248
Социально-экономические проблемы
УДК 656.2.08
А. Е. Красковский, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов, Д. Ю. Барканова
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ОАО РЖД
Приведены основные положения перспективной экономической стратегии обеспечения безопасности движения в ОАО РЖД на основе разработки и реализации трех взаимоувязанных программ по привлечению государственных инвестиций, повышению эффективности использования инвестиций и снижению эксплуатационных расходов.
безопасность движения, инвестиции, эксплуатационные расходы, система управления.
Введение
В настоящее время основной задачей обеспечения безопасности движения в ОАО РЖД становится минимизация затрат на поддержание достигнутого в Компании уровня безопасности перевозочной услуги в новых условиях ведения транспортного бизнеса, связанных с проводимой структурной реформой железнодорожной отрасли.
Затраты на безопасность включают в себя инвестиции и эксплуатационные расходы на содержание инфраструктуры и подвижного состава. На сегодняшний день доля эксплуатационных расходов в ОАО РЖД примерно в три раза превышает объемы инвестиций, в то время как, например, в странах Европейского Союза это соотношение значительно меньше. В этой связи возникает проблема системной увязки инвестиций и эксплуатационных расходов: целью инвестиций должно быть не только обновление основных фондов, но и сокращение эксплуатационных расходов на содержание объектов железнодорожного транспорта. Необходимо добиваться такого технического уровня инвестиционных проектов Компании, который обеспечит сокращение эксплуатационных расходов при условии сохранения достигнутых показателей безопасности движения.
1 Основная идея перспективной экономической стратегии обеспечения безопасности движения в ОАО РЖД
Эффективность деятельности любой организации во многом определяется ее системой управления: до 96 % проблем могут быть решены путем совершенствования системы управления, в том числе проблемы безопасности движения в ОАО РЖД в условиях дефицита ресурсов.
Из сказанного выше следует, что одним из главных направлений в реализации перспективной экономической стратегии обеспечения безопасности движения в Компании является совершенствование системы управ-
2011/3
Proceeding of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
249
ления инвестициями и эксплуатационными расходами на обеспечение безопасности. Совершенствование заключается в разработке, увязке между собой и реализации трех программ, направленных на повышение эффективности экономических механизмов управления безопасностью движения в ОАО РЖД (рис. 1):
программа привлечения государственных инвестиций на реализацию проектов по обеспечению безопасности движения;
программа повышения эффективности использования инвестиций, направляемых на обеспечение безопасности движения;
программа сокращения эксплуатационных расходов при условии обеспечения достигнутого уровня безопасности движения.
РЕЗУЛЬТАТ:
минимизация затрат на обеспечение достигнутого уровня безопасности движения
Рис. 1. Основная идея перспективной экономической стратегии обеспечения безопасности движения в ОАО РЖД
Рассмотрим более подробно основные положения каждой из программ стратегии.
2 Программа привлечения государственных инвестиций для реализации проектов по обеспечению безопасности движения
На сегодняшний день ОАО РЖД как основной перевозчик на российских железных дорогах отстает от наиболее развитых стран мира по объемам государственной поддержки развития железнодорожной инфраструктуры (рис. 2).
Инвестиционный бюджет ОАО РЖД предусматривает вложения в строительство новых и модернизацию существующих транспортных объектов. В этой связи реальные затраты на обеспечение безопасности движения ниже указываемых объемов инвестиций. Как правило, инвестиционные программы Компании опираются на действующие нормативы замены основных фондов, но не содержат доказательства безопасности движения,
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2011/3
250
Социально-экономические проблемы
т. е. подтверждения того, что планируемых затрат достаточно для обеспечения требуемого уровня безопасности.
Рис. 2. Инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры, процент от ВВП (по данным исследования компании JP Morgan)
При реализации инвестиционных программ, как правило, не решается задача сокращения эксплуатационных расходов, значительная доля которых направляется на техническое обслуживание инфраструктуры и подвижного состава для поддержания необходимого уровня безопасности движения. Относительно невысокая прибыль ОАО РЖД обусловлена именно высоким уровнем эксплуатационных расходов.
В связи с этим одной из главных задач при обосновании привлечения государственных инвестиций в развитие Компании является необходимость обеспечения гарантированного уровня безопасности движения на всей сети дорог.
Наблюдаемый сегодня недостаток внешних инвестиций обусловлен следующими основными причинами:
перераспределением инвестиций в пользу строительства новых объектов;
фактор безопасности движения не является приоритетным для инвестиционной политики ОАО РЖД.
Влияние объемов инвестиций на состояние безопасности движения можно проиллюстрировать при помощи достигнутых и целевых [1] значений уровня аварийности и инвестиций в развитие ОАО РЖД (рис. 3).
2011/3
Proceeding of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
251
1,80
1.68
1,60
1,40
1,20
1,00
0,80
0,60
0,40
0,20
0,00^
I Уровень аварийности (относит. кол-во НБД) (левая шкала)
I Инвестиции, млрд. руб. (правая шкала) ------------------------------------1856,6-----------
за период 2010-2015 гг.
1.18
ПЧ
124i
■■Emnniiiin
0.76
0.59
1
нет
■Mi
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
2015
нет дприн! 0
2030
2000
1800 1600 1400 1200 - 1000 800 600 400 200
46
31
Рис. 3. Достигнутые и целевые значения уровня аварийности и инвестиций в развитие ОАО РЖД (по данным [1], ОАО РЖД, расчетов авторов)
Из рисунка 3 видно, что в условиях дефицита инвестиционных ресурсов возникает риск недостижения целевых значений уровня аварийности в ОАО РЖД. При этом в последние годы наблюдается снижение удельного веса Программы повышения безопасности движения в совокупности других инвестиционных программ Компании (рис. 4) [2].
6500
6000
5500
5000
4500
4000
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
0
/
/ \
/ \ r ^ 4
1 \ j / s\
f ч t ■ч
t \ t J H
\ ^ у / \ \
ь S / \ ч
L_ Л
r
5
4.5 4
3.5 3
2.5 2
1.5 1
0,5
0
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Инвестиции по Программе повышения безопасности движения, млн. руб. (в ценах 200S г.) — — Удельный вес Программы в инвестициях производственного назначения, %
Рис. 4. Динамика инвестиций в рамках реализации Программы повышения безопасности движения ОАО РЖД [2]
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2011/3
252
Социально-экономические проблемы
В связи с изложенным в рамках программы привлечения государственных инвестиций для реализации проектов по обеспечению безопасности движения в ОАО РЖД предлагается выполнить следующее:
разработать сценарии улучшения (ухудшения) состояния безопасности движения при различных объемах государственных инвестиций;
разработать проект обоснования необходимости привлечения государственных инвестиций для обеспечения безопасности движения.
Непременным условием реализации программы привлечения государственных инвестиций является реализация двух других программ: повышения эффективности использования инвестиций и сокращения эксплуатационных расходов, речь о которых пойдет ниже.
3 Программа повышения эффективности использования инвестиций, направляемых на обеспечение безопасности движения
На рисунке 5 представлены зависимости различных показателей деятельности ОАО РЖД от объемов инвестиций за последние несколько лет.
* Расходы по инвестиционной деятельности, млрд. руб.
Ж Остаточная стоимость основных фондов, млрд. руб. [в ценах 2010 г.)
К Износ основных фондов, %
U Удельные эксплуатационные расходы [за вычетом амортизационных отчислений), коп./т-км . Чистая прибыль, млрд. руб.
Рис. 5. Влияние объемов инвестиций на показатели деятельности ОАО РЖД
(по данным ОАО РЖД)
Представленные зависимости показывают, что увеличение объемов инвестиций не приводит к существенному увеличению чистой прибыли Компании и снижению коэффициента износа основных фондов, как основному индикатору повышения безопасности движения.
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
1. Объемы инвестиций за последние годы не позволили преодолеть негативные тенденции нарастания износа основных фондов.
2011/3
Proceeding of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
253
2. Инвестиционные вложения слабо влияют на основные экономические показатели деятельности Компании. В частности, увеличение объемов инвестиций не способствует снижению удельных эксплуатационных расходов.
Недостаточно эффективное использование инвестиций в ОАО РЖД обусловлено следующими основными причинами:
несовершенством целеполагания, в том числе отсутствием проверки достижимости целей и безальтернативности при определении направлений инвестирования;
недооценкой фактора безопасности движения при реализации инвестиционных проектов.
Как и при описании программы привлечения государственных инвестиций, можно говорить о том, что корни указанных причин лежат в несовершенстве действующей в Компании системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Для решения проблемы повышения эффективности использования инвестиций в ОАО РЖД необходимо:
разработать регламент подготовки и принятия решений о выборе наиболее эффективного варианта инвестиционного плана;
разработать методику доказательства безопасности движения для инвестиционных проектов.
4 Программа сокращения эксплуатационных расходов
при условии обеспечения достигнутого уровня безопасности движения
Анализ годовых отчетов деятельности ОАО РЖД за период 2004-2009 гг. показал, что эксплуатационные расходы Компании возросли за это время почти в два раза, а относительное количество нарушений безопасности движения осталось на прежнем уровне (за счет значительного ухудшения в 2009 г.). До 2008 г. включительно рост эксплуатационных расходов сопровождался улучшением состояния безопасности движения. Графики изменения объемов эксплуатационных расходов и показателей безопасности движения представлены на рисунке 6.
Можно назвать следующие основные причины роста эксплуатационных расходов ОАО РЖД:
критический износ основных фондов;
неполная обеспеченность планов необходимыми ресурсами; несовершенство производственных процессов и технологий.
При этом попытки механического сокращения эксплуатационных расходов (сокращение персонала, задействованного на перевозках, уменьшение объемов поставок, расширение зон ответственности структурных подразделений и т. д.), как правило, влекут за собой снижение уровня безопасности движения.
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2011/3
254
Социально-экономические проблемы
Рис. 6. Соотношение объемов эксплуатационных расходов и показателей безопасности движения в ОАО РЖД (по данным ОАО РЖД)
Таким образом, существует проблема поддержания уровня безопасности движения при реализации программ по снижению эксплуатационных расходов. Данную проблему можно трактовать иначе: попытки повышения уровня безопасности движения без использования инвестиционных ресурсов приводят к увеличению эксплуатационных расходов.
Решать проблему снижения эксплуатационных расходов при сохранении достигнутого в Компании уровня безопасности движения необходимо на основе разработки и внедрения методики принятия решений по снижению эксплуатационных расходов с учетом доказательства безопасности, а также за счет создания механизма мотивации руководителей и персонала по реализации программы снижения эксплуатационных расходов.
5 Согласование программ и план реализации стратегии
Для достижения заявленной цели по минимизации затрат на поддержание достигнутого в ОАО РЖД уровня безопасности движения необходимо согласование указанных программ стратегии. В таблице взаимная увязка программ рассмотрена с позиций «поставщика» и «потребителя».
Таким образом, можно предложить следующий план реализации перспективной экономической стратегии обеспечения безопасности движения в ОАО РЖД.
1. Подготовка экспертного заключения об эффективности экономических затрат на обеспечение безопасности движения в ОАО РЖД за последние годы.
2. Аудит системы управления безопасностью движения и планирования ресурсов на ее обеспечение.
3. Постановка измеримой цели, определение сроков и этапности в реализации стратегии.
2011/3
Proceeding of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
255
4. Разработка программ стратегии.
5. Организация выполнения разработанных программ.
6. Контроль реализации стратегии и разработка корректирующих мероприятий.
7. Подведение итогов реализации стратегии.
ТАБЛИЦА. Матрица взаимосвязей между программами стратегии
«Поставщик» «Потребитель»
Программа привлечения государственных инвестиций Программа повышения эффективности инвестиций Программа снижения эксплуатационных расходов
Программа привлечения государственных инвестиций Требования к эффективности использования инвестиций при условии обеспечения достигнутого уровня безопасности движения Требования к эффективности эксплуатационной деятельности при условии обеспечения достигнутого уровня безопасности движения
Программа повышения эффективности инвестиций Доказательство эффективности инвестиционной деятельности Материальнотехническая база эффективной эксплуатационной деятельности и организации мотивации персонала
Программа снижения эксплуатационных расходов Доказательство эффективности производственной деятельности при условии обеспечения достигнутого уровня безопасности движения Техникоэкономическое обоснование программы инвестирования
Заключение
Инвестиционный план Компании на ближайшие годы показывает ограниченные возможности по финансированию проектов, связанных с обеспечением безопасности движения. Сравнение экономических показателей ОАО РЖД с ведущими железнодорожными компаниями мира четко выявляет проблему сокращения эксплуатационных расходов.
Рассмотренная в настоящей статье перспективная экономическая стратегия обеспечения безопасности движения в ОАО РЖД направлена на
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2011/3
256
Социально-экономические проблемы
решение актуальной задачи обеспечения достигнутого уровня безопасности движения в Компании при минимальных затратах. Задача решается при помощи разработки и реализации трех взаимоувязанных программ, в каждой из которых учитываются требования по безопасности движения.
Реализация стратегии как комплексного проекта позволит системно решить проблему сокращения расходов на обеспечение безопасности движения и повышения эффективности деятельности ОАО РЖД.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации в 2008-2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»). - М. : Собрание законодательства РФ, 21.07.2008, № 29 (ч. II), ст. 3537.
2. Методы оценки экономической эффективности мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов / Г. Е. Писаревский, А. А. Пугачева, А. В. Глибин // Экономические проблемы развития железнодорожного транспорта на этапах его инновационных и структурных преобразований : сб. науч. тр. ОАО ВНИИЖТ / ред. О. Ф. Мирошниченко. - М. : Интекст, 2009. - С. 141-151.
УДК 657.1
А. А. Раупов
ПОСТРОЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРЫ ГАЖК «УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛЛАРИ»
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье раскрываются вопросы понятия центров финансовой ответственности (ЦФО), методика их организации в условиях железной дороги. Обосновываются типы центров финансовой ответственности. Исходя из организационной структуры ГАЖК УТЙ и системы расчетно-платежного механизма все подразделения ГАЖК УТЙ, включая Совет центрального аппарата, региональные и функциональные подразделения, структурные подразделения разграничены по видам центров финансовой ответственности и разработана финансовая структура компании.
центр финансовой ответственности, центр ответственности, центр затрат, центр доходов, центр прибыли, центр инвестиций.
2011/3
Proceeding of Petersburg Transport University