Научная статья на тему 'Приморские участники ВЭД – жизнь в мире санкций'

Приморские участники ВЭД – жизнь в мире санкций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
152
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЭД / Приморский край / внешнеторговый оборот / Китай / Монголия / Вьетнам / АСЕАН. / Foreign economic activity / Primorsky Krai / foreign trade turnover / China / Mongolia / Vietnam / ASEAN.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ступницкий Борис Владимирович

Обсуждается проблема сохранения показателей товарооборота Приморского края в условиях геополитических изменений. Подчеркивается, что необходимо развивать торгово-экономические связи Приморского края с теми странами и регионами, которые в силу различных причин не являлись приоритетными торговыми партнерами (прежде всего Монголия, Вьетнам и страны АСЕАН), а с другой – целесообразно увеличить объем ВЭД и номенклатуру экспортноимпортных грузов с традиционными контрагентами Приморья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ступницкий Борис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primorye Participants of Foreign Economic Activity – Life in the World of Sanctions

The problem of preserving the indicators of trade turnover of Primorsky Krai in the context of geopolitical changes is discussed. It is emphasized that it is necessary to develop trade and economic ties of Primorsky Krai with those countries and regions that, for various reasons, were not priority trading partners (mainly Mongolia, Vietnam and ASEAN countries), and on the other hand, it is advisable to increase the FEA volume and the nomenclature of export-import cargo with traditional counterparties of Primorye.

Текст научной работы на тему «Приморские участники ВЭД – жизнь в мире санкций»

УДК 339.9

DOI 10.24412/1815-0683-2022-2-43-49

Б. В. СТУПНИЦКИЙ*

Приморские участники ВЭД - жизнь в мире санкций

Обсуждается проблема сохранения показателей товарооборота Приморского края в условиях геополитических изменений. Подчеркивается, что необходимо развивать торгово-экономические связи Приморского края с теми странами и регионами, которые в силу различных причин не являлись приоритетными торговыми партнерами (прежде всего Монголия, Вьетнам и страны АСЕАН), а с другой - целесообразно увеличить объем ВЭД и номенклатуру экспортно-импортных грузов с традиционными контрагентами Приморья.

Ключевые слова: ВЭД, Приморский край, внешнеторговый оборот, Китай, Монголия, Вьетнам, АСЕАН.

СТУПНИЦКИЙ

Борис Владимирович - президент Союза «Торгово-промышленная палата Приморского края». [email protected].

STUPNITSKY B. V. - President of the Union "Chamber of Commerce and Industry of Primorsky Krai".

B. V. STUPNITSKIY

Primorye Participants of Foreign Economic

Activity - Life in the World of Sanctions

The problem of preserving the indicators of trade turnover of Primorsky Krai in the context of geopolitical changes is discussed. It is emphasized that it is necessary to develop trade and economic ties of Primorsky Krai with those countries and regions that, for various reasons, were not priority trading partners (mainly Mongolia, Vietnam and ASEAN countries), and on the other hand, it is advisable to increase the FEA volume and the nomenclature of export-import cargo with traditional counterparties of Primorye.

Keywords: foreign economic activity, Primorsky Krai, foreign trade turnover, China, Mongolia, Vietnam, ASEAN.

В условиях геополитических изменений и турбулентности на внешних рынках сохранение (а в перспективе - увеличение) внешнеторгового оборота Приморского края является

* Союз «Торгово-промышленная палата Приморского края». 690091, г. Владивосток, Океанский проспект, 13 а.

Union "Chamber of Commerce and Industry of Primorsky Krai". 13 a, Okeansky Av., Vladivostok, 690091.

актуальной и в то же время непростой задачей. Сложившаяся за длительный период времени зависимость от традиционных партнеров и от традиционной номенклатуры экспортных и импортных грузов оказывает значительное влияние на внешнеэкономическую деятельность региона. Для преодоления текущей ситуации необходимо, с одной стороны, развивать торгово-экономические связи Приморского края с теми странами и регионами, которые в силу различных причин не являлись приоритетными торговыми партнерами (прежде всего Монголия и страны АСЕАН), а с другой - целесообразно увеличить объем ВЭД и номенклатуру экспортно-импортных грузов с традиционными контрагентами Приморья.

Внешнеэкономическую деятельность в 2021 г. осуществляли 3 251 участник ВЭД Приморского края (без учета данных взаимной торговли с членами ЕАЭС). Количество участников по сравнению с 2020 г. возросло на 4 % и составило более 56 % общего количества зарегистрированных на территории ДФО. Внешнеторговый оборот Приморья в 2021 г. составил 10,6 млрд долл. США, рост 33 % в сравнении с 2020 г. [3]. В целом внешнеторговый оборот Дальневосточного таможенного управления в 2021 г. составил 30 млрд долл. США.

Основными внешнеторговыми партнерами Приморского края традиционно выступают три страны - Китай, Республика Корея и Япония. На их долю приходится почти 85 % всего товарооборота края:

- Китай - 5,1 млрд долл. США, или более 48 % стоимости товарооборота Приморского края. Увеличение стоимости в сравнении с 2020 г. на 23,3 %, или на 967,4 млн долл. США;

- Республика Корея - 2,3 млрд долл. США, или 21,5 %. Увеличение стоимости в 1,7 раза, или на 970,7 млн долл. США;

- Япония - 1,6 млрд долл. США, или 15 % внешнеторгового оборота края. Увеличение стоимости на 29,1 %, или на 356,9 млн долл. США.

Относительно небольшой товарооборот с США - 125,3 млн долл. США, или 1,2 %; Тайванем (Китай) - 122,0 млн долл. США, или 1,1%; Вьетнамом -87,9 млн долл. США, или 0,8 %.

Доля товарооборота со странами, попавшими под определение «недружественные», в 2021 г. составила 4,5 млрд долл. США, это 42,5 %. Чтобы сохранить показатели товарооборота Приморского края на уровне прошлого года, необходимо заместить эти частично выпадающие 4,5 млрд долл. США (т. к. с «недружественными» странами торговля не прекращается окончательно). Для этого целесообразно:

1. Расширять географию сотрудничества за счет стран ЕАЭС, которые в свою очередь вовлечены в международные торговые отношения в АТР, а также активизировать взаимодействие с Монголией и странами АСЕАН.

2. Наращивать внешнеторговые связи с традиционными партнерами за счет увеличения объема экспорта традиционных товаров.

3. Развивать внешнеторговые отношения с традиционными партнерами за счет расширения номенклатуры экспортных и импортных товаров.

Необходимо сформировать план работ по каждому из этих направлений с учетом мероприятий и мер в сфере логистики, маркетинга и финансового сопровождения. Именно об этом говорил в своем выступлении на I Евразийском экономическом форуме В. В. Путин [4].

Китай. На протяжении десятилетий основным торговым партнером Приморского края является Китайская Народная Республика. Лидеры России и Китая ранее ставили задачу довести внешнеторговый оборот до 100 млрд долл. США в год, затем до 200 млрд к 2024 г. Отметка в 100 млрд была достигнута в 2018 г., в 2021 г. товарооборот составил 140 млрд долл. США. На встрече руководителей двух государств 4 февраля 2022 г. председатель КНР Си Цзиньпин обозначил новую цель по наращиванию товарооборота между нашими странами - 250 млрд долл. США в год [5]. Амбициозная задача, но вполне реалистичная.

По итогам февральских переговоров было подписано совместное заявление Минэкономразвития РФ и Минкоммерции КНР о завершении разработки дорожной карты по высококачественному развитию российско-китайской торговли товарами и услугами. Реализация дорожной карты призвана не просто увеличить объемы товарооборота, но и усовершенствовать его структуру и определить новые направления кооперации.

Первые статистические данные текущего года подтверждают тенденцию роста. Объем торговли между Россией и Китаем по итогам января-апреля 2022 г. увеличился на 30 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 51 млрд долл. США, о чем свидетельствуют данные Главного таможенного управления КНР. Экспорт из России в Китай составил 31 млрд долл. США (рост 40 %), импорт из Китая в Россию - 20 млрд долл. США (рост 11 %).

Конечно, есть и проблемные моменты - Китай активно использует анти-ковидные ограничения во внешнеторговых отношениях. Это отказ приема российской продукции, ограничения по номенклатуре и упаковке продукции, которая перемещается через автомобильные, железнодорожные и морские пункты пропуска, и как следствие - значительное увеличение сроков поставки.

Каждый месяц китайские карантинные службы информируют о случаях обнаружения коронавируса не только в образцах сельхоз- и рыбопродукции, но и на упаковке. В мае китайская сторона выявила коронавирус на рыбопродукции, которую поставляет в КНР около 20 российских рыболовецких судов и 10 складов в России. В связи с этим приемка российской продукции откладывается на срок от 4 до 6 недель. Справедливости ради, аналогичные ограничения вводятся Китаем и в отношении продукции третьих стран (Корея, Иран, Япония, Индия, Аргентина, Эквадор, Перу).

Осложнились и задерживаются расчеты в долларах США, и как следствие - задерживаются поставки товаров. Некоторые китайские банки и предприятия опасаются вторичных экономических санкций США за внешнеэкономические отношения с российскими контрагентами. Четыре крупнейших банка Китая выполнили предыдущие санкции США против Ирана, Северной Кореи (и даже высокопоставленных чиновников в Гонконге). Это объяснимо, учитывая огромный объем внешней торговли Китая, который в 2021 г. составил более 6 трлн долл. США, на 1,4 трлн больше, чем в 2020 г.

В Китае почти 40 % ВВП формируется от экспортно-импортных операций. Внешнеторговый оборот с ЕС в 2021 г. составил более 821 млрд долл. США, рост на 27,5 %, с США, несмотря на тарифы и усиление политической напряженности, - 756 млрд, рост на 29 %.

Вместе с тем китайские партнеры хотели бы активизации участия российских предприятий в качестве соинвесторов производственно-кооперационных проектов. Ранее Госсоветом Китая утверждено создание трех экспериментальных свободных экономических зон (СЭЗ) в провинции Хэйлунцзян -Харбин, Хэйхэ и Суйфэньхэ. Экономика этих СЭЗ сосредоточена в сферах переработки, производства, науки, финансов, туризма и культуры. Также они рассматриваются как крупные логистические узлы, ориентированные на развитие экономических связей с Россией.

На 18-м заседании Совета глав правительств государств - членов ШОС председатель КНР Си Цзиньпин объявил о поддержке строительства Пилотной зоны регионального торгово-экономического сотрудничества «Китай-ШОС» в Циндао. Реализуются специальные экономические режимы по созданию логистических, инвестиционных, торгово-экономических центров взаимодействия с возможностью размещения производств на территории пилотной зоны. И нам сегодня, в условиях тотального ограничения импорта комплектующих и технологий, целесообразно параллельно создавать на территории КНР совместные российско-китайские предприятия, которые будут производить и поставлять в продукцию в Россию. Активизация внешнеэкономического и кооперационного сотрудничества ускорит формирование единого механизма регулирования бизнес-процессов, финансов, прямых платежей.

В настоящее время объем двусторонней торговли между нашими странами в национальных валютах постепенно увеличивается. Посол Китая в РФ Чжан Хань Хуэй 6 мая 2022 г. заявил, что вопрос использования национальных платежных систем «Мир» и China UnionPay в обеих странах будет решаться центральными банками двух сторон. В 2022 г. доля расчетов в нацвалютах может составить 45 % и выше, в том числе за счет перевода действующих контрактов в юани, а также за счет роста интереса к расчетам в юанях со стороны российского бизнеса.

Российские банки сейчас стали активнее использовать отечественную систему передачи финансовых сообщений - СПФС. Китайская сторона уже

заявила о том, что рассматривает предложение о использовании СПФС для взаиморасчетов. Кроме того, Москва проводит переговоры с Пекином, чтобы связать между собой СПФС и китайскую платежную систему - China International Payments System, CIPS.

Открываются новые логистические возможности по китайскому направлению, которые мы можем использовать и для организации логистики приморских грузов. В Еврейской автономной области завершено строительство железнодорожного моста через Амур Тунцзян - Нижнеленинское, проезд по мосту сокращает расстояние от китайской провинции Хэйлунцзян до Москвы на 809 км и значительно уменьшает время в пути. Ожидается, что по мосту можно будет перевозить более 3 млн т грузов и 1,5 млн пассажиров в год. Регулярное движение поездов планируют начать в августе. 10 июня 2022 г. открыта эксплуатация автомобильного моста Благовещенск - Хэйхэ. Согласно техническому заданию, ежедневно по нему смогут проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса и 68 легковых автомобилей. Ежегодный поток пассажиров составит около 3 млн чел., грузов - порядка 6 млн т (или почти 300 тыс. автомобилей).

Безусловно, необходимо в комплексе рассматривать открытие новых пунктов пропуска и модернизацию существующих пунктов пропуска, особенно на участке государственной границы между Приморским краем и КНР. Сегодняшнее состояние пунктов пропуска на границе Приморья и Китая не позволяет значительно увеличить объем товарооборота. В то же время 24 мая 2022 г. президент России Владимир Путин на совещании о развитии транспортного комплекса потребовал ускорить строительство новых и модернизацию действующих пограничных пунктов пропуска. И это вселяет уверенность, что работа по модернизации этих объектов в Приморье будет все-таки успешно завершена.

Монголия. Месяц назад мы провели первый на Дальнем Востоке Российско-монгольский форум делового сотрудничества. Российско-монгольский товарооборот растет двузначными темпами. К концу текущего года этот показатель преодолеет отметку в 2 млрд долл. США. Поставлена задача увеличения товарооборота с Монголией в три раза в горизонте трех лет.

Из-за жестких карантинных ограничений, введенных в Китае на фоне пандемии, монгольский экспорт резко упал, что негативно сказалось на экономике страны. Например, в марте 2022 г. экспорт монгольского угля снизился на 42 % по сравнению с аналогичным месяцем 2021 г.

У Монголии нет выхода к морю, и страна может поставлять уголь на рынки АТР транзитом через Китай (более 1 000 км до побережья) или через дальневосточные порты России (около 5 000 км по Транссибу). Китайский маршрут с точки зрения логистики проще, от крупнейшего месторождения Монголии Таван-Толгой около 80 км до границы с Внутренней Монголией (провинция КНР), где начинается железная дорога, ведущая в порты Китая.

В то же время в настоящий момент Монголия рассматривает возможность использовать российские порты Приморья для экспорта руды и угля [1] в качестве еще одного дополнительного транспортно-логистического маршрута.

Экспорт и импорт сельхозпродукции и продуктов питания - еще одно перспективное направление для взаимодействия между Приморским краем и Монголией. Монголия - лидер в производстве баранины и мяса КРС на Евразийском континенте. Кроме того, страна производит товары переработки с высокой добавленной стоимостью - это кожаные изделия и кашемир. Реалистичной представляется возможность наращивания экспорта в Монголию рыбопродукции и морепродуктов, которые в последнее время становятся неотъемлемой частью современной монгольской кухни.

Вьетнам. В 2021 г. товарооборот России с Вьетнамом составил 7 млрд 135 млн долл. США, увеличившись на 26 % по сравнению с 2020 г. Сальдо торгового баланса отрицательное. Во внешнеторговом обороте Приморского края доля Вьетнама невелика - 87,9 млн долл. США, или 0,8 %. Увеличение стоимости на 32,6 %, или на 21,6 млн.

С октября 2016 г. между ЕАЭС и Вьетнамом действует соглашение о зоне свободной торговли. Продукция, поставляемая на вьетнамский рынок, должна быть конкурентна по цене благодаря снижению или отмене ввозного таможенного тарифа. В соответствии с условиями соглашения, отмена ввозных таможенных пошлин вьетнамской стороной не охватывает только 12 % товарной номенклатуры, по большинству из которых у России отсутствует экспортный интерес [2].

После многолетнего перерыва Транспортная группа FESCO запустила регулярную морскую линию FESCO VIETNAM DIRECT LINE (FVDL) по маршруту Владивосток - Хайфон - Хошимин - Нинбо (Китай) - Владивосток. Время в пути из портов Вьетнама в ВМТП составляет 9-12 суток. Первое судно вьетнамского сервиса отправилось из Владивостока 6 мая. В экспорте было набрано - 432TEU; перевозимые грузы - техника, неопасные концентраты, сухое молоко. В импорте - 350TEU; перевозимые грузы - консервы, соусы, предметы одежды, текстиль, строительные материалы, сантехника. Выход второго рейса на судне FESCO TRADER 395 состоялся 27 мая, прибытие в Хайфон - 9 июня, в Хошимин - 14 июня. Объем перевозимых грузов составил по экспорту 533TEU, по импорту - 448TEU.

Транспортными услугами контейнерной линии Владивосток - Хайфон -Хошимин - Нинбо (Китай) могут воспользоваться не только российские участники ВЭД, но и представители ЕАЭС и Монголии. В частности, мы уже обсуждали с Торговым представительством Монголии во Владивостоке возможность поставки мясной продукции из Монголии во Вьетнам в объемах сопоставимых и превышающих допандемийные показатели. Также возможна поставка продуктов питания Республики Беларусь (таких как мясо, сухое молоко, растительные масла, кондитерские изделия).

Немаловажно, что через Вьетнам мы имеем выход на страны АСЕАН, внешнеэкономические отношения с которыми у Приморья фрагментарны. Между тем АСЕАН наиболее консолидированная экономическая группировка стран Азии, одна из крупнейших и наиболее важных зон свободной торговли в мире и вместе со своей сетью партнеров играет ведущую роль в крупнейших многосторонних форумах и блоках, включая АТЭС, Восточноазиатский саммит регионального всеобъемлющего экономического партнерства. АСЕАН -емкий экспортный рынок и потенциальный поставщик обширной номенклатуры продуктов питания и сырья.

Торгово-промышленной палатой России создан деловой совет Россия -АСЕАН, который оказывает практическое содействие деловым кругам России и стран АСЕАН в развитии многовекторного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

Расширение географии экспорта и импорта Приморского края, включение в список приоритетных торговых партнеров Вьетнама, Монголии, государств - членов АСЕАН, а также увеличение номенклатуры экспортно-импортных грузов и развитие совместного производства с Китаем могут стать дополнительными источниками роста региональной экономики, способствовать сохранению значения Приморского края как транспортно-логистиче-ского окна в АТР.

Список литературы

1. Безруков Л., Фартышев А. Особенности внешней торговли Монголии: риски для России // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66, № 3. С. 101-109.

2. Вардомский Р. Б. Региональные торговые соглашения России и Вьетнама: особенности формирования и торговые эффекты // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 8. С. 7-20.

3. Обзор внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона за 2021 год // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 1(98). С. 99-107.

4. Путин В. Выступление на I Евразийском экономическом форуме. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/68484 (дата обращения: 30.05.2022).

5. Си Цзиньпин повысил цель по товарообороту России и Китая. URL: https://ria.ru/20220204/tovarooborot-1771079779.html (дата обращения: 30.05.2022).

© Ступницкий Б. В., 2022 © Stupnitskiy B. V., 2022

Для цитирования:

Ступницкий Б. В. Приморские участники ВЭД - жизнь в мире санкций // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 2(99). С. 43-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.