вертикального взлета вертолет набирает скорость благодаря двухконтурному реактивному двигателю, лопасти постепенно останавливаются и убираются в фюзеляж. Благодаря такому новшеству, вертолет сможет достичь скорость более 800 км/ч.
Однако, следует заметить, что разработка вертолетов Ка-90, Ка-92 и Ми-Х1 началась в ответ на иностранные проекты скоростных вертолетов.
Революционные решения в области аэродинамики вертолета:
Результаты исследовательских работ в области вертолетов нового поколения позволили сделать вывод, что уменьшение лобового сопротивления перспективного вертолета в сравнении с нынешними вертолетами возможно, если использовать следующие конструкционные решения:
- необходимо обеспечить плавность обводов носовой и центральной части фюзеляжа;
- отработать обводы обтекателей автомата перекоса, редуктора, капотов силовых установок и шасси;
- улучшить обтекание планера путем уменьшения площади «диффузорных» отрывов в хвостовой части фюзеляжа;
- использование бесшарнирного крепления лопастей;
- втулку НВ необходимо заключить в обтекатель;
- применить убирающиеся шасси;
- исключить потери на воздухозаборниках и выхлопных соплах ВСУ, вентиляции и других вспомогательных систем;
- обеспечить «гладкость» поверхности корпуса, исключив небольшие выступающие детали. Таким образом, исследование и разработка в области перспективных вертолетов нового поколения
являются крайне перспективными и внушают большое надежды. Список использованной литературы:
1. Моисеев В.С. Беспилотные вертолеты. Современное состояние и перспективы развития. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2019 596 с. ISBN 978-5-907130-86-9
2. Шунков, В. Н. Боевые вертолеты мира / В.Н. Шунков, В.В. Ликсо. - М.: Харвест, 2022. - 240 с.
3. Володко А.М. Основы летной эксплуатации вертолетов. Динамика полета-М.: Транспорт, 1986-263с.
© Крамаренко А.В., Панфилов А.А., 2024
УДК 614
Куликов С.В.
СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» г. Санкт-Петербург, РФ
ПРИМЕНЕНИЕ VR/AR-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
Исследование внедрения цифровых технологий показывает, что они способны улучшить образование и помочь организациям ДПО разработать конкретные шаги по трансформации работы.
Ключевые слова пожарная безопасность, цифровые технологии.
Kulikov S.V.
SPB GC DPO "UMC go and CHS" St. Petersburg, Russia
THE USE OF VR/AR TECHNOLOGIES FOR TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF FIRE SAFETY
Abstract
Research on the introduction of digital technologies shows that they can improve education and help organizations develop specific steps to transform their work.
Keywords fire safety, digital technologies.
В свете быстрого развития облачных вычислений, доступного высокоскоростного интернета, всеобщего использования умных цифровых инструментов, искусственного интеллекта и виртуальной реальности, достижение данной цели становится особенно актуальным. VR/AR- технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, и их влияние на образовательный процесс не может быть недооценен.
Виртуальная реальность (VR) - интерактивный мир, созданный современными компьютерными программами и воспринимаемый человеком через основные органы чувств. Дополненная реальность (AR) - это наделение физической реальности графическими объектами, трехмерной анимацией и звуковыми эффектами с использованием компьютерных возможностей. Путем накладывания виртуальных объектов на изображение окружающего пространства на экране различных устройств, компьютер в режиме реального времени создает дополнительные слои.
Важно понимать, что эта технология не заменяет настоящую среду, а лишь дополняет ее тем, чего на самом деле нет или недоступно в данный момент. Например, находясь в аудитории на занятии, мы можем находиться на пожаре с постоянно изменяющиеся обстановкой.
Применение VR/AR-технологий при обучении специалистов в области пожарной безопасности позволяет:
1. Сэкономить на оборудовании аудиторий.
2. Выполнять различные работы, связанные с угрозой жизни и здоровья без какого-либо риска.
3. Получать реальный опыт работы, находясь в помещении образовательного учреждения.
4. Имитировать наиболее распространенные ситуации, встречающиеся при работе в подразделениях МЧС России, максимально приближенно к реальности.
5. Разнообразить учебный процесс.
6. Развить мотивацию к обучению и более детальному изучению материала.
7. Повысить эффективность восприятия и усвоения материала.
Согласно «Атласу сквозных технологий цифровой экономики России» к технологиям виртуальной и дополненной реальностей [1] относятся:
- трекинговые устройства, датчики и сенсоры (Tracking devices);
- устройства точечного ввода (Point input device);
- биоконтроллеры (Bio-controllers);
- устройства голосового ввода (Voice input devices);
- аудиоустройства (Audio, aural devices);
- графические устройства (Graphics, visual devices);
- контактные устройства (Haptic devices);
- устройства для передачи вкуса и запаха (Smell and taste devices);
■ графическое ядро (Graphics engine);
■ технологии моделирования объектов (VR / AR modelling tools);
■ средства разработки (VR / AR development tools).
Применять VR/AR-технологии возможно при изучении пожарно- тактических и пожарно-профилактических дисциплин, таких как:
1. Пожарная тактика.
2. Пожарная техника.
3. Газодымозащитная служба.
4. Пожарная безопасность объектов защиты.
5. Судебная экспертиза.
В ходе проведения обучения особое внимание будет уделено более детальному изучению:
1. Оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на месте вызова.
2. Пожарно-технического вооружения, находящегося в подразделениях МЧС России, с возможностью разобрать каждое оборудование.
3. Отработки действий газодымозащитника, а также его работа в звене газодымозащитной службы.
4. Технологических процессов различных объектов инфраструктуры различных объектов Российской Федерации.
5. Различных вариантов местонахождения очагов пожара, а также их причины.
Таким образом, применение VR/AR-технологий в учебном процессе помогает максимально подготовить специалистов в области пожарной безопасности. Например, нет учебного заведения, где можно было бы практически отработать действия подразделения, прибывшего на тушение пожара РВС-10000, но если применить VR/AR- технологии, то можно в полной мере визуализировать этот пожар и приступить к его тушению, тем самым помочь обучающимся преодолеть барьер страха из-за не знания, как нужно действовать в данной ситуации, а также уменьшить время принятия решения.
Список использованной литературы:
1. Макушкин А.Г «Технологии цифровой экономики Российской Федерации» На основе материалов ЦК НП «Цифровая экономика РФ» ПО «Цифровая экономика» АО Гринатом.
© Куликов С.В., 2024