Научная статья на тему 'Применение технологии «Образ и мысль» в реализации образовательного процесса в рамках ФГОС НОО'

Применение технологии «Образ и мысль» в реализации образовательного процесса в рамках ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология «Образ и мысль» / стратегии визуального мышления / ФГОС / универсальные учебные действия / educational technology "image and thought" / visual thinking strategies / gef / universal educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева Анна Эмильевна

В данной статье рассмотрены возможности применения педагогической технологии «Образ и мысль» в организации образовательного процесса в начальной школе для обеспечения качественного развития компетенций обучающихся, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF "IMAGE AND THOUGHT" TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS INTRODUCTION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FSEC NOU

The possibilities of educational technology "image and thought" using in the organization of the educational process in the primary school for ensuring the qualitative development of students’ competencies indicated by the Federal State Educational Standard of basic general education are examined in this article

Текст научной работы на тему «Применение технологии «Образ и мысль» в реализации образовательного процесса в рамках ФГОС НОО»

УДК 372.87 (075)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ОБРАЗ И МЫСЛЬ» В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ФГОС НОО

Мезенцева Анна Эмильевна.

г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 130 имени академика М. А. Лаврентьева», учитель начальных классов высшей квалификационной категории, fanny-ann@mail. ru.

Аннотация. В данной статье рассмотрены возможности применения педагогической технологии «Образ и мысль» в организации образовательного процесса в начальной школе для обеспечения качественного развития компетенций обучающихся, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Ключевые слова: педагогическая технология «Образ и мысль», стратегии визуального мышления, ФГОС, универсальные учебные действия.

APPLICATION OF "IMAGE AND THOUGHT" TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS INTRODUCTION WITHIN THE FRAMEWORK

OF THE FSEC NOU

Mezentseva Anna.

Novosibirsk, Municipal budgetary educational establishment of Novosibirsk city "Lyceum №130 named after academician M.A. Lavrentiev", teacher of primary classes of the highest qualification category, [email protected].

Abstract. The possibilities of educational technology "image and thought" using in the organization of the educational process in the primary school for ensuring the qualitative development of students' competencies indicated by the Federal State Educational Standard of basic general education are examined in this article.

Key words: educational technology "image and thought", visual thinking strategies, gef, universal educational activities.

На основе теории стадий эстетического развития А. Хаузен была создана образовательная программа «Стратегии визуального мышления (VTS)», адаптированная к российским условиям как программа «Образ и мысль». Ключевым положением программы VTS стали слова: «Познание происходит за счёт способности понимать, а простое накопление фактов не приводит к истинному знанию» [Цит. по 2, с. 54].

Авторами С.К. Тивиковой, И.И. Бондаревой ранее рассмотрены возможности применения педагогической технологии «Образ и мысль» в реализации внеурочной деятельности на основе требований Федерального

государственного образовательного стандарта. Принимая во внимание мнение авторов, что в основе рассматриваемой технологии лежат идеи формирования «самостоятельной, творчески, критически мыслящей личности, способной брать ответственность за свои взгляды, откликаться на «открытые» вопросы, не имеющие очевидного, правильного ответа; личности, умеющей понять точку зрения других ... готовой к поиску решения проблем, исходя из множественности точек зрения» [1, с. 53-54], мы считаем очевидной возможность более широкого использования данной педагогической технологии в образовательном процессе.

Ядром технологии является стратегия специальных вопросов «открытого характера», не имеющих однозначно правильного ответа, что требует от учителя качественной подготовки к уроку, продумывания специальной цепочки вопросов, ведущей к планируемому результату, а также глубокой внутренней работы, направленной на умение принимать любые ответы детей, не настраиваясь на запланированный. В этом случае использование техники «Парафраз» (повторения высказывания ученика, которое подчёркивает установку учителя на признание и равноценность каждого высказанного суждения) формирует ценность каждого мнения обучающихся. Учитель в данном случае выступает в роли посредника (фасилитатора), т.е. человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию.

Область применения элементов данной технологии, на наш взгляд, достаточно широка, так как обсуждение любого теоретического вопроса можно начинать не с рассказа, беседы или лекции о произведении, картине, природном явлении, историческом событии, а с предложения всмотреться в незнакомую картину, схему, вчитаться в незнакомое правило или вспомнить прочитанное дома произведение и высказать своё мнение об увиденном, услышанном или прочитанном. Такая педагогическая подача, безусловно, стимулирует мыслительные процессы и желание сформировать персональную точку зрения обучающегося, что является очень ценным в формировании его личностных компетенций.

На наш взгляд, применение технологии «Образ и мысль» в образовательном процессе позволяет развивать речь и коммуникативные способности, уверенность в себе, способность действовать в команде и отстаивать свою точку зрения, вести диалог, а также актуальное личностное качество - толерантность.

Технология позволяет по-новому решать целый ряд педагогических задач: актуализировать уже имеющиеся у ученика знания, сформировать умение анализировать свой личный опыт и использовать его, освободить мысли ученика и побудить его к высказыванию своих идей.

Практика показывает, что технология имеет и безусловный психотерапевтический эффект, может выполнять диагностическую функцию -выявление проблемных зон и зон развития, обучающихся и коллектива.

На наш взгляд, широкие возможности для применения технологии «Образ и мысль» предоставляют в первую очередь уроки литературного чтения. Специальные приёмы дают возможность организовать групповую дискуссию

таким образом, что каждый обучающийся ощущает причастность к общему делу. В этом случае возникает состояние доверия, раскрепощённости, открытости, уважения к персональному мнению в сочетании с умением и желанием увидеть и услышать другого.

При подготовке методического материала и в процессе внедрения рассматриваемой технологии важно сопровождение перехода обучающихся от визуального восприятия к мыслительным операциям (анализу и синтезу). Это обеспечивается постепенным и последовательным включением вопросов:

- «Что вы видите на этой картине?».

- «Что происходит на этой картине».

- «А что ты тут видишь такое, что позволяет тебе это сказать?» (вопрос побуждает детей искать аргументы в защиту своего мнения. Позиция педагога: подавление желания исправить точку зрения ребенка).

- «Кто этот человек? Что ещё мы можем сказать об этом человеке? Кто эти люди?».

- «Где это происходит? Что ещё мы можем сказать о том месте, где это происходит?».

- «Что?», «Кто?» «Где?» в связке (перефразируя ответы и задавая уточняющие вопросы).

- «Когда это происходит?».

В результате широкого применения приёмов рассматриваемой технологии на уроках у обучающихся появляется неподдельный и искренний интерес к учебному материалу, глубокие и умные вопросы, а также формируется умение вести свободную дискуссию, открыто и эмоционально высказываться, не испытывая страха публичных выступлений.

Таким образом, можно констатировать, что применение педагогической технологии «Образ и мысль» в образовательном процессе позволяет позитивно воздействовать на личность ребёнка, развивать творческое мышление, воображение, толерантность и коллективизм.

Развивая самостоятельность суждений, свободную и точную речь, умения слушать и слышать, совершенствуя мыслительные процессы, педагог способствует формированию универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательной направленности, коммуникативных) как совокупности способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Библиографический список:

1. Музей и школа в образовательном пространстве. Выпуск 2: «Образ и мысль» / Сб. статей.

- СПб [б.и.], 1997. - С. 53-54.

2. Мурзина ИЯ. Технология «Образ и мысль» в преподавании гуманитарных дисциплин // Человек в мире культуры. - 2015. - №4. - С.50-60.

3. Тивикова КС., Бондарева И.И Программа внеурочной деятельности «Образ и мысль» (сертифицирована НМЭС ГОУ ДПО НИРО и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области). - 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.