УДК: 339.56.055
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И КИТАЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОВИНЦИИ ЛЯОНИН
© 2017
Ершова Алина Сергеевна, студент-практикант
Даляньский океанологический университет (116023, Китай, Далянь, улица Хейшидзяо, 52, e-mail: liuxuesheng@dlou.edu.cn) Астахова Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: international@vvsu.ru)
Аннотация. Данная статья посвящена анализу современных тенденций, проблем и перспектив торгово-экономических отношений между РФ, на примере Приморского края, и Китайской Народной Республикой. В статье рассмотрены исторические предпосылки торгово-экономического сотрудничества между Приморьем и Китаем, которое является важной неотъемлемой частью двусторонних экономических и политических связей. На этапе развития международных экономических отношений с КНР Приморский край сыграл в них важную роль основного торгового партнера на территории РФ, поскольку этому способствовала общая граница между указанными территориями, что существенно сказывается на снижении экспортно-импортных цен за счет транспортных расходов. Развитие торгово-экономического сотрудничества содействует экономическому росту и занятости приграничных регионов обеих стран, создает дополнительные возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства. Авторами проанализированы системообразующие факторы развития инвестиционного сотрудничества, которыми являются создание и развитие на территории приграничных регионов Дальнего Востока России специальных экономических зон и осуществление крупных российско-китайских транспортных и энергетических проектов. В статье представлены динамика и структура развития экспортно-импортных операций Приморского края с КНР в 2008-2016гг. Выявлены перспективы развития торгово-экономических отношений и основные направления сотрудничества между регионами. Проведен анализ внешнеторгового оборота между Россией и Китаем. В ходе работы над статьей было выявлено увеличение потока туристов из Китая в Приморский край, в рамках соглашения о безвизовых групповых поездках, что способствует созданию на территории Приморья новых туристических маршрутов, строительству гостиниц, а также увеличению объемов инвестиций и экономическому росту края.
Ключевые слова: торгово-экономические отношения, внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, регион, перспективы, сотрудничество.
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF TRADE-ECONOMIC RELATIONS OF THE PRIMORSKY
TERRITORY AND CHINA
© 2017
Ershova Alina Sergeevna, apprentice student
Dalian Ocean University (116023, China, Dalian, Heyshijiao Street, 51, e-mail: liuxuesheng@dlou.edu.cn) Astahova Ekaterina Victorovna, doctor of economics, associate professor of the department of «Economy»
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolia Street, 41, e-mail: international@vvsu.ru)
Abstract. The Russian and China trade-economic problems and prospects are devoted to the article. The aim of the article is to analyze the current trade trends and relations between Primorsky Krai of Russia and China. The article describes the historical background of trade and economic cooperation between Primorye and China, which is an important integral part of bilateral economic and political ties. Primorsky Krai has played a major role as the main trading partner to a common border between Russia and China. The international economic relations development with China significantly affects the reduction of export-import prices due to transport costs. The trade and economic cooperation development contributes to economic growth and employment in both countries border regions, creating more opportunities for small and medium-sized businesses. The authors analyze the strategic investment factors development cooperation which is to create and to improve the border regions special economic zones of the Russian Far East and to implement the major Russian-Chinese transport and energy projects. The article presents the export-import operations structure development and dynamics of Primorsky Krai and China during 2008-2016. The development trade-economic relations prospects and the main directions of cooperation between two regions are identified. The trade turnover between Russia and China was analyzed. In the course of work on article revealed an increase in the flow of tourists from China to Primorsky Krai in the framework of the agreement on visa-free group travel, which contributes to create new tourist routes of the Primorye territory, construction of hotels investment and to increase economic growth of the region.
Keywords: trade and economic relations, foreign trade turnover, export, import, region, outlooks, partnership.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность данной темы обусловлена тем, что на протяжении долгих лет Китай остается основным торговым партнером России и Приморского края. С каждым годом обе стороны прикладывают все больше усилий для дальнейшего развития и улучшения этих отношений. Приморский край играет важнейшую роль в развитии торгово-экономического, инвестиционного и научно-технического сотрудничества России и КНР, поскольку Приморье, непосредственно, граничит с Китаем [1, 2].
Официально сотрудничество между Россией и КНР является стратегическим партнерством. 16 июля 2001 года вступил в силу Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами, позволяющий наиболее полно представить характер данных отношений [1].
Среди главных предпосылок становления торгово-
экономических отношений между данными странами можно отметить выгодное географическое положение и потребность обоих государств в товарах, производимых на территории другой страны. Хозяйственные реформы, которые произошли в РФ и КНР сыграли стимулирующую роль в развитии сотрудничества [3].
В настоящее время , также, растет внешнеторговый оборот КНР с другими регионами России, но, несмотря на это, Приморский край играет главную роль во внешнеэкономических отношениях между странами, поскольку, благодаря общей границе, способствует снижению транспортных расходов [4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследование торгово-экономических отношений между Китаем и
43
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20)
Приморским краем РФ нашло отражение в трудах российских ученых-специалистов: Воскресенского А. Д., Гельбраса В. Г., Карлусова В., Кулешова В. В., Ларина В. Л., Ткаченко Б. И., а также китайских: Ли Чуаньсюн, Ло Бобо, Чжан Зоцзи и других.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является анализ современного состояния торгово-экономических отношений между Российской Федерацией, на примере Приморского края, и Китайской Народной Республикой, предпосылок установления двусторонних торгово-экономических связей, анализ развития туристических отношений и выявление перспектив развития сотрудничества между данными регионами. Предметом исследования является развитие сотрудничества между сопредельными провинциями Хейлуцзян, Цзилинь и Ляонин КНР и Приморским краем РФ. При написании статьи были использованы такие методы исследования, как аналитический, сравнительный, комплексный подход и др.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Основное сотрудничество между Приморским краем и КНР осуществляется через провинции северо-восточного Китая: Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин. В целях активизации и перехода на стабильную основу взаимовыгодных условий Приморского края с этими китайскими провинциями, ежегодно подписывается целый ряд Протоколов, меморандумов и Планов развития сотрудничества [5]. Они охватывают такие сферы, как энергетический комплекс, транспорт, строительство приграничных торгово-экономических комплексов, развитие приграничной инфраструктуры, включая пограничные автомобильные и железнодорожные переходы, освоение лесных и минерально-сырьевых ресурсов, сельское хозяйство, туризм, научно-техническое сотрудничество и торгово-экономическое сотрудничество.
Ведется активное развитие двусторонних отношений в области науки и образования. Дальневосточное отделение РАН проводит совместные исследования, конференции, симпозиумы с научными организациями КНР по множеству различных направлений, таких как нефть и газ, биология, химия, геология, энергетика, экономика и общественные науки [6].
Даляньский океанологическим университет (Dalian Ocean University, Liaoning province) реализует программы, по окончанию которых русские студенты получают два диплома государственного образца (РФ и КНР). Программа обучения построена по схеме: 2,5 года обучения в России и 2,5 года - в ДОУ. Обучение включает комплексную языковую подготовку по китайскому языку и получение квалификации по различным специальностям [7].
Таблица 1 - Направления подготовки российских студентов по образовательным программам ДОУ
дукты, с 2016 г немалую долю занимает сельскохозяйственная продукция. В структуре импорта лидирующие места занимают пищевые продукты, наземный транспорт и оборудование.
В течение последних десяти лет наибольший объем внешнеторговых операций в Приморском крае традиционно приходится на КНР. Так, за 2008 год торговый оборот Приморского края с Китайской Народной Республикой составил 34,9% от всего оборота, за 2009 год - 55,4% (2213,91 млн. долл. США), что составило 83,12% к предыдущему году. В 2011 г стоимость внешнеторгового оборота между регионами составила 4173,4 млн. долл. США, что в процентом соотношении составляет 108,2% к 2010 г (58,7%). В 2012 году экспорт в Китай из Приморского края составил 839,4 млн. долл. США (106,6%), уменьшившись на 170,3 млн. долл. в сравнении с 2011г; объем импорта увеличился с 3163,7 млн. долл. до 3556,6 млн. долл. США (115,1%). В 2013 и 2014гг на долю внешнеторговых операций пришлось 50,6% [9].
В 2015 году Китай оставался лидирующим партнером Приморского края в области торгово-экономических отношений. Этому способствует наличие в Приморье открытых портов и пяти пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, которые расположены в пределах Приморского края и сопредельных китайских провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин [10]. Данный факт оказывает благоприятное влияние на ценообразование экспортных и импортных товаров за счет снижения транспортных расходов, позволяет взаимно дополнять экономики Приморского края и сопредельных провинций Китая. Рост объемов товарооборота с Китаем происходит динамичными темпами, его удельный вес в общем объеме внешнеторгового оборота Приморья ежегодно составляет не менее 50% [9].
Рисунок 1 - Динамика внешнеторгового оборота Приморского края с КНР (в млн. долл. США)
Источник: построено автором по данным администрации Приморского края и органов исполнительной власти [9]
Направления подготовки Количество русских студентов, чел ВУЗ в России
Морская юриспруденция 7 Морской государственный университет им. Адмирала Невельского
Логистика 13 Дальневосточный рыбохо-зяйственный университет
Экономика 11 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Источник: [8]
На сегодняшний день сотрудничество между Приморским краем РФ и КНР осуществляется по следующим направлениям: торговля, инвестиции, энергетика, транспорт, высокие технологии, промышленность.
Экспорт из Приморского края в КНР, в основном, носит сырьевую направленность, основными экспортируемыми товарами традиционно являются лес и морепро-
44
В 2015 году товарооборот Приморского края с КНР сократился по сравнению с 2014 годом на 44% и составил 3536,9 млн. долл. США. Экспорт сократился на 39% до 1478,9 млн. долл. США, импорт уменьшился на 48% до 2058 млн. долл. США. Сокращение экспорта произошло в основном за счёт снижения поставок нефтепродуктов - в 2,5 раза до 596 млн. долл. США, а также - оксидов и кислот борных - на 22% до 18 млн. долл. США. Практически на уровне 2014 года остался экспорт рыбы и морепродуктов - 500,6 млн. долл. США, лесоматериалов - 260 млн. долл. США. Одновременно произошло увеличение экспортных поставок по таким товарам, как соя - в 2,5 раза до 22,3 млн. долл. США, руды и концентраты цинковые - в 7,7 раза до 13,9 млн. долл. США. Основные товары экспорта в КНР: нефтепродукты - 41%, рыба и морепродукты - 33%, древесина (лесоматериалы обработанные, необработанные) - 18%. Сокращение импорта на 48% до 2058 млн. долл. США к уровню 2014 г. произошло за счет таких товаров, как
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)
машины, оборудование и их части - в 3 раза до 181 млн. долл. США, обувь - в 9 раз до 29,6 млн. долл. США, части для автомобилей - на 37% до 47,6 млн. долл. США, изделия из пластмассы - на 30% до 103 млн. долл. США, шины - в 2 раза до 70 млн. долл. США и пр. товары. На уровне 2014 года остался импорт овощей и фруктов -80 млн. долл. США. Основные статьи импорта: овощи, фрукты - 11%, машины, оборудование и транспортные средства - 9%, обувь - 6%, шины для автомобилей - 5% [11].
По данным Росстата, товарооборот между Россией и Китаем за 2016 год составил 65.3 млрд. долл. США (из них экспорт - 27.4 млрд., импорт - 37.9 млрд.), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2.7%.
Таблица 1 - Товарооборот между Россией и КНР за 2015-2016гг
Период Сумма, млрд. долл. США
2015 63,6
2016 65,3
Итого 128,8
Источник: [12]
Из них 2924,1 млн. долл. США приходится на Приморский край (экспорт - 1101,4 млн. долл., импорт - 1822,7 млн. долл.), что составило 52% от общего внешнеторгового оборота края за 2016 г.
Таблица 2 - Основные торговые партнеры Приморского края по итогам 2016 г
Страны Экспорт Импорт Товарооборот
2015, долл. 2016, долл. 2016/20 15, % 2015, долл. 2016, долл. 2016/20 15, % 2015, долл. 2016, долл. 2016/20 15, %
КНР 1478,9 1101,4 75 2058 1822,7 88 3536,9 2924,1 83
Р Корея 764,5 677,4 89 304,4 251 82 1068,9 923,4 87
Япоши 211,5 225,9 107 587,2 340.4 58 798,7 566,3 71
США 56,5 19,3 35 27,9 30,3 111 84,4 50,1 60
Прочие S60.7 345,5 40 696,3 767,3 110 1557,5 1112,8 72
Всего 3372,1 2370 70 3674,3 3211,7 87 7046,4 5581,7 79
Источник: [11]
По итогам первого полугодия 2016 г экспорт сельскохозяйственной продукции впервые за 10 лет превысил импорт продукции АПК из КНР. За указанный период Россия экспортировала в Китай сельскохозяйственную продукцию общей стоимостью 968 млрд. долл., при этом из КНР были импортированы товары на сумму 909 млн. долл.
По итогам трех месяцев 2017 года торговый оборот между Россией и Китаем составил 18,1 млрд. долл., увеличившись на 29,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
По данным доклада Главного таможенного управления КНР, экспорт из Китая в РФ в первом квартале 2017 г вырос на 22,4%, до 8,44 млрд. долл., российский импорт в Китайскую Народную Республику вырос на 36,1%, составив 9,67 млрд. долл.
Статистика за первый квартал свидетельствует о значительном ускорении восстановления объемов российско-китайской торговли, начавшегося в прошлом году. По итогам 2016 года, исходя из данных Федеральной таможенной службы Российской Федерации, товарооборот с Китаем вырос на 4%. Причем объем китайского импорта в предыдущем году уже показывал уверенный рост (увеличился на 9% к 2015 году), а спад экспорта составил лишь 2% [13].
По итогам 2016 года на долю КНР во внешнеторговом обороте России приходилось 14,1% - абсолютное первое место. При этом объем российско-китайской торговли на 2% превышает совокупный торговый оборот России со странами СНГ [14].
Приморский край и КНР являются ключевыми игроками в АТР как в политике, так и в экономике. Двусторонние торгово-экономические отношения вносят свой вклад в развитие всего региона. Значение некоторых совместных проектов выходит за рамки двусторонних отношений и проецируется на весь Азиатско-
Тихоокеанский регион.
Российско-китайское энергетическое партнерство играет определяющую роль для всего энергетического рынка региона. Реализован крупнейший проект по строительству нефтепровода из России в Китай.
Важное региональное значение имеет сотрудничество России и КНР в сфере развития транзитных перевозок и трансграничной транспортной инфраструктуры
[15].
Среди главных российско-китайских транспортных проектов стоит отметить международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2», которые дают выход к морю китайским провинциям Хэйлунцзян и Цзилинь через территорию российского Приморского края. Это поможет китайской стороне значительно сэкономить время и средства на грузоперевозках и привлечет китайские инвестиции в российский Дальний Восток [16].
По данным пресс-службы министерства РФ по развитию Дальнего Востока, государственный эксперимент по отправке тестового груза из Китая в Корею через транспортный коридор «Приморье-2» состоялся 14 апреля 2017 г. Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и развитию экспорта в тестовом режиме изучает путь грузов из КНР в Приморье [17].
По данным китайской госкорпорации China Railway Corporation, в апреле 2017 года семь стран, включая Китай и Россию, подписали соглашение об углублении сотрудничества в сфере грузовых железнодорожных услуг между КНР и Европой. Соглашение служит в интересах реализации стратегии «Один пояс - один путь», поспособствует экономическому развитию и торговому сотрудничеству стран, подписавших соглашение, вдоль нового Шелкового пути [18].
Ожидается рост инвестиций из Китая в Приморье. На данный момент КНР входит в тройку основных стран-инвесторов в Приморском крае и занимает 50% всего внешнеторгового оборота региона. Сейчас в крае работают более 200 предприятий с инвестициями из Китая.
В начале 2017 г поток туристов из КНР в Приморье значительно вырос. Число китайских туристов, которые посетили Приморский край, за первый квартал 2017 года увеличилось на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 14 тысяч человек. Это более чем на одну третью превышает показатель 2016 года. Тогда за период с января по март в Приморский край въехало около 10 тысяч туристов из Китая. По итогам прошлого года объем турпотока из Китая в рамках межправительственного соглашения о безвизовых групповых поездках увеличился на 60%: было принято почти 200 тысяч граждан из КНР. Общее количество китайских гостей, которые посетили регион за 2016 год, составило 420 тысяч человек.
По мнению Российских и Китайских экспертов, путем совместных усилий, возможно продвижение в таких вопросах, как сотрудничество в сфере высоких технологий и инноваций, обеспечение продовольственной безопасности за счет развития сельскохозяйственной кооперации, реализация крупных проектов в космической сфере, в том числе путем сопряжения систем спутниковой навигации ГЛОНАСС и «Бэйдоу», а также в финансовой сфере [19, 20].
Развитие России во многом зависит от эффективного использования потенциала Приморского края - региона, где сосредоточены колоссальные природные богатства, производственные, технологические и научные ресурсы. Именно Приморью с его мощным человеческим потенциалом предначертано сыграть прорывную роль в возрождении и обновлении страны. Именно Приморский край призван стать форпостом России в вопросах обеспечения региональной стабильности, безопасности и углубления интеграции, что приобретает особую актуальность в условиях ускоренного инвестиционного и экономического развития южных и восточных соседей
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20)
45
Российской Федерации, сопровождающегося постоянным приростом населения [1, 21].
Развитие торгово-экономических отношений между Приморским краем и КНР стремительными темпами развивалось на протяжении нескольких лет, и продолжает увеличиваться на данный момент. В ноябре 2016 года между Россией и КНР было подписано 14 соглашений о взаимном сотрудничестве. Это партнерство имеет важное стратегическое значение не только для России, но и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона в целом.
В 2008-2013гг динамика внешней торговли характеризуется высокими темпами роста, в период с 2013 по 2016гг заметен некоторый спад внешнеторговых отношений между регионами, что связано, прежде всего, с ростом внешнеторгового оборота КНР с другими регионами России. Несмотря на это, Китай традиционно остается основным партнером Приморского края во внешнеэкономической деятельности, более 50% внешнеторгового оборота края приходится на отношения с КНР.
На сегодняшний день между Приморским краем и Китайской Народной Республикой реализован ряд крупных совместных проектов. Путем совместных усилий двух регионов возможно углубление сотрудничества в сфере грузовых транспортных перевозок, высоких технологий и инноваций, сельскохозяйственной деятельности, продвижение в космической сфере. Также намечается рост китайских инвестиций в край и увеличение потока туристов из Китая.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7-6. - С. 1030-1033 [Электронный ресурс] // Макарова А.О. Экономическое сотрудничество России с Китаем на примере Приморского края. - Режим доступа: https:// applied-research.ru/ru/article/view?id=10089
2. Воскресенский А.Д. Российско-китайское стратегическое взаимодействие и мировая политика. М.: Никитский клуб, 2004.
3. Ткаченко, Б.И. Проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке / Б.И. Ткаченко. - Владивосток: «Уссури», 1996. - 405 с.
4. Проблемы и перспективы развития торгово-экономических связей Приморского края РФ с КНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/ text/78/443/80433-3.php
5. «ТрансКонтейнер» и порт Далянь подписали меморандум о сотрудничестве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.morvesti.ru/detail. php?ID=59682
6. Экономическое сотрудничество КНР и России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// otherreferats.allbest.ru/international/00026640_0.html
7. Официальный сайт ВГУЭС [Электронный ресурс] // Международное образование. - Режим доступа: http://mbf.vvsu.ru/enter/international_education/
8. Официальный сайт Даляньского океанологического университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lxs.dlou.edu.cn/1771/list.htm
9. Официальный сайт администрации Приморского края и органов исполнительной власти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities/ executive-agencies/departments/economics/development/ results/
10. Официальный сайт законодательного собрания Приморского края [Электронный ресурс] // Приморье - Хэйлунцзян: перспективы сотрудничества. - Режим доступа: http://www.zspk.gov.ru/press-service/press-relizy/92321/
11. Внешнеэкономическое сотрудничество приморского края в 2015 г. Официальный сайт администрации Приморского края и органов исполнительной власти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/ inter/income/ITOGI%20VED%20PK%20za%202015%20 46
god.pdf
12. Экспорт и импорт в Китай в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru-stat. com/analytics/2806
13. Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Приморский край.
- Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/ru/ru-pri/-/ asset_publisher/5YtyvBhlB2ZX/content/id/99330
14. EurAsia Daily [Электронный ресурс] // Торговля РФ и КНР в первом квартале выросла почти на треть.
- Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2017/04/14/ torgovlya-rf-i-knr-v-pervom-kvartale-vyrosla-pochti-na-tret
15. Invest Rating [Электронный ресурс] // Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая сможет внести еще более весомый вклад в дело развития АТР. Режим доступа: http://www.invest-rating.ru/russia-china-news/?id=6190
16. Транспортные коридоры Приморья сэкономят до 700 млн. долларов китайским перевозчикам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ati.su/Media/ News.aspx?ID=99420&HeadingID=12
17. Дальневосточное таможенное управление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dvtu. customs.ru/index.php?option=com_content&view= article &id =15919:--l-1r-&catid=49:press-cat&Itemid=100
18. Новые соглашения о сотрудничестве подписали приморские и китайские компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://deita.ru/news/ economy/14.11.2016/5176063-novye-soglasheniya-o-sotrudnichestve-podpisali-primorskie-i-kitayskie-kompanii/
19. ТАСС Дальний восток [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://dv.land
20. Официальный сайт китайского правительства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gov.cn/gzdt/2011-02/07/content_1799513
21. Карлусов, В. Китайское присутствие на российском Дальнем Востоке: историко-экономический анализ / В. Карлусов, А. Кудрин // Проблемы Дальнего Востока.
- 2002. - №3. - с.80- 81.
Статья поступила в редакцию 12.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)