Социально-экономические проблемы
203
В приближении к такому знанию лежит ключ к пониманию высоких технологий популяризации элитарной культуры, а также наиболее объективной экспертизы действительной разумности и действительного знания в техническом преобразовании естественного мира. Все это требует искусства оперативной и динамической связи нормы и ценности, типичного и уникального.
Библиографический список
1. Открывая сознание заново / Д. Серл. - М. : Идея-Пресс, 2002. - 244 с.
2. Лекции о Прусте / М. Мамардашвили. - М. : Ad Marginem, 1995. - 547 с.
3. The Conscious Mind: In Search Of A Fundamental Theory / D. Chalmers. - Oxford,
1996.
4. Рецензия на кн.: Шульман М. М. Ощущение знания. Когнитологические альтернативы в европейской культурной традиции / А. Ф. Зотов // Вопросы философии. -2011. - № 7. - С. 184-187.
5. Виды психики: на пути к пониманию сознания / Д. С. Деннет. - М. : Идея-Пресс, 2004. - 184 с.
6. Миф машины. Техника и развитие человечества / Мамфорд Л. ; пер. с англ. -М. : Логос, 2001. - 408 с.
7. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. - Екатеринбург : У-Фактория, 2007. - 672 с.
8. Психология масс и фашизм / В. Райх. - М. : АСТ, 2004. - 544 с.
9. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. -Екатеринбург : Изд-во Урал, 2000. - 96 с.
УДК 657.1 А. А. Раупов
Петербургский государственный университет путей сообщения
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЕРАРХИИ ЦЕНТРОВ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В статье описаны виды и способы формирования иерархии центров финансовой ответственности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. С помощью схематических примеров раскрываются вопросы принадлежности подразделений ГАЖК «УТЙ» к тому или иному центру финансовой ответственности (ЦФО) в зависимости от характера их деятельности.
иерархия центров финансовой ответственности, центр затрат, центр доходов, центр прибыли, центр инвестиций.
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2011/4
204
Социально-экономические проблемы
Введение
Разработка и внедрение системы бюджетного управления в компании ГАЖК «УТЙ» невозможны без четкого определения состава субъектов бюджетного управления. Состав таких субъектов должен быть представлен в финансовую структуру компании, в рамках которой устанавливаются различные центры ответственности.
Качество будущей бюджетной системы ГАЖК «УТЙ» зависит от правильного распределения финансовой ответственности внутри компании между ее структурными подразделениями.
Экономический статус структурных подразделений ГАЖК «УТЙ», о которых говорится в данной статье, рассмотрен в статье [5].
1 Формирование центров затрат
Центры затрат (ЦЗ) могут быть элементарными или иметь несколько уровней, но тогда в их структуры должны входить только подчиненные центры затрат, в ином случае центр ответственности является не центром затрат, а центром прибыли. Центры затрат с несколькими уровнями схематически выглядят следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Финансовая структура с ЦЗ
На примере ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» неэлементарный центр затрат выглядит следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Пример по ГАЖК «УТЙ»
На данном рисунке показана социальная инфраструктура, которая обеспечивает трудоспособность работников компании. Социальная инфраструктура поддерживается за счет доходов компании. Подобные центры ответственности считаются центрами затрат. Учреждения здравоохранения (ЦЗ 1) не приносят прибыли и считаются центрами затрат; их расходы финансируются Правлением ГАЖК. Учебные заведения (ЦЗ 2), дворец куль-
2011/4
Proceeding of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
205
туры (ЦЗ 3) и санаторий-профилакторий (ЦЗ 4) приносят некоторую прибыль, но в конечном счете их деятельность убыточна; убытки также компенсируются Правлением ГАЖК.
Производственно-хозяйственные и финансовые отношения указанных центров с Правлением компании и остальными центрами регулируются Положением о социальной инфраструктуре, утверждаемым Председателем ГАЖК.
2 Формирование центров доходов
Структура центра доходов (ЦД) имеет такой же вид, как и структура центра затрат, т. е. состоит из элементарного центра или центра с несколькими структурными уровнями. Для того чтобы центр ответственности был центром доходов, все подчиненные ему центры ответственности тоже должны быть центрами доходов (рис. 3). Как упоминалось выше, в случае если структура центра доходов имеет сложный вид и хотя бы один из центров ответственности будет центром затрат, то данный ЦФО считается центром прибыли.
Рис. 3. Финансовая структура с ЦД
К примеру, в ГАЖК «УТЙ» сложный вид ЦД имеют несколько направлений деятельности компании. Одно из таких направлений - совокупность железнодорожных станций, входящих в региональный железнодорожный узел (РЖУ, рис. 4).
Рис. 4. Структура центра доходов РЖУ
Железнодорожные станции имеют постоянные, фиксированные статьи расходов, в то время как их доходы (поступление денег в кассу) могут колебаться. К каждому РЖУ относится несколько станций, доходы которых сначала аккумулируются на уровне станции, а потом направляются в РЖУ. Взаимосвязь этих центров с остальными центрами регулируется Положением о РЖУ ГАЖК.
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2011/4
206
Социально-экономические проблемы
3 Формирование центра прибыли
В условиях железнодорожного транспорта центры прибыли (ЦП), по нашему мнению, должны быть сложносоставными, так как организационная структура компании состоит из нескольких структурных подразделений и структурных предприятий, которые ответственны за прибыль. Таким образом, можно выделить следующие виды сложносоставных центров прибыли.
1. Состоит, как минимум, из одного ЦД и одного ЦЗ (рис. 5).
ЦД 2
ЦЗ 1.2
ЦЗ 2
ЦЗ 2.1
ЦЗ 2.2
Рис. 5. Финансовая структура с простым типом ЦП
В качестве примера простого типа ЦП в железнодорожном транспорте Республики Узбекистан можно привести региональный железнодорожный узел «Ташкент», который является дочерним предприятием ГАЖК «УТЙ». ГАЖК «УТЙ» имеет в своем составе шесть региональных железнодорожных узлов.
ЦД 1.1
Железнодорожная станция 1
ЦД 1.2-1.63
Железнодорожная станция
ЦД 2.1
ПКО-1
ЦД 2.2-2.4
ПКО
k /
/ ЦЗ 4 Дистанции \
сигнализации
и связи
4 /
ЦЗ 4.1 Дистанции сигнализации и связи
ЦЗ 5
Вагонное депо
ЦЗ 6
Локомотивное депо
ЦЗ 4.2 Дистанции сигнализации и связи
Рис. 6. Пример ЦП регионального железнодорожного узла «Ташкент»
2011/4
Proceeding of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
207
Основной деятельностью каждого РЖУ является перевозка пассажиров и грузов. РЖУ «Ташкент» состоит из нескольких линейных предприятий, и каждое из этих линейных предприятий относится к ЦД или ЦЗ (рис. 6).
2. Состоит из двух или более ЦП (но только ЦП, в крайнем случае -ЦД, рис.7).
Рис. 7. Финансовая структура ЦП с подчиненными ЦП
Исходя из того, что один РЖУ считается центром прибыли простого типа, совокупность всех РЖУ, входящих в состав ГАЖК, можно считать центром прибыли сложного типа (рис. 8).
/ \
ЦП
Региональные железнодорожные узлы (РЖУ)
ЦД 1.1
- Железнодорожные станции
ЦП 3
РЖУ
«Бухара»
ЦД 1.2
ПКО
ЦЗ 1.1
ПТО
ЦЗ 1.2
Вагонное депо
ЦЗ 1.3
Дистанции пути
ЦЗ 1.4
Дистанции
электроснабжения
ЦЗ 1.5
Дистанции сигнализации и связи
ЦЗ 1.6
Локомотивное депо
ЦД 2.1
ЦД 2.2
ЦЗ 2.1
ЦЗ 2.2
ЦЗ 2.3
ЦЗ 2.4
ЦЗ 2.5
ЦЗ 2.6
ЦП 5
РЖУ
«Карши»
ЦД 3.1
ЦД 3.2
ЦЗ 3.1
ЦЗ 3.2
- ЦЗ 3.3
ЦЗ 3.4
ЦЗ 3.5
ЦЗ 3.6
ЦД 4.1
ЦД 4.2
ЦЗ 4.1
ЦЗ 4.2
ЦЗ 4.3
ЦЗ 4.4
ЦЗ 4.5
ЦЗ 4.6
ЦД 5.1
ЦД 5.2
ЦЗ 5.1
ЦЗ 5.2
ЦЗ 5.3
ЦЗ 5.4
ЦЗ 5.5
ЦЗ 5.6
ЦД 6.1
Железнодорожные
станции
ЦД 6.2
ПКО
ЦЗ 6.1
ПТО
ЦЗ 6.2
Вагонное депо
ЦЗ 6.3
Дистанции пути
ЦЗ 6.4
Дистанции
электроснабжения
ЦЗ 6.5
Дистанции
сигнализации
ЦЗ 6.6
Локомотивное
депо
Рис. 8. Пример ЦП региональных железнодорожных узлов ГАЖК «УТИ»
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2011/4
208
Социально-экономические проблемы
4 Формирование центра инвестиций
Центры инвестиций (ЦИ) должны быть сложносоставными, например, состоять из одного или нескольких ЦП (рис. 9).
Центр инвестиций
X
Центр прибыли 1
ЦД 1
ЦД 1.1
ЦД 1.2
- ЦЗ 1.1
ЦЗ 1 -» ► -
-► ЦЗ 1.2
1
Центр прибыли 2
г „ ЦД 2.1
ЦД 2 -►
- H „ ЦД 2.2 ". -
ЦЗ 2
ЦЗ 2.1
ЦЗ 2.2
Рис. 9. Финансовая структура ЦИ с подчиненными ЦП
По финансовой структуре видно, что центром инвестиций в ГАЖК «УТЙ» является компания в целом. Обычно это центр инвестиций, ответственность за управление которым возложена на генерального управляющего компании. В ГАЖК «УТЙ» центр инвестиций включает в себя несколько центров прибыли, например шесть РЖУ, и еще несколько функциональных подразделений ГАЖК «УТЙ» (рис. 10).
Центры инвестиций должны быть сложносоставными, т. е. состоять из двух и более ЦИ (рис. 11).
Рис. 11. Финансовая структура ЦИ с подчиненными ЦИ
2011/4
Proceeding of Petersburg Transport University
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС 2011/4
ЦП; ЦИ
Совет компании
ЦП
Правление
ЦЗ 1
Подразделении, обеспечивающие процесс перевозок
Ц31.1
Центр электроснабжения *
ЦЗ L8
Центр сигнализации н связи*
ЦЗ 1.2
Управление путевого хозяйства '
ЦЗ и
Управление по эксплуатации локомотивов *
ЦЗ 1.4.
Управление грузовой и коммерческой работы *
ЦЗ 1.S
Управление технического и технологического контроля *
ЦЗ 1.9
Управление военизированной охраны *
1(3 1.10
Управление вагонного хозяйства •
ЦЗ 1.11
Центр «Уэжелдоррасчет» *
ЦЗ 1.12
Управление маркетинга перевозок н имущественных отношений
ЦЗ 1.6
Единый диспетчерский центр *
ЦЗ 1.7
Управление статистики н учета *
ЦЗ 1.13
Информационно* вычнелнтельныйценгр *
U3U4
Управление
«ТсмирйулСннлгнтаъмнн» *
ЦП 2
Предприятия, оказывающие услуги при перевозках
ЦП 2.1
ОАО «Узжелдорпасс»
ЦП 2.2
ОАО «Йулрсфтранс»
ЦП 2.3
ОАО йУэтемирйулконтейнср»
ЦП 2.4
УШУзбеюкелдорэкспедкцня»
ЦП 3
Ремонтно-
производственные
предприятия
ЦП 3.1
УЛ «Уэжелдорремм&ш»
ЦП 3.2
ОАО «Ozvafionla’mir»
ЦП 3.3
ОАО «Toshkent yoTovchivagonlari nita’mi rlashzavodi»
ЦЗ 3.1
Дирекция по обслуживанию зданий и сооружений *
ЦП 4
Ремонтно-строительная и производственная инфраструктура
ЦЗ 4.1
Дирекция по капитальному строительству *
ЦП 4.1
УП «Купрнккурнлиш»
ЦП 4.2
УП «Уэтечнрйулхурнлнш
ЦП 4.3
ОАО «Гранит»
ЦП 4.4
ОАО Ойвалекмахсусте* мкрбетон»
ЦП 1
Региональные
железнодорожные
узлы
ЦЗ 2.6
Самаркандский
профессиональней
колледж
жап.-дор. транспорта
ЦП 1.1
РЖУ «Ташкент»
ЦП 1.2
РЖУ «Коканд»
ЦП и
РЖУ «Бухара»
ЦП 1.4
РЖУ «Кун град»
ЦП 1.5
РЖУ «Карши»
ЦП ив
РЖУ «Термез»
_ J - До передачи пакета акций в доверительное управление профессиональным управляющим компаниям; * - структурные подразделения без образованна юридического лица;
Рис. 10. Финансовая структура ГАЖК «УТЙ»
Ш 2
Социальная
инфраструктура
ЦЗ 2.1
16 учреждений здравоохранения
ЦЗ 2.2
Центр сакстарно-эпндемнологнческого надзора с 9 линейны н н центрами санитарно-эпидемиологического надзора на стациях
ЦЗ 2.3
Дорожная противочумная станция
ЦЗ 2.4
Ташкентский институт инженеров жел.дор транспорта
ЦЗ 2.5
Ташкентский профессиональный колледж жел.дор. транспорта
ЦЗ 2.7
Кокешдскнй профессиональный колледж жел.-дор, транспорта
Ц3 2.8
Центральный дворец культуры железнодорожников
ИЗ 2.9
Санаторнй-профнлакторнй
чНаэарбек»
Социально-экономические проблемы 209
210
Социально-экономические проблемы
На железнодорожном транспорте Республики Узбекистан ЦИ сложносоставного вида не существует.
Чтобы сформировать финансовую структуру организации в разработанном ранее перечне ЦФО, мы должны найти центр инвестиций и переместить его на самый верх иерархии. Затем необходимо переместить в него центр(ы) прибыли (если нет других центров инвестиций), а внутрь каждого центра прибыли поместить центры дохода и затрат в соответствии с правилами формирования иерархии ЦФО.
Заключение
Описанным выше образом выстраивается иерархия центров финансовой ответственности ГАЖК «УТЙ», определяющая финансовую структуру компании.
Грамотное определение ЦФО и правильное создание финансовой структуры ГАЖК «УТЙ» - одно из непременных условий эффективного бюджетного контролинга и оптимизации финансовых показателей компании. От финансовой структуры зависит очень многое: чем качественнее она будет определена на начальном этапе, тем меньше будут затраты на ее внедрение и тем больший эффект она принесет. При этом невозможно построить финансовую структуру, не разобравшись в бизнес-процессах и организационной структуре компании. Наилучшего результата можно достичь при максимальном соответствии организационной и финансовой структур компании ее бизнес-процессам.
Библиографический список
1. Построение финансовой структуры ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» в современных условиях / А. А. Раупов // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2011. - Вып. 3 (28). - С. 256-263.
2. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях /
О. Н. Волкова. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 272 с. - ISBN 978-5-279-02731-6.
3. Экономическая эффективность предприятия [Электронный ресурс]. Бизнеспроцессы и организационная структура (Бюджетирование). - URL:
http://corpsys.ru/Articles/Archives/ Budget2.asx.
4. Центры финансовой ответственности [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.iteam.ru/publications/finances/section_11/article_3211/.
2011/4
Proceeding of Petersburg Transport University