ФИЛОСОФИЯ МИНИМАЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКСКИХ
КОМПОЗИТОРОВ Хайдарова Ф.А.
Хайдарова Фарангиз Азаматовна - магистр,
кафедра «Специальное фортепиано», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья рассматривает основные принципы и концепции минимализма, а также его влияние на творчество узбекских композиторов. Автор анализирует произведения композиторов, использующих элементы минимализма, и исследуют их философский подход к созданию музыки. Особое внимание уделяется сочетанию строгости и свободы в композиционных приемах, а также использованию новейших техник композиторского письма с сохранением национального колорита. Ключевые слова: философия, минимализм, техника письма, цикл, репететивность.
PHILOSOPHY OF MINIMALISM IN THE WORK OF UZBEK COMPOSERS
Khaydarova F.A.
Khaydarova Farangiz Azamatovna - master,
DEPARTMENT OF SPECIAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article examines the basic principles and concepts of minimalism, as well as its influence on the work of Uzbek composers. The author analyzes the works of composers who use elements of minimalism and explores their philosophical approach to creating music. Particular attention is paid to the combination of rigor and freedom in compositional techniques, as well as the use of the latest techniques of composition while maintaining national element.
Key words: philosophy, minimalism, writing technique, cycle, repetitiousness.
УДК 78.03/.09
Минимализм является широко распространенным и важным направлением в эстетике современного искусства. Он проникает практически во все сферы художественного творчества, включая живопись, архитектуру, музыку, литературу, дизайн и моду. Этот стиль представляет собой значимое направление в современной композиторской практике и отличается своей уникальной концепцией и подходом к созданию музыки.
Основная идея минимализма заключается в использовании повторяющихся мотивов, простых мелодий и гармоний, а также ограниченного числа музыкальных элементов. Это создает особую эстетику и эффект гипнотического погружения в звуковое пространство.
Одним из ключевых аспектов философии минимализма в музыке является идея времени. Минималистические произведения часто имеют продолжительность, измеряемую в часах, и стремятся создать ощущение бесконечности и медитативности. Это вызывает у слушателя особое состояние внутреннего погружения и контемпляции.
Философия минимализма в музыке также связана с идеей пространства и тишины. Минималистические композиции часто используют паузы, чтобы создать контраст и подчеркнуть важность каждого звукового элемента. Это позволяет слушателю воспринимать музыку более осознанно и внимательно.
Существует значительное количество творческих работ узбекских композиторов в стиле минимализма. Однако, следует отметить, что ни музыковеды, ни сами композиторы не выделяли эту область своего творчества как отдельный сегмент. Возможно, это связано с тем, что данный стиль не так широко распространен в композиторских кругах и не получил достаточного изучения со стороны отечественных музыкантов. Тем не менее, стоит отметить, что существуют произведения в стиле минимализма, созданные узбекскими композиторами, которые заслуживают признания и известны за пределами Узбекистана. Одним из таких произведений является Пассакалия для «невидимой» скрипки и фортепиано Д. Янов-Яновского.
Пассакалия Дмитрия Янов-Яновского, написанная в 2010 году по заказу Библиотеки Конгресса США, представляет собой композицию, объединяющую два различных инструментальных жанра - пассакалию и perpetuum mobile [1, с. 2]. Это произведение было создано для выдающихся музыкантов - скрипача и дирижера Колина Якобсена и американского пианиста Брюса Левингстона, известного своими достижениями в музыкальной сфере.
Пассакалия Дмитрия Янов-Яновского демонстрирует характерные черты стиля минимализма, включая повторение и постепенное развитие гармонических и мелодических структур. Сам автор высказывает свое намерение объединить строгость, присущую шахматным задачам, и свободу, присущую жанру perpetuum
mobile. Это сочетание создает уникальное музыкальное произведение, которое вдохновлено творчеством знаменитого русского писателя Владимира Набокова, его интересом к шахматам и бабочкам
При анализе структуры данного музыкального произведения можно наблюдать вариацию в фактуре, которая проявляется через изменение звучания скрипки и фортепиано. Скрипка не играет на переднем плане, а перемещается по различным местам за кулисами, создавая трехфазовую форму. Первая фаза завершается на 125 такте, а вторая фаза начинается на 129 такте. Вторая фаза продолжается до 245 такта, после чего на 249 такте начинается третья фаза. Фортепиано также проявляет вариацию, меняя свое звучание между обычной игрой, игрой на струнах и мутированным звучанием. Движение perpetuum mobile у скрипки прослеживается практически от начала до конца произведения, за исключением некоторых пауз, которые обусловлены переходом от одной фазы к другой. Такие паузы объясняются изменением местоположения скрипки, после чего она продолжает свою игру на новом месте.
Партия скрипки в данном произведении представлена ровным движением тридцать вторых длительностей, которые имеют размер пять восьмых. Это движение осуществляется вверх и вниз по звукам аккордов. Скрипка начинает пьесу сольно, словно вступление, продолжающееся в течение 10 тактов, и представляющее собой perpetuum mobile.
Данный прием является не новым и был использован ранее другими композиторами, включая представителей барочного периода и более поздних эпох. В данной фактуре произведения можно обнаружить скрытые голоса, которые вносят свою уникальность в композицию. В верхнем голосе звучит нота си бемоль, которая осуществляет переход на большую терцию вверх на ноту ре. В нижнем голосе всегда присутствует нота соль, являющаяся самой низкой нотой на скрипке. Во втором голосе звучит нота ре, которая далее осуществляет переход на большую секунду вниз на ноту до, а также на малую секунду вверх на ноту ми бемоль. В третьем голосе звучит нота ми бемоль, которая также осуществляет переход на большую терцию вверх на ноту соль. Пьеса инициируется с использованием одного из обращений тонического нонаккорда в ми бемоль мажоре.
В третьей и четвертой долях пятого такта происходит изменение направления звуков и штрихов. В данном случае, движение происходит снизу-вверх по хроматической шкале, однако не последовательно. Сначала звучат три звука: до диез, ре и ми бемоль. Затем происходит скачок на ля, после чего следует звук си бемоль первой октавы. Затем снова происходит скачок на ми бемоль второй октавы. Данный феномен представляет собой девиацию от стандартного линейного движения тридцать вторых нот вверх и вниз. Вместо этого, происходит перемещение по интервалам терции, кварты, квинты, сексты, септимы и октавы, что придает произведению великолепный эффект. Это движение достигает своего завершения в конечной части вступления.
Партия фортепиано в данном произведении преимущественно состоит из коротких и длинных звуков, которые создают эффект эха, отражая игру скрипки. Первое появление фортепиано происходит в 11 такте, где звучат короткий звук до и длинный звук ре в третьей октаве. Короткий звук по длительности напоминает мелкие ноты скрипки и, в некотором смысле, имитирует ее. Тема фортепианной партии основана на обратном движении второго голоса скрипки. В течение всего произведения применяется принцип последовательного сочетания острых-коротких нот в правой руке фортепиано и длинных нот в левой руке. Этот принцип отражает аналогичное движение, присутствующее в скрипичной партии, однако в фортепиано оно не проходит полностью хроматически. Вместо этого, фортепиано представляет собой ответ на движение скрипки, создавая аналогичную фактуру и звучание.
В 46 такте произведения наблюдается впервые проявление тембровой вариации, где пианист осуществляет игру при помощи приёма pizzicato на струне ля бемоль. Во второй фазе, в 156 такте, появляется ещё одна тембровая вариация под названием flag on strings, что означает использование флажолета на струнах. Эти два вида тембровых вариаций повторяются в течение всего произведения, сменяя друг друга. Однако, только в конце произведения появляется ещё одна тембровая вариация под названием mute on strings, что переводится как заглушение струн.
В свете представленного анализа можно сделать вывод, что вариации, проявляющиеся в исполнении скрипки, связаны с изменением местоположения скрипача за кулисами, в то время как у фортепиано возникают новые тембровые эффекты. Несмотря на то, что фактура обоих инструментов различна, они взаимно переплетаются фактурно, создавая единое музыкальное целое. Партия фортепиано активно вступает в движение perpetuum mobile и отвечает на скрипичную партию. Относительно длинноты звучания фортепиано, она служит эхом, отражая скрытые голоса скрипичной партии. Таким образом, композитор, фактурно соединяя две техники, создает органичное и оригинальное звучание, которое природно вписывается в общую концепцию произведения.
Еще одним примером музыки минимализма в творчестве узбекских композиторов является цикл «Узоры» для фортепиано Н. Гиясова. Данный цикл состоит из четырех пьес, которые автор классифицирует как «настроения». Что заслуживает внимания, каждая пьеса в цикле написана в различных стилях, используя современные техники 20 века, такие как серийная техника, пуантилизм и кластеры. Композитор мастерски вводит новейшие техники композиторского письма в музыку, сохраняя при этом национальный колорит [2].
Особый интерес вызывает последняя пьеса цикла в контексте стиля минимализма. Повторяющаяся фигурация с указанием темпа и характера Andante, non rubato указывает на то, что исходный мотив должен
быть сохранен в размере 3/4, с динамикой p и не изменяться до следующего предусмотренного автором изменения, которое происходит только в самом конце пьесы.
Анализируя репетитивный мотив, можно отметить его двухголосную структуру, состоящую из трех субмотивов ламентозного характера. Несмотря на то, что фигурация построена на принципе атональности, можно выделить, что тема верхнего голоса формируется вокруг ноты си. В то же время, нижний голос состоит из трех нот: ми, фа и соль. Интересно, как композитор использует ритмический регресс в этих трех звуках для создания интересной метроформы мотива. В результате образуется эффект ломаного метроритма, который окружается спокойным движением верхнего голоса.
Музыкальный материал в левой руке в данном произведении представлен в технике пуантилизма, где отдельные звуки разбросаны по всей клавиатуре фортепиано. В отличие от повторяющегося мотива, который неизменно присутствует на протяжении всего произведения, музыкальная ткань левой руки, согласно указанию автора Andante rubato con moto, прогрессирует, достигает кульминационной точки и в конечном счете присоединяется к репетитивному мотиву. Интересно отметить развитие музыкального материала, где композитор не только изменяет продолжительность звуков во времени, но также варьирует динамику, темп и характер структуры звука. Точечные звуки постепенно переходят в кластеры, создавая более насыщенное и плотное звуковое полотно. Произведение завершается зеркальной имитацией мотива ритмической формулы.
В четвертом настроении «Узоров» Н. Гиёсова наблюдается использование эффекта внезапной тишины и постепенного ухода музыкального материала. Этот прием создает особую атмосферу и позволяет слушателю активно сопереживать каждому изменению и находиться в потоке звуков. Одним из важных элементов, остинатно-ритмическая формула, играет значительную роль в формировании узоров, которые композитор рисует в своем стиле и видении. В результате создается уникальное музыкальное пространство, где слушатель погружается в мир композитора и воспринимает его творческую концепцию.
В целом, философия минимализма в музыке композиторов Узбекистана предлагает новый подход к созданию и восприятию музыкальных произведений. Она стремится к простоте, сосредоточению на сути и созданию гармонии. Их музыка позволяет слушателю войти в состояние сосредоточенности и внутреннего погружения, открывая новые грани музыкального опыта.
Список литературы /References
1. Акрамов Ф.И. Анализ сочинения пассакалия для «невидимой» скрипки и фортепиано Дмитрия Янов-Яновского // Научный журнал. 2023. №1(66).
2. Абдикаюмова Г.Современная гармония (Фактура в творчестве узбекских композиторов): учебно-методическое пособие/ Г.Абдикаюмова. - Ташкент: «Музыка», 2015. 89 с.