Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ»'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦПРОЕКТ «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ» / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / АТР / ДВФО / NATIONAL PROJECT “INTERNATIONAL COOPERATION AND EXPORT” / FOREIGN TRADE / EXPORT / REGIONAL INTEGRATION / INTERNATIONAL AGREEMENTS / APR / FEFD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ступницкий Борис Владимирович

Подводятся первые итоги реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в Приморском крае. Отмечается, что серьезной проблемой дальневосточной экономики, в том числе в условиях экономического кризиса, остается ее низкая конкурентоспособность на мировых и внутренних рынках, обусловленная отставанием в производительности труда и отсутствием перехода на наилучшие доступные технологии. Предлагаются направления решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF THE REGION AS A FACTOR IN THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT “INTERNATIONAL COOPERATION AND EXPORT”

The first results of the implementation of the national project “International cooperation and export” in the Primorsky region are summed up. It is noted that a major problem in the Far Eastern economy, including the economic crisis, remains its low competitiveness on world and domestic markets due to backlog in workforce productivity and lack of adoption of best available technology. Directions for solving the problem are suggested.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ»»

УДК 339.9

БСИ 10.24866/1815-0683/2020-4/36-42 Б. В. СТУПНИЦКИЙ

Конкурентоспособность региона

как фактор реализации национального проекта

«Международная кооперация и экспорт»

Подводятся первые итоги реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в Приморском крае. Отмечается, что серьезной проблемой дальневосточной экономики, в том числе в условиях экономического кризиса, остается ее низкая конкурентоспособность на мировых и внутренних рынках, обусловленная отставанием в производительности труда и отсутствием перехода на наилучшие доступные технологии. Предлагаются направления решения проблемы.

Ключевые слова: нацпроект «Международная кооперация и экспорт», внешняя торговля, экспорт, региональная интеграция, международные соглашения, АТР, ДВФО.

СТУПНИЦКИЙ

Борис Владимирович - президент Союза «Приморская торгово-промышленная палата». [email protected].

STUPNITSKIY B. V. - President of the Union "Primorsky Chamber of Commerce and Industry".

B. V. STUPNITSKIY

Competitiveness of the Region as a Factor

in the Implementation of the National Project

"International Cooperation and Export"

The first results of the implementation of the national project "International cooperation and export" in the Primorsky region are summed up. It is noted that a major problem in the Far Eastern economy, including the economic crisis, remains its low competitiveness on world and domestic markets due to backlog in workforce productivity and lack of adoption of best available technology. Directions for solving the problem are suggested.

Keywords: national project "International cooperation and export", foreign trade, export, regional integration, international agreements, APR, FEFD.

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» направлен

* Союз «Приморская торгово-промышленная палата». 690091, г. Владивосток, Океанский проспект, 13 а.

Union "Primorsky Chamber of Commerce and Industry". 13 a, Okeansky Ave, Vladivostok, 690091.

на качественное повышение конкурентоспособности российских товаров и расширение их присутствия на мировых рынках. Он рассчитан на 6 лет: начало 1 октября 2018 г., завершение - 31 декабря 2024 г. Ключевая цель нацпроекта - увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров.

Нацпроект состоит из пяти проектов федерального уровня: «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК», «Экспорт услуг», «Логистика международной торговли», «Системные меры содействия международной кооперации и экспорта». По каждому из них предусмотрено бюджетное финансирование, всего на сумму 956,8 млрд руб. Наибольшее финансовое обеспечение выделено на федеральные проекты «Промышленный экспорт» (423,8 млрд руб.) и «Экспорт продукции АПК» (406,8 млрд руб.). Кроме того, на проекты «Логистика международной торговли» запланировано 21,6 млрд руб., «Экспорт услуг» - 5,8 млрд руб., «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» - 98,8 млрд руб.

Президент России Владимир Путин поручил увеличить на 1 млрд руб. финансирование нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. на субсидирование транзитной перевозки контейнеров через территорию Российской Федерации.

Кроме того, разработан и принят ряд документов стратегического планирования, в которых определены задачи по наращиванию экспорта. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», который в том числе определяет реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 % по сравнению с показателем 2020 г. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, в одном из разделов которой говорится, что на Дальнем Востоке в целях ускорения экономического роста будут развиваться экспортно ориентированные отрасли экономики, которые могут в том числе обеспечить приток инвестиций, - нефтегазохимия, авиа- и судостроение, сельское хозяйство, лесоперерабатывающая промышленность, рыболовство и аквакультура, логистика, туризм и добыча полезных ископаемых.

Говоря о реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» в Приморском крае, необходимо отметить, что достигнуты некоторые положительные результаты. После практически трехлетнего спада по итогам 2019 г. наметился подъем внешней торговли края. Приморье занимает в Дальневосточном федеральном округе одно из ведущих мест как по числу участников внешнеэкономической деятельности, так и по внешнеторговому обороту. Внешнеторговый оборот края в 2019 г. составил

9,4 млрд долл. США и вырос по сравнению с 2018 г. почти на 22 %, в том числе объем экспорта увеличился 17,3 %. Но этот рост не приблизил нас ни к экономическому развитию - развитие более широкая задача, ни к реализации самого нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».

Товарная структура экспорта в крае сохраняет сырьевую направленность. Длительное время существенно не увеличиваются объемы глубокой переработки сырья. Традиционно лидирующее положение в товарной структуре экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства занимает рыба и морепродукты. В общем объеме экспорта древесины преобладают необработанные лесоматериалы. Экспорт машин и оборудования составляет около 3 % и в последние годы не увеличивается. Приходится констатировать, что чем больше объемы экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте.

Падение спроса и цен на экспортируемое предприятиями Приморья сырье, в том числе в результате коронокризиса 2020 г., стало причиной уменьшения внешнеторгового оборота края в первом полугодии 2020 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 21 %. Экспорт уменьшился на 34,6, импорт на 9,4 %.

На этом фоне достаточно позитивно выглядит ситуация в области экспорта сельхозпродукции - Приморский край с начала 2020 г. направил на экспорт 429,05 тыс. т зерна и продуктов его переработки. За аналогичный период 2019 г. на экспорт было направлено 387,52 тыс. т зерна и продуктов его переработки. Таким образом, поставки за 9 месяцев 2020 г. выросли на 10,7 %.

Серьезной проблемой дальневосточной экономики, в том числе в условиях экономического кризиса, остается ее низкая конкурентоспособность на мировых и внутренних рынках, обусловленная отставанием в производительности труда и отсутствием перехода на наилучшие доступные технологии. Возникает вопрос, какие эффективные модели могут быть базовыми для повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировых рынках, как стимулировать рост международного экспорта в Приморье, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом важно учитывать, что регион является крупнейшей и богатейшей ресурсной базой государства. Здесь есть серьезные научные и производственные мощности, есть квалифицированные кадры.

В развитии существующих конкурентоспособных отраслей в Приморье и создании новых производств государству отведена существенная роль.

Национальная программа развития Дальнего Востока определила, что миссией государственной политики должно стать создание в регионе

глобально конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса через новаторские механизмы, таких как территории опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов. Но сырьевые ресурсы для экспорта и так эффективны. Они добываются там, где сосредоточены, и, естественно, ориентированы на экспорт.

Особые экономические режимы нужны для организации производства конкурентоспособных товаров. Наполнение этих зон должно базироваться в том числе на создании инновационно-внедренческих поясов вокруг центров академической и вузовской науки, с дальнейшим выходом на промышленное производство. Пока наши предприятия - резиденты особых экономических режимов работают по-иному. При этом в национальной программе отдельно отмечено, что по результатам сравнительного анализа уже работающих моделей с преференциальными режимами в странах Азиатско-Тихоокеанского региона определено, что территории опережающего развития Дальнего Востока и свободный порт Владивосток еще достаточно новые (5 лет), в мировом опыте только формирование и настройка нормативной базы занимает до 8-10 лет, а эффект от преференциальных режимов наступает минимум через 15 лет с момента их создания.

Необходимо сконцентрировать усилия бизнеса, власти, науки в нескольких направлениях. Следует выработать общее понимание у власти и бизнеса, что флагманом экономического развития конкурентоспособных производств в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в Приморском крае должна стать обрабатывающая промышленность. Существующие экономические механизмы, нормативно-правовая база позволяют начать в Приморском крае, учитывая опыт развитых стран, работу по «выращиванию» высокотехнологичных предприятий, так называемых «национальных чемпионов». На эту роль в Приморье вполне подходят заводы ССК «Звезда», ПАО «Прогресс», заводы оборонного комплекса во Владивостоке.

Повышение конкурентоспособности Дальнего Востока невозможно без восстановления нарушенных кооперационных связей с высокотехнологичными предприятиями краев и областей ДВФО. Учитывая необходимость восстановления производственной кооперации в Дальневосточном регионе, необходимо при непосредственном участии правительств краев и областей, бизнеса и науки создать на Дальнем Востоке цифровую платформу субконтрактации, которая позволит обеспечить качественное взаимодействие хозяйствующих субъектов в процессе кооперации, дополнительно загрузить технологическое оборудование предприятий, а также снизить риски при размещении и исполнении заказов. Платформа могла

бы существовать параллельно бесплатному интернет-ресурсу Минпром-торга «ГИС промышленность».

В Приморье должен начать действовать закон «О промышленной политике в Приморском крае», который принят еще в 2016 г., но эффективно не работает.

В целях увеличения объема экспорта конкурентоспособной промышленной продукции в рамках реализации федерального проекта «Промышленный экспорт» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» постановлением Правительства РФ от 23.02.2019 № 191 определен порядок формирования и утверждения единого списка организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, являющихся производителями федерального и регионального значения. Предприятия, заключившие соглашения о реализации корпоративных программ, смогут получить доступ к финансированию экспортных проектов, включая страхование соответствующих экспортных кредитов, и возможность использовать широкую линейку банковских инструментов.

Для включения в единый список российских организаций, реализующих корпоративные программы, отбирались наиболее эффективные предприятия, исходя из их экспортного потенциала и объема требуемого финансирования, с целью обеспечения выхода российской продукции на внешние рынки, развития конкурентоспособности российского производства, а также переориентации предприятий на экспорт. В список включаются как системообразующие предприятия, так и предприятия, попавшие в региональные списки и прошедшие предварительный отбор в субъектах Федерации. Финансируются проекты по организации российских производств за рубежом и проекты по организации экспортно ориентированных производств на территории России, включая финансирование производства и поставок продукции на экспорт.

Из Приморского края в список организаций, реализующих корпоративные программы, вошло всего 2 предприятия - по производству вторичных алюминиевых сплавов и по производству изделий из пластика. Из Хабаровского края - 4.

С 2014 г. работает Фонд развития промышленности (ФРП) - государственное учреждение и институт развития Российской Федерации, важный элемент системных мер государства, направленных на повышение глобальной конкурентоспособности российской промышленности. Основная задача фонда - предоставление займов промышленным компаниям на льготных условиях в целях перехода на наилучшие доступные технологии. Только одно приморское предприятие подписало соглашение с ФРП. Приморских проектов единицы. Региональный Фонд развития промышленности требует докапитализации. На первом этапе необходимо

подписание соглашения между краевым фондом и Фондом развития промышленности России о совместном финансировании проектов.

Все эти вопросы необходимо обсуждать на ежегодных производственных форумах, которые должны стать опорой как для крупных предприятий - флагманов Приморского края, так и для малого и среднего бизнеса, обеспечивающих их работу.

Санкционный гнет, конечно, не способствует продвижению российского экспорта на зарубежные рынки. Создание новых международных экономических интеграционных союзов также влияет на продвижение нашего экспорта на рынки стран - их участниц.

На онлайн-саммите 15 стран Азиатско-Тихоокеанского партнерства под председательством Вьетнама 15 ноября 2020 г. было подписано уникальное соглашение о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (RCEP), которое может в перспективе повлиять на всю мировую экономику. Всего членами RCEP стали 10 стран Юго-Восточной Азии, входящие в ASEAN, плюс Австралия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония. Сделка создаст крупнейшую в Азии зону свободной торговли, охватывающую 30 % мирового ВВП и одну треть населения Земли. Соглашение позволит укрепить цепочки поставок, кодифицировать новые правила электронной торговли. Документ включает меры по упрощению таможенных процедур. Между участниками RCEP должно быть отменено 92 % тарифов во взаимной торговле. Затронут важнейший вопрос - определение страны происхождения товара. Во всех нынешних торговых соглашениях эти правила разнятся. И конечно, это первое соглашение о свободной торговле между КНР, Японией и Кореей. В двустороннем формате достичь этого было бы очень сложно. Индия, которую полтора года уговаривали присоединиться к RCEP, решила остаться вне соглашения, опасаясь массового прихода на свой внутренний рынок китайской продукции, а также сельскохозяйственных и молочных продуктов из Австралии и Новой Зеландии. Все подписанты при этом отметили, что отказ Индии стал «тяжелым ударом», потому что если бы Нью-Дели одобрил вступление в договор, то RCEP оказался бы беспрецедентным по масштабу шагом. Для Индии оставлена возможность в любой момент присоединиться к договору. Всем остальным государствам в течение неопределенного времени вход в RCEP закрыт.

Новое соглашение сравнивают со Всеобъемлющим и прогрессивным соглашением о Транс-Тихоокеанском партнерстве (CPTPP), заключенном в 2017 г. и предусматривающем взаимное снижение торговых пошлин на 99 %, а также регулирующем экологические стандарты и условия труда. После того как и США решили выйти из него, лидером CPTPP оказалась Япония, которая объединила 11 стран, включая Канаду, Мексику, Перу

и Чили. Что касается Китая, то он изначально в данном проекте не участвовал. Пока что рано сравнивать, какое из соглашений - ИСЕР или СРТРР -окажется более успешным, но нельзя исключать, что в будущем они сольются в одно.

При этом, вероятно, первые шаги по реализации ИСЕР произойдут уже в ближайшем будущем, потому что новый документ рассматривается в качестве инструмента для выхода из кризиса, вызванного пандемией. Как заявил премьер-министр Вьетнама Нгуен Суан Фук, «скоро ИСЕР будет ратифицирован подписавшими его странами и вступит в силу, что будет способствовать восстановлению экономики после пандемии коронавируса». А премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лунг отметил, что ИСЕР поможет поддержать цепочки поставок и свободную торговлю.

Реализация подписанного соглашения о торговле между США и КНР, которое требует от Китая за два года закупок товаров на сумму до 200 млрд долл. США, в том числе речь идет о дополнительных закупках на 33 млрд долл. США в сельскохозяйственной отрасли. Китай должен закупать у США ежегодно сои на 18,8 млрд, аква-продуктов, в том числе и рыбы, -на 1,48 млрд, муки - больше, чем на 1,4 млрд долл. США. Таким образом, при неизбежности увеличения закупок Китаем данной продукции в США возникнет снижение закупок аналогичной продукции в РФ, в том числе и в Приморском крае.

Кроме того, с 1 января 2020 г. вступило в силу торговое соглашение между Японией и США, Япония открывает свой рынок американским фермерским продуктам, снижает тарифы на импорт свинины и говядины.

В целом, можно вести речь о необходимости активизации участия России в процессах региональной интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе: из всех стран региона Евразийский экономический союз по-прежнему имеет соглашение о зоне свободной торговле лишь с Вьетнамом. А пока мы не открываем свои рынки, соответственно, будем сталкиваться в тех или иных формах с протекционизмом со стороны наших внешнеэкономических партнеров.

© Ступницкий Б. В., 2020 © ЗШрпйяйу В. V., 2020

Для цитирования:

Ступницкий Б. В. Конкурентоспособность региона как фактор реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 4(93). С. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.