А. М. Шарова
(Старый Оскол)
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОМ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Обосновывается актуальность формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в современном образовательном процессе ссуза. На основе определения ведущих тенденций этого процесса конструируется система его принципов, приводится их содержание и условия реализации
Современный этап развития российского общества характеризуется многоплановыми проявлениями системного кризиса, углубляющегося в силу доминирования в социуме ориентации на достижение материального благополучия любой ценой при одновременном девальвировании традиционных трудовых и духовных ценностей. Экономическая элита демонстрирует образцы безудержного стремления к обогащению - в первую очередь за счет нерационального потребления сырьевых и природных ресурсов, нарушающего природно-экологический баланс и разрушающего среду обитания человека. Решение собственных проблем способами, имеющими побочный разрушительный эффект для других, становится в российском обществе нормотипом, разрушающим и социальную среду, и самого человека.
В этих условиях образование рассматривается многими исследователями как ключ к решению этой и подобных ей глобальных проблем. Для наделения сферы образования такой функцией имеются веские основания, так как оно во все времена являлось и ныне является пока основным хранилищем и транслятором культуры и культурных ценностей - ведущего фактора развития общества. При этом важнейшей целью образования является созидание человека, а в современных условиях - человека созидающего, способного продуктивно и творчески трудиться в динамично меняющихся условиях, сохраняющего и развивающего для будущих поколений окружающий мир, оказавшийся под угрозой. Эта историческая миссия самым непосредственным образом реализуется в подготовке специалистов горнодобывающей отрасли, ее геологической и изыскательской сферы.
Прагматично-рыночное отношение к природным ресурсам, ориентация на обеспечение максимальной прибыли любой ценой привели к «вымыванию» из геологии наиболее квалифицированных кадров (Стратегия развития геологической службы до 2030 года], возник острый дефицит высокопрофессиональных техников, способных противостоять сиюминутной выгоде и стремящихся по-хозяйски, рачительно относиться к природе, выполнять геологические изыскательские и инженерно-технические проекты без нанесения вреда окружающей среде и природе, во благо человека.
В условиях устойчивой тенденции придания системе среднего профессионального образования России нового, более высокого статуса, снятия с нее определенного налета неполноценности и превращения ее в самую массовую и перспективную часть всей системы образования страны становится очевидной актуальность исследования его возможностей в решении задач подготовки современного специалиста геологического профиля.
Для того чтобы нынешние выпускники горных и геологических техникумов были не только востребованными на рынке труда, но и были социально ответственными за результаты своей профессиональной деятельности, уже недостаточно того узкопредметного содержания, которое осваивается ими в ссузе, они должны обладать некоторыми дополнительными качествами, знаниями, умениями, наиболее важными из которых являются: созидательная направленность личности; способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность исходя из ее социальной значи-
мости; готовность принимать социально ответственные, нравственные решения в условиях диктата рыночных отношений, быстрых изменений и жесточайшей конкуренции; умение работать в команде в условиях коллективных форм организации труда, стремление к саморазвитию. Эти социально значимые качества нашли свое отражение на уровне общих целевых установок в современных Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования для специальностей геологического профиля, определивших в качестве образовательного результата подготовку высококвалифицированных специалистов, сочетающих проектно-технологическую подготовленность с ценностно-созидательным отношением к природе и окружающей среде.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. в числе приоритетных принципов развития определяет принципы проектной деятельности, которая включена в образовательные стандарты в качестве основного вида профессиональной деятельности [6]. Однако в учреждениях среднего профессионального образования геологического профиля сохраняются тенденции к узкопрофессиональному знанию и ориентация на решение стандартных учебно-профессиональных задач шаблонными методами, которые оказываются уже недостаточно эффективными в современной, все более усложняющейся горно-геологической практике.
Студенты включаются в проектную деятельность при выполнении отдельных лабораторных и курсовых работ в процессе дипломного проектирования, однако эти единичные проекты позволяют сформировать лишь отдельные проектные знания и умения, но не обеспечивают формирования целостного, системного опыта проектной деятельности на уровне универсального способа оценивания и решения проблемных жизненных и профессиональных ситуаций. В свою очередь, это затрудняет выполнение социального заказа на подготовку в ссузе современного специалиста, ориентированного на созидательную деятельность, способного к разработке и реализации инновационных проектов и перманентному саморазвитию. В связи с этим, формирование у студентов ссузов геологического профиля созидательной культуры является актуальной и значимой задачей для педагогической практики. Созидательная
культура специалиста геологического профиля определяется нами как мера и способ творческой самореализации личности в профессиональной деятельности по преобразованию окружающего мира, в саморазвитии и самосовершенствовании на основе общечеловеческих ценностей и проектного опыта.
При конструировании системы принципов формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в ссузе и экспериментальной проверке их на эффективность в качестве исходных источников использовались закономерности и тенденции, присущие социализации личности, процессу ее развития.
Исходя из понимания педагогического принципа как системы исходных теоретических положений и требований к проектированию, организации и осуществлению целостного образовательного процесса, вытекающих из закономерностей и тенденций [1, с. 67], в этом процессе были выделены две ведущие тенденции.
Сущность первой тенденции заключается в том, что формирование созидательной культуры специалиста в ссузе осуществляется в процессе освоения им социально-культурного и проектно-технологического содержания образования и образовательной среды. Она дает ключ к разрешению одного из основных противоречий в среднем профессиональном образовании специалиста геологического профиля: между внешней целевой ориентацией образовательного процесса на формирование созидательной культуры специалиста и недостаточной представленностью, бессистемностью необходимого созидательного компонента в содержании традиционного образования, имеющего узкопрофессиональную предметную направленность. Она также раскрывает механизм формирования созидательной культуры: развитие субъективного компонента культуры осуществляется в процессе овладения субъектом элементами объективной культуры.
Выявленная тенденция явилась основой для формулирования и раскрытия содержания следующих принципов формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля: индивидуально-личностного подхода; диалогизации образовательного процесса; максимального использования проектных и созидательно-деятельностных ресурсов образовательной среды.
Принцип индивидуально-личностного подхода регулирует ориентацию образовательного процесса на личность, на гуманистическое отношение к ней, на уважение ее прав и свобод, поддержку чести и достоинства, творческого потенциала, доведение сознания участников образовательного процесса до конкретных целей самопознания, самосовершенствования и самореализации: духовности, нравственности, культурной уникальности личности [2].
Реализация данного принципа предполагает:
- приобщение студентов к общечеловеческим ценностям;
- обеспечение принятия обучающимися ценностей гуманистической культуры и принципов нового, глобального гуманизма;
- достижение открытости индивидуального личностного развития и целостности личности;
- насыщение учебного процесса гуманитарными знаниями, формирование у специалиста профессионального образа мира, основанного на всеобщей ценности гармоничного взаимодействия человека с природой и социумом;
- формирование у специалиста установки на реализацию нравственного потенциала преобразующей активности в профессиональной деятельности.
Принцип диалогизации образовательного процесса. В современной педагогике диалог рассматривается как форма взаимодействия педагога и обучающегося на уровне субъект-субъектных отношений; позиция признания ценности другого; диалог разных культур; внутренний диалог личности [4, с. 37]. Значимым для нашего исследования является диалог традиций и новаций как способ развития, созидания [7].
Принцип диалогизации образовательного процесса реализуется посредством:
- создания условий для целостного развития личности специалиста посредством системного освоения технологий преобразования социальной и природно-геологической среды, профессионально-нравственных основ этой деятельности;
- организации диалога мира природы и мира культуры;
- подбора учебного материала, отражающего глобальные и региональные социальные, технологические и экологические проблемы;
- обеспечения понимания студентами окружающего мира и себя в нем как целостной системы;
- преемственности традиций и новаций;
- выстраивания стабильных доверительных личностных отношений между преподавателями и студентами на субъект-субъект-ной основе.
Принцип максимального использования проектных и созидательно-деятельностных ресурсов образовательной среды способствует успешной адаптации выпускников в многофакторном и многокультурном социуме, позволяя рассматривать ее с двух позиций: среда ссуза как учреждения образования и среда обучающегося как субъекта деятельности в учебном заведении. Этот принцип заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития у будущих специалистов субъектных функций в учебной, учебно-профессиональной, социальной и других видах трудовой деятельности; позволяет актуализировать и развить субъектный опыт решения социальных, культурных, учебных и учебно-профессиональных задач в условиях инновационной развивающей среды.
Этот принцип реализуется посредством:
- повышения качества образования на основе системных преобразований в соответствии с разработанной и утвержденной коллективом стратегической программой развития ссуза;
- включения преподавателей и студентов в экспериментальную и проектную деятельность (работа в составе исследовательских лабораторий, временных исследовательских групп, в отдельных социальных и воспитательных проектах];
- целевой материально-технической, финансовой и административной поддержки проектов и инициатив, направленных на реализацию основных направлений стратегической программы развития ссуза.
В ходе исследования была установлена и вторая тенденция, отражающая объективно существующую связь между формой взаимодействия участников образовательного процесса и развитием личности обучающегося. Эта тенденция является отражением важнейшего противоречия, присущего системе среднего профессионального образования: между востребованностью социальной практикой специалиста-созидателя, субъекта профессиональной деятельности и собственной жизни и традиционно существующими в
ссузах субъект-объектными отношениями участников образовательного процесса, не способствующими развитию субъектности обучающихся. Суть тенденции в том, что становление и развитие созидательной культуры специалиста происходит на основе накопления индивидуального опыта созидания во взаимодействии с субъектами образовательной среды.
Это дает ключ к разрешению одного из основных противоречий в среднем профессиональном образовании специалиста геологического профиля: между стремлением студентов к самости при недостаточной сформи-рованности у них функции внутреннего контроля и доминирующей в ссузах системой внешнего контроля их жизнедеятельности, не способствующего развитию их субъектных функций. Она также раскрывает социальный механизм формирования созидательной культуры: развитие социальной и профессиональной ответственности специалиста происходит в процессе его социализации по мере развития его субъектности.
Выявленная тенденция явилась основой для формулировки и раскрытия содержания следующих принципов формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля: ответственного отношения и взаимоответственности; смыслового самоопределения; полисубъектного взаимодействия.
Принцип ответственного отношения и взаимоответственности регулирует отношение личности к выполнению ею каких-либо социальных или профессиональных требований [3, с. 58]. Сущность данного принципа заключается в создании наиболее благоприятных условий для становления системы внутреннего (личностного] и социального (внешнего, со стороны других образовательных субъектов] контроля за выполнением будущим специалистом принятых на себя (либо возложенных на него] обязанностей. Обеспечиваются условия для самоопределения в механизмах самоконтроля на основе актуализации имеющегося у студента жизненного опыта и развития навыков самоконтроля в условиях совместной проектной деятельности.
Реализация данного принципа предполагает: создание ситуаций взаимозависимости в процессе совместной проектной деятельности; развитие способности студента к самоопределению в доминирующих типах самоконтроля в совместной проектной деятельности;
обеспечение тенденции развития системы ответственности в проектной деятельности от коллективной к индивидуальной ответственности; познание студентами механизмов и средств перехода от внешнего контроля к внутреннему, психологическому контролю (от внешнего локуса контроля к внутреннему локусу контроля]; формирование у студентов установки на развитие собственной созидательной активности на основе мотивации достижения, а не мотивации избегания; обеспечение организационно-педагогических условий перспективного развития ответственности студентов за качество проекта от ответственности исполнителя до ответственности руководителя проекта.
Принцип смыслового самоопределения регулирует смысловые и целевые установки созидания в учебно-профессиональной деятельности и социальной практике студентов и педагогической деятельности преподавателей. Сущность данного принципа заключается в создании наиболее благоприятных условий для постижения будущими специалистами личностного смысла и ценности созидательной профессиональной деятельности для общества и самого себя, для преобразования внешнего и своего внутреннего мира [8]. Обеспечиваются условия для самоопределения в смысловых установках, участия обучающегося в конкретных профессионально ориентированных и социальных проектах, формирования своей нравственной позиции по отношению к ним, определения своего места и роли при их выполнении, меры своей активности.
Реализация данного принципа предполагает: ценностно-смысловое наполнение содержания обучения; развитие способности студента к самоопределению в мире культуры на основе овладения системой духовнонравственных и профессиональных ценностей; познание студентами созидательной сущности проектно-преобразующей деятельности специалиста геологического профиля, созидательного и разрушительного потенциала широкого арсенала способов ее осуществления; понимание значения этой профессиональной деятельности для общества, региона, его семьи, для него самого; формирование у студентов смысловой установки на активное участие в социальных преобразованиях и инновационной деятельности; включение студентов в инженерно-технические и социальные проекты, в педагогические
ситуации ответственного выбора, формирующие субъектные функции личности; создание организационно-педагогических условий для осознания студентами своих интересов и потребностей в коллективной, командной работе, для определения своей роли, позиции, места, меры активности в общем деле; формирование целевой установки саморазвития студента как субъекта профессиональной деятельности и собственной жизни, человека, способного работать с будущим.
Принцип полисубъектного взаимодействия регулирует отношения между субъектами образования в процессе их совместной проектно-творческой деятельности.
Результаты совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на достижение общих целей, в том числе и на освоение созидательной культуры будущих специалистов, могут оказаться незначительными, если между ними нет взаимопонимания и их действия не согласованы.
Каждый из субъектов образовательной деятельности реализует в ней свои цели, интересы, потребности. Наиболее результативной образовательная деятельность и творческое взаимодействие субъектов будут лишь в том случае, когда эти цели, интересы и потребности, а также реализующие их действия будут гармонизированы между собой, а также с общими (групповыми и учебного заведения] целями, интересами и потребностями.
Гармонизация их возможна на основе использования механизмов полисубъектного взаимодействия: диверсификации, дополнения, агрегации, иерархизации с делегированием полномочий принятия решений лидеру, рефлексивного отбора [5, с. 158].
Принцип полисубъектного взаимодействия означает: использование в образовательной системе полисубъектных форм взаимодействия в проектно-преобразовательной деятельности; взаимодействие и взаимодополнение при разработке и реализации совместных проектов полисубъектных и мо-носубъектных форм активности; согласование позиций субъектов при принятии коллективных решений, поиске способов выполнения совместных дел и реализации планов; формирование у преподавателей и студентов культуры полисубъектного взаимодействия, обучение их умениям и навыкам коллективной мыслетворческой деятельности, организации совместной деятельности; овладение будущими специалистами и преподавателями коммуникативной компетенцией, технологиями сотрудничества, духовного и делового общения; использование в совместной деятельности субъектов образовательного процесса взаимообучения, сотворчества, взаимовлияния, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимооценки, соучастия, взаимной поддержки в начинаниях и в преодолении трудностей, соразмышления, индивидуальной и групповой рефлексии.
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
2. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается : материалы методологич. семинара памяти проф. В. С. Ильина. Вып. 5. - Волгоград, 2001. -С. 31-46.
3. Булатников И. Е. Воспитание ответственности: развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения : моногр. - Курск: ООО «Мечта», 2011. - 228 с.
4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. 4-е изд. - М. Академия, 2007. - 187 с.
5. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза : моногр. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2004. - 299 с.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 1662-р.
7. Краевский В. В. Инновации и традиции - два полюса мира образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-01.htm. - В надзаг.: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
8. Машарова Т. В., Ходырева Е. А. Моделирование учебных ситуаций в личностно-ориентированной образовательной среде: на примере учреждений сред. проф. образования. - Екатеринбург, 2002. - 98 с.
---------^-----------