Научная статья на тему 'Самореализация студентов в учебнопрофессиональной деятельности'

Самореализация студентов в учебнопрофессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чесноков А. Н.

В статье рассматривается роль учебно-профессиональной деятельности в самореализации студентов профессиональной образовательной организации, анализируются механизмы самореализации студентов, описывается опыт Челябинского профессионального колледжа по педагогическому сопровождению студентов. Развитие личности в условиях профессиональной образовательной организации (ПОО), в отличие от предыдущих ступеней социализации, представляется, прежде всего, как процесс саморазвития. Это обусловлено тем, что ведущей направленностью сознания на данном возрастном этапе выступает стремление к самоопределению. Этот главный жизненный ориентир задает феноменологию индивидуального опыта, содержание и динамику личностного развития, когда молодой человек решает, кем он хочет стать в культуре, но еще не знает в полной мере, каким ему быть для себя самого. Он должен создать, сформировать самого себя как личность, и ПОО должна стать ему в этом основным подспорьем. В процессе обучения в ПОО учебнопрофессиональная деятельность становится важной сферой самовыражения студента, в которой он реализует свои когнитивные (познавательные) потребности. Поэтому проблема самореализации личности в колледже очень актуальна, так как без ее решения невозможно придерживаться принципов компе-тентностной парадигмы: студент не сможет сформировать компетентность без проявления собственной активности, в том числе в познавательной сфере. 83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самореализация студентов в учебнопрофессиональной деятельности»

информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4); организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2); анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3); работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК 6).

Библиографический список

Следующий этап работы по профилактике асоциального поведения должен быть качественно иным и полностью основываться на информационных технологиях и современных возможностях организации образовательного процесса: на возможностях интернета, доступ к которому имеет большинство образовательных учреждений, инструментах создания качественных по содержанию электронных пособий. И, конечно, должен учитываться фактор быстрого старения и обновления информации.

1. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г. К. Се-левко. — М. : Народное образование, 1998. — С. 14-15.

2. Дубровина, О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся [Текст] / О. С. Дубровина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 126.

3. Третьякова, О. В. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / О. В. Третьякова // Учительский портал. — Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-3593.

УДК 377 А. Н. Чесноков, директор Челябинского

профессионального колледжа (ЧелПК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается роль учебно-профессиональной деятельности в самореализации студентов профессиональной образовательной организации, анализируются механизмы самореализации студентов, описывается опыт Челябинского профессионального колледжа по педагогическому сопровождению студентов.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, самореализация, инструменты самореализации.

Развитие личности в условиях профессиональной образовательной организации (ПОО), в отличие от предыдущих ступеней социализации, представляется, прежде всего, как процесс саморазвития. Это обусловлено тем, что ведущей направленностью сознания на данном возрастном этапе выступает стремление к самоопределению. Этот главный жизненный ориентир задает феноменологию индивидуального опыта, содержание и динамику личностного развития, когда молодой человек решает, кем он хочет стать в культуре, но еще не знает в полной мере, каким ему быть для себя самого. Он должен создать, сформировать самого себя как

личность, и ПОО должна стать ему в этом основным подспорьем.

В процессе обучения в ПОО учебно-профессиональная деятельность становится важной сферой самовыражения студента, в которой он реализует свои когнитивные (познавательные) потребности. Поэтому проблема самореализации личности в колледже очень актуальна, так как без ее решения невозможно придерживаться принципов компе-тентностной парадигмы: студент не сможет сформировать компетентность без проявления собственной активности, в том числе в познавательной сфере.

Категория «самореализация» наиболее полно и подробно изучалась в гуманистической психологии. Ученые этого направления (А. Мас-лоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) рассматривали человека с точки зрения способности к самосовершенствованию. Исходный тезис психологов-гуманистов состоял в том, что сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, а личностные проблемы и деформации объясняются преимущественно неблагоприятными обстоятельствами социальной среды, препятствующими этому росту [1]. Проблема самореализации личности нашла отражение в психологических исследованиях и отечественных ученых (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, М. П. Гинзбурга, О. А. Конопкина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др.), которые считали, что самореализация является не только показателем, но и условием достижения личностной зрелости [2].

Обучение в колледже — один из начальных этапов становления человека как субъекта будущей профессиональной деятельности. Студенческий период в рамках концепции профессионального развития личности рассматривается не только как период адаптации, приспособления, подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и как этап профессионального самопознания и самоопределения. Задача ПОО заключается в подготовке выпускника к профессиональной самореализации в будущем, что требует разработки и применения специального комплекса средств и методов, стимулирующих этот процесс.

По мнению Г. К. Селевко, самореализация должна осуществляться путем воплощения жизненных планов студентов через различные виды и формы деятельности: игровую (совершенствует самостоятельность, ответственность), учебную (формирует потребность в самообразовании), коммуникативную (воспитывает культуру общения), трудовую (направлена на сохранение материальных ценностей), общественно-политическую (включает воспитание политической культуры), профессиональную (направлена на развитие готовности к профессиональной деятельности) и спортивно-оздоровительную (формирует навыки здорового образа жизни) [3]. Конкретному виду деятельности соответствуют определенные ее формы: игровой — деловые, ролевые игры, психологические тренинги; учебной — конкурсы, аукционы идей, олимпиады; коммуникативной — диспуты, тренинги общения; трудовой — генераль-

ные уборки, субботники; общественно-политической — круглые столы, чтение литературы; профессиональной — конкурсы профмастерства, выставки творческих работ; спортивно-оздоровительной — соревнования, дни здоровья.

Наблюдения, проведенные в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский профессиональный колледж», показывают, что студенты недостаточно мотивируются к реализации внутреннего потенциала в учебно-профессиональной деятельности, а это негативно влияет на формирование личности будущего специалиста. Самореализация студента в учебно-профессиональной деятельности есть его динамическое саморазвертывающееся взаимодействие с миром в рамках учебно-профессиональной сферы жизнедеятельности, способствующее актуализации и развитию его потенциальных возможностей.

Для того чтобы студент мог реализовать себя в процессе учебно-профессиональной деятельности, ему необходимо осознавать мотивы учения, так как от этого зависит проявление интеллектуальной и волевой активности ученика, формирование его отношения к учению.

Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать свой социальный опыт. Успешная социализация возможна в процессе той деятельности, которая обеспечена специальными педагогическими условиями и обладает следующими характеристиками:

- воспроизводит жизненные и профессиональные ситуации, опирается на впечатления повседневной жизни;

- вызывает личную заинтересованность студента и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

- предлагает студенту активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия в ней, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;

- предполагает взаимопомощь, вызывает потребность в сотрудничестве.

Мероприятия по самореализации студентов в Челябинском профессиональном колледже носят комплексный характер и осуществляются с помощью:

- создания воспитательной среды колледжа;

- сопровождения личностно-профессиональ-ного развития студента;

- организации системы мероприятий, направленных на поиск и развитие инициатив

студентов, стимулирование творческой и профессиональной активности;

- поддержки деятельности студенческого самоуправления, утверждение стиля партнерского взаимодействия в воспитательном процессе.

Педагогический коллектив привлекает студентов к участию в научно-исследовательской работе, конкурсах профессионального мастерства, волонтерском движении, способствует развитию творческого потенциала студентов и их интеграции в профессиональное сообщество.

Поддержка профессионально-личностного саморазвития студентов является эффективной, если она соответствует целям и задачам этого развития, проводится систематически в рамках учебно-профессиональной деятельности колледжа и разворачивается по следующим направлениям:

1) адаптация студентов в учебно-профессиональной деятельности и формирование у них позитивной жизненной перспективы;

2) коррекция эмоционального состояния студентов — снятие психологического напряжения для обеспечения эффективности профессионального развития;

3) обучение умениям и навыкам компетентного общения и эффективного поведения в различных ситуациях бытового и профессионального характера;

4) развитие и формирование личностных качеств, способствующих успешному профессиональному становлению студентов как специалистов среднего звена [4].

В таблице 1 представлена базовая схема педагогического сопровождения студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский профессиональный колледж» в их самореализации в учебно-профессиональной деятельности.

Таблица 1

Педагогическое сопровождение студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский профессиональный колледж»

Этапы Содержание

I этап. Изучение личностного потенциала студентов Программа «адаптационного» семестра: - первичная диагностика личностного потенциала студентов и их смысложизненных ценностей; - «Памятка первокурснику»; - «Введение в специальность»

II этап. Личностно-профессиональное развитие студентов Программа развития профессиональных и личностных качеств студента: - мониторинг качества профессиональной подготовки будущих специалистов; - диагностика личностного развития студентов; - организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства на уровне колледжа; - социальное взаимодействие с вузами, посещение баз практики

III этап. Личност-но-профессиональ-ное становление Программа «Молодой специалист»: - участие в областных, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства; - вовлечение в социально значимые мероприятия студентов района, города, области; - мониторинг профессиональной успешности молодых специалистов

Первый, адаптационный, этап выполняет функцию создания условий для реализации задач, облегчающих адаптационные процессы студента-первокурсника. Программа «Введение в специальность» предусматривает знакомство со специальностью, с будущей профессиональной деятельностью специалиста. Основная задача программы — сформировать общеучебные умения, необходимые для организации непрерывной самообразовательной деятельности студента.

Второй этап — закрепляющий — предусматривает работу со студентами второго курса. Второй курс — период напряженной учебной

деятельности, начало приобщения к профессии. Студенты заканчивают общетеоретическую подготовку, у них формируются широкие потребности в контактах, статусные и культурные запросы. В этот период процесс адаптации к новой социокультурной среде в основном завершен, но профессиональное самоопределение продолжается. Стержневой педагогической задачей является помощь студенту в дальнейшем закреплении его профессионального, социального и личностного самоопределения.

Третий этап — идентифицирующий — это процесс сопровождения студентов третьего

курса, который определяется развитием и углублением профессиональных знаний, началом профессиональной социализации. Он предусматривает тесное сотрудничество преподавателей специальных дисциплин со студентами третьего и четвертого курса по большому кругу профессиональных вопросов. Студент начинает получать удовлетворение от восприятия себя как

Библиографический список

субъекта будущей профессиональной деятельности (программа «Молодой специалист»).

Таким образом, главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

1. Роджерс, К. К науке о личности [Текст] / К. Роджерс // История зарубежной психологии. — М., 1986. — С. 200-230.

2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов [Текст] / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2008.

3. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП [Текст] / Г. К. Селевко. — М. : Школьные технологии, 2005. — 288 с.

4. Величко, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже [Текст] / Е. В. Величко // Психологические науки : теория и практика : материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.

5. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу // Психология личности. — М. : МГУ, 1982. — С. 108-117.

6. Неумянова, Н. З. Структура и уровни самореализации подростков в учебно-профессиональной деятельности [Текст] / Н. З Неумянова. — М. : Изд-во «Спутник+», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.