УДК 781
Мустафина Е.И.
магистр, преподаватель теоретических дисциплин Детская школа музыки и искусства №15
Узбекистан, г. Чирчик МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕМОРИАЛЫ ДИЛОРОМ САЙДАМИНОВОЙ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАШЕГО
ВРЕМЕНИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению музыкальных мемориалов «Сад моего детства... » и «Памяти ушедших друзей» узбекского композитора Дилором Сайдаминовой. В данных сочинениях выявляется высокая художественная ценность, своеобразие современных выразительных средств, раскрывается философская глубина и лирическая проникновенность, отмечается оригинальность концепции, заключающихся в сопряжении диалогично-духовного взаимодействия. Сайдаминова свободно погружается в глубины своего сознания и образует с ними невидимую нить диалога, чем достигается впечатляющее воздействие музыки на сознание слушателя, обогащается его внутренний мир, формируется высокая духовность, которая получила яркое воплощение в музыкальных мемориалах.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, мемориал, концерт-симфония, симфоническая эпитафия, цикл, драматургия, концепция, диалог, средства музыкальной выразительности, сонорика, минимализм.
Mustafina E.I, magister Teacher of Theoretical Disciplines in Children's School № 15 of Music
and Art. Uzbekistan, Chirchik city MUSICAL MEMORIALS OF DILOROM SAIDAMINOVA IN THE CONTEXT OF THE SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF OUR TIME
Annotation. The article is devoted to the consideration of musical memorials "The Garden of My Childhood ..." and "In Memory of my Friends" by the Uzbek composer Dilorom Saidaminova. These works reveal high artistic value, the originality of modern expressive means, reveal the philosophical depth and lyrical feelings, notes the originality of the concept of conjugation of dialogical-spiritual interaction. Saidaminova freely immerses herself in the depths of her consciousness and forms with it an invisible thread of dialogue, which achieves an impressive influence of music on the consciousness of the listener, enriching his inner world, high spirituality is formed, which was vividly embodied in musical memorials.
Key words: spiritual and moral values, memorial, symphony concert, symphonic epitaph, cycle, dramaturgy, concept, dialogue, means of musical expressiveness, sonoric, minimalism.
На рубеже XX - XXI веков возрос интерес композиторов к созданию произведений духовно-нравственного содержания, что обусловлено переходным характером нашего времени и в соответствии с необходимостью
художников глубже осмыслить взаимосвязь прошлого и настоящего. В этом отношении большой интерес представляет жанр музыкального мемориала, получивший широкое развитие в современной музыке как олицетворение памяти культуры. Он находится в русле высоких идейных ценностей, предполагает сложное взаимодействие различных эпох, стилей, индивидуальностей. Мемориал, как правило, содержит отражение как облика тех, кому посвящен, так и облика автора мемориала, выражающего авторскую, личностную, этическую позицию.
Музыкальный мемориал предполагает воссоздание в художественной памяти близких, родственников и тех людей, с которыми непосредственно общался композитор. Как отмечает исследователь М.Лобанова: «Память обостряется в таких жанрах и в таких условиях, при которых очевидна направленность на реконструирование традиций различных слоев памяти (в частности, информации, ушедшей в «подсознание жанра»), на метафоричность, уплотнение времени, на повышенную диалогичность» 77.
В современных условиях этот жанр развивается как множественное явление, которое сохраняет черты старых жанров, но в то же время обрастает новыми. Обновление содержания отражается на всей жанровой структуре. Яркими образцами музыкального мемориала являются «In memoriam» Шнитке, «Музыкальное приношение» Щедрина, «Explosante fixe» Булеза, «Монумент» Лигети, «Квартет №1 «Памяти Зейдмана» Дилором Амануллаевой, «In memoriam» Феликса Янов-Яновского, «Силуэты» Дмитрия Янов-Яновского, «The little page of history Хуршиды Хасановой. Отдала дань музыкальному мемориалу Дилором Сайдаминова, посвятив памяти своих родителей концерт-симфонию «Сад моего детства...» и симфоническую эпитафию «Памяти ушедших друзей» посвятив её талантливым современникам Сергею Беринскому и Армену Шахбагяну.
В сочинениях «Сад моего детства... » и «Памяти ушедших друзей» выражены искренние чувства, лирические откровения, со свойственной Сайдаминовой широтой исторического мышления, психологической глубиной, высоким интеллектом, инициативной музыкальной мыслью. Трактовка жанра мемориала Сайдаминовой оригинальна, интересна, искренна. Проникновение в мир минувшего приоткрывает его тайны, отражает ностальгические размышления об отношениях между композитором и родными, близкими. Сайдаминова раскрывает эти образы в своих воспоминаниях как художник XXI века. На первый план в музыке композитора выдвигается сонорика, цель которой - создать яркое ощущение красок, неповторимых тембров современного звукового мира.
Концерт-симфония «Сад моего детства...» для двух фортепиано, большого симфонического оркестра и магнитофонной записи (2002) -концепционно-масштабное, духовно-нравственное сочинение. Это произведение Дилором Ахматовна посвятила своим родителям отцу
77 Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М., 1990, с. 169
Сайидахмаду Абдуразаковичу и матери Хамиде Захидовне. Невозможность возврата в чудесный мир детства, необратимость человеческой жизни, память о родителях обуславливают симфонический компонент жанра в реализации глубоких философских идей. Идейная концепция «Сада моего детства...» близка философской поэтике дивана Алишера Навои «Чудеса детства», в котором пора детства интерпретирована как «весна времен жизни, бутон цветка, розоликая красавица среди розария жизни»78. Исследователь творчества Навои Иззат Султан апеллирует в связи с этим к книге «Сады наслаждений» историка Мирхонда 79. Понятие сад в произведении Дилором Сайдаминовой предполагает философскую глубину, широкий охват мира бытия.
«Сад моего детства... » поражает ассоциативным диалогом, который оригинален, интересен и вносит новые грани в развитие современного музыкального мемориала. Необходимо отметить высокую художественную ценность этого сочинения, философскую глубину и лирическую проникновенность, оригинальность концепции, заключающейся в сопряжении диалогично-духовного взаимодействия. «Сад моего детства... » привлекает продуманностью композиционной логики, соразмерностью составляющих компонентов, благодаря которым достигается цельность и законченность сочинения. В нём ярко выражена жизненная, лирико-философская позиция Дилором Сайдаминовой как творческой личности XXI века.
Концерт-симфония «Сад моего детства...» содержит духовно -нравственные ценности узбекского народа, почитание родителей, своей семьи, что отражает идеи нашего государства в отношении воспитания гармонично развитой личности. Это очень сложное и многоплановое сочинение, которое сочетает в себе исполнительскую виртуозность и мир философских размышлений. «Сад моего детства...» представляет собой трехчастный цикл, части которого Lento, Lento e Misterioso, Furioso следуют друг за другом без перерыва, тем самым подчеркивая единство композиции.
Каждая из частей решена по-разному: первая часть Lento спокойная, красочная, рисующая образы цветущего сада, в котором все гармонично, прекрасно. Можно сказать, что это мир созерцания, идиллическая картина безмятежной гармонии жизни, семейного очага. Первая часть цикла отличается красочностью оркестровки, передает лирическое ощущение природы. Большая роль отводится группе струнных инструментов, ведущих мелодическую линию, которая привлекает внимание. Фортепиано и оркестр равны, ведут между собой диалог. Динамические оттенки этой части представлены в самых разных градациях от pppp до sff Здесь сильно ощущается симфоническое начало, происходит интенсивное развитие тематического материала.
78 Султан И. Книга признаний Навои. Т., 1979, с. 7
79 Султан И. Книга признаний Навои., с. 62
Вторая часть Lento e Misterioso является трагическим центром цикла, в котором через действенное начало передается вся боль утраты близких людей: чувствуется постоянное нарастание тревоги, беспокойства, достигающее высочайшего эмоционального накала. Данная часть имеет сквозную форму, в которой исполнительские указания композитора отражают сферу эмоциональных состояний и динамику развития. Форма этой части построена по принципу ниспадающей волны: поначалу преобладает сосредоточенное раздумье, затем некоторая отрешенность и мистическое таинство.
Третья часть Furioso - образ смерча разрушительной силы. Напряжение предыдущей части превращается в ураган, сметающий все вокруг. Если во второй части это индивидуальная драма, то в третьей части отражена и общественная драма, разрушение системы, что явно ощущается в музыке. Композитор гибко использует возможности сквозной формы, выбрав в качестве музыкальной оси линию звукового потока, используя сонорную технику письма. В основе тематического материала лежат восходящие хроматические пассажи, создающие ощущение непреодолимой сокрушительной силы.
Эмоциональный строй финала разнообразен: экспрессивные резкие конфликты, драматические порывы, но с другой стороны - и глубокие философские размышления, скорбь, лирика, эпическая масштабность. Концерт-симфония красноречиво указывает на то, что художественно-духовная связь между нашим временем и минувшими эпохами естественна и устойчива. Эта связь вытекает из самой сущности духовной субстанции Сайдаминовой. Между частями можно провести арку, связывающую образ природной стихии ветра: первой части - легкое дуновение ветерка, в третьей части - стихийно разрушающая сила, после которой осталась ностальгическая иллюзия воспоминания о саде детства и надежды на будущее.
Воплощая в концерте-симфонии широкий круг мыслей и образов, Сайдаминова использует разнообразные приемы, такие, как рассредоточение музыкального материала в разные регистры, краткие мотивы и ритмоформулы, тематические линии-пласты, педальные звучности, уделяет много внимания остинатности. Пользуясь полиритмикой и полидинамикой композитор достигает ярких звуковых эффектов. Конструктивный склад мышления Сайдаминовой особенно многогранно раскрылся в инструментовке, тщательно обдуманной до мельчайших деталей.
Симфоническая эпитафия «Памяти ушедших друзей» написана в 1999 году и посвящена двум замечательным и талантливым современникам Сергею Беринскому (1946 - 1998) и Армену Шахбагяну (1947 - 1999), с которыми Сайдаминову связывали узы теплой творческой дружбы. Обращение к этому жанру обусловила идея создания. Произведение отражает широкий спектр эмоциональных состояний, драматизм, боль утраты, воспоминания, философское раздумье. В основе концепции
произведения лежит осмысление жизненных коллизий, извечных вопросов бытия, которые возникают в результате ухода из земной жизни дорогих и близких сердцу людей. Трагическое содержание музыки раскрывается выразительными средствами симфонического оркестра. Для воплощения своей идеи композитор использует полный симфонический оркестр с расширенной группой ударных: набор колокольчиков, ксилофон, вибрафон, маракасы. Сочинение представляет собой одночастную композицию, с явными контурами трёх разделов, являющимися фазами единого сюжетного развития. Крайние разделы образуют обрамление, что создает ощущение внутреннего единства сочинения.
Эпитафия характеризуется единством тематического материала и музыкального развития. Интонационную основу произведения составляют небольшие тематические блоки, мотивы, связанные с секундовыми сопряжениями тонов. Введение этих тематических элементов в оркестровую ткань, в различные голоса фактуры приводит к созданию широкой пространственной перспективы. В этом произведении представлен широкий спектр стилевых координат, экспрессионизма, минимализма, используется репетитивная техника письма, сонорика, в результате чего сочинение обретает глубокое смысловое единство. Центром притяжения является звук ми, а интервал малой секунды представляет собой интонационное зерно произведения.
Важное место занимает репетитивная техника, позволяющая композитору передать тончайшие движения души, мельчайшие звуковые вибрации, словом то, что присуще минимализму. Исследователь Аида Габитова характеризуя это стилевое направление отмечает: «Минимализм пытается возвратить восприятию непосредственность, ориентировать на иное ощущение времени, раскрыть новую красоту музыки, увидеть неиспользованные возможности в простейших музыкально-выразительных средствах. Минимализм возвращает музыке магическое, ритуальное значение, где реальное звучание переводит нас порой в область мистического» 80. Именно это обнаруживается в эпитафии «Памяти ушедших друзей».
Рассмотренные мемориалы позволяют сделать вывод о глубоком духовном содержании сочинений «Сад моего детства...» и «Памяти ушедших друзей», раскрытом современными выразительными средствами. Композитор проявляет изобретательность в области индивидуализации тембров инструментов и оркестровых красок, достигая необычной силы и яркости звучания, смело использует нетрадиционные приемы игры на музыкальных инструментах, способствующие раскрытию эмоционального мира произведений. Эти произведения поражают масштабом идейного замысла, развитием музыкальных образов, яркими темброво-колористическими возможностями инструментов. В них яркое воплощение
80 Габитова А. Минимализм в музыке (генезис, эволюция, выразительные возможности). Т., 2007, с. 4
получают симфонические принципы развития, которые проявляются на нескольких уровнях: идейный замысел; принципы интенсивного развития тематического материала; внутреннего конфликта; глубиной эмоциональной сферы. По совершенству реализации замысла, монолитности архитектоники эти сочинения можно считать большим достижением в творчестве композитора. Тонко дифференцированная техника письма является их отличительной особенностью.
В музыкальных мемориалах «Сад моего детства...» и «Памяти ушедших друзей» Сайдаминовой прослеживаются стилистические тенденции экспрессионизма, минимализма, соноризма, опора на традиции бетховенского симфонизма, что позволяет охарактеризовать их как масштабные симфонические полотна, поражающие глубоким художественным содержанием, и связывающие духовно -нравственные ценности прошлого и настоящего времени
Использованные источники:
1. Габитова А. Минимализм в музыке (генезис, эволюция, выразительные возможности). Т., 2007
2. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М., 1990
3. Султан И. Книга признаний Навои. Т., 1979