Научная статья на тему 'НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ С РАСШИРЕННЫМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ'

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ С РАСШИРЕННЫМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ГАЗОДЫМОЗАЩИТНАЯ СЛУЖБА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Пичугин Александр Иванович, Павлов Евгений Владимирович, Старцев Владимир Иванович, Коренкова Ольга Александровна, Навценя Николай Владимирович

В статье рассмотрены вопросы актуальности создания и производства современного многофункционального пожарного автомобиля, адаптированного к проведению комплекса пожарно-спасательных работ на примере инновационной модели пожарного автомобиля газодымозащитной службы многоцелевого (АГМ); представлены данные об основных параметрах модели АГМ 35-55-400, сформулированы выводы о ее эффективности для оснащения пожарно-спасательных гарнизонов ФПС МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Пичугин Александр Иванович, Павлов Евгений Владимирович, Старцев Владимир Иванович, Коренкова Ольга Александровна, Навценя Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW GENERATION OF CARS WITH ADVANCED FUNCTIONALITY. FIRE TRUCK OF THE GAS AND SMOKE PROTECTION SERVICE

The article considers the relevance issues of the modern multifunctional fire truck adapted to the complex of fire and rescue operations creation and production on the example of an innovative model of a multi-purpose gas and smoke protection service fire truck, presents data on the main parameters of the model, and draws conclusions about its effectiveness for equipping fire and rescue garrisons of the FFS of the EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ С РАСШИРЕННЫМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ»

/66 "Civil SecurityTechnology", Vol. 18, 2021, No. 3 (69) УДК 614.846

Safety in emergencies

Новое поколение автомобилей с расширенными функциональными возможностями. Пожарный автомобиль газодымозащитной службы

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

А.И. Пичугин, Е.В. Павлов, В.И. Старцев, О.А. Коренкова, Н.В. Навценя, В.И. Логинов, Д.Г. Мичудо, С.А. Котов, О.Ю. Сланчак

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы актуальности создания и производства современного многофункционального пожарного автомобиля, адаптированного к проведению комплекса пожарно-спасательных работ на примере инновационной модели пожарного автомобиля газодымозащитной службы многоцелевого (АГМ); представлены данные об основных параметрах модели АГМ 35-55-400, сформулированы выводы о ее эффективности для оснащения пожарно-спасательных гарнизонов ФПС МЧС России.

Ключевые слова: пожарный автомобиль; инновационная модель; газодымозащитная служба; многофункциональность; целевая адаптация.

New Generation of Cars with Advanced Functionality. Fire Truck of the Gas and Smoke Protection Service

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

A. Pichugin, E. Pavlov, V. Startsev, O. Korenkovа, N. Navtsenya, V. Loginov, D. Michudо, S. Kotov, O. Slanchak

Abstact

The article considers the relevance issues of the modern multifunctional fire truck adapted to the complex of fire and rescue operations creation and production on the example of an innovative model of a multi-purpose gas and smoke protection service fire truck, presents data on the main parameters of the model, and draws conclusions about its effectiveness for equipping fire and rescue garrisons of the FFS of the EMERCOM of Russia.

Key words: fire truck; innovative model; gas and smoke protection service; multifunctionality; target adaptation.

22.04.2021

В тактико-техническом отношении любая продукция, в том числе и пожарный автомобиль (ПА), должна отвечать своему функциональному назначению, иметь требуемую номенклатуру показателей и их значения (мощность, скорость, энерговооруженность, масса и т.п.), обладая при этом необходимой надежностью и конкурентоспособной ценой,— показателями, определяющими качество изделия.

В условиях рынка максимальный (эксклюзивный) уровень потребительских свойств производимых изделий — это не всегда то, что нужно и важно для потребителя, особенно при их высокой стоимости, ограниченной частоте и области применения.

В то же время применение устаревших, хотя и более дешевых компонентов для ПА, — это тупиковый путь, не позволяющий модернизировать автомобильный парк [1].

Данные по накопленному зарубежному опыту [2], определяющие наиболее существенные критерии качества в условиях рыночного производства, содержат: соответствие регламенту или стандарту; соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов;

степень точности соблюдения производственных процессов;

соответствие качества требованиям потребителей; соответствие качества платежеспособному спросу. При этом разработчик и производитель должны уметь определять оптимальный набор потребительских свойств изделия с установлением приемлемой для потребителя цены.

Ведущая роль в этой работе (с учетом целевых программ (направлений) развития продукции) принадлежит заказчику [3]; в данном случае для пожарных автомобилей — МЧС России, основному заказчику и потребителю пожарно-технической продукции. При участии научных подразделений министерства совместно с производителями создается значительная номенклатура пожарно-технической продукции.

По словам одного из руководителей МЧС России, «реализация приоритета по оснащению подразделений МЧС России современными образцами техники и оборудования с учетом инновационных технологий обеспечивается научно-технической деятельностью, а также активным внедрением в практику предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации полученных результатов» [4].

В Указе Президента Российской Федерации от 01.01.2018 № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года» среди комплекса направлений деятельности важное место занимают положения, касающиеся повышения эффективности деятельности подразделений пожарно-спасательных гарнизонов по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также внедрению современных образцов пожарно-спасательной продукции в целях оперативности реагирования этих подразделений и эффективности их функционирования.

Исходя из этого, в настоящее время создание производства инновационной и высокотехнологичной продукции является определяющим фактором при формировании технической политики в области производства техники для проведения пожарно-спасательных работ.

Можно выделить ряд общих направлений работ по повышению эффективности проведения пожарно-спасательных работ с использованием мобильных средств тушения — пожарных автомобилей:

1. Реализация концепции «быстрого реагирования».

2. Повышение эффективности примененных огне-тушащих веществ, в том числе за счет их комбинации, совершенствования способов подачи при тушении.

3. Применение узкоадресной (адаптивной) функционально ориентированной модели оперативного использования нового поколения ПА различного назначения.

4. Применение и создание специальных шасси для использования при проектировании и производстве ПА различного назначения, адаптированных к условиям эксплуатации.

5. Создание и применение гибридных пожарных автомобилей с многофункциональными тактико-техническими показателями.

Одним из важных направлений совершенствования структуры парка ПА является пополнение его автомобилями с многофункциональными свойствами.

Данная тенденция поддерживается известными мировыми производителями ПА, а также отечественными изготовителями ПА, которые представляют свою продукцию во время проведения ежегодных выставок по безопасности, таких как Международный салон «Комплексная безопасность».

Создание таких ПА соответствует проекту Концепции развития пожарно-спасательной техники на период до 2030 года, разработанному специалистами ФГБУ ВНИИПО МЧС России [5].

Главной оперативно-тактической задачей личного состава пожарной охраны при проведении пожарно-спасательных работ является спасение людей в случае угрозы их жизни, локализация и ликвидация пожара с учетом наличия имеющейся пожарной техники. Ведущая роль в этом отводится мобильной пожарно-спасательной технике — пожарным автомобилям основным (ОПА) и специальным (СПА).

Пожарные автомобили не относятся к той промышленной продукции, которая подвержена ежегодным кардинальным изменениям — модернизации; ее развитие и совершенствование направлено в первую очередь на повышение качественного уровня. Тем не менее, при определении концепции развития типажа пожарных автомобилей большое внимание уделяется созданию новых типов и моделей ПА, базирующихся на использовании принципа многофункциональности при проведении пожарно-спасательных работ и целевой адаптации. К таким новым типам мобильной пожарной техники можно отнести пожарный автомобиль газоды-мозащитной службы многоцелевой (АГМ) с гибридными свойствами целого ряда других типов специальных ПА, таких как автомобили связи и освещения (АСО),

дымоудаления (АД), базы газодымозащитной службы (АБГ).

На смену господствующей многие годы в СССР и России конца прошлого века безадресной концепции, предусматривающей производство однотипных монофункциональных моделей, пришла концепция многофункциональности ПА, что и было отражено в действующих на тот период «типажах пожарных автомобилей». Концепция многофункциональности была разработана в конце прошлого века одновременно в нескольких странах, перешла в тенденцию и принята сегодня как изготовителями, так и потребителями пожарных автомобилей [5, 6, 7].

На рис. 1 представлены структурные схемы создания некоторых типов многофункциональных ПА нецелевого назначения.

а) объединение функционального назначения АЦ и АСА в АПС

б) объединение функционального назначения АЦ и АНР в ПАНРК

в) объединение функционального назначения АЦ, АЛ и АПК в АЦЛ, АЦПК, АЛЦ, АПКЦ

г) объединение функционального назначения АЛ и АПК в ТПЛ

Рис. 1. Структурная схема создания многофункциональных ПА по целевому направлению: повышение эффективности проведения пожарно-спасательных работ Условные обозначения: АЦ — пожарная автоцистерна; АСА — пожарный аварийно-спасательный автомобиль; АПС — пожарно-спасательный автомобиль; АНР — пожарный автомобиль насосно-рукавный; ПАНРК — пожарный автомобиль комбинированный; АЛ — пожарная автолестница; АПК — пожарный автоподъемник; АЦЛ — пожарная автоцистерна с лестницей; АЦПК — пожарная автоцистерна с подъемником; АЛЦ — пожарная автолестница с цистерной; АПКЦ — пожарный автоподъемник с цистерной; ТПЛ — пожарный телескопический автоподъемник с лестницей.

Кроме того, в новых условиях все более актуальной и значимой становится целевая адаптивная концепция, характерная для групп ПА специального применения [8].

Целевая адаптивность является узкоадресной функционально ориентированной моделью оперативного использования ПА при проведении пожарно-спасательных работ в условиях заданных особых ситуаций, например, для эксплуатации в крупных городских поселениях, северных районах, аэропортах и т. п.

Исключительное многообразие защищаемых пожарно-спасательной службой объектов на территории страны, состояние дорожной сети, климатические факторы подтверждают актуальность целевой эффективности ПА, т.е. приспособленности к достаточно широкому диапазону условий оперативного использования.

Концепция создания многофункциональной (гибридной) пожарно-спасательной техники нового поколения была изложена специалистами ФГБУ ВНИИПО МЧС России в 2018 г. на Научно-практическом семинаре «Пути развития пожарно-спасательной техники в Российской Федерации».

На рис. 2 представлена структурная схема создания автомобиля газодымозащитной службы многоцелевого (АГМ).

По результатам выполненных в 2019 году специалистами ВНИИПО исследований МЧС России заключило с производителем специальной техники ООО ТПП «Пеленг» договор о создании опытного образца пожарного автомобиля газодымозащитной службы многоцелевого АГМ 35-50-400 на базе шасси IVECO-AMT. Ниже представлена краткая информация об этой модели АГ.

АГМ предназначен для оперативного реагирования при проведении пожарно-спасательных работ в городских условиях эксплуатации:

доставка к месту проведения пожарно-спасательных работ личного состава газодымозащитной службы (2-х звеньев) (ГДЗС), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ);

обеспечение связи с центральным пунктом связи, боевыми участками и тылом;

освещение места пожара (аварии); удаление дыма из помещений; обеспечение электроэнергией при пожаре (аварии) вывозимого электрооборудования: электроинструмента, дымососов, прожекторов и др.; зарядка баллонов СИЗОД;

зарядка и техническое обслуживание дыхательных аппаратов со сжатым воздухом (ДАСВ);

тушение пожаров и создание заградительных полос пеной высокой кратности при подаче раствора пенообразователя в дымососы от пожарных автоцистерн.

По целевому назначению и функциональным возможностям АГМ объединяет тактико-технические параметры четырех специальных ПА: газодымозащитной службы (АГ); связи и освещения (АСО); дымоудаления (АД); базы газодымозащитной службы (АБГ).

Входящий в состав АГМ комплекс беспилотной системы подъема оборудования (БСПО) с управлением операторами предназначен для:

Рис. 2. Структурная схема создания новой модели пожарного автомобиля газодымозащитной службы многоцелевого

(АГМ)

дистанционного осмотра с воздуха территорий, зданий, сооружений и иных объектов, обнаружения очагов пожаров и других объектов ЧС в месте применения АГМ;

ведения видеонаблюдения за выявленными объектами и передачи видеоинформации в режиме реального времени;

определения расположения предметов, различающихся по температуре поверхности, и передачи показаний тепловизора.

Основные технические характеристики АГМ: полная масса изделия, кг — не более 14950, допустимая масса — 15700;

шасси — 1'УгЕСО-АМТ MLCИ50E28W; тип двигателя, мощность, кВт — дизельный, не менее 205;

экологический класс — 5;

вместимость топливного бака, л — не менее 210.

Габаритные размеры, мм, не более:

длина — 9600;

ширина — 2550;

высота — 3450.

Максимальная скорость по шоссе, км/ч — не менее 90.

Личный состав расчета (экипажа) с водителем, человек — 9.

В кузове АГМ предусмотрены раздельные отсеки:

а) пассажирский для:

размещения мест боевого расчета при движении АГМ;

радиста-телефониста с соответствующим оборудованием и аппаратурой;

оператора с постом управления комплексом БСПО;

б) грузовой отсек для: компрессорной установки; зарядки баллонов;

рабочего места и стола для работы по обслуживанию дыхательных аппаратов.

Для доступа в грузовой отсек в задней части кузова предусмотрены откидные двери, одна из которых используется в виде лестницы, другая — как навес для защиты от осадков.

Электронная система управления (ЭСУ) с приводом генератора от двигателя шасси на источнике питания имеет устройство постоянного контроля изоляции, а приемники электроэнергии подключаются к питанию через устройство защитного отключения.

Для освещения мест проведения пожарно-спаса-тельных работ АГМ оборудован телескопической мачтой с дистанционным приводом.

В кабине водителя установлена спутниковая навигационная система. Система климат-контроля с кондиционером и отопителем обеспечивает рабочий режим работы: от плюс 15 до 25 °С, при внешнем диапазоне температур: от минус 40 до плюс 40 °С.

АГМ создан с использованием современного дизайна на ПА и требований эргономики, соответствует популярной в автомобилестроении философии системного дизайна [1], когда все элементы конструкции стремятся к выражению общей идеи. Для АГМ это обеспечение высшей эффективности и безопасности на этапах оперативного использования при выполнении целевых пожарно-спасательных работ.

В конце 2020 года успешно проведены приемочные испытания АГМ, которые были затем переданы на опытную эксплуатации в подразделения МЧС России.

Выводы

1. Создание АГМ соответствует концепции развития и внедрения современных образцов пожарно-спасательной продукции в целях повышения оперативности реагирования и эффективности функционирования подразделений пожарно-спасательных гарнизонов МЧС России.

2. Введение в эксплуатацию АГМ для проведения пожарно-спасательных работ в крупных городах и на критически важных объектах позволит повысить их эффективность за счет многофункционального назначения, энерговооруженности, технического оснащения и целевого применения.

Литература

1. Пивоваров В. В., Яковенко Ю. Ф. Амстердам, Ганновер, Москва // Пожарное дело. 2006. № 8. С. 42-44.

2. Копылов Н. П. Вопросы совершенствования пожарно-спасательной техники // Проблемы разработки, производства, повышения качества и конкурентоспособности аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения: Материалы совещания с участием руководства подразделений-заказчиков МЧС России и ведущих разработчиков и производителей пожарно-спасательной техники. М.: ВНИИПО, 2005.С. 26-46.

3. ГОСТ Р 15.301-2016. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство. М.: Стандартинформ, 2016. 12 с.

4. Тактические приемы, схемы боевого развертывания и нормативы применения современных образцов пожарно-спасательной техники: Практич. пособ. / Под ред. А. П. Чуприяна. М.: Академия ГПС МЧС России, 2013. 312 с.

5. Логинов В. И., Навценя Н. В., Яковенко К. Ю. Концепция развития пожарно-спасательной техники на период до 2030 года // Пожарная безопасность. 2019. № 1. С. 85-91.

6. The Word Encyclopedia of FIRE EVGINES &Fire Fighter NEIL WALLINGTON, 2009, 256 p.

7. Neit Wallington Vinibijbel Brandweer wagens, Veltma Uitgevers, 2013, 256 p.

8. Логинов В. И., Навценя Н. В., Яковенко К. Ю., Пичугин А. И., Ртищев С. М., Старцев В. И., Мичудо Д. Г., Козырев В. Н. Разработка насосно-рукавных комплексов нового поколения // Пожарная безопасность. 2019. № 2. С. 24-28.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пичугин Александр Иванович: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, нач. отд.

143903, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12.

e-mail: [email protected] SPIN-код: 6980-6155.

Павлов Евгений Владимирович: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, зам. нач. института.

143903, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12.

e-mail: [email protected] SPIN-код: 7519-0588.

Старцев Владимир Иванович: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, зам. нач. отд.

143903, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12.

e-mail: [email protected] SPIN-код: 9292-4280.

Коренкова Ольга Александровна: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, с. н. с.

143903, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12.

e-mail: [email protected] SPIN-код: 7842-4558.

Навценя Николай Владимирович: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, с. н. с.

143903, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12.

e-mail: [email protected] SPIN-код: 1723-3452.

Логинов Владимир Иванович: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, в. н. с.

143903, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12.

e-mail: [email protected] SPIN-код: 8041-1886.

Мичудо Дмитрий Генрихович: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, с. н. с.

143903, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12.

e-mail: [email protected] SPIN-код: 8835-2656.

Котов Сергей Анатольевич: торговый дом «Пеленг», директор.

603000, Россия, Нижний Новгород, ул. Воровского, 22. e-mail: [email protected]

Сланчак Оксана Юрьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]

Information about authors

Pichugin Alexander I.: All-Russian Research Institute of Fire Protection, Head of Department.

12, mkr. VNIIPO, Balashikha, Moscow Region, 143903, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 6980-6155.

Pavlov Evgeny V.: All-Russian Research Institute of Fire

Protection, Deputy Head of the Institute.

12, mkr. VNIIPO, Balashikha, Moscow Region, 143903, Russia.

e-mail: [email protected]

SPIN-scientific: 7519-0588.

Startsev Vladimir I.: All-Russian Research Institute of Fire

Protection, Deputy Head of Department.

12, mkr. VNIIPO, Balashikha, Moscow Region, 143903, Russia.

e-mail: [email protected]

SPIN-scientific: 9292-4280.

Korenkova Olga A.: All-Russian Research Institute of Fire Protection, Senior Researcher.

12, mkr. VNIIPO, Balashikha, Moscow Region, 143903, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 7842-4558.

Navtsenya Nikolay V.: All-Russian Research Institute of Fire Protection, Senior Researcher.

12, mkr. VNIIPO, Balashikha, Moscow Region, 143903, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 1723-3452.

Loginov Vladimir I.: All-Russian Research Institute of Fire Protection, Leading Researcher.

12, mkr. VNIIPO, Balashikha, Moscow Region, 143903, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 8041-1886.

Michudо, Dmitry G.: All-Russian Research Institute of Fire Protection, Senior Researcher.

12, mkr. VNIIPO, Balashikha, Moscow Region, 143903, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 8835-2656.

Kotov Sergey A.: Trading House "Peleng", director. 22, Vorovsky str., Nizhny Novgorod, 603000, Russia. e-mail: [email protected]

Slanchak Oksana Yu.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.