УДК 373.3
Radachinskaya E.S., postgraduate student (3d year), KSU (Kostroma, Russia), E-mail: radachinska@mail.ru
THE FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES BY MEANS OF ART THERAPY. Forming a cognitive activity of younger students is one of the urgent problems of psychology and pedagogy of the first stage of school education. The question What and how should I do to make a child want to learn? in primary school teachers' minds has been worrying them for a long time. At the same time, daily pedagogical practice proves that the learning process is much more effective and higher educational results are achieved when the child shows conscious cognitive activity. In modern primary school, according to the Federal state educational standard of primary General education (GEF NOO), training can be organized within the framework of the term and extracurricular activities [1], [2]. In the article the author considers use of art therapy methods in extracurricular activities in primary school in order to form the cognitive activity of younger students, provides a comparative analysis of the correspondence of the directions of extracurricular activities, given the GEF, directions of art therapy.
Key words: extracurricular activities, cognitive activity, art therapy, junior student.
Э.С. Радачинская, аспирант 3-го курса КГУ, г. Кострома, E-mail: radachinska@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Формирование познавательной активности младших школьников - одна из актуальных проблем психологии и педагогики первого этапа школьного обучения. Вопрос «что и как надо сделать, чтобы ребёнок хотел учиться?» волнует учителей начальной школы очень давно. При этом ежедневная педагогическая практика доказывает, что процесс обучения проходит значительно эффективнее и достигаются более высокие образовательные результаты тогда, когда обучающийся проявляет осознанную познавательную активность. В современной начальной школе, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), обучение может быть организовано в рамках урочной и внеурочной деятельности [1; 2]. В предлагаемой статье автор рассматривает вопросы применения методов арт-терапии во внеурочной деятельности в начальной школе с целью формирования познавательной активности младших школьников, приводит сравнительный анализ соответствия направлений внеурочной деятельности, заданных ФГОС, направлениям арт-терапии.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, познавательная активность, арт-терапия, младший школьник.
Прежде всего, мы раскроем понятие познавательной активности. Познавательная активность - это очень сложное качество личности школьника, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание), объективных (окружающие условия, личность учителя, приёмы и методы преподавания).
Наиболее обобщённо и полно понимание познавательной активности отражено в определении, данном ПИ. Щукиной: «Познавательная активность - личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе. Она характеризуется: поисковой направленностью в учении; познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников как в учении, так и во внеучебной деятельности; эмоциональным подъёмом, благополучием протекания деятельности» [3, с. 40].
В качестве общих показателей познавательной активности обучающегося мы выделяем следующие:
концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (любой учитель распознаёт заинтересованность класса по «внимательной тишине»), сосредоточенность;
школьник по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний, стремится участвовать в дискуссии, узнать больше;
при преодолении затруднений в деятельности возникают положительные эмоциональные переживания (заинтересованные жесты, мимика).
Диагностику уровня познавательной активности школьников можно провести по методике, предложенной ПИ. Щукиной и Т.И. Шамовой (таблица 1).
Эту таблицу учителю начальных классов удобно применять для сравнения уровня познавательной активности обучающихся в начале и в конце учебного
года. Кроме того, из таблицы видно, что высокий уровень познавательной активности называют творческим. Нам близка эта позиция, мы также связываем высокий уровень познавательной активности с развитием творческих способностей обучающегося.
Анализ практического опыта и научной литературы подтверждает наш тезис о повышении интереса педагогов и психологов к роли творчества, особенно - искусства в образовательном процессе, так как именно в искусстве наиболее полно и последовательно проявляются творческие возможности человека. Придавая огромное значение формированию личности посредством искусства, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.С. Каган, Б.М. Неменский, М.М. Бахтин отмечали, что приобщение ребёнка к миру прекрасного, «погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал» [4].
В связи с вышесказанным, особый интерес для нас представляет педагогическое направление арт-терапии как возможности решения ряда проблем, в том числе - формирования познавательной активности младших школьников через искусство. Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность и рассчитано как на потенциально здоровую личность, так и на личность с особенностями в развитии.
Использование арт-терапии в образовании в качестве эффективного развивающего средства изложено в трудах Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т. А. Добровольской, Л.Д. Лебедевой, А.В. Сизова. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт-терапия не имеет противопоказаний. Например, Л.Д. Лебедева пишет о том, что любой человек, независимо от культурного опыта и художественных способностей, может быть участником арт-терапевтического процесса. При этом Л.Д. Лебедева также рассматривает арт-терапию как педагогическую технологию [5].
Таблица 1
Уровни познавательной активности Психолого-педагогические особенности обучающихся
Нулевой уровень Обучающийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе.
Низкий уровень Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, владеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у обучающихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».
Средний уровень Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, владеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Высокий уровень (творческий) Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
Диагностика уровня познавательной активности
Нас, прежде всего, интересует место арт-терапии во внеурочной деятельности и её возможности для развития познавательной активности младшего школьника. Поэтому в данной статье мы рассмотрим применение элементов арт-терапии только во внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью мы понимаем комплекс различных видов и форм деятельности, в которую обучающиеся включаются в свободное от уроков время. Цели внеурочной деятельности связаны с удовлетворением, развитием интересов и потребностей обучающихся, освоением ими социально значимого опыта, обеспечением заказа родителей на образовательные услуги [6].
Младшие школьники во внеурочной деятельности обычно социально более активны, высказывают своё мнение, имеют большой потенциал познавательных и интеллектуальных возможностей. В то же время их желания переменчивы, интересы не устойчивы, они иногда затрудняются в выборе содержания и форм внеурочных занятий.
Основные требования к организации внеурочной деятельности школьников прописаны в ФГОС. Среди них:
внеурочная деятельность включается образовательной организацией в вариативную часть учебного плана и на неё отводится до 10 часов учебного времени в неделю;
образовательная организация сама решает, под какие виды внеурочной деятельности необходимо выделитьэти часы;
часы, отводимые образовательной организацией на внеурочную деятельность, расходуются по желанию родителей и учащихся;
аудиторных занятий не должно быть более
50%;
все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на достижение метапредметных и личностных результатов (УУД).
Важным требованием внеурочной деятельности является реализация пяти обязательных направлений развития обучающихся:
- спортивно-оздоровительное (решает задачи сохранения и укрепления здоровья ребёнка, повышение его мотивации к занятиям физической культурой и спортом);
- духовно-нравственное (акцент делается на гуманистических ценностях, этических чувствах, эстетических потребностях, доброжелательности);
- социальное (направлено на адаптацию младшего школьника в динамично меняющемся мире, развитием готовности успешно решать возникающие жизненные ситуации);
- общеинтеллектуальное (предусматривает владение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификацией по родовидовым признакам, установлением причинно-следственных связей и аналогий, отнесением к известным понятиям, построением рассуждений);
- общекультурное (направлено на формирование целостного взгляда на мир в органичном разнообразии и единстве пр ироды,культур,народовирели-гий) [7].
Как отмечают А.М. Соломатин, РГ Чуракова.всрэкинаправленан ресно связаны друг с другом. Некоторые из них порой даже трудно различить (например, духовно-нравственное и общекультурное разнвтлеуВмдсте стам рнувль делены, зафиксированы в ФГОС и являются обязательными для исполнения [8].
Проанализируем, как направления внеурочрой отяевльлосли, з-дунднена федеральном уровне и являющиеся обязательными для выполнения, соотносятся с арт-терапевтическими методами. Так, например, В. Н.Нлкиридвыддляет следующие направления арт-терапевтической деятельности [9]:
1. Терапия визуально-пластическими художелььненнымдсре&ктьл/ш: терапия рисунком, глина-терапия, маска-терапия (грим, маски), фототерапия.
2. Драматерапия: психодрама, драматерапия, социодрама, символодра-ма, пластикодрама.
3. Музыкальная терапия: терапия музыкой и голосовая терапия.
4. Танцевально-двигательная терапия.
5. Сказкотерапия.
Представим соотношение направлений арт-терапии с направлениями внеурочной деятельности, заданными ФГОС НОО, в виде таблицы 2.
Из таблицы видно, что направления или методы арт-терапии при реализации их во внеурочной деятельности могут одновременно закрывать несколько обязательных направлений, заданных ФГОС на федеральном уровне, даже при одном часе в неделю.
Рассмотрим далее конкретные особенности формирования познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности. В той деятельности, которая даёт возможность учителю решать важные психолого-педагогические проблемы, прежде всего - личностного характера школьника.
Мы приняли решение взять за основу уже готовую авторскую программу «Музей в твоём классе» и на основании этой программы показать, как формировать познавательную активность обучающегося во внеурочной деятельности, привлекая методы арт-терапии (рис. 1).
Рис.1.Программа«Музейвтвоём классе»
При этом наш выбор не был случаен. Здесь мы дополнительно руковод-ствовалисьите м, но, на пример, И.Э. Гренвальд в ыделяет два эффективных направления современной арт-терапии в плане проявления в ней активности оамоточиловенныЭто иотользованиеужвготаеых произиевениВмизлнантов, художников, скульпторов и самостоятельное творчество участников процесса арт-тенапчи.
Программа «Музей в твоём классе» содержит мощный арт-терапевтиче-вкийеотвнцгал.Автовыплиграммывитса вневоечной дегтеиьноаеи «Музейг твоём классе» - Н.А. Чуракова и Н.М. Лаврова [7]. В программе к курсу авторы вооотвеисовчи«Эрдеяыль«ыгр ночматинвоипыатхвылиянеботыичялтпытпт-сывают цели, общую характеристику курса, планируемые результаты освоения, соооржлниык««са с фо.х еотлза.и ивидевдоятeлтчocыв,дбыт
примерное тематическое планирование по классам.
иесвГти «ле «читеевнчиоены с«яячттр« посоевя, кик гоии-виться к занятию, цель занятий, сведения о картинах и дополнительные сведения
Tлблиххы
Соотноше ниeиaпэбвлтниИаpт-те еа«^и cнытpaвлeниэмивнлфpачтo й ыeявьлитocеи
Направления арт-терапевтической деятельности Hгпэкбпeнu¡ыенeнpoэнглMиrоeпь новто Часов лнн¡eлю
Спортивно-оздорови-а7бньнлз Духовно-н^нсттенные Соеиальнов ибщетул ьеурное
Терапия визуально-пластическими художественными средствами) н + + 1
Драматерапия + н я 1
Музыкальная терапия + + + 1
Танцевально-двигательная терапия + + 1
Сказкотерапия + + 1
для учителя о каждом художнике, указаны инструменты, необходимые для занятий (лупа, рамки). Кроме того, дана информация о том, в каких музеях сегодня находятся подлинники картин, что является важным элементом, может вызвать и вызывает у детей желание посетить эти музеи, увидеть картины и, как следствие, способствовать формированию познавательной активности.
Здесь важно отметить, что курс «Музей в твоем классе» существует не только в бумажном виде, но и в электронном. Возможности электронного варианта для практического применения ещё шире. Работа с электронной формой может быть организована как фронтально, так и индивидуально. Как показывает практика, электронная форма курса сама по себе уже вызывает больший познавательный интерес и активность младших школьников [10].
Авторы предлагают нам работать над картиной по двум предметным областям: развитие речи и изобразительное искусство, мировая художественная культура. Для нашей цели (формирования познавательной активности) вопросы актуальны по каждой предметной области. Рассмотрим особенности работы в рамках курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» на примере одной из картин.
Михаил Нестеров «Три старца».
Приведём пример вопросов, предлагаемых для работы над картиной М. Нестерова «Три старца» в 1-2 классах начальной школы (рис. 2).
Рис. 2.1-2 классы. Вопросы для занятий по развитию речи
Общие вопросы
Как вы думаете, почему художник назвал картину «Три старца», а не «Три старика»?Есть ли разница в значени яхслов«старик»и«старец»?С вашейточки зрения, каким из этих слов называют пожилого человека, а каким - человека с Оолошим опатор дкввногваНщенсяс Богос,людьмернриродой? (Старцами называли пожилых, как правило, монахов, которые пользовались большим ува-квнеим о«руж?ющих и тадиамлиьь наставннчеатдос паслушн«кор, индк»в,ие-рян. Так же называли и отшельников.)
»сть си схюдстно в том, кдк овитортдроы? Этоплоттахи недорагаисде-жда или нарядная и недешёвая? Кто так одевался: крестьяне, монахи? (Простые длинштпалыдадыждыаввеитсрны дая мохахов). Какаьиобсы?3»теселр вд, что тгоаыат^ (ОСаь.олененнзя на льта - во.трданв.йСонвагаетикеры деревьев). Что такое онучи? (Куски плотной материи, которые навертывались на ноги вместе нсакшвпринашенши лапиейшлт еспрг).Сйу«а«н° лрвтаоцы вюреси-лись или они давно знают друг друга? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на анмогнась ькаае снох (Си зао дшугш др,гу ндче м ом
Библиографическийсписок
сидят: прямо на земле? Вы сможете об этом судить, если внимательно посмотрите, на чем сидит старец, у которого нет шапки (на пеньке). Что старцы делают на этом холме? Они отдыхают? Наслаждаются миром природы? Общаются? Если общаются, то как: с помощью слов или молча? Умеют ли они понимать друг друга без слов? Старцы добрые или суровые? Кто из них видит приближающуюся лисицу? (Её точно видит старец с непокрытой головой). Можно ли сказать, что другие тоже её видят? (Другие старцы более погружены в себя, их взгляды менее уловимы). Может ли так случиться, что лисица подойдёт совсем близко к старцам? Угостят ли они её хлебцем, который, возможно, у них есть? Почему лисица не боится старцев? Она думает, что они очень немощные и ничего ей не сделают? Или она чувствует их безмерную доброту?
1- 2 класс. Вопросы для занятий по ИЗО, мХк.
Рассмотрите пять маленьких кружков под репродукцией. Это фрагменты картины. В каких двух кружках-фрагментах видны детали, указывающие на скорое наступление осени? Найдите их на репродукции и выделите маленькой круглой рамкой. Какая из этих деталей относится к предмету, который находится на первом плане картины, близко к глазу зрителя? Какая деталь обозначает объекты, расположенные на дальнем берегу озера, в глубине пейзажа? В каком из пяти кружков-фрагментов есть деталь, указывающая на то, что лето ещё не кон-чилоеь? Найдите этот фрагмент на репродукции и покажите его круглой рамкой.
Сравните третий и четвёртый кружки. Почему ^^ ^^^^^^ их можно спутать? Чем они похожи? В каком из этих двух кружков одновременно видно и часть предмета, расположенного на ближнем берегу озера, и деталь, относящуюсяк дальнему берегу? Покажите круглой рамкой все места на репродукции, где художник применяет разные оттенки желтого и красного цветов. Какой предмет на картине написан мазками ярко-синего (насыщенно-голубого) цвета? (Туесок для грибов или ягод). Где художник применяет приглушённые оттенки синего? (В написании одежды центрального старца, в изображении дальних гор) [11].
Как мы видим, практически все вопросы в ходе занятия требуют от обучающихся выполнения логических операций - анализа,
^ синтеза, сравнения, обобщения, аналогии,
классификации, способствуют развитию познавательных процессов - воображения, памяти, речи, логического мышления.
Поддержка интереса во время занятия происходит в том числе и за счёт активного познавательного и практического участия обучающихся с помощью инструментария, постановки проблемных вопросов, которые способствуют созданию проблемной ситуации и позволяют активизировать деятельность младшего школьника. Познавательная активность обучающихся проявляется и в самостоятельности, в том, насколько им удаётся самостоятельная индивидуальная и групповая работа над картиной.
Кроме того, мы проводили наблюдения за младшими школьниками на занятиях по курсу «Музей в твоём классе», беседы во второй половине 2017 - 2д1о?чейнаро гтдасочит?л»мнтсчaльных классов Кировской (СОШ 45, СОШ 9 - г. Киров), Оренбургской (СОШ 56 - г. Оренбург), Пензенской областей (СОШ 1а,COШО6-гMeрзa),meцюc«oгo края (СОШ 61 - г. Пермь), Республики Мордовия (лицей № 31, лицей № 7 - г. Саранск), применяющих в практике ^уьшзой деательансти в гачалннср школе работу с музеем. Нами сделан вывод о положительной динамике формирования познавательной активности моад-их шовл-онаов в тенеме на-баего года не только на этих занятиях, но и в повышении уровня познавательной активности в образовательном процессе даелшм.
вывод, что методы арт-терапии могут успешно применяться во внеурочной деятельности в начальной школе тс палнсй -а»врooтвeрc»вyюи саиинрп равлениям, заданным ФГОС. Педагогический потенциал арт-терапии в формировании познавательной активности в авооьной паЕка/ше в-наеуротнсн деатсьности достаточно высок.
1. Приказ Минобнауки от 6.10. 09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изм. и дополнениями).
2. ПриказМинобрнаукиот30.08.13№1015 (ред.от17.07.15)«ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательной деятельности по ООП».
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, 2009.
4. КаганМ.С. Философиякультуры:Становлениеиразвитие: учебноепособие.ПодредакциейМ.С.Каганаидр.Санкт-Петербург: 1995.
5. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2000.
6. Приказ Минобнауки от 6.10. 09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изм. и дополнениями).
7. Программы курсов внеурочной деятельности. 1-4 класс. Чуракова Н.А. Лаврова Н.М, ЯмшининаС.Н., Чуракова РГ., Соломатин А.М., Предит А.В. Москва, 2017; Ч. 1.
8. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: методическое пособие. А.М. Соломатин, РГ Чуракова, Москва: Академкнига/Учебник, 2018.
9. Никитин В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие, Москва: Когито-Центр, 2014.
10. Предит А.В. Соломатин А.М. Художественно-эстетическое образование младших школьников. «Перспективна начальная школа»: материалы участника личност-но-ориентированного модуля. Москва: Академкнига/Учебник. 2014.
11. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Музей в твоем классе: 1-11 классы. Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Москва: Академкнига/Учебник, 2012.
References
1. Prikaz Minobnauki ot 6.10. 09 № 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie FGOS NOO» (s izm. i dopolneniyami).
2. Prikaz Minobrnauki ot 30.08.13 № 1015 (red. ot 17.07.15)«0b utverzhdenii Poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nostipo OOP».
3. Schukina G.I. Aktivizaciya poznavatel'nojdeyatel'nosti uchaschihsya v uchebnomprocesse. Moskva: Prosveschenie, 2009.
4. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury: Stanovlenie i razvitie: uchebnoe posobie. Pod redakciej M.S. Kagana i dr. Sankt-Peterburg: 1995.
5. Lebedeva L.D. Pedagogicheskie osnovy art-terapii. Sankt-Peterburg: LOIRO, 2000.
6. Prikaz Minobnauki ot 6.10. 09 № 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie FGOS NOO» (s izm. i dopolneniyami).
7. Programmy kursov vneurochnojdeyatel'nosti. 1- 4 klass. Churakova N.A. Lavrova N.M, Yamshinina S.N., Churakova R.G., Solomatin A.M., Predit A.V. Moskva, 2017; Ch. 1.
8. Organizaciya vneurochnoj deyatel'nosti v nachal'noj shkole: metodicheskoe posobie. A.M. Solomatin, R.G. Churakova, Moskva: Akademkniga/Uchebnik, 2018.
9. Nikitin V.N. Art-terapiya: Uchebnoe posobie, Moskva: Kogito-Centr, 2014.
10. Predit A.V. Solomatin A.M. Hudozhestvenno-'esteticheskoe obrazovanie mladshih shkol'nikov. «Perspektivna nachal'naya shkola»: materialy uchastnika lichnostno-orientirovannogo modulya. Moskva: Akademkniga/Uchebnik. 2014.
11. Churakova N.A., Malahovskaya O.V. Muzej v tvoem klasse: 1-11 klassy. N.A. Churakova, O.V. Malahovskaya, Moskva: Akademkniga/Uchebnik, 2012.
Статья поступила в редакцию 10.06.19
УДК 378.147.227: 376.3
Rasskazov F.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Professional and Additional Education, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru
Muller O.Yu., teacher, Department of Professional and Additional Education, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: olga_megion@mail.ru Mityushchenko E.V., senior teacher, Department of Higher Mathematics and Informatics, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: mev79@bk.ru
METHODICAL CAPABILITIES OF MODERN INFORMATION VISUALIZATION TOOLS FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS. The article conducts an analysis of methodical possibilities of modern means of information visualization in the context of their application in inclusive education. The authors consider the specifics of training of people with special educational needs, in particular, people with hearing impairments, justify the relevance of the use of graphical representation of information in an inclusive educational process. In the article some methods of graphical representation of information (classification, semantic network, Cause and Effect Diagram) are defined, their specific features are highlighted, examples and algorithms of information visualization are offered. The authors analyze the methodology for applying the modus of graphical representation of information in terms of the goal of introducing people with special educational needs into the educational process, possible formulations of assignments and criteria for assessing the work of students. The authors come to the conclusion that visualization of educational information helps to solve a lot of actual pedagogical problems in inclusive education, however, effective introduction of graphic representation of information as a way of working with educational content needs careful methodical preparation and analysis of the way of visualization of information in terms of its specificity and the specifics of the educational process of people with hearing impairments.
Key words: persons with special educational needs, graphical representation of information, classification, semantic network, Cause and Effect Diagram.
Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф., проф. каф. теории и методики профессионального образования, Сургутский государственный университет (БУ ВО ХМАО-Югры СурГУ), г. Сургут, E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru
О.Ю. Муллер, преп. каф. теории и методики профессионального образования, Сургутский государственный университет (БУ ВО ХМАО-Югры СурГУ), г. Сургут, E-mail: olga_megion@mail.ru
Е.В. Митющенко, ст. преп. каф. высшей математики и информатики, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, E-mail: mev79@bk.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статья посвящена анализу методических возможностей современных средств визуализации информации в разрезе применения их в инклюзивном образовании. Авторы рассматривают специфику обучения лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, лиц с нарушениями слуха, обосновывают актуальность использования графического представления информации в инклюзивном учебном процессе. В статье определены некоторые способы графического представления информации (классификация, семантическая сеть, причинно-следственная диаграмма), выделены их специфические особенности, предложены примеры и алгоритмы визуализации информации. Авторы анализируют методику применения рассматриваемых способов графического представления информации с точки зрения цели внедрения в учебный процесс лиц с особыми образовательными потребностями, возможных формулировок заданий и критериев оценивания работы студентов. Авторы приходят к заключению о том, что визуализация учебной информации помогает решить немало актуальных педагогических задач в инклюзивном образовании, однако, для эффективного внедрения графического представления информации как способа работы с учебным содержанием, требуется тщательная методическая подготовка и анализ способа визуализации информации с точки зрения его специфики и специфики учебного процесса лиц с нарушениями слуха.
Ключевые слова: лица с особыми образовательными потребностями, графическое представление информации, классификация, семантическая сеть, причинно-следственная диаграмма.
Введение
Одной из центральных проблем в мировом сообществе является проблема реализации права на образование для всех. Всеобъемлющее глобальное понятие «право» ориентирует и наполняет конкретным содержанием дискуссию о ведущей роли образования в современном социуме. Сегодня система образования призвана отвечать образовательным потребностям в становлении и развитии личности. Образовательные учреждения создают возможности для удовлетворения этих потребностей, но существуют группы обучающихся, чьи образовательные потребности обладают особыми чертами. Эти особые образовательные
потребности требуют от образовательных учреждений предоставления дополнительных услуг, программ и т. д. Включение обучающихся с особыми образовательными потребностями (с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, с особенностями развития) в образовательный процесс и называется инклюзивным образованием.
Получение высшего образования, качественных профессиональных навыков и умений людьми с инвалидностью обеспечит их интеграцию в социум, позволит обрести независимость и экономическую самостоятельность. С учётом прогнозируемого роста численности студентов-инвалидов перед каждым вузом