytic smz.ru/?p=706
7. Pasport Penzenskoy oblasti [Passport of Penza region]. Available at: http://pnzreg.ru/ economic/external_links/Pasport_Penzenskoy_oblasti
8. Penzenskiegubernskie vedomosti [Penza provincial news]. 2015, 22 October, no. 63.
9. Itogi vneshney torgovli Penzenskoy oblasti za yanvar'-sentyabr' 2015 goda. 04.04.2016 [Foreign trade results of Penza region in January-September 2015]. Available at: http:// www.rusexporter.ru/research/region/detail/4144/
10. Vneshnetorgovyy oborot Penzenskoy oblasti s Kitaem za 6 let uvelichilsya vtroe. 17.06.2015 [Foreign trade turnover of Penza region with China has tripled over 6 years]. Available at: http://r45.ved.gov.ru/events/20144.html
11. 25 penzenskikh predpriyatiy podderzhivayut torgovo-ekonomicheskie otnosheniya s KNR [25 Penza's companies maintain trade relations with China]. Available at: http://penza-press.ru/lenta-novostei/2014/11/13/113000-1
12. Ofitsial'nyy portal Pravitel'stva Penzenskoy oblasti. 25.02.2016 [The official portal of the Government of Penza region]. Available at: http://pnzreg.ru/news/2016/02/25/ 17472057
13. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva ekonomiki Penzenskoy oblasti. 19.07.2016 [The official website of the Ministry of Economy of Penza region]. Available at: http://econom. pnzreg.ru/news/2016/07/19/11495556
14. Rossiyskaya gazeta [The Russian Newspaper]. 2016, 20 July. Available at: https:// rg.ru/2016/07/20/reg-pfo/kitajskie-investory-vlozhatsia-v-apk-penzenskoj-oblasti.html
15. Kitayskie investory vlozhat v Penzenskuyu oblast' 10 mlrd rubley [Chinese investors to put 10 billion of rubles into Penza region]. Available at: http://www.agroinvestor.ru/ regions/news/24837-kitayskie-investory-vlozhat-v-penzenskuyu-oblast/
Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Рожкова Лилия Валерьевна доктор социологических наук, профессор, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Сальникова Ольга Владимировна старший преподаватель, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Volodin Victor Mikhaylovich Doctor of economic sciences, professor, dean of the faculty of economics and management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Rozhkova Lilia Valeryevna
Doctor of sociological sciences, professor,
sub-departament economics and
international relations, Penza State
University (40 Krasnaya street, Penza,
Russia)
Salnikova Olga Vladimirovna
Senior lecturer, sub-departament economics and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 339.9 Володин, В. М.
Международные связи регионов: на примере сотрудничества Пензенской области с провинциями Китая / В. М. Володин, Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 3 (43). - С. 185-192. Б01: 10.21685/ 2072-3016-2017-3-20