Научная статья на тему 'PRINCIPLES OF MINIMALISM IN THE FRAMEWORK OF THE MUSICAL LANGUAGE OF UZBEK COMPOSERS'

PRINCIPLES OF MINIMALISM IN THE FRAMEWORK OF THE MUSICAL LANGUAGE OF UZBEK COMPOSERS Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
analysis / minimalism / microchromatics / microlevels / repetitiveness / avant-garde. / анализ / минимализм / микрохроматика / микроуровни / репететивность / авангард.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Khaydarova Farangiz Azamatovna

one of the interesting trends in modern Uzbek music is the synthesis of principles of minimalism and Uzbek musical language. Minimalist techniques such as repetition, cyclicity, gradual development of musical material is layered on top of national musical elements such as modal-intonational systems, peculiarities of melody, rhythm, and ornamentation. Analysis of works written in the vein of this trend can provide important information about the modern state and development prospects of professional Uzbek music.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРИНЦИПЫ МИНИМАЛИЗМА В ОБРАМЛЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА УЗБЕКСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

одним из интересных направлений в современной узбекской музыке является синтез принципов минимализма и узбекского музыкального языка. Минималистские техники такие как повторения, цикличность, постепенное развитие музыкального материала накладываются на национальные музыкальные элементы такие как ладоинтонационные системы, особенности мелодики, ритмики и орнаментики. Анализ произведений, написанных в русле данного направления, может дать важные сведения о современном состоянии и перспективах развития узбекской профессиональной музыки.

Текст научной работы на тему «PRINCIPLES OF MINIMALISM IN THE FRAMEWORK OF THE MUSICAL LANGUAGE OF UZBEK COMPOSERS»

PRINCIPLES OF MINIMALISM IN THE FRAMEWORK OF THE MUSICAL LANGUAGE OF UZBEK COMPOSERS Khaydarova F.A. (Republic of Uzbekistan)

Khaydarova Farangiz Azamatovna - Master's degree, DEPARTMENT OF SPECIAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: one of the interesting trends in modern Uzbek music is the synthesis ofprinciples of minimalism and Uzbek musical language. Minimalist techniques such as repetition, cyclicity, gradual development of musical material is layered on top of national musical elements such as modal-intonational systems, peculiarities of melody, rhythm, and ornamentation. Analysis ofworks written in the vein of this trend can provide important information about the modern state and development prospects of professional Uzbek music.

Key words: analysis, minimalism, microchromatics, microlevels, repetitiveness, avant-garde.

ПРИНЦИПЫ МИНИМАЛИЗМА В ОБРАМЛЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА

УЗБЕКСКИХ КОМПОЗИТОРОВ Хайдарова Ф.А. (Республика Узбекистан)

Хайдарова Фарангиз Азаматовна - магистр,

кафедра «Специальное фортепиано», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: одним из интересных направлений в современной узбекской музыке является синтез принципов минимализма и узбекского музыкального языка. Минималистские техники такие как повторения, цикличность, постепенное развитие музыкального материала накладываются на национальные музыкальные элементы такие как ладоинтонационные системы, особенности мелодики, ритмики и орнаментики. Анализ произведений, написанных в русле данного направления, может дать важные сведения о современном состоянии и перспективах развития узбекской профессиональной музыки. Ключевые слова: анализ, минимализм, микрохроматика, микроуровни, репететивность, авангард.

На рубеже XX-XXI веков наблюдается увеличение интереса композиторов к созданию произведений с духовно-нравственным содержанием. Это явление обусловлено переходным характером современной эпохи и потребностью художников в более глубоком осмыслении взаимосвязи между прошлым и настоящим.

В период быстрого технологического развития и глобализации, композиторы проявляют стремление вернуться к истокам и исследовать духовные и нравственные аспекты человеческого существования. Они стремятся создать музыкальные произведения, способные вдохновить, вызвать размышления и эмоциональные реакции у аудитории.

Композиторы также осознают важность связи между прошлым и настоящим. Они исследуют исторические музыкальные традиции и влияние предшествующих эпох на современное искусство. Это помогает им создавать произведения, которые объединяют элементы классической и современной музыки, а также отражают эволюцию музыкального языка. Они исследуют различные музыкальные техники, стили и жанры, чтобы создать музыку, которая имеет значимость и влияние на культурное и художественное развитие общества. Такой интерес к духовно-нравственному содержанию в музыке может быть реакцией на быстротечность и поверхностность современной жизни.

Узбекские композиторы стремятся раскрыть духовное наследие своей культуры и особенности своего народа с помощью минимального и точного количества музыкальных средств. Например, они могут использовать традиционные узбекские мелодии или ритмы, которые повторяются и взаимодействуют друг с другом, создавая гармонию с легкостью и красотой. Благодаря минимализму в творчестве узбекских композиторов возникает особая свобода самовыражения и возможность передать сложные эмоции или музыкальные идеи через минимальные средства. Направление минимализма становится прекрасным средством для передачи эмоций и особенностей узбекской культуры музыкой, которая является частью мировой музыкальной культуры и находит свое отражение в сердцах слушателей со всего мира.

В контексте данного исследования представляет интерес анализ произведения композитора Д. Сайдаминовой «Памяти ушедших друзей» для симфонического оркестра. Сочинение, написанное в 1990 году, представляет собой синтез принципов минимализма и авангардных техник письма. В данном произведении использована экспрессионистская символика, отражающая внутреннее состояние человека, переживания и одиночество. Музыкальное содержание произведения основано на принципах минимализма, где основная тема, беспокойная и постоянно повторяющаяся, отражает психологический процесс, связанный с утратой

близкого человека. Для выражения этой ситуации были использованы микрохроматические и хроматические средства, что придает работе впечатляющий звуковой эффект.

В исследовании И. Мирталиповой музыкального произведения «Памяти ушедших друзей», отмечается, что композитор использовала микрохроматические звуки для создания уникального цвета и выразительности [2, с.47]. Оркестровка и динамика играют важную роль в раскрытии особенностей этих звуков. Для достижения желаемого контраста и богатства звучания, композитор использовала 60 инструментов в струнной группе большого оркестра, а также 30 инструментов в духовых группах. Кроме того, для расширения возможностей этих групп было задействовано 23 ударных инструмента. Это позволило создать богатую и многослойную звуковую палитру, которая эффективно передает эмоциональное содержание произведения.

Малая секунда и ее различные проявления, включая микрохроматику, играют важную роль в структуре произведения «Памяти ушедших друзей» Д. Сайдаминовой. Они служат основой для лейтмотива, который присутствует во вступлении и первой части произведения. Основная идея произведения основана на экспрессионистской символике, которая сравнивает микрохроматику и хроматику в их идиоматических возможностях, оставляя сильное впечатление на слушателя.

В третьей части произведения наблюдается использование репетитивной техники, характерной для минимализма. В данном случае, струнная группа инструментов играет важную роль, создавая неповторимую полиритмию, которая присутствует в фоновом звучании на протяжении всего произведения. Кроме того, добавляются вибрафон и ксилофон к звуковому ансамблю, обогащая его тембровыми возможностями и внося дополнительные музыкальные элементы.

Важную роль в произведении также играют секундовые лейттона, которые служат централизующим фактором и единой организующей основой. Кроме того, монотематизм является важным аспектом творчества Сайдаминовой. В произведении присутствует экспрессивная разработка, которая опирается на монотематический материал и использует полифонические и ритмические средства развития в вертикальных, горизонтальных и диагональных параметрах.

Путем умелого синтеза принципов минимализма и современных техник композиторского письма, данное произведение приобретает свою уникальность и оригинальность.

Другим примером композиции, совмещающей в себе черты минимализма и современные подходы к формообразованию, является произведение «Lacrymosa» авторства Д. Янов-Яновского. Данное сочинение для сопрано и струнного квартета, созданное в 1991 году, обладает уникальными чертами и производит сильное впечатление на слушателя глубиной и сложностью художественного замысла.

Как подчеркивает сам автор, в композиции представлены две линии: моторное остинато и репетитивное движение в партии струнных инструментов, а также свободное развитие мелодии вокальной линии. В произведении прослеживаются полиритмическое единение пластов, эксперименты с ритмическими формулами [1, с.61].

В произведении «Lacrymosa» значима фактура, которая может быть охарактеризована следующим образом: четкое разграничение вокальной партии и партии струнных инструментов, где голос выступает в качестве основного мелодического элемента, а струнный квартет создаёт фоновое сопровождение. Одним из факторов, объединяющих партии вокалиста и струнного квартета, является использование различных видов интервала секунды, а именно: нейтральной секунды в партии сопрано, а также малой и большой секунд в партии смычковых инструментов. При этом нельзя однозначно утверждать, что в произведении используется только данный интервал, так как по мере развития музыкальной фактуры композитор включал и другие интервалы. Данное произведение написано с применением принципа «крещендирование и возвращение в диминуэндо», широко распространенный в музыкальных формах XX века [2, с.45].

Таким образом, в произведении Янов-Яновского большое значение имеют микроуровни, такие как: звук, фактура, ритмическая организация, мелодические линии, динамика и «параметры экспрессии» [3, с.451]. Это обусловлено особенностями минимализма, в рамках которого каждый звук несёт определённый смысл, фактура целесообразна, ритмика оказывает чувствительное влияние, мелодия состоит из пяти самостоятельных линий, а динамика обладает своей дыхательностью и колористическими качествами.

Музыка становится средством для выражения глубоких эмоций, рефлексии и поиска смысла. В целом, данная тенденция отражает стремление композиторов к созданию музыки, которая не только развлекает, но и вдохновляет, задает вопросы и помогает нам лучше понять себя и мир вокруг нас.

Минимализм, поднимаясь в музыкальной культуре Узбекистана, стал воплощением инноваций и уникальности, завоевав место среди прочих направлений. Это творческое явление выражает гениальность и эксперименты узбекских композиторов, которые смогли создать удивительный звуковой мир с помощью ограниченного числа элементов и повторений. Завораживающий подход мастеров узбекской музыки позволяет каждому погрузиться в глубину атмосферы музыки и пережить события еще более глубоко, искренне и осознанно.

Список литературы /References 1. Габитова А. Минимализм в музыке: генезис, эволюция, выразительные возможности. - Т., 2007.

2. Мирталипова И.М. Современная гармония (Микрохроматика в творчестве узбекских композиторов): Учебное пособие/ И. Мирталипова. - Ташкент: «Музыка», 2015.

3. ХолоповаВ.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 2-е изд., испр. - СПб.: Издательство «Лань», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.