ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 2011 • Т. XXX • № 4
РИНЦИП КРАСОТЫ В НАУКЕ
И.А. ГЕРАСИМОВА
Щ
Ф
-8-
п
И
Следуя классической стратегии Платона, шаг за шагом в совместных размышлениях с магистрантами от субъективных представлений о красоте мысль направляется к пониманию объективной красоты природы и творчества. Критерии красоты были даны в классической античной философии. Важнейшие понятия современной науки - система, ритм, цикл, аналогия, симметрия, пропорция, число - древнегреческого происхождения. В них отражено понимание красоты как созидающего принципа мироздания, гармоничной целостности природы и человека. Ответственность за творчество немыслима без воспитания чувства прекрасного.
Ключевые слова: прекрасное, безобразное, субъективная красота, объективная красота, наука, гармония, ритм, цикл, симметрия, пропорция, эстетика науки.
Человек создал искусственную среду обитания - техносферу, а при ускоренных темпах научно-технического развития продолжает конструировать все новые и новые реалии жизни. Проблема ответственности ученого, конструктора, инженера, технолога в этих условиях имеет не только этическое, но и эстетическое измерение, связанное с восприятием и пониманием мира как целого, человека как целого. Как органически соединить биосферу и техно-
сферу? Решение этого кардинального для современной цивилизации вопроса немыслимо без понимания природы целого, возможностей его познания и в конечном счете природы человека. В истории философской мысли восприятие целого было неразрывно связано с понятием красоты. Традиционно считалось, что за сферу прекрасного отвечает искусство, а идеалом науки является истина, однако в наши дни искусство во многом ставится научным, а наука искусством. В этом одна из тенденций того, что эпистемологи называют трансдис-циплинарностью - развивающимся диалогом представителей различных сфер культуры.
Восприятие красоты в вузовской повседневности. В курсе истории и философии науки обсуждение многих тем затрагивает проблему красоты как в субъективном, так и в объективном смысле. Исторически основные определения красоты были сформулированы в античной натурфилософии. В пифагорейско-платоновском смысле объективная красота мыслилась созидающим принципом мироздания, который раскрывается в гармонии, симметрии, пропорции. Но для постижения целого одного рационального познания недостаточно, переживание целого у Платона, а в наиболее развитом виде в учении Плотина осмысливалось как созерцание сверхчувственной красоты. На историю научной мысли оказали влияние оба подхода - рациональный и мистический (интуитивный). Серьезное обсуждение проблем научного творчества, соотношения логики и интуиции, личностного знания, критериев научности, эстетики науки, эстетики технологий, соотношения двух культур - гуманитарной и естественно-научной, искусства и науки невозможно без обращения к эстетическому измерению познания. Чтобы стимулировать у магистрантов размышления над представлениями о красоте, я последовала стратегии Платона в диалоге «Пир». Материал последующих лекций совпал с вопросами истории науки в античности, Средневековье, Возрождении и Новом времени. Соответственно встал вопрос об античном понимании красоты.
Магистрантам, проходящим курс «Философия и методология науки», было предложено творческое задание, в котором требовалось ответить на ряд вопросов о красоте, красивости и безобразном. В работе принимали участие магистранты технического вуза, обучающиеся по специальностям «Инженерная механика», «Химическая технология», «Промышленная экология»1.
Для того чтобы неискушенному в философских штудиях студенту или магистранту прояснить для себя, что такое красота или прекрасное, следует для начала призадуматься над тем, что тебя окружа- ^ ет в жизни. Можно спросить, какие ассоциации вызывают выраже- ®
__Ф
1 Автор благодарит магистрантов РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина за совместную работу.
Я,
ния: красивая вещь, прекрасный обед, красивый пейзаж, прекрасный вечер, красивое жилище, красивая собака (или иное животное), красивый (прекрасный) человек, красивая девушка, красивая картина. Ответы, разумеется, получатся разные. Красивая вещь, согласно одному из мнений, вызывает положительные эмоции, восприятие красоты обусловлено гармоничным сочетанием характеристик предмета. Прекрасный обед для одного - вкусное и полезное лакомство, для другого - здоровье и легкость, а для третьего - возможность душевного общения за круглым столом с друзьями. При внутренней потребности к восприятию прекрасного красивым мы назовем любой пейзаж, а прекрасным любой вечер. Важен общий настрой на восприятие. В практическом отношении к красивому жилищу предъявляются требования удобства, необходимой пользы, но вещей должно быть в меру, без излишеств. «Это дом, в котором хочется жить, ведь в нем все так уютно, гармонично и достаточно организованно, сделано со вкусом». Проще всего указать на красивую собаку, но гораздо сложнее определить критерии этой оценки. Один из магистрантов выполнил поставленную задачу: «Красивая собака - грациозное, здоровое и правильно развитое животное с хорошей шерстью, жизнерадостное, ухоженное, приятное для взора (не маленькая собачка)». Красивая девушка для многих ассоциируется с внешней красотой, но для думающих внешняя привлекательность сочетается с богатым внутренним миром, добротой. Был даже предложен критерий глубинной красоты, которая обусловлена естественностью (искренностью). Естественность можно почувствовать, но определить скорее всего невозможно. Красивым человеком можно назвать самое дорогое тебе существо -маму. Красивый человек всегда ассоциируется с высокой нравственностью, его помыслы чисты, он открыт людям, доброжелателен. Для философски мыслящего молодого человека «красивый человек - идеальное существо, в котором гармонично сопряжены тело, душа и разум». Нетрудно заметить, что в приведенных примерах к представлениям о красоте в каждом конкретном случае присоединяются ассоциации практического, нравственного, коммуникативного, рационального, эмоционального характера.
К пониманию прекрасного можно подойти от противного, определившись в своих представлениях относительно безобразного. В большинстве случаев безобразное магистранты определили как хаос, дисгармонию, а в социальном отношении несправедливость, грязь сознания, бездушие и бесчеловечность. В таком случае прекрасно то, что противостоит хаосу, прекрасное - начало созидательное.
На более высоком уровне рефлексии можно задаться вопросом о Ф том, что такое красота в изобретении, научном исследовании и вооб-ф ще в творчестве. Какие ассоциации вызывают выражение «красивая Л. идея»? В интеллектуальном творчестве красоту сопровождают харак-^ теристики простоты (все гениальное просто!) и экономичности. Один
магистрант красоту определил как «отсутствие лишнего при наличии нужного». В изобретении красота сопряжена с полезностью и удобством. «В плодах труда человек реализует свою глубинную потребность в творчестве, но эти плоды тогда прекрасны, когда органично входят в строй окружающей природы». «Красивая идея лаконична, имеет четкие грани при отсутствии резких контрастов». В интеллектуальном отношении она предполагает стройный ход мысли, ее ясную «кристаллизацию», в эмоциональном отношении она нежданный и приятный гость. Для многих магистрантов красота в творчестве ассоциируется с органичностью, гармонией, полным соответствием элементов, наличием правильных пропорций, а в субъективном отношении ощущением радости жизни.
Примечательно, что представления магистрантов о красоте мысли или изобретения как логичной стройности и последовательности отразили характерную черту естественно-научной культуры. Известно, что в среде физиков-теоретиков находит отклик платоновская идея красоты идеального мира и ее отражения в мире природы. Для нобелевского лауреата, основателя квантовой теории поля Поля Дирака принцип математической красоты стал жизненным ориентиром в его научных поисках. В 1956 г. во время лекции в МГУ на Ленинских горах заслуженный ученый написал на доске: «Физические законы должны обладать математической красотой»2. В Гарварде старшекурсникам Дирак посоветовал больше думать о красоте тех уравнений, которые они исследуют, а не об их смысле. В книге лауреата Нобелевской премии Стивена Вайнберга «Мечты об окончательной теории» есть специальная глава, которая называется «Красивые теории». В ней автор обсуждает понимание красоты физиками, а также вопрос о том, почему иногда чувство красоты помогает, но иногда и подводит исследователя. Глава заканчивается примечательным выводом: «Хотя до сих пор мы не можем точно почувствовать, когда необходимо в работе обращаться к чувству прекрасного, все же в физике элементарных частиц эстетические суждения, по-видимому, работают все лучше и лучше. Я считаю это свидетельством того, что мы движемся в правильном направлении и, может быть, находимся не так уж далеко от цели»3. Речь шла о создании единой фундаментальной теории природы.
Обсуждая ответы на поставленные вопросы, мы приходим к выводу об индивидуальности и социальности восприятия красоты. Отчасти восприятие обусловлено врожденными потенциями к восприятию прекрасного и к проявлению художественного вкуса, отчасти своеобразием ассимиляции индивидом ценностей культуры. Недаром говорят: «сколько людей - столько и мнений», «о вкусах не спо-
2 Дирак П.А.М. Воспоминания о необычайной эпохе. М., 1990
Вайнберг С. Мечты об окончательной • тальных законов природы. М., 2004. С. 130.
3 Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: физика в поисках самых фундамен-
Ф #
Я,
рят». В то же время понимание красоты социально, на формирование вкуса в значительной мере оказывает влияние культурная среда. В переживаемое время техногенная цивилизация резко ускоряет социальные процессы, оказывая влияние на особую закваску нового поколения с его представлениями о нормах, жизненных ценностях и ориентирах, в том числе на эстетические предпочтения. Не секрет, что сознание современных молодых людей формируется в информационной среде под влиянием хорошо продуманных «пси-технологий» массмедиа. Самостоятельное критическое мышление предполагает развитую способность различения влияний брендинга, рекламы, социальных стандартов на личностное сознание. Можно попросить студентов призадуматься над вопросами: «сколько в тебе самом, в твоей личности социального?». «Всегда ли удается отслеживать чужие (чуждые) влияния?». «Какие условия наиболее благоприятны для принятия собственного взвешенного и ответственного решения?». На вопрос о социальности в процентном отношении назывались довольно высокие цифры - от 60 до 100 %. В таком случае о вкусах можно и поспорить.
Если представления о субъективной красоте формируются как результат жизненного опыта, то вопрос о красоте в объективном смысле может вызывать затруднения. Что такое красота как нечто независящее от сознания человека и где ее искать? Не зависит от сознания человека сама природа, да и то относительно, ведь в техногенной цивилизации человек и природа все теснее и теснее связывают друг друга. Не зависит от сознания человека космическая природа - солнечная система, звездные системы, галактические системы, Вселенная. Вопросы «что такое красота в природе?», «чем она обусловлена?» прямо подводят к пониманию объективной красоты. Большинство магистрантов в своих ответах о красоте в природе противопоставляли природу и человека. Например, «Красота в природе предполагает чистоту и отсутствие человека, который уничтожает природную красоту, а без чистоты красота существовать не может». Ощущение глобального кризиса повсеместное: земная природа испорчена человеком. Выявилось и объективное понимание красоты в духе античности: «Красота в природе - это правильность форм, движений, симметрия, полная утилизуемость, постоянное движение и изменение, создание новых, все более совершенных форм жизни» (Н.А. Ковалев).
В обыденном сознании понятие объективной красоты кажется отвлеченным в смысле далековатости от жизни. Вопрос «Что такое красота?» самый трудный, вряд ли кто из студентов отважится на него ответить. В глазах философов этот вопрос фундаментален, но одновременно ^ и метафизичен. В словаре Владимира Даля красота определяется как Ф свойство прекрасного, как отвлеченное понятие красивого, изящество4.
■в1 _
П
4 Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 2. М., 1994.
С. 476.
Отвлеченность в данном случае фиксируется как результат мысленной стратегии, движения мысли от размышления о конкретных красивых предметах и качествах к пониманию красоты вообще, к философскому понятию красоты. В классической литературе именно этим путем шла мысль гениального Платона. В знаменитом «Пире» платоновского Сократа учила высшему понятию любви мантинеянка Дио-тима. Мантинеянка - жительница города Мантинея в древней Аркадии, пророчица, хранительница сакрального знания. Напомним отрывок из этого диалога: «Вот таким путем нужно идти в любви - самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно по ступенькам, подниматься ради t
самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же прекрасное. И в созерцании самого по себе, дорогой Сократ, - продолжала мантинеянка, - только и может жить человек, его увидевший»5. Формирование высшей эстетической способности созерцать прекрасное, согласно Платону, начинается в гуще жизни с ее страстями, осознание прекрасного приходит вместе с освоением учения о прекрасном, однако за глубинное понимание прекрасного отвечает духовное чувство созерцания. Вдумываясь в ход мысли философа, можно для себя определить, на какой ступени духовной лестницы находится твое собственное сознание. Что тебе больше нравится, к чему больше всего влечет?
Даль кратко определил философский смысл красоты в неразрывной связи с идеалами жизни, лежащими в ее глубинной основе: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты»6. Попытаемся показать, что прекрасное, или красота, имеет онтологический (бытийственный), гносеологический (познавательный) и эстетический смыслы.
Онтологические основания красоты и язык науки. В рациональном познании принцип красоты осмысляется в связи с идеей целостности. Идея целостности как единства множественного прочно вошла в научный обиход в XX в. и нашла воплощение в системном подходе (Л. фон Берталанфи, А.А. Богданов, Г. Саймон и др.). Единство множественного мыслится во всей совокупности связей и отношений, которая имеет иерархический характер (низший уровень управляем высшим) и определенным образом структурирована. Принцип системности проявляется в том, что объект может обладать & всеми свойствами системы. Считается, что системы имеются в приро- ф
---В-
5 Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. Пир. С. 122. ЯL
6 Даль Вл. Указ. соч. С. 476. ^
ф ■е-
п
де (онтологический аспект) и в мышлении: к мысленному конструированию предъявляется требование системности (гносеологический аспект). Слово «система» заимствовано из греческого языка: система - составленное из многих частей, соединенное в одно. Другое фундаментальное научное понятие «структура» латинского происхождения, его основное значение - строение, расположение, порядок. В античной философской мысли этот ряд значений передается в понятии формы (эйдоса или идеи), а в Средние века форма становится синонимом структуры.
Понятие красоты является системообразующим или, другими словами, соединяет и придает смысловую законченность группе понятий, характеризующих «стройное целое», таких, как гармония, мера, симметрия, аналогия, ритм, цикл, число, космос, логос. Все эти термины вошли в лексикон современной науки.
Греческое слово «калонэ» переводится как красота. Данное понятие, как и многие другие, является универсальным, поскольку охватывает все сферы жизни. Красота как системообразующее понятие сопряжена с этическими, психологическими, прагматическими и философскими понятиями. Этические и эстетические смыслы соединены в греческом термине «калокагатия» - все хорошее и прекрасное, нравственное совершенство, правдивость, честность, благородство7. Вопрос о связи этики и научного исследования для грека был бы риторическим: триада - добро, красота и истина - выражает разные грани «стройного целого».
Прекрасное всегда гармонично, и наоборот, гармоничное - прекрасно. Греческое слово «гармония» имеет несколько основных значений: (1) связь, скрепа; (2) правильное и прекрасное соотношение всех частей в каком-либо предмете созвучие, соразмерность; (3) в поэзии - установленный, стройный порядок. Связность и соразмерность составляют суть любой целостности, без них целое и части не могли бы сосуществовать. Понятие гармонии универсально. Теория музыки понимается как теория гармонии. Техническое слово «арматура» происходит от «гармонии», передавая смысл связности. Еще одно соположенное понятие - мера - имеет как математический, так и эстетически-гармонический смысл.
Платоновский Сократ, передавая смысл высшей идеи блага как первоосновы всеобщего единства, поясняет: «Если мы не в состоянии уловить благо одной идеей, то поймаем его тремя - красотой, соразмерностью и истиной»8. Согласно Платону, гармоничное сочетание или развитие сохраняют устойчивость, а все негармоничное обречено
7 Здесь и далее значение греческих слов передаются по: Вейсман А.Д. Греческо-рус-ский словарь. СПб., 1899. Репринт V издания // Греко-латинский кабинет Ю.А. Шича-лина. М., 1991.
8 Платон. Филеб // Собр. соч. В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 75.
на гибель. «Всякая смесь, - поясняет Сократ, - если она ни в какой степени не причастна мере и соразмерности, неизбежно губит и свои составные части, и прежде всего самое себя. Ибо при таких условиях это не смесь, но поистине какая-то беспорядочная масса, всегда приносящая беду ее обладателям <.. .> Вот теперь сила блага перенеслась у нас в природу прекрасного, ибо умеренность и соразмерность всюду становятся красотой и добродетелью»9.
В обыденном сознании гармоничность вызывает ассоциации неизменности, другими словами, понимается как статичное равновесие. Чтобы избежать нежелательных ассоциаций, используют иные понятия. С 1970-х гг. встал вопрос о глобальном кризисе и необходимости социально-экономического развития в согласовании с экологическими факторами. В 1987 г. Международной комиссией по охране окружающей среды и развитию, возглавляемой Гро Харлем Брундтланд, была выдвинута концепция «устойчивого и долговременного развития». «Устойчивое и долговременное развитие представляет собой, как пояснялось, не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими поколениями»10. Отвергая статическое понимание гармонии, по сути через понятие устойчивого (или «поддерживаемого» - англ. sustainable) развития воспроизводят смысл динамического равновесия, гармонии как согласованности и соразмерности в движении и развитии.
Мера в математическом отношении передается коннотациями слова «симметрия». Симметричный в гармоническом смысле - соразмерный, соответственный, сообразный, подходящий, приличный, согласный. Важное научное понятие аналогии также имеет смысловую связь с мерой: аналогия - правильное соотношение между двумя или несколькими предметами, пропорциональность, соразмерность, соответствие.
В науке понятие симметрии дополняется понятием асимметрии. В философском отношении данное дополнение можно считать выражением более общей методологической установки сочетать принципы сохранения (устойчивости, инвариантности, статики) и принципы развития (неустойчивости, вариативности, динамики)11. Суть сложных эволюционирующих процессов предлагается выражать сочетаниями: «подвижность в неподвижности», «устойчивость в неустой-
9 Там же.
10 Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М., 1989. С. 20.
11 См., например: Овчинников Н.Ф. Принципы сохранения. М., 2009; Гарднер М. Этот правый, левый мир. М., 2007.
Ф #
Я,
Ф «
П
чивости», «неустойчивая устойчивость» и проч. Знаменитый путь «золотой середины» в философских учениях мыслился как путь достижения равновесия и гармонии. Если равновесие нарушалось, то активизировался закон действия и противодействия. Сочетание принципов сохранения и развития можно выразить в формуле: к равновесию мы стремимся, но развиваемся через его нарушение. Смысл равновесия-гармонии в динамических системах лучше всего передает формула золотой пропорции12.
Понятия «рифма» и «ритм» гармонического порядка: рифма -такт (ровность в движении, известная мера, соблюдаемая в походке, в танцах, в музыке, в прозаической речи); стройность, складность, соразмерность; образ, вид, фигура. Искусство счета, или арифметика, непосредственно связано с мерой и рифмой-соразмерностью. Греческое «харифмос» - число, количество, мера или протяжение; счет. Отсюда арифметика - («хариметикос») - относящийся к счету, арифметика или искусство считать. Греческая приставка «эв» перед двумя или более гласными усиливает значение основного слова. Эвритмия -стройность, такт, благозвучие. Платон считал благозвучие в музыке, благообразие во внешнем виде, лад и ритмичность в речи характеристиками разумного человека. Сократ обращает внимание на соответствие между благообразием и ритмичностью, с одной стороны, и уродством и неритмичностью - с другой. Этим полна и «живопись, и всякое подобное мастерство - ткачество и вышивание, и строительство, и производство разной утвари, и, вдобавок, даже природа тел и растений - здесь во всем может быть благообразие и уродство. Уродство, неритмичность, дисгармония - близкие родственники злоречия и злонравия, а их противоположности, наоборот, - близкое подражание рассудительности и нравственности»13.
С понятием ритма тесно связано понятие цикла, опять-таки греческого происхождения. Ритмические повторения передавались в образе круга, слово «цикл» - калька с греческого «киклос» - круг. Любая природная или человеческая целостность развивается по закону периодических повторений, который в философской литературе известен как закон циклической спирали. Спираль воспроизводит во временном отношении возврат к базовой структуре, но на новой основе: ассимилируется и трансформируется в новые формы старый опыт (переход количества в качество по Гегелю), из потенциального зерна целого активизируются новые принципы, несущие новые возможности (переход из потенциального бытия в актуальное бытие, согласуясь с энтелехией, или целевой причиной жизненного целого, на языке Аристотеля).
12 Методологический анализ принципа единства множества и принципа противоположностей дан в: Герасимова И.А. Единство множественного (эпистемологический анализ культурных практик). М., 2010.
13 Платон. Государство // Собр. соч. В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 167.
Слово «космос» соединяет смыслы красоты и порядка: украшение, наряд; краса; порядок вообще, порядок в государстве; мир и Вселенная. Вселенский порядок-космос создается по законам красоты, гармонии и ритма. Ритм как универсальное свойство движения и любого развития организует устремление к цели, консолидацию частей целого в напряженном движении. В вечном движении и обновлении форм созидание невозможно без разрушения. Вселенское динамическое равновесие поддерживается устранением разновесия, разрушением старого и отжившего.
О ритмичной организации процессов природы и организма человека знали древние народы, античные философы и ученые, это знание сохранялось в Средние века и в эпоху Возрождения14. В философии русского космизма проводится мысль о том, что гармонично устроенное целое живет по законам ритма. В XX в. научная мысль вновь «вспоминает» фундаментальные истины бытия. К 1960-м гг. оформляется специальный раздел биологии - хронобиология, которая изучает условия возникновения, природу, закономерности и значение биологических ритмов. В настоящее время на стыке хронобиологии и клинической медицины успешно развивается хрономедицина, изучающая связь биоритмов с течением различных заболеваний. На связь между колебаниями активности Солнца и жизнедеятельностью обитателей Земли указывал шведский ученый С. Аррениус и др., но основательное изучение этих процессов берет начало в трудах нашего соотечественника А.Л. Чижевского. Впервые он высказал свои соображения на этот счет в Калуге в 1915 г. в докладе «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли»15. Пионерские идеи Чижевского не сразу нашли признание, к рубежу ХХ-ХХ1 вв. набирает силу особый раздел биофизики - гелиобиология.
Ритмическая повторяемость процессов выражается в сопряженном с ритмом понятии цикла. В астрономии современное исчисление солнечных циклов ведется с середины XVIII в. Осознание учеными зависимости земных процессов от солнечной активности выдвигает актуальные в условиях возрастания непредсказуемых катаклизмов задачи изучения детальных механизмов солнечного цикла. В НАСА ведутся разработки космических аппаратов для наблюдений за Солнцем в рамках большой программы под названием «Жизнь со звездой»16. Обширная литература по изучению циклических процессов свидетельствует о возрастании интереса к фундаментальной роли
14 О понимании ритма в истории культуры см.: Карцева Г.А. Категория «ритм» в культуре: методологические аспекты. Тамбов, 2003; Князева Е.М. Ритм как эстетическая категория: тенденции осмысления от античности до наших дней // Вопросы куль- _ турологии. 2011. № 2. ®
15 См.: Чижевский А.Л.Космический пульс жизни. Земля в объятиях солнца // Ге-лиотараксия. М., 1995.
16Кузнецов В. Что нам Солнце? // Наука и жизнь. 2010. № 5.
■в-я,
Ф
И
ритмического циклизма. В научный язык вошли такие термины, как «природный цикл», «научно-технический цикл», «социальные циклические процессы», «циклы истории», «жизненный цикл личности», «жизненный цикл предприятия», «экономический цикл»17.
Творчество форм, другие словами, сознательное порождение порядка из хаоса, в античном мировоззрении согласуется с принципами гармонии и ритма. Понятия, ассоциированные с разумом и разумной деятельностью, вобрали в себя высшие смыслы красоты. Слово, речь не будут осмысленными без соразмерности. Важнейшее для европейской культуры понятие «логос» охватывает все коннотации гармонии в отношении осмысленной речи, действий с числом и разума. Логос -(1) слово, речь, положение, учение; (2) счет, число, соотношение, соразмерность (ср. «логарифм»); (3) разум, разумное основание, причина, рассуждение, понятие, смысл.
Подведем итоги. Многие современные научные понятия вошли в язык науки из греческого языка. В античном мировоззрении и философских учениях система понятий, фокусированная на красоте как созидающем принципе мироздания, следовала логике философского синтеза. Понятия системности, гармонии, меры, симметрии, числа, ритма, рифмы, аналогии выражали идеи единства множественного, связности, меры, соразмерности, соизмеримости, устойчивости как гармоничной активности в строительстве жизни и общей эволюции космоса. Принцип единства микрокосма-человека и макрокосма ставил проблему синхронизации космически-природных, социальных и личностных ритмов. Ритм мыслился универсальной характеристикой движения, познания и творчества. Считалось, что занимаясь художественным творчеством - музыкой, поэзией, танцами, человек воспитывает в себе восприимчивость к ритму и тем самым развивает свою способность понимать вселенские ритмы.
Рассмотренные научные термины, как правило, парные, другими словами, имеют дополнения. Студентам в качестве задания можно предложить обсудить смысл парных понятий: бытие и становление, движение и покой, тождество и различие, статика и динамика, сохранение и развитие, физические законы сохранения и законы превращения, структурные свойства и свойства движения, инвариативное и вариативное, ритмичное и аритмичное, традиции и инновации, симметрия и асимметрия (диссиметрия)18. В истории культуры идея сочетания принципов сохранения и развития лаконично выражена в символике Тримурти - основных богов индуистского пантеона. Брахма -
17 См. обзор библиографии по циклическим процессам на сайте Новосибирского Академгородка: http://www/prometeus/nsc.ru/biblio/spravka/ecycles.ssi.
18 См., например: Овчинников Н.Ф. Указ. соч.; Хакен /".Основные понятия синерге-
7 ттттутт // i ттиалуатитталг"п(Т тпг\п ттттт^лÍп ^Лттпуппплтлта ТТПТ1Л1^ПП TI TTnTTvnTTnn IVА /МММ" килл
тики // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000; Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. М., 2009.
создатель (созидающее начало), Шива - разрушитель (творчество невозможно без разрушения), Вишну - хранитель (творчество предполагает творение форм с ориентацией на незыблемые основы жизни, а также ассимиляцию прежнего опыта).
Системный подход в науке занял прочные позиции, но все же реальная научная практика отстает от философского охвата понимания целостности. Различие между философским и научным мировоззрением можно продемонстрировать на примере биологии и экологии. Мощным импульсом в расширении сознания в отношении понимания человека и окружающей природы стало учение В.И. Вернадского о биосфере. Лекции о биосфере читались в начале прошлого века, а первая работа на эту тему «Биосфера» вышла в 1926 г.19 Идеи Вернадского о переходе биосферы в ноосферу в общественном сознании укрепились как мировоззренческие установки, однако в реальной практике они пока не работают. В обиход экологии входит понятие экосистемы (Артур Тэнсли, 1935 г.) - единого комплекса, образованного живыми организмами и средой обитания. В 1970-е гг. Джейм Лавлок предлагает биосферную концепции Геи - «суперорганизма», обладающего саморегуляторными «геофизиологическими» свойствами. «Имеются подтверждения относительно циклически замкнутых причинных цепочек, являющихся характерной чертой геофизиологии», -пишет чл.-корр. В. Данилов-Данильян20, но в целом подход Лавлока пока не находит массовой поддержки среди естественников. Экологический принцип «все связано со всем» (одна из характеристик гармонии) в научной практике просматривается относительно отдельных экосистем. Вопрос об эволюционных и даже революционных изменениях в масштабах всей Солнечной системы, галактики и, более того, метагалактики пока вне возможностей научной мысли.
Научное творчество и красота. Напомню последние слова из речи мантинеянки в «Пире» Платона: за «глубинное понимание прекрасного отвечает духовное чувство созерцания». В отношении математики, согласно мыслителю, к созерцанию и глубинному пониманию сущности можно подойти, развив математические способности в практических занятиях, таких, как счет, геометрические и астрономические измерения. Эта мысль высказана в «Государстве» (524Ь-531е). Так Сократ советует «установить закон и убедить всех, кто собирается занять высшие должности в государстве, обратиться к искусству счета, причем заниматься им они должны будут не как попало, а до тех пор, пока не придут с помощью самого мышления к созерцанию природы чисел» (525Ьс).
19 Вернадский В.И. Избранные сочинения. М., 1960. Т. V. С. 5-102.
20Данилов-Данильян В., Рейф И.Траектория экологической мысли. На пути к совре-
менному пониманию биосферы // Наука и жизнь. 2010. № 3.
Ф #
Я,
■е-
п
В наиболее развитом виде идея постижения сущности путем совершенствования форм созерцания была высказана Плотином. Соединяя видимое и скрытое, Плотин поясняет: «В самом деле, когда мы удивляемся какой-нибудь копии, то удивление наше относится всегда собственно к тому образу, с которого она снята, а если кто этого не осознает, нет ничего удивительного, ведь и влюбленные, например, да и все, восхищающиеся видимой красотой, не сознают, что они вместе с тем восхищаются и причиной ее - красотой сверхчувственной, идеальной»21. В духовном, ноуменальном созерцании сущность схватывается целостно, сама сущность есть и истина, и красота. В отличие от множественности и сложности феноменов материального мира сущность как первообраз проста. Исследователь творчества Плотина Пьер Адо назвал опыт мистического переживания «опытом присутствия» или «опытом предчувствия» в конечном бесконечного: «Для него (Плотина. - И.Г.) в любви всегда присутствует не только любовь к Вечной красоте, но также и любовь к Благу и к Абсолюту, т.е. в понимании Плотина любовь к Бесконечности, превосходящей любую форму. В самой малой любви присутствует предчувствие Бесконечности»22. Плотин - первый мыслитель, который в систематизированной форме попытался вывести все многообразие вещественного мира и иерархическое строение Вселенной из простого начала, которое он называл Единым.
Принцип единства и принцип простоты в европейской культуре позднее стали рассматривать как критерии красоты. Если отбросить мистическую подоплеку учения Плотина, то окажется, что эти два принципа находят неожиданный отклик в современных дискуссиях по философии естествознания. Ряд методологов науки развивает свои концепции исходя из понимания сложности реальности (синергетика), но другие делают акцент на ее простоте. Как показано в работе Е.А. Мамчур, всю историю классической и неклассической науки пронизывает установка на поиски простоты и единства в теоретическом осмыслении мира. Совершенствуя свои теории, физики стремились найти способы унификации знаний. «Мощным эвристическим средством упрощения мира элементарных частиц, - пишет Елена Аркадьевна, - являются принципы симметрии <. .> Принципы симметрии позволяют обнаружить тождественное в различном и на этом основании описать единым законом объекты и явления, которые кажутся несвязанными»23.
Не только рациональное зерно философии Плотина, но и идеи мистического опыта присутствия оказывали влияние на европейскую
Ц 21 Плотин. О сверхчувственной красоте // Эннеада У8. Избранные трактаты. В 2 т.
Ф Т. 1. М., 1994. С. 103.
22 Адо П. Плотин или простота взгляда. М., 1991. С. 7.
23 Мамчур Е.А. Идеалы единства и простоты в современном научном познании //Во-
просы философии. 2003. № 12. С. 105.
и отечественную мысль в разных культурных формах, в том числе и на философские установки ученых. Переоткрытие значения духовного переживания состоялось в трудах немецких романтиков, прежде всего Ф.В.И. Шеллинга и Новалиса, которые в свою очередь оказали влияние на естественно-научную мысль. В истории науки на рубеже XVIII-XIX вв. известно соперничество классической, «ньютоновской» школы с «романтическим естествознанием». В механистической науке XVIII в., несмотря на ее успехи, не было места человеку. С наибольшей ясностью это осознал Б. Паскаль, в своей теории познания отстаивавший древнейшие представления о том, что человек познает не только умом, но и сердцем. Натурфилософские идеи Шеллинга об органичном единстве мира поддерживались многими естествоиспытателями. Так, центральной для творчества немецкого физика и физиолога Г.Т. Фехнера становится идея всеобщей одухотворенности мироздания24. Познать живое можно только в живом общении.
Многие из основателей квантовой механики - теории, изменившей мировоззрение в XX в., в своих философских установках исходили из античных представлений о красоте. В этом отношении показательна теория познания Вернера Гейзенберга. В рукописи 1942 г., вышедшей в свет после смерти автора в 1984 г., которой издатели дали название «Философия», Гейзенберг ставит задачу «включения нового физического знания в такую целостную картину мира, которая в силу этого была бы духовно значимой для каждого человека как цельного существа»25. Он противопоставляет два языка описания - точный, формализованный язык (статический) и язык иносказаний и притч (динамический). Оба языка находятся в ситуации дополнительности, в свое время описанной Н. Бором: стремление к максимуму точности языка оборачивается сужением зоны реальности, но если мы стремимся описать максимум связей многоуровневой реальности, то придется распроститься с точностью. Возникает дилемма естественных и гуманитарных наук, искусства и науки. Главное в динамическом типе языка - устремление к целому через создание «живых», целостных образов реальности. Вторая идея рукописи исходит от Гёте: сила творческого воображения людей идет от «центрального порядка». Мыслитель понимал его как метафору единой и прекрасной истины в духе Единого неоплатоников. В символическом общении с Единым участвуют не только философы и художники, но «чистые» ученые. В докладе на заседании Баварской академии изящных искусств в Мюнхене в 1970 г. В. Гейзенберг раскрывает значение для точного ес-
24 Порус В.Н. Альтернативы научного разума (к анализу романтической и натурфилософской критики классической науки) // Альтернативные миры знания. СПб., 2000.
25 Цит. по: Визгин В.П. Вернер Гейзенберг о соотношении искусства и науки // Наука и искусство. М., 2005. С. 96.
Ф #
Я,
тествознания двух определений красоты, идущих с античности: пифагорейское «Красота есть правильное согласование частей друг с другом и с целым» и плотиновское «Красота - это свечение в материальном явлении вечного сияния единого». Отдавая приоритет первому, как рационалист, Гейзенберг не умаляет значение второго определения в отношении личности творца. Он заключает: «Удовольствуемся же первым, более трезвым определением красоты, имеющим безусловное отношение и к естественной науке, и сделаем вывод, что в точном естествознании, как и в искусстве, главный источник распространяемого света и ясности заключается в красоте»26.
После работы Майкла Полани27 среди эпистемологов и методологов науки идея неявного, личностного знания становится общепризнанной. Споры о двух культурах - гуманитарной и естественной -привели к осознанию взаимодополнительности искусства и науки, сопряжения интуиции и логики и в научном, и в художественном творчестве28. Ответы на вопрос, какое место занимает искусство в творчестве ученых, будут разными. Академик Е.Н. Павловский в книге «Поэзия, наука и ученые» приходит к выводу, что ведущей формой поэтического творчества ученых различных времен была лирика: авторы сознательно или бессознательно ищут кратковременный отдых в замене основной умственной работы научного характера поэтическим творчеством29. Примечательно, что для отдельных мыслителей и научная, и художественная стороны их натуры не разделялись, а составляли грани целостной личности. Таково творчество Леонардо да Винчи, Иоганна Вольфганга Гёте, Михаила Ломоносова, Павла Флоренского, Александра Чижевского. Чижевский считал давнее противопоставление ученых и поэтов заблуждением, многовековой ошибкой:
... поэзия в пустой войне с наукой; По сути же у них - единый корень; Познанье же, друзья, вмещает все в себе: Материю и дух - в единстве и борьбе30.
п
Поиски истины в теоретической физике ведут к осознанию фундаментальной роли гармонии и красоты мироздания. Эстетические
26 Гейзенберг В. Значение красоты в точной науке // В. Гейзенберг. Избранные философские работы. М., 2006. С. 213.
27 Полани М. Личностное знание. М., 1985.
28 Розов М.А. Наука и литература: два мира или один? (опыт эпистемологических сопоставлений) // Альтернативные миры знания. СПб., 2000; Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 2006; Языки науки - языки искусства
Ц (Материалы международных конференций). М., 2000, 2002, 2006. 9 29 Павловский Е.Н. Поэзия, наука и ученые. М.; Л., 1958.
30Цит. по: МуравьевВ.Б. Литературное и художественное наследие А.Л. Чижевского как отражение его мировоззрения // В.Н. Ягодинский. Александр Леонидович Чижевский. 1897-1964. М., 1987. С. 203.
принципы единства и простоты становятся ориентирами в научном познании. Принципы симметрии, аналогии, пропорции, законы циклов и ритмов позволяют не только упорядочить теоретическое описание и объяснение, но и выявить хаос-безобразное и порядок-красоту как в природе, так и в создаваемой человеком новой природе - техносфере. В творчестве всегда есть элемент романтики, ощущения полноты бытия, когда мысль исследователя входит в соприкосновение с тайной бытия. В интуитивных прозрениях, путь к которым лежит через кропотливый труд логической мысли, можно достичь возвышенных состояний переживания «сияния красоты».
Примечательно, что в своих нерефлексивных ответах магистранты сумели обнаружить все основные смыслы красоты. В заключение приведу темы рефератов, которые дополняют проблематику беседы о красоте в науке.
1. Прекрасное и безобразное.
2. Феномен безобразного в техногенной цивилизации.
3. Принцип красоты в научном исследовании.
4. Идеалы единства и простоты в научном познании.
5. Наука или литература.
6. Наука и искусство.
7. Языки науки - языки искусства.
8. Эстетика природы.
9. Эстетические принципы системного подхода.
10. Эстетические принципы познания и творчества.
11. Роль личностного знания в познании.
12. Эстетические принципы организации труда.
13. Эстетическое измерение познания.
14. Техническая эстетика и дизайн.
15. Эстетические принципы нанотехнологий.
16. Красота фракталов.
17. Принципы и законы сохранения в структуре физического знания.
18. Понятие симметрии, асимметрии, диссиметрии. Их научное и философское значения.
19. Право-левая симметрия и асимметрия в природе и искусстве. Ритм как универсалия культуры. Понятие ритма в философии и науке. Принципы ритмической организации труда. Циклы и ритмы истории.
Космические циклы и ритмы. Философские учения и современная наука.
25. Значение ритма в музыке.
Естественно-научные представления Гёте. Гармония мира Кеплера.
Принципы гармонии в творчестве Кирика Новгородца. М.В. Ломоносов - ученый и поэт. А.Л. Чижевский - ученый, поэт, художник. Философия личности. П. Флоренский.
20. 21. 22.
23.
24.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Ф #
п
и
32. Философские воззрения Н. Бора.
33. Теория познания В. Гейзенберга.
Библиографический список
Альтернативные миры знания. СПб., 2000.
Ботвинко И.В. Гармония биополитики и образования // Биополитика. Открытый междисплинарный семинар биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова ; рук. А.В. Олескин. М., 2010. Вып. 4.
Ботвинко И.В. Новый учебный курс: «Эстетика биотехнологии» // Эпистемология и философия науки. 2006. № 4.
Дирак П.А.М. Воспоминания о необычайной эпохе. М., 1990.
Наука и искусство. М. : ИФ РАН, 2005.
ПидоуД. Геометрия и искусство. М., 1979.
Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М., 1980.
РерихН.К. Прекрасное. Познавание прекрасного. Культура// Избранное. М., 1990.
Самохвалова В.И. Безобразное. Размышления о его природе, сущности и месте в мире. М., 2010.
Самохвалова В.И. Красота против энтропии. М., 1990.
Свобода и творчество (междисциплинарные исследования). М., 2011.
Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992. М., 2010.
Эстетика природы. М., 1994.
Языки науки - языки искусства (Материалы международных конференций). М., 2000, 2002, 2006.