УДК: 378
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
С.А. Кузнецов - к.п.н., доцент НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической
культуры, спорта и туризма» НабережныеЧелны
THEORETICAL APPROACHES TO FUTURE LEGAL TRAINING DESIGNING OF FUTURE SOCIAL SERVICES SPECIALISTS OF
TOURISM
S.A. Kuznetsov - PhD, associate professor NF VPO "Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism"
Naberezhnye Chelny
e-mail: kzm diss@mail.ru
Ключевые слова: образовательный процесс, моделирование, социальная деятельность.
Аннотация. Для обеспечения востребованности студентов после окончания учебного заведения необходимо согласовывать образовательный процесс с потребностями рынка труда. Вся образовательная система состоит из отдельных подсистем. Можно назвать их ступенями, модулями. Модули объединяются в структуру. Формируя образовательный процесс, нужно таким образом подобрать эти модули, чтобы студент получил определенный объем специализированных знаний и знаний для общего развития. От того, насколько стратегически гибко подобраны эти ступени-модули, зависит и востребованность выпускаемого специалиста в условиях динамичного рынка труда.
Методы исследования: анализ и обобщение научной и специальной литературы, проектирование, педагогическое моделирование, мониторинг.
Материал. В статье описаны теоретические подходы к проектированию нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма. В ходе проектирования модели нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма учитывалась необходимость конструировать её в контексте непрерывного профессионального образования, вследствие того что в условиях современного общества требуется такой специалист, в основе подготовки которого лежит модель личностно-профессионального становления человека. Поэтому непрерывное профессиональное образование выступает условием реализации личностно-профессионального становления человека.
Результат. Модель правовой подготовки студентов вуза физической культуры строится не только с учетом новых социально-экономических условий развития спорта, но и с учетом особенностей будущей профессиональной позиции и деятельности специалиста (тренер, профессиональный спортсмен, спортивный менеджер и др.). Содержание и методы правовой подготовки студентов вузов физической культуры, наряду с базовым
блоком правовых знаний, должны также конкретизироваться в зависимости от специальности и специализации обучающихся, в том числе видов спорта, с которыми связана их будущая профессиональная деятельность.
Заключение. Сфера деятельности специалиста в области социального туризма характеризуется многоаспектностью: он работает с разными социальными категориями туристов - детьми, школьниками, пенсионерами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, поэтому модель нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, должна иметь инвариантную (длянаправления) ивариативную (дляпрофиля) составляющие.
Keywords: educational process, modeling, and social activity.
Annotation. To provide students' relevance after graduating higher educational establishment it is necessary to co-ordinate the educational process and the demands of the labour-market. The whole educational system consists of separate subsystems which we can call the stages or modules. The modules form the structure. Thus, while forming an educational process it is necessary to select these modules to provide the students with a definite volume of special knowledge and knowledge for general development. On competent selection depends the student's relevance in conditions of dynamic labour-market.
Research methods: scientific and special literature analysis and summarizing, projection, pedagogical modeling, monitoring.
Research materials. The article describes theoretical approaches to the future specialists' in the sphere of social tourism normative-juridical training projection. During the design process of the normative-juridical training model, which provides the formation of the future specialists' in the sphere of social tourism normative-juridical culture, the necessity to construct it in the context of continuous professional education was taken into consideration as modern society demands the specialist whose main feature of training is the formation of the personal - professional model. In that way,continuous professional education is a condition which helps to realize the personal -professional formation of an individual.
Results. The model of physical culture University students' juridical training is constructed not only taking into consideration new social - economic conditions of sport development but the peculiarities of the future professional position and the specialist's activity (coach, professional sportsman, sports manager and others). The contents and the methods of physical culture University students' juridical training must be concretized depending on the basic block of juridical knowledge and the speciality of the students, including kinds of sport which their future profession will be connected with.
Conclusion. The sphere of activity of the specialist in the sphere of social tourism is characterized by multidimensionality: he works with different social categories of tourists -children, schoolchildren, pensioners, invalids that is why the normative-juridical training model, which provides the formation of the future specialists' in the sphere of social tourism normative-juridical culture, must have invariant (for direction) and variant (for profile) features.
Для обеспечения востребованности студентов после окончания учебного заведения необходимо согласовывать образовательный процесс с потребностями рынка труда. Как пишет Л. О. Андреева, вся образовательная система состоит из отдельных подсистем. Можно назвать их ступенями, модулями. Модули объединяются в структуру. Формируя образовательный процесс, нужно таким образом подобрать эти модули, чтобы студент получил определенный объем специализированных знаний и знаний для общего развития. От того, насколько стратегически гибко подобраны эти ступени-модули, зависит и востребованность выпускаемого специалиста в условиях динамичного рынка труда [5].
Большинство исследователей, раскрывая содержание работы по формированию той или иной компетентности у специалистов различных профилей (Адольф В.А., Александрова
Н.Ю., Анисимов М.В., Байденко В.И.,Бахарев Ю.А., Болотов В.А., Гайнуллова Ф.С., Гарафутдинова Н.Я., Глазачев С.Н., Ефремова Н.Н., Краевский В.В., Куприянова С.А., Курдюков Б.Ф., Магин В.А., Маркина Т.А., Мачехина О.Н., Нелюбина Е.Г., Оганесов В.А., Перфилова О.Е., Петрухина И.В., Пистунова Л.Е., Пфейфер Н.Э., Роговая О.Г., Тутолмин
A.В., Фадеева К.В.) приходят к мнению, что организация такого педагогического процесса невозможна без научно обоснованного проектирования и моделирования как системы подготовки, так и процесса становления и развития профессиональной компетентности будущего специалиста. Методология проектирования, по мнению ряда ученых, получила в последнее время большое развитие, вобрав в себя совокупность процедур постановки задач, генерации вариантов, выбора, оптимизации, принятия решений и других. В настоящее время общепризнано, что почти любая преобразующая или созидательная деятельность человека может и должна опираться на методологию проектирования или её отдельные процедуры.
Одна из первых работ по педагогическому проектированию появилась в конце 80-х годов ХХ века. Это был труд В. П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии», который по существу представил проектирование как самостоятельный вид педагогической деятельности: «Посредством педагогической технологии педагоги стремятся свести к минимуму педагогические экспромты в практическом преподавании и перевести последнее на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта в классе. Это может быть: успешно сделано только в указанном выше контексте - на языке понятий «дидактическая задача» и «технология обучения» [9, 2].
У истоков разработки проблемы педагогического проектирования, давшего новое начало технологическому подходу в образовании стояли такие ученые, как Е. С. Заир-Бек, В.
B. Сериков , В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.
Социальная деятельность, к которой относиться и сфера образования, реализуется в системе социальных отношений, в которой все виды человеческой деятельности характеризуются такими признаками, как процессуальность, целесообразность, поэтапность, направленность на достижение определенного конечного результата. И. В. Глушко отмечает, социальная практика - это вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивает сам. Любая сфера социальной практики понимается как определенный вид человеческой деятельности [11].
В. В. Давыдов и Ю. В. Громыко подчеркивают, что теория деятельности, с точки зрения её использования в различных областях социальной практики, выступает как инструментальная система проектирования и программирования. Эта работа связана с созданием конкретных проектов на основе теоретического видения ближайшего шага развития практики и одновременно с построением особого типа теорий, выявляющих принципы создания подобный проектов [14]. Данный подход позволяет представить механизм развития социальной практики как процессы её проектирования и формирования коммуникационных сетей.
Проектирование в образовании имеет свои особенности: педагогическое по области применения (сфера образования) и социокультурное по своим результатам (изменения в общественной жизни, связанные с уровнем культуры общества) его можно обозначить как социокультурно-педагогическое проектирование.
Исследование, проведенное Л. И. Гурье, позволило ему сделать выводы о том, что: проектирование является одной из форм прогнозирования, т.е. формой информации о будущем; проектирование и конструирование являются универсальной человеческой деятельностью; проектирование - сложный вид деятельности, в котором сочетаются три средства познания: естественные науки, искусство и математика; растущее знание человека о функционировании и создании сложных технических систем привело к появлению социотехнического проектирования, т.е. проектированию систем деятельности; технология
социальной деятельности предполагает создание научно-обоснованной социально технологической модели, направленной как на преобразование социального пространства, так и на оптимизацию самой деятельности по его освоению [13].
Проектирование предвосхищает в идеальной форме результаты как материально-практической, так и духовной деятельности, то есть как внешнего, так и внутреннего мира человека. Это суждение правомерно, по мнению Л. И. Гурье, для любой деятельности в социально сфере, в том числе педагогической. Поэтому педагогическое проектирование невозможно, считает исследователь, однозначно отнести к объективным или субъективным сторонам педагогической деятельности. Оно полифункционально, и в основе его целостности лежит замысел о совершенствовании педагогической деятельности, о будущем образе культуросообразной, личностноориентированной образовательной системы и соответствующих ей педагогических процессов [13, с. 28].
Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты [13, с. 29].
В теории педагогического проектирования, замечает А. Н. Дахин, выделяют прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей; концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий; инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами; модель мониторинга - для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов; рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций. Ученым представлена логика процесса педагогического проектирования, некоторые положения которой подобны моделированию:
- анализ развития педагогической ситуации и формулировка проблемы;
- выдвижение идей в рамках определенной системы ценностей и подходов, которые могут способствовать разрешению противоречий и проблем;
- построение модели желаемого педагогического объекта в соответствии с ведущими идеями и ценностями;
- формулировка предположения о способах достижения целей, а также варианты поэтапной деятельности;
- установление критериев оценки ожидаемых результатов;
- выбор оптимального варианта конструируемого проекта в общей модели педагогической деятельности;
- конкретизация задач, которые необходимо решить для реализации замысла;
- этап реализации проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке проектной деятельности;
- заключительный этап: обобщение результатов, выводы, представление опыта педагогической общественности [14].
Проектируя модель нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, необходимо конструировать её в контексте непрерывного профессионального образования. Это необходимо вследствие того, что в условиях современного общества требуется такой специалист, в основе подготовки которого лежит модель личностно-профессионального становления человека. Как правило, исследователи же рассматривают отдельно либо формирование, развитие личности, либо профессиональное становление специалиста, однако, профессиональное становление человека начинается с наступлением юношеского возраста и необходимостью профессионального самоопределения. Поэтому
непрерывное профессиональное образование выступает условием реализации личностно-профессионального становления человека.
Как отмечается рядом исследователей, становление определяется как процесс закономерного изменения, переходящего из одного состояния в другое, более совершенное, а также как биосоциальный процесс изменения человека. При этом данный процесс не имеет установленного предела и является условием существования человека. Неотъемлемой честью становления человека является взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации. Эти процессы характеризуются вступлением личности в социальную среду, принятием общественных законов (в том числе и профессиональных) и возможностью самореализации личностью своих способностей и потребностей, организации собственной профессиональной жизни и развития [20, с. 14].
Исследователями установлено, что личностно-профессиональное становление человека накладывается на возрастные периоды жизни человека. Это связано с тем, что профессионально-значимые качества личности, способности зависят от развития общих способностей и развиваются на протяжении человеческой жизни. Каждый возраст привносит определенное содержание в развитие профессионально-значимых качеств человека, что способствует самореализации и саморазвитию личности в профессиональной деятельности. Условием реализации личностно-профессионального становления человека становится организованная, целенаправленная деятельность. Такой деятельностью, на сегодняшний день, и является личностно-ориентированное непрерывное профессиональное образование [20, с. 15].
Говоря об основных тенденциях изменений в сфере образования, А. А. Звездина в их числе отмечает и создание системы непрерывного образования. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека [16, с. 31].
По мнению Л. В. Федякиной, изучающей дифференциацию непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе, теоретико-методологическую основу данного процесса составляют, социально-контекстный подход, позволяющий осуществить данную дифференциацию посредством воссоздания в содержательно-технологическом обеспечении учебно-познавательной деятельности вариативных правовых основ социально-профессиональных связей и отношений; компетентностный подход, предусматривающий активизацию профессионально-личностного роста обучаемого на основе овладения им совокупностью профессионально-правовых компетенций, необходимых и достаточных для эффективного выполнения задач профессиональной деятельности специалиста социальной сферы в рамках правового поля; дифференциально-интегративный подход, позволяющий осуществить квантификацию процесса дифференциации непрерывной правовой подготовки специалистов социальной сферы по линиям «общепрофессиональное - специально-профессиональное», «теоретическое - практико-прикладное», «обязательно-стандартизированное -дополнительное», «инвариантное - вариативное» с учетом специфики правовых основ социально-профессиональной деятельности, а также интеграцию профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы с их общекультурной, социально-экономической, психолого-педагогической, специально-профессиональной подготовкой; системно-квалитативный подход, позволяющий реализовать системный мониторинг качества непрерывной профессионально-правовой подготовки обучающихся в университетском комплексе социального профиля [26, с. 10-11].
Часто в научных публикациях рядом с педагогическим проектированием стоит словосочетание «педагогическое моделирование». В некоторых работах эти термины используются как сопоставимые, т. е. как синонимы. Проектирование, как замечает А. Н. Дахин, направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений, в
отличии от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью его глубокого осмысления. Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули [14].
А. Н. Дахин внес весомый вклад в разработку проблемы педагогического моделирования. Им доказано, что, используя методологию моделирования явлений различной природы, можно построить теоретическую основу педагогического моделирования, обладающую целостностью, непротиворечивостью, полнотой и адекватно описывающую известные педагогические явления в условиях неопределенности. Ученым выделены этапы педагогического моделирования:
- вхождение в проблему построения модели. Определяются функции анализируемого (моделируемого) объекта, его место и роль в системе образования;
- строиться система сквозных компонентов структуры исследуемого объекта, обладающая максимальной функциональной полнотой. Определяются критерии функциональной полноты, проводятся контролирующие мероприятия по проверке функциональной полноты данных структурных компонентов;
- из выделенных ранее сквозных компонентов определяется минимально допустимый набор базовых (статических) составляющих из всей системы функционально полных наборов. Устанавливаются взаимосвязи (логические, функциональные, семантические, технологические и др.) компонентов системы;
- разрабатывается модель динамики объекта исследования (определяются закономерности функционирования системы, включая необходимые оптимальные параметры, описывающие её поведение и параметры управления, некоторые из этих параметров могут принимать неопределенные значения; на основе теоретического и эмпирического изучения объекта устанавливаются известные по отношению к объекту сведения, в том числе исторические, затем формулируются проблемы, определяющие задачи и соответственно конкретный предмет моделирования; определяется динамика изменения, самоорганизации или развития системы в условиях её функционирования; устанавливается причинно-следственная связь между поведением системы и характером управляющего воздействия; описываются и анализируются условия неопределенности функционирования моделируемого объекта) [14].
Моделирование, отмечает А. Н. Дахин, создает возможность более глубокого проникновения в сущность объекта исследования. Специфическими особенностями моделирования как метода являются: целостность изучения процесса (можно увидеть не только элементы, но и связи между ними); возможность изучения процесса до его осуществления (возможность выявить отрицательные последствия и ликвидировать или ослабить их до реального проявления) [14].
Для создания модели процесса нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, принципиально важным, на наш взгляд, является выявление основных подходов к её построению. Обращение к теории моделирования, на примере моделирования процесса разработки программного обеспечения, показало, что существует несколько, достаточно своеобразных, моделей: каскадная, итеративная, спиральная и др., которые могут быть использованы и для создания модели процесса нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма. Рассмотрим данные модели в контексте нашего исследования.
Особенностью каскадной модели является то, что процесс разработки выглядит как поток, последовательно проходящий фазы анализа требований, проектирования, реализации, интеграции, тестирования, внедрения и поддержки. Следуя каскадной модели, разработчик переходит от одной стадии к другой строго последовательно. Если взять за основу данный вариант построения модели, то процесс нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма будет выглядеть следующим образом:
- этап определения требований к личности специалиста сферы социального туризма, носителя нормативно-правовой культуры;
- этап проектирования, в ходе которого создаются необходимые программы, методические указания и прочие документы, подробно описывающие для преподавателей способ и план реализации выявленных на первом этапе требований;
- этап реализации, выполнения преподавателями полученного проекта;
- этап интеграции. Полученный разными преподавателями опыт реализации проекта обобщается;
- этап тестирования позволяет получить реальные данные об эффективности созданного проекта нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, устранить недочеты, появившиеся на предыдущих стадиях разработки;
- этап внедрения проекта и обеспечение его поддержки.
Итеративный подход в разработке модели процесса нормативно-правовой подготовки - это выполнение работ параллельно с непрерывным анализом полученных результатов и корректировкой предыдущих этапов работы. Проект при этом подходе в каждой фазе развития (начальная стадия, уточнение, конструирование, внедрение) проходит повторяющийся цикл: планирование - реализация - проверка - оценка.
Следующая, спиральная модель, представляет собой процесс нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма, сочетающий в себе как проектирование, так и постадийное прототипирование с целью сочетания преимуществ восходящей и нисходящей концепции, делающая упор на начальные этапы процесса: анализ и проектирование. Отличительной особенностью данной модели является усиленное внимание рискам, влияющим на организацию процесса. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии процесса нормативно-правовой подготовки, на нем уточняются цели и характеристики процесса, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Каждый виток разбит на 4 сектора: оценка и разрешение рисков, определение целей, разработка и тестирование, планирование.
Педагогическое проектирование естественным образом отличается от проектирования программного обеспечения, однако и оно нацелено на создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирование её результатов. Объектами педагогического проектирования как правило выступают педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. В нашем случае объектом педагогического проектирования выступает процесс нормативно-правовой подготовки, способствующий формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма.
Педагогическое проектирование - это сложная многоступенчатая деятельность, которая совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа, или ступени проектирования: создание модели, создание проекта и создание конструкта. Первый этап характеризуется разработкой целей (общей идеи) создания педагогического процесса и основных путей их достижения. Второй -дальнейшей разработкой созданной модели и доведения её до уровня практического использования. Третий - дальнейшей детализацией созданного проекта, приближающего его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
В. С. Безруковой проектирование представлено тремя этапами - моделирование, проектирование, конструирование, каждый из которых связан с конкретным объектом проектирования - педагогических систем, педагогических процессов и педагогических ситуаций. Эти объекты выделены автором как предположительные варианты педагогической деятельности [7].
Выделяют три этапа, или ступени проектирования: создание модели, создание проекта и создание конструкта. Первый этап характеризуется разработкой целей (общей идеи) создания педагогического процесса и основных путей их достижения. Второй - дальнейшей разработкой созданной модели и доведения её до уровня практического использования. Третий - дальнейшей детализацией созданного проекта, приближающего его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
С опорой на классические представления о проектировании, а также с учетом специфики педагогической деятельности, выделяют следующие стадии проектирования в образовании:
- первая стадия - пред проектная (начальная) - характеризуется формирование первоначального представления об организационной структуре проекта, выявлением его потенциальных участников и окружения, а также подготовкой предварительной характеристики проекта. Этапами данной стадии являются установка на проектирование, анализ среды проекта, формирование и обоснование первоначального замысла (идей) проекта;
- вторая стадия проектирования - это разработка концепции образовательного проекта. Процессуальными этапами этой стадии являются определение приемлемости и показателей результативности (ценности) идей проекта, поиск и оценка идей, реализация которых дает возможность решить выявленные проблемы, оформление концепции проекта;
- третья стадия - подготовка программы проекта, распределенной во времени совокупности разно позиционных деятельностей, необходимых для разработки и реализации проекта. Здесь конкретизируются его проблемы, формулируются задачи; устанавливается состав участников и окружение проекта, выявляются блоки работ, их последовательность и необходимое ресурсное обеспечение; определяются ожидаемые результаты проекта;
- четвертая стадия подготовки образовательного проекта связана с разработкой плана осуществляемых в его рамках деятельностей, определенных по их субъектам, срокам, ресурсам и результатам;
- пятая стадия педагогического проектирования - конструирование практики образовательного процесса, где формируются организационные структуры управления проектом и осуществляется институализация этой практики.
В педагогической практике выделяют формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
В процессе проектирования достаточно широко используется план (документ, в котором дается перечень дел, мероприятий, порядок и место их проведения): учебный, тематический, учебно-воспитательной работы и т. д. Каждый из планов имеет своё назначение и свою структуру.
Одной из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов, является концепция.
В Большом Энциклопедическом словаре (2000 г.) понятие «концепция» интерпретируется как определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Как правило, концепция строиться на результатах научных исследований. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме, отмечает Л. И. Гурье. Концепция процесса включает в себя общие теоретические представления о процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей. Любая педагогическая концепция включает в себя описание предполагаемой технологии и внеучебной деятельности обучаемых [11, с. 30].
Так, например, Н. Н. Лагусева в концепцию научно-педагогического сопровождения профессионального туристского образования включает:
- характеристику основных тенденций его развития: усиление научно-исследовательской деятельности в вузах, обеспечивающих развитие гуманитарных вузов как научно-учебно-образовательных диверсификационных центров; повышение требований к исследовательской компетентности выпускников, обусловливающих повышение качества подготовки конкурентоспособного специалиста-гуманитария; рост разнообразия форм взаимосвязи научной и образовательной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса, расширяющим возможности для развития конкурентоспособного специалиста;
- обоснование научно-педагогического сопровождения как фактора развития и совершенствования профессионального туристского образования с учетом его основных функций: воспроизводства и ретрансляции, которая состоит в организованном воспроизводстве универсальной и национальной культуры, а также в передаче и воспроизводстве существующей социальной структуры на основе реализации профессиональной деятельности гуманитарной направленности; адаптивной, которая предполагает развитие способности будущих специалистов адаптироваться к профессиональным и социальным ролям по мере освоения профессиональной деятельности; кумулятивности знаний, накопленных другими науками (социологической, психологической, философской и др.), в развитии научных основ профессиональной гуманитарной деятельности и профессионального гуманитарного образования;
- раскрытие системы взаимодействия структурных компонентов: управленческо-организационного, научно-методического; информационно-технологического; психолого-педагогического; научно-педагогического сопровождения профессиональной карьеры с позиций компетентностного, системно-интегративного, личностно-деятельностного, психолого-педагогического, культуроцентристского, информационно-технологического, научно-методологического подходов [19].
Очень часто концепция, концептуальная основа или концептуальный подход являются составной частью, структурным элементом педагогической технологии.
Педагогическая технология - создается всей системой проектирования в единстве всех его аспектов. Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практике [8].
Представим несколько примеров концептуальных положений, лежащих в основе педагогических технологий. Например, дифференциация и индивидуализация дидактического процесса на основе личностно ориентированной модели обучения являются базой технологии модульного обучения. Выделяют следующие модули: целевой, информационный, операционный (практическое руководство, достижение целей обучения), модуль проверки знаний. Положительным фактором модульного обучения является то, что содержание учебного материала без нарушения его логики сжимается к нужным временным интервалам, в дальнейшем конструируется в отдельные блоки-модули, подается с помощью специфических и традиционных методов и форм обучения. Модульное обучение имеет три разновидности: модульное обучение или система (совокупность содержания, форм, методов и средств обучения), психолого-дидактическая теория (призвана определить идеи, принципы, законы и закономерности, модели и классификации, понятия и научные факты психосоциального развития человека в трех взаимосвязанных аспектах: владение системой знаний, норм и системой ценностей) и организационная структура. Модуль - это завершенный блок информации, в который входят четко очерченные цели обучения, банк информации и методические руководства к достижению поставленных целей. Целью разработки модулей является расчленение содержания каждой темы курса на компоненты соответственно профессиональным педагогическим и дидактическим задачам, установление для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе.
В основу других педагогических технологий положен междисциплинарный подход. Интенсивное развитие науки и техники делает недопустимым в ряде случаев узкую специализацию. Следовательно, подготовка высококвалифицированных специалистов часто требует внедрение особых программ, которые базируются на междисциплинарном принципе (отдельные научные дисциплины объединяются общей концепцией). Несмотря на то, что данный принцип достаточно сложен с точки зрения его реализации, тем не менее, он получил широкое распространение в технологии обучения.
Как утверждают ученые Великобритании, пишет Л. В. Сакун, междисциплинарный подход направлен на воспитание у студентов широты взглядов, нестандартности мышления, способности решать общие проблемы, которые возникают на стыке разных областей, видеть взаимосвязь фундаментальных исследований, технологий и потребностей производства, умение оценить эффективность того или другого нововведения, организовать его практическую реализацию. Такой подход предусматривает не только умение решать, а и формулировать проблемы, видеть сложную ситуацию из разных точек зрения, предусматривать социальные и экономические следствия новых технологий [22].
Междисциплинарные программы могут обеспечить необходимую многопрофильность профессиональной подготовки студентов отделений туристского профиля, более широкую и разностороннюю их образованность.
Современные требования к профессиональной подготовке специалистов предусматривают повышение уровня подготовки студентов к будущей практической деятельности. Для этого, по мнению Л. О. Андреевой, необходимо, чтобы структура образовательного процесса была открытой, стратегически гибкой, имела возможность интеграции. Под гибкой структурой ею понимается возможность видоизменения или дополнения учебного процесса, а интеграция предполагает введение каких-то дополнительных учебных дисциплин для получения дополнительной специальности [4].
Таким образом, проектирование в образовании - это организованная система деятельности по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как формы социальной практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека, общества, в котором он живет, и потребности самих образовательных систем. Цель такого проектирования заключается в том, чтобы обеспечить необходимый комплекс условий органического перехода системы образования из одного состояния в другое, качественно новое. Результатом проектирования являются концепции и программы развития образовательных систем, модели образовательных деятельностей. Объектом педагогического проектирования является образование как форма социальной практики, а предметом - совокупность осуществляемых в ней видов профессиональной деятельности (педагогической, научной, культурно-образовательной, управленческой), форм организации образовательного пространства.
Описывая процесс проектирования педагогических технологий подготовки специалистов заданного уровня, В. П. Беспалько и Ю. Г. Татур отмечают, что схема и последовательность моделирования педагогической системы в учебно-методическом комплексе определяется общей структурой педагогической системы:
- сначала определяются и подробно описываются цели функционирования педагогической системы, которая будет реально создаваться по данной программе; при этом на описание целей накладывается одно жесткое требование: диагностичность, т.е. определенность, измеримость, воспроизводимость всех параметров цели;
- затем выполняется описание содержания обучения и воспитания с учетом требования к специальности выпускника учебного заведения и общедидактических требований: последовательности, доступности, научности, неизбыточности и наглядности. В содержании обучения отражается та необходимая информация, которая составляет ориентировочную основу (свойства, правила, принципы, алгоритмы, методы, особенности)
усваиваемой учащимися профессиональной деятельности. Отбор содержания обучения осуществляется соответственно цели обучения.
Рассматривая особенности разработки образовательных программ подготовки специалистов, адекватных требованиям работодателей отдельных сегментов индустрии туризма, Т. Н. Ананьева и Г. И. Илюхина выделили совокупность необходимых процедур:
- мониторинг потребности в кадрах различных квалификаций и уровня образования с учетом развития отдельных сегментов индустрии туризма;
- определение уровней профессионального образования и квалификаций кадров, востребованных в сегментах индустрии туризма;
- установление профиля образовательной программы подготовки выпускников для индустрии туризма, обоснование отличительных характеристик от существующих аналогов;
- разработка стратегии по обеспечению качества образовательного процесса и подготовки выпускников, востребованных в сегментах индустрии туризма;
- разработка требований к условиям реализации образовательных программ, включая требования к подготовке выпускника через системы трудоемкости образовательной программы и изучаемых дисциплин, обеспечивающих компетенций, зачетных единиц, форм контроля и оценки достигнутых результатов, кадрового, учебно-методического, информационного, материально-технического и иного необходимого ресурсного обеспечения. При этом следует учитывать передовые достижения развития социальной сферы, культуры, экономики, науки, техники, технологий, инноваций, отдельных сегментов индустрии туризма;
- контроль и рецензирование образовательных программ; разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
- обеспечение качества и компетентности профессорско-преподавательского состава, обязательное привлечение к преподаванию специальных дисциплин представителей работодателей индустрии туризма;
- информирование общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях, научных достижениях;
- создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень усвоенных компетенций с учетом профиля подготовки;
- разработка совместно с представителями работодателей требований к практической подготовке, позволяющей закрепить необходимые
для выполнения должностных обязанностей в конкретной профессиональной среде практические навыки;
- разработка совместно с представителями работодателей требований к государственной итоговой аттестации выпускников, выполнению и защите выпускной квалификационной работы, сдаче государственного экзамена, критериев оценки результатов освоения образовательной программы, сертификации их квалификации;
- определение совместно с представителями работодателей критериев дальнейшего обучения выпускников на последующих уровнях профессионального образования, в том числе по программам послевузовского образования;
- оценка совместно с представителями работодателей трудоустройства выпускников с учетом уровня профессионального образования и квалификации на предприятиях индустрии туризма;
- обоснование предложений по повышению качества образовательного процесса, совершенствованию образовательных программ подготовки выпускников, востребованных в отдельных сегментах индустрии туризма [3].
Такой подход к соблюдению требований образовательных стандартов при подготовке компетентных выпускников позволяет утверждать Т. Н. Ананьевой и Г. И. Илюхиной, что содержание образовательной программы должно конкретизировать сформулированные и конкретно обоснованные цели в области образования и формирования социально -личностных качеств обучающегося. Достичь этого, считают исследователи, возможно путём освоения заложенных универсальных и предметно-специализированных компетенций, обеспечивая тем самым профессиональную адаптацию выпускника в реальном сегменте индустрии туризма. Это требует достаточно высокой профессиональной подготовки обучающихся и применения инновационных образовательных технологий, в большей мере ориентированных на результат профессиональных качеств, адекватных требованиям работодателей индустрии туризма. В связи с этим, отмечают Т. Н. Ананьева и Г. И. Илюхина, актуальность приобретают компетенции обучающихся, и на их основе, сформированные компетентностные модели подготовки выпускников, владеющих компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональных функций в отдельных сегментах индустрии туризма [3].
Следует остановиться на обозначении подходов и принципов педагогического проектирования. Их несколько, рассмотрим некоторые из них.
Системный подход как методологическую основу педагогического проектирования рассматривает В. В. Гура. Исследователем даны определения основных понятий данного подхода:
- система есть множество связанных между собой элементов;
- элемент - неразложимый далее компонент сложных объектов, явлений, процессов;
- структура - относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы;
- целостность системы - это её относительная независимость от среды и других аналогичных систем;
- системный эффект (эмерджентность) - несводимость (степень несводимости) системы к свойствам элементов системы;
- подсистема - система более низкого порядка. Подсистема включена в систему, является её неотъемлемой частью и обладает относительной самостоятельностью.
В. В. Гура делает вывод: «система рассматривается как целое, определяемое одной или несколькими основными функциями, где под функцией понимается роль, назначение, «миссия» системы» [10, с. 94]. Принцип саморазвития проектируемых систем и процессов означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека является главным. Он ориентирует исследователя помнить, что проектируемый процесс должен отвечать реальным потребностям, интересам и возможностям субъектов педагогического процесса. Реализация данного принципа при педагогическом проектировании проявляется в ряде организационно-методических требований: необходимости
- учёта мотивов и потребностей личности студента при освоении специальности;
- учёта физического и психического развития студентов;
- гуманизации и гуманитаризации учебного процесса;
- использования личностно ориентированного подхода в обучении;
- развития творческого потенциала обучающегося;
- комплексного формирования личности.
Проходя ступень за ступенью в процессе обучения личность должна состояться не только как специалист, но и как активная творческая личность. Поэтому в проектировании процесса профессиональной подготовки любого специалиста так важен именно акмеологический подход. Он позволяет при разработке технологии обучения учитывать стратегии и тактики, помогающие раскрыть индивидуальный, личностный потенциал для достижения человеком высшего уровня в его профессиональном развитии, приходящийся на каждый этап обучения, отмечает О. Ю. Барабаш. Акмеологический подход предполагает ориентацию на наивысшие уровни развития, возможные на каждой проектируемой ступени его профессионального обучения. В итоге этот подход выражается в сформированности субъекта профессиональной деятельности и общения, в зрелости его как личности-профессионала, что проявляется в ярко выраженной профессиональной компетентности [6].
Рассмотрение научной проблемы подготовки педагогов привело М. Н. Тутаеву и Е. В. Цареву к созданию и описанию многоуровневой акмеологической модели их становления как ответственных субъектов существования и зрелых субъектов профессиональной деятельности. В данном контексте под акмеологической моделью исследователями понимается оптимальный вариант личностно-профессионального становления представителя конкретной специальности. Для каждого уровня данной модели ими были определены акмеологические инварианты:
- психический уровень акмеологической модели профессионального становления педагога должен быть представлен устойчивой психикой и зрелыми механизмами саморегуляции психической устойчивости личности как субъекта существования, особенностями функционирования общего плана субъективной психической реальности;
- личностно-социальный уровень определяется ролевым профессиональным самоопределением педагога;
- герменевтический уровень - формированием индивидуального профессионального
стиля;
- экзистенциональный - собственно акмеологический уровень становления педагога как субъекта профессиональной деятельности определяется реализацией собственного педагогического опыта.
Границы между уровнями акмеологической модели профессионального развития педагога являются гибкими и прозрачными [23].
Ф. Н. Алипхановой обоснован системно-оптимизационный подход к проектированию профессиональной подготовки учителей гуманитарного профиля. Его сущность состоит в
нахождении экстремума (глобального максимума или минимума) определенной функции или выбора целесообразного (оптимального) варианта из вариативных образовательных программ, индивидуальных маршрутов, видов образовательной деятельности в соответствии с изменяющимися потребностями обучаемых, перспективами их профессионального роста. Такой подход, по мнению исследователя, позволяет, с одной стороны, способствовать целостности развития самой системы профессиональной подготовки учителей, ее компонентов, сохранению непрерывности и традиционности с учетом потребностей региона и инновационных возможностей в профессиональном образовании, а с другой, -рационально оптимизировать механизмы функционирования системы подготовки педагогических кадров, ее управления, дидактико-технологические возможности и контроля качества в подготовке будущих учителей гуманитарного профиля. Оптимизация механизмов функционирования системы обеспечивает рациональность взаимосвязей управления и самоуправления, прохождение информационных потоков, определяющих регламентацию деятельности подразделений образовательного учреждения, мотивированию и проявлению целесообразной активности профессорско-преподавательского состава, а также студенчества в процессе образовательной деятельности [13].
Любое педагогическое проектирование заключается в создании вокруг обучающегося особой образовательной среды. Роль среды в образовании осознавалась и осмысливалась педагогической мыслью еще с античных времен. Образовательная среда, пишет Г. Б. Корнетов, составляет то воспитательное пространство, в котором осуществляется педагогически (то есть целесообразно) организованное развитие личности. С позиций современной педагогики, процесс создания воспитывающей и обучающей среды есть процесс педагогического проектирования. Поэтому средовой подход является также одним из основных при проектировании педагогического процесса [18].
Повышение требований к уровню и качеству подготовки выпускников вузов, к их готовности успешно решать основные задачи профессиональной деятельности стимулировало поиски научно-обоснованных методов построения модели специалиста. Модель специалиста - это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какими качествами обладать. Другими словами - модель специалиста строится через профессиограмму, содержащую характеристику труда и субъектную характеристику, включающую профессионально важные качества специалиста. Субъектные характеристики определяются мотивами, направленностью личностных, профессиональных потребностей человека.
В настоящее время осуществлен переход от квалификационной модели к компетентностной, то есть ориентированной на сферу профессиональной деятельности. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Компетентностный подход охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и др.
Исследуя становление и развитие творческой компетентности будущего учителя (на основе системного подхода), А. В. Тутолмин осуществлял моделирование посредством конструирования оптимально функционирующей системы педагогической профессионализации, состоящей из компонентов управления и этапов профессионализации, триединства теоретической, практической и творческой составляющих формируемой компетентности, компонента методического сопровождения, а также системы педагогических условий становления и развития творческой компетентности будущего учителя [24].
Н. Н. Ефремовой на основе коммуникативного, интегративного, когнитивного, социокультурного, личностно-ориентированного подходов была разработана модель процесса формирования социокультурной компетенции учащихся старших классов
гимназии, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, что подтверждает её целостность [15, с.12].
Т. Ю. Гурьянова, в целях обеспечения оптимального функционирования процесса формирования поликультурной компетентности студентов ссузов в ходе обучения иностранному языку, разработала для преподавателей, участвующих в экспериментальной работе, модель, включающую следующие компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства, результат [12, с. 13].
Достижение высокого уровня сформированности информационной компетентности учителя иностранного языка, отмечает О. В. Иванова, может быть осуществлено только при построении учебно-познавательной деятельности студента педагогического вуза как целостной системы. С этой целью ею была разработана модель формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода, которая состоит из целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов [17, с.12].
Модель, по мнению К. В. Фадеевой, позволяет представить формирование коммуникативной компетентности как динамическую систему взаимосвязей деятельности преподавателей и студентов с наличием управляемой и управляющих подсистем. Функционирование этой системы определяется на основе заданных целей, задач, содержания обучения и организационно-педагогических условий [25, с. 13].
Универсальную, на наш взгляд, модель подготовки любого специалиста, основанную на компетентностном подходе предложили В. БШкап, МиПег^оИН.-М., ЗсЬикуопТЪипЕ. Ими выделены три уровня обучения:
1. Когнитивный уровень обучения: сообщение информации, рациональное обсуждение, дискуссия.
2. Прагматический уровень обучения: тренировка методов, поведенческий тренинг, безопасный образ действия.
3. Эмоциональный уровень обучения: самопознание, прямая эмоциональная озадаченность, собственный опыт [1].
Исследуя проблему формирования правовой компетентности у будущих менеджеров, Н. В. Юрасюк отмечает, что профессиональная подготовка менеджеров в вузе должна быть дополнена педагогической целью - формирование правовой компетентности, а одним из средств ее достижения должен стать ситуационный подход. По мнению исследователя, ситуационный подход в правовой подготовке будущих менеджеров имеет ряд преимуществ:
- обладание высоким мотивационным потенциалом за счет связи с профессиональными интересами;
- удовлетворение познавательного интереса;
- имитация элементов будущей профессиональной деятельности;
- содержание реальной проблемы из практики; ситуации применяются в системе, которая включает три специфических блока: 1) искусственно созданные ситуации; 2) ситуации, имитирующие проблему, имеющую практическую значимость; 3) личностно-ориентированные ситуации, решение которых связано с будущей профессиональной карьерой студента;
- обеспечение эффективного усвоения нормативно-правового материала, поскольку решение проблемных и специальных ситуаций надолго
запоминается и последующее предъявление аналогичной ситуации в учебном процессе и реальной профессиональной ситуации позволяет вызвать из памяти нужные моменты [28].
При разработке модели правового образования в туристском вузе М. Г. Репина опиралась на фундаментальные теории, раскрывающие целостность образовательного процесса, теории познания и теории развития личности её профессионального становления, идеи творческого развития и саморазвития личности, философско-культурологические и научно-педагогические подходы к проблемам социализации молодежи, становления правового сознания студентов и к гражданскому воспитанию. Поиск путей повышения готовности специалистов к применению правовых знаний в практической профессиональной деятельности привел исследователя к необходимости создать такую модель правового образования в туристском вузе, которая бы отвечала следующим критериям: целостность, системность, воссоздаваемость, непрерывность, технологичность, прогностичность [28].
Т. Н. Ананьева и Г. И. Илюхина [3] представляют компетентностную модель профилированной образовательной программы подготовки кадров для индустрии туризма, соответствующих требованиям работодателей, в виде таблицы 5.
Таблица 5
Компетентностная модель профилированной образовательной программы подготовки
выпускников, соответствующих требованиям работодателей индустрии туризма
Должность Должностные обязанности (должностные функции) Требования, предъявляемые к выпускникам Дисциплина (модуль)
Компетенции обучающегося
должен знать:
должен уметь:
должен владеть:
Актуальность предлагаемой модели состоит в том, что установленные требования к профессиональным функциям (должен уметь), знаниям (должен знать) и навыкам (должен владеть) специалистов, востребованных в сегменте индустрии туризма, позволяют определить дисциплины (модули), при изучении которых обучающийся освоит необходимые знания и практические навыки для выполнения конкретных должностных обязанностей и профессиональных функций в соответствии с уровнем профессионального образования и профиля подготовки. Представленная Т. Н. Ананьевой и Г. И. Илюхиной таким образом компетентностная модель формирования профилированных образовательных программ в области туризма может являться основой для установления требований работодателей непосредственно к востребованным в отдельных сегментах индустрии туризма специалистам в соответствии с уровнем профессионального образования и профиля подготовки [3].
О. В. Бабак разработана модель формирования правовой культуры менеджера туризма в вузе, компонентами которой являются: целевой - призван формулировать основные цели функционирования данного процесса; потребностно-мотивационный - создаёт побудительную и направляющую базу для процесса формирования правовой культуры; содержательно-деятельностный - интегрирует требования повседневной правовой жизни, предстоящей профессиональной деятельности будущих менеджеров туризма и возможностей учебного заведения по развитию правовой культуры студентов; контрольный - способствует анализу, учету и коррекции получаемых в процессе формирования правовой культуры результатов; результативный - определяет требования к уровню правовой культуры, который является необходимым и достаточным для выпускника туристского вуза и даёт оценку
работы по аналитическому и опытно-экспериментальному изучению формирования правовой культуры студента в туристском вузе [5].
Важным для нашего исследования является вывод И. Н. Чесноковой о том, что модель правовой подготовки студентов вуза физической культуры должна строиться не только с учетом новых социально-экономических условий развития спорта, но и с учетом особенностей будущей профессиональной позиции и деятельности специалиста (тренер, профессиональный спортсмен, спортивный менеджер и др.). Содержание и методы правовой подготовки студентов вузов физической культуры наряду с базовым блоком правовых знаний, должны также конкретизироваться в зависимости от специальности и специализации обучающихся, в том числе, видов спорта, с которыми связана их будущая профессиональная деятельность [27].
В нашем случае специалист в сфере социального туризма, также имеет многоаспектность сферы деятельности и работает с разными социальными категориями туристов: детьми, школьниками, пенсионерами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, поэтому модель нормативно-правовой подготовки, способствующей формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма должна иметь инвариантную составляющую (для направления) и вариативную (для профиля).
Литература.
1. Fittkau, B. Grundzuege unseres Kommunication- und Verhaltenstraining fuer Berufspraktiker / Fittkau B., Muller-Wolf H.-M., Schulz von Thun F. // Kommuniizieren lerner und umlerner. -Braunschweing. - 1977. - P. 352-375.
2. Алексеев, С. С. Право собственности. Проблемы теории [Текст] / С. С. Алексеев. - М. : Норма, 2007. - 240 с.
3. Ананьева, Т. Н. Определение характеристик подготовки компетентных кадров в условиях введения уровневого образования [Текст] / Т. Н. Ананьева, Г. И. Илюхина // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития : Сб. науч. ст. - Уфа : Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2011. - С. 10-15.
4. Андреева, Л. О. Модернизация системы профессионального образования [Текст] / Л. О. Андреева // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции : В 6 ч. Ч. 5. - Челябинск : Изд-во «Образование», 2004. - С. 6-9.
5. Бабак, О. В. Формирование правовой культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / О. В. Бабак. - М., 2007. - 168 с.
6. Барабаш, О. Ю. Акмеологический принцип в проектировании системы профессиональной подготовки фотожурналиста [Текст] / О. Ю. Барабаш // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции : В 6 ч. Ч. 5. - Челябинск : Изд-во «Образование», 2004. - С. 12-16.
7. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика : учебник для индустриально-педагогических техникумов и студентов инженерно-педагогических специальностей [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Деловая книга, 1999. - 329 с.
8. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов : учебно-методическое пособие [Текст] / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М. : Высшая школа, 1989. - 144 с.
9. Глушко, И. В. Осмысление феномена социальных практик и возможностей их развития [Текст] / И. В. Глушко // Общество: философия, история, культура. - 2011. - № 1-2. - С.18-22.
10. Гура, В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред : монография [Текст] / В. В. Гура. - Ростов н/Д : ЮФУ, 2007. - 320 с.
11. Гурье, Л. И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие [Текст] / Л. И. Гурье. - Казань : КГТУ, 2004. - 212 с
12. Гурьянова, Т. Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов (на материале обучения иностранному языку) : автореф. дис. ...канд.пед.наук : 13.00.08 [Текст] / Т. Ю. Гурьянова. - Чебоксары, 2008. - 22 с.
13. Давыдов, В. В Теория деятельности и социальная практика : доклад на III Международном конгрессе по теории деятельности [Электронный ресурс] / В. В. Давыдов, Ю. В. Громыко. - Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j_art_973.htm/
14. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность [Текст] / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг. - 2002. - №4. - С. 22-26.
15. Ефремова, Н. Н. Формирование социокультурной компетенции учащихся старших классов гимназии в процессе изучения иностранного языка : автореф. дис. ... канд.пед.наук : 13.00.01 [Текст] / Н. Н. Ефремова. - Чебоксары, 2008. - 22 с.
16. Звездина А. А. Основные тенденции изменения системы образования [Текст] / А. А. Звездина // Подготовка специалистов для индустрии туризма: опыт, проблемы, перспективы : материалы ежегодного межвузовского научного семинара. - Иркутск : Иркут. ун-т, 2006. - С. 31- 35.
17. Иванова, О. В. Формирование информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода : автореф. дис. ... канд.пед.наук : 13.00.08 [Текст] / О. В. Иванова. - Чебоксары, 2009. - 23 с.
18. Корнетов, Г. Б. Педагогическая традиция западной цивилизации: начало становления [Текст] / Г. Б. Корнетов // Свободное воспитание. - М., 1993. - 348 с.
19. Лагусева, Н. Н. Концепция научно-педагогического сопровождения профессионального образования в туризме : монография [Текст] / Н. Н. Лагусева. - М. : Изд-во «творческий лицей», 2006. - 285 с.
20. Подготовка специалистов для индустрии туризма: опыт, проблемы, перспективы : материалы ежегодного межвузовского научного семинара [Текст]. - Иркутск : ИрГТУ, 2008. - 111 с.
21. Репина, М. Г. Правовое образование студентов в процессе профессиональной подготовки в туристском вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / М. Г. Репина. -Москва, 2005. - 28 с.
22. Сакун, Л. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира : Монография [Текст] / Л. В. Сакун. - К. : МАУП, 2004. - 399 с.
23. Тутаева, М. Н. Психологический, акмеологический и социокультурный аспекты профессиональной подготовки будущего учителя [Текст] / М. Н. Тутаева, Е. В. Царева // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика : Межвуз. сб. науч. тр. -Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - С. 236-240.
24. Тутолмин, А. В. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя (на основе системного подхода) : автореф. дис. ...докт. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / А. В. Тутолмин. - Чебоксары, 2009. - 43 с.
25. Фадеева, К. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза : автореф. дис. ... канд.пед.наук : 13.00.08 [Текст] / К. В. Фадеева. -Чебоксары, 2010. - 23 с.
26. Федякина, Л. В. Дифференциация непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / Л. В. Федякина. - М., 2009. - 41 с.
27. Чеснокова, И. Н. Совершенствование правовой подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в современных условиях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / И. Н. Чеснокова. - М., 2006. - 121 с.
28. Юрасюк, Н. В. К вопросу о формировании правовой компетентности современного специалиста [Текст] / Н. В. Юрасюк // Современные технологии в российской системе образования : мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2008. - С. 136-141.
Bibliography
1. Fittkau, B. Grundzuege unseres Kommunication-und Verhaltenstraining fuer Berufspraktiker / Fittkau B., Muller-Wolf H.-M., Schulz von Thun F. / / Kommuniizieren lerner und umlerner. -Braunschweing. - 1977 . - P. 352-375 .
2. Alekseyev , S.S. Ownership. Problems of the theory [ Text] / S.S. Alekseev . - M.: Norma , 2007 . - 240
3. Ananyera , T.N. Determination of training of competent personnel in the introduction of level of education [ Text] / TN Anan , GI Ilyuhina / / Education in Higher Education: current trends , problems and prospects of innovative development : Sat Scientific . Art. - Ufa Ufa State Academy of Economics and Service , 2011. - S. 10-15 .
4. Andreev, L.O. Modernization of Vocational Education [ Text] / L.O. Andreeva / / Modernisation of vocational education on the basis of the controlled evolution : Proceedings of the 3rd All-Russian scientific- practical conference : At 6 pm Ch 5 . - Chelyabinsk Publishing House of the "Education" , 2004 . - P. 6-9 .
5. Babak , O. Formation of the legal culture of the manager of tourism in the course of vocational training in high school : Dis . ... Candidate . ped. Sciences: 13.00.08 [ Text] / OV Babak . - M., 2007 . - 168 .
6. Barabash , O. akmeological in the design of the training system of photojournalist [ Text] / O. Barabash / / Modernization of the system of vocational education on the basis of the controlled evolution : Proceedings of the 3rd All-Russian scientific- practical conference : At 6 pm Ch 5 . - Chelyabinsk Publishing House of the "Education" , 2004 . - Pp. 12-16 .
7. Bezrukov , V.S. Pedagogy . Projective pedagogy : a textbook for industrial and technical teachers and students of engineering and teaching specialties [ Text] / V.S. Bezrukov. - Yekaterinburg : Business Book , 1999 . - 329 p.
8. Bespal'ko , V.P. System- methodical maintenance of educational process of training : training manual [ Text] / V.P. Bespal'ko , G. Tatur . - M. : Higher School , 1989 . - 144 p .
9. Glushko , I.V. Understanding the phenomenon of social practices and opportunities for their development [ Text] / J. Glushko / / Society : philosophy , history , and culture. - 2011 . - № 1-2. - P.18 -22.
10. Gura , V. Theoretical bases of pedagogical design student-centered e-learning resources and environments : monograph [ Text] / V.V. Gura . - Rostov n / D: SFU , 2007 . - 320 .
11. Gure , L.I. Designing educational systems : a tutorial [ Text] / L.I. Gure . - Kazan: Kazan State Technical University , 2004 . - 212
12. Guryanova , T. Yu Formation of multicultural competence of students of secondary specialized educational institutions (based on learning a foreign language ) : Author. dis. Kand.ped.nauk ... : 13.00.08 [ Text] / T. Yu Guryanova . - Cheboksary 2008 . - 22 .
13. Davydov, B. Activity theory and social practice : report on the III International Congress on activity theory [electronic resource] / Vladimir Davydov, V. Gromyko . - Mode of access : http://www.situation.ru/app/! art 973.htm/
14. Dakhin , A.N. Teacher modeling : the nature, effectiveness and uncertainty ... [ Text] / A.N. Dakhin / / Standards and Monitoring . - 2002 . - № 4 . - Pp. 22-26 .
15. Ephraim , N. Formation of social competence of senior students in the school of learning a foreign language : Author. dis. Kand.ped.nauk ... : 13.00.01 [ Text] / N. Efremov . - Cheboksary 2008 . - 22 .
121
16. Zvezdina A.A. Major trends in the education system [ Text] / A. Zvezdina / / Training for the tourism industry : experience, problems and prospects : proceedings of the annual inter-university research seminar . - Irkutsk Irkutsk . University Press , 2006 . - S. 31 - 35.
17. Ivanova , O.V. Formation of information competence of future foreign language teachers based on student-centered approach : Author. dis. Kand.ped.nauk ... : 13.00.08 [ Text] / O.V. Ivanov. -Cheboksary, 2009 . - 23 sec.
18. Cornets , G.B. pedagogical tradition of Western civilization : the beginning of the formation of [ Text] / B. Cornet / / Free education. - M. , 1993 . - 348 .
19. Laguseva , N.N. concept of scientific and pedagogical support for vocational training in tourism : the monograph [ Text] / N.N. Laguseva . - Moscow: Publishing House of the "creative Lyceum ", 2006. - 285 p.
20. Training for the tourism industry : experience, problems and prospects : proceedings of the annual inter-university research seminar [ text ] . - Irkutsk: Irkutsk State Technical University , 2008 . - 111 .
21. Repin , M.G. Legal education of students in the vocational training in the tourism high school: Author. dis. ... Candidate . ped. Sciences: 13.00.08 [ Text] / M.G. Repin. - Moscow, 2005 . - 28 sec.
22. Sakun , L. Theory and practice of training of tourism in the developed world : Monograph [Text ] / L.V. Sakun . - K.: AIDP , 2004 . - 399 p.
23. Tutayeva M.N. psychological , and sociocultural aspects of acmeological training future teachers [ Text] / M.N. Tutayeva E.V. Tsarev / / Technology to improve teacher education : Theory and Practice : Intercollege . Sat Scientific . tr. - Kazan: Kazan . University Press , 2004 . - S. 236-240 .
24. Tutolmin , A. The formation and development of the creative competence of future teachers (based on a systems approach ) : Author. dis. ... Doctor . ped. Sciences: 13.00.08 [ Text] / A. Tutolmin . -Cheboksary, 2009 . - 43 .
25. Fadeev , KV formation of professional communicative competence of students of a technical college : Author. dis. Kand.ped.nauk ... : 13.00.08 [ Text] / KV Fadeev. - Cheboksary , 2010 . - 23 sec.
26. Fedyakina , L.V. Differentiation of continuous professional training of legal professionals in the social sphere of the university complex: Author. dis. ... Doctor . ped. Sciences: 13.00.08 [Text ] / L.V. Fedyakina . - Moscow, 2009 . - 41 .
27. Chesnokov , I. Improvement of legal training in the field of physical culture and sports in modern conditions : Dis . ... Candidate . ped. Sciences: 13.00.08 [ Text] / I. Chesnokov. - M., 2006 . - 121 .
28. Yurasyuk , N.V. On the formation of the legal competence of the modern expert [ Text] / N.V. Yurasyuk / / Modern technology in the Russian system of education: Proceedings of the VI All-Russia. scientific and practical . Conf. - Penza , 2008 . - S. 136-141 .
Статья поступила в редакцию: 6.08.2013 г.