V. I. Charnolusky about Reforming of the System of Russian Education (Based on Publications 1906-1912)
A. N. Pozdnyakov
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: alnikpoz@mail.ru
The article is devoted to the analysis of the ideas about reforming the Russian education system put forward by a prominent member of socio-pedagogical movement, V. I. Charnolusky in his works, published in 1906-1912. The author was a supporter of democratic reforms aimed at reforming the public education system on a fundamentally new for Russia foundations. The basic idea of V. I. Charnolusky was the changing role of the state in education. The emphasis was on the problems of government decentralization, greater attention was paid to the expansion of private initiative. Democratization of school affairs assumed granting broad rights and freedoms to teachers. Radically had to change the nature of the school management. Key words: reform of education, decentralization of education management, the democratization of schools.
References
1. Dedlovskaya M. Yu. Obshchestvenno-pedagogicheskaya deyatel'nost i pedagogicheskie vzglyady V. I. Charno-luskogo (1865-1941) na reformirovanie narodnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Social-pedagogical activity and pedagogical views of V. I. Charnolusky (1865-1941) on the reform of public education: Synopsis of thesis for PhD degree in Pedagogy). Moscow, 2003. 16 p.
2. Fedorova N. M. O gosudarstvenno-obshchestvennom upravlenii obrazovaniem v rabote V. I. Charnoluskogo «Kultura sotsialnoy lichnosti» (Of state-public management education in the V. I. V. I. Charnolusky «Culture of the social personality»). Vestn. un-ta Ros. akadem obrazovaniya (Bulletin of the University of the Russian Academy of education), 2007, no. 4, pp. 41-44.
3. Grankina I. I. Vklad V I. Charnoluskogo v razvitie voprosa podgotovki personala dlya obshchedostupnykh bibliotek (The contribution of V. I. Charnolusky further to the issue of personnel training for public libraries). Formirovanie regionalnoy kul turnoy politiki v kontekste modernizatsii obrazovaniya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (The formation of regional cultural policy in the context of education modernization: Proceedings of the International scientific and practical conference). Orel, 2014. pp. 69-71.
4. Charnoluskiy V. Itogi obshchestvennoy mysli v oblasti obrazovaniya (The results of social thought in education). St.-Petersburg, 1906. 79 p.
5. Charnoluskiy V. I. Kshkol'noy reforme (To school reform). Moscow, 1908. 72 p.
6. Charnoluskiy V. Osnovnye voprosy organizatsii shkoly v Rossii (The basic organization of schools in Russia). St.-Petersburg, 1909. 131 p.
7. Charnoluskiy V. Zemstvo I narodnoe obrazovanie: v 2 ch. (The Zemstvo and public education: in 2 parts). St.-Petersburg, 1910-1911. 187 p.
8. Charnoluskiy V. Voprosy narodnogo obrazovaniya na pervom obshchezemskom s ''ezde (The issues of public education in the first common Zemsky Congress). St.-Petersburg, 1912. 180 p.
УДК 373. 5.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ^^т
В ЕДИНСТВЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЙЙ??
(ШМР
Чуланова Наталия Анатольевна - аспирант кафедры методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. E-mail: chpw@mail.ru
В статье подробно анализируются разделы Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, в которых содержится материал, связанный с темой исследования, дается авторское определение понятий «познавательные универсальные учебные действия», «развитие познавательных универсальных учебных действий», классификация и модель их развития в единстве урочной и внеурочной деятельности, имеющая практическое значение. Внедрение модели в образовательный процесс позволяет освоить метапредметные компетенции как способы познания на более высоком (продвинутом) уровне, который достигается благодаря сформированной ориентировочной основе действия, рефлексивности, навыкам оценивания социальной информации, необходимым не только для успешного обучения, но и для социализации и самореализации.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, метапредметные компетенции, единство урочной и внеурочной деятельности, педагогическая модель.
DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-2-229-234
Термин «познавательные универсальные учебные действия» введен в учебную и научную литературу, в школьную практику в связи с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (в дальнейшем - стандарт), который устанавливает ряд требований к сформи-рованности личностных, метапредметных и пред-
метных результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) [1, разд. II], к структуре ООП [1, разд. III] и условиям ее реализации [1, разд. IV]. Освоение обучающимися основной образовательной программы на основе универсальных учебных действий (далее - УУД), и в их числе познавательных, является неотъемлемой частью всех его разделов. Среди требований к личностным результатам - «сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности» [1, разд. II, п. 6.], к метапредметным результатам предъявляют требование освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), научиться их использовать в познавательной и социальной практике [1, разд. II, п. 6]. Познавательные универсальные учебные действия (далее - ПУУД), таким образом, входят в состав метапредметных результатов - «способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» [1, разд. II]. Одним из важнейших, на наш взгляд, требований к предметным результатам является освоение систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе [1, разд. II, п. 9.].
Среди требований к содержательному разделу основной образовательной программы [1, разд. III, п. 18.2.] - разработка программы развития универсальных учебных действий, которая должна обеспечивать «формирование <...> личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике» [1, разд. III, п. 18.2.1.]. Одним из условий реализации ООП является педагогическое оценивание деятельности обучающихся, включающее все виды контроля, в том числе комплексную оценку их способностей решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи [1, разд. IV, п. 22.].
Таким образом, при соблюдении стандарта современного образования существенную роль играет сформированность познавательных универсальных учебных действий, являющихся основой таких понятий, как метапредметные результаты образования, метапредметные компетенции и образовательная компетентность.
В результате анализа научной педагогической литературы [2-4] и нашего практического опыта мы пришли к выводу: ПУУД - это общеучебные действия, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной
деятельности и управление ею на основе способов деятельности, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые можно применять как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Как основа метапредметных компетенций и образовательной компетентности, познавательные универсальные учебные действия представляют собой конкретные учебные действия по нахождению и получению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению в решении конкретных задач. Это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации с целью ее применения для познания окружающего мира в различных учебных и практических ситуациях. Такие действия обеспечивают эффективность осуществления деятельности человека в организации и осмыслении действий, направленных на познавательную рефлексию, постановку новых познавательных задач и средств их достижения, во владении всеми видами речевой деятельности, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для него сферах и ситуациях общения. ПУУД - это система способов познания окружающего мира, предполагающая интеграцию информационно-познавательных, организационно-мотивационных, учебно-исследовательских и когнитивно-коммуникативных действий, применяемых и значимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Нами разработана классификация познавательных УУД на основе различных видов общеучебных действий, которые соответствуют структуре учебной деятельности и процессу усвоения знаний, сформулированных в трудах отечественных ученых и требованиях к предметным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, содержащихся в примерных образовательных программах, например, в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа». В классификацию входят информационно-познавательные, органи-зационно-мотивационные, учебно-исследовательские и когнитивно-коммуникативные действия и связанные с ними умения, которые могут быть реализованы в рамках любой предметной области.
На основе данной классификации сформулируем следующее определение: развитие познавательных универсальных учебных действий - это
целенаправленный, специально организуемый процесс, осуществляемый в единстве урочной и внеурочной деятельности, направленный на формирование информационно-познавательных, организационно-мотивационных, учебно-исследовательских и когнитивно-коммуникативных действий, обеспечивающих эффективность познавательной деятельности обучающихся как в рамках образовательного учреждения, так и в реальных жизненных ситуациях.
Заметим, что Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) оперирует понятием «интеграция урочных и внеурочных форм деятельности обучающихся» только в контексте требований к созданию условий для ее осуществления [1, разд. III, п. 18.2.1; 2]. Во всех остальных случаях используется термин «единство урочной и внеурочной деятельности». Следуя в своей работе за нормативным документом, мы рассматриваем единство как интеграцию.
Понятие «внеурочная деятельность» законодательно введено в связи с утверждением стандарта, хотя этот вид деятельности всегда был востребован учителями. Внеурочной деятельности в стандарте уделено особое внимание, поскольку основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность [1, разд. IV]. Под последней в рамках ФГОС понимают образовательную деятельность организации на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемую участниками образовательного процесса, отличную от урочной системы обучения, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [1, разд. IV]. При этом организация внеурочной деятельности регламентирована рядом нормативных документов, а ее реализация является обязательной, наравне с учебными общеобразовательными планами.
В связи с введением ФГОС проблему формирования и развития универсальных учебных действий пытаются решить через использование метода проектных задач как базовой образовательной технологии формирования этих действий в начальных классах [5], а в старших классах - методами проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию [6], методом развития критического мышления через чтение и письмо [7] и др.
Мы полагаем, что развивать познавательные универсальные учебные действия необходимо при работе с текстом, поскольку в основе изучения любого предмета лежит осмысление текста учебника и/или другой учебной информации, что подтверждается нашим опытом работы [8, 9].
Одной из важнейших областей применения ПУУД является умение анализировать непрерывно возрастающий объем информации, ко -торую нужно найти, осмыслить и использовать в учебной и внеучебной деятельности. Все это станет возможным, если обучающиеся освоят приемы планирования, контроля и оценки своей деятельности при работе с текстовой информацией, научатся владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для них сферах и ситуациях общения. Неслучайно метапредметной основой предметных результатов освоения основной образовательной программы является умение понимать текст, вычленять из него информацию различного типа, владеть навыками комплексного филологического и лингвистического анализа текста [1, разд. II]. Именно осмысленное чтение создает условия для самостоятельного освоения обучающимися предметных знаний и общеучебных навыков, формирует умения решать учебно-познавательные задачи в рамках основного государственного экзамена/ единого государственного экзамена, требующие полного и критического понимания текста [10]. От того, как учитель организует работу с текстом на уроке и во внеурочной деятельности, во многом будет зависеть успех обучения и последующего социального и гражданского становления. Мы уверены, что одним из важнейших условий развития познавательных универсальных учебных действий является усиление мотивации обучающихся работать с текстовой информацией, без чего трудно представить современного человека. Работа с текстом (учебником, художественной или публицистической литературой), организованная в единстве урочной и внеурочной деятельности, способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, умению выражать и защищать свою позицию, формированию языковой и коммуникативной компетенций, метапредметных действий, укреплению жизненной позиции учащихся, их мировоззрения.
Результатом освоения ПУУД на основе аналитического чтения может стать овладение конкретными способами учебных действий, например, «владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации» [1, разд. II, п. 9.1; 2; 3]. Они послужат основой для освоения предметных - общепредметных - метапредметных компетенций и образовательной компетентности личности обучающегося.
Для теоретического обоснования организации того или иного педагогического процесса сегодня все чаще используется способ моделирования. Под моделью в науке понимают искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа и т.п., который отражает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта по аналогии с исследуемым объектом [11]. Основу нашей модели составляют информационная база данных Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, исследования отечественных ученых и практический опыт.
Авторская модель разработана в соответствии с требованиями стандарта к реализации программы развития универсальных учебных действий и направлена на реализацию его требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы и образовательной компетентности. Модель представляет собой целенаправленный, специально организуемый процесс, осуществляемый его участниками в единстве урочной и внеурочной деятельности, направленный на формирование и развитие информационно-познавательных, организационно-мотивационных, учебно-исследовательских и когнитивно-коммуникативных действий, обеспечивающих эффективность познавательной деятельности обучающихся как в рамках образовательного учреждения, так и в реальных жизненных ситуациях. Она включает в себя участников образовательного процесса (учитель, обучающийся), педагогические технологии и условия развития ПУУД, методы совместной творческой деятельности, механизмы рефлексии (контроля, самоконтроля), обратной связи для оценки достигнутых результатов.
При построении модели мы учитывали следующие факторы: социальный заказ, определяющий целевую направленность образовательного процесса на развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности; требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы [1, разд. II, п. 8] и к обновлению её содержания, методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования и запросов обучающихся и их родителей [1, разд. IV, п. 21].
Модель раскрывается во взаимосвязи ее основных компонентов, включающих цель, задачи, этапы, условия и принципы формирования познавательных учебных действий, методы, направленные на развитие их конкретных видов, контрольно-оценочные средства и критерии определения сформированности на основе комплексной оценки. Это отражено в трех взаимо-
связанных компонентах (мотивационно-целевом, содержательно-процессуальном и результативно-оценочном), каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку и нацелен на конечный результат - развитие познавательных универсальных учебных действий в единстве урочной и внеурочной деятельности, а уровень сформирован-ности метапредметных компетенций является их показателем. Системообразующим компонентом модели является метапредметное содержание образования, которое раскрывается в учебных программах, учебных планах и учебниках. Главным фактором, действующим при конструировании обновленного содержания образования, являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед воспитывающим обучением.
Содержательный блок определяет конкретное содержание процесса развития познавательных универсальных учебных действий на основе работы с текстом и реализуется в трех направлениях: а) практические действия учителя и учеников в соответствии с авторскими программами и научно-методическим пособием «Формирование метапредметных навыков на уроках русского языка»; б) вовлечение учащихся в различные запланированные виды урочной и внеурочной деятельности; в) организация творческого взаимодействия с целью развития самоактуализации и субъектной позиции в учебе и жизни.
Работа с текстом, являющаяся основой развития ПУУД, базируется на образовательных программах по прикладной лингвистике «Юный журналист» и «Лицейское радио» и авторском научно-методическом пособии [8]. Она направлена на развитие когнитивно-коммуникативных (развитие словесно-логического мышления) и информационно-познавательных (умение ориентироваться в различных источниках информации и работать с ней) действий.
Процессуальный блок включает используемый дидактический инструментарий: приемы, педагогические технологии и условия развития познавательных универсальных учебных действий на основе работы с текстом. Педагогические технологии развития ПУУД направлены на развитие метапредметных компетенций: 1) развитие аналитического и критического мышления на основе работы с текстом; 2) решение учебных познавательных ситуационных задач; 3) обучение в сотрудничестве; 4) технология проблемного изложения учебного материала.
Результативно-оценочный компонент модели представляет собой диагностический инструментарий сформированности познавательных универсальных учебных действий, который включает условия, критерии, уровни и показатели их развития.
Условия развития познавательных универсальных учебных действий:
1) усиление мотивации обучающихся работать с текстовой информацией как одно из важнейших условий;
2) создание условий для субъект-субъектных отношений как средства, повышающего эффективность развития ПУУД обучающихся, максимально реализующих их креативные способности в различных образовательных и жизненных ситуациях, развивающих умения интерактивного взаимодействия; обеспечение эмоционального благополучия детей; удовлетворение познавательной потребности, в том числе в межличностном общении;
3) включение обучающихся в ситуацию личного переживания успеха в учебе, эмоционально-нравственных переживаний, метод опоры на полученный жизненный опыт, метод познавательной, дидактической, ролевой игры и т. д.; создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса);
4) рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения учебных и практических задач; развитие способности к самоуправлению своей деятельностью - рефлексивной саморегуляции;
5) дифференциация и индивидуализация содержания обучения.
Определение оценочного аппарата по выявлению уровней и критериев сформированности метапредметных знаний основано на проведении диагностических срезов, анализе полученной информации и рефлексивной оценке результатов.
Согласно ФГОС, критериальным показателем (инструментом) сформированности познавательных универсальных учебных действий являются метапредметные результаты освоения основной образовательной программы как деятельностная характеристика личности. В соответствии с нашей классификацией этих действий мы выделили четыре критерия метапредметных результатов освоения такой программы: сформированность информационно-познавательных, организацион-но-мотивационных, учебно-исследовательских и когнитивно-коммуникативных действий, и три уровня их усвоения: базовый, высокий и повышенный.
Результатом сформированности информационно-познавательных действий должны стать общеучебные умения, благодаря которым обучающиеся смогут получать, обрабатывать, анализировать информацию с целью овладения навыками оперирования ею и осмыслением собственных действий; осуществлять библиографический
поиск, извлекать информацию из различных источников, работать с текстом; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (учебник, энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных).
Результатом сформированности организа-ционно-мотивационных действий должны стать общеучебные умения, благодаря которым обучающиеся смогут осуществлять целенаправленную познавательную деятельность: формулировать её цель, планировать ее, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, производить самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; самостоятельно выполнять различные творческие работы и организовывать учебную деятельность; осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.
Результатом сформированности учебно-исследовательских действий должны стать общеучебные умения, благодаря которым обучающиеся смогут сопоставлять методы исследования, проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования различных явлений и процессов; различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому; выделять характерные причинно-следственные связи.
Результатом сформированности когнитивно-коммуникативных действий должны стать общеучебные умения, благодаря которым обучающиеся смогут владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для них сферах и ситуациях общения; устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; владеть монологической и диалогической речью.
Внедрение модели развития познавательных универсальных учебных действий в образовательный процесс позволяет освоить метапредметные компетенции как способы познания на более высоком (продвинутом) уровне, который достигается благодаря сформированной ориентировочной основе действия, рефлексивности, навыкам оценивания социальной информации, необходимой не только для успешного обучения, но и для социализации и самореализации.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Приложение к Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования». URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 03.01.2015).
2. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности // Бабанский Ю. К. Избр. пед. тр. М., 1990. 328 с.
3. Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников : состав, структура, деятель-ностный компонент. М., 2006. 160 с.
4. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. 208 с.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М., 2008. 151 с.
6. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004. 128 с.
7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление : технология развития. СПб., 2003. 284 с.
8. Козинец С. Б., Чуланова Н. А. Формирование мета-предметных навыков на уроках русского языка : на-уч.-метод. пособие для учителей. Саратов, 2014. 78 с.
9. Чуланова Н. А. Практическая составляющая модели развития познавательных универсальных учебных действий // Актуальные вопросы регионального образования. 2013. № 10. С. 89-95.
10. Ланцова Т. А. Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики на уровне основного общего образования // Молодой ученый. Спецвыпуск. 2015. № 10.1 (90.1). С. 26-28.
11. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. М., 1989. 840 с.
Development Model of Cognitive Curricular Actions of School Students Integrated into Class and Out-of-Class Activity
N. A. Chulanova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: chpw@mail.ru
The article analyzes in detail the section of the standard, which contain material related to the topic of the study, given the author's definition of the concepts of «cognitive universal educational action», «development of cognitive universal educational actions», their classification and the development model of cognitive universal educational actions in the unity of the appointed and extracurricular activities of practical importance. Implementation of the model in the educational process allows you to master metasubject competence as a means of learning to higher (advanced) level, which is achieved due to the generated estimated based on the actions of reflexivity skills otse-nivaniya social information required not only for successful learning, but also for socialization and self-realization.
Key words: universal cognitive learning activities, metasubject competence, unity of time limit and extracurricular activities, pedagogical model.
References
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya (Federal state educational standard of the secondary {full} general education). Prilozhenie kPrikazu Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya» (The annex to the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 17, 2012, no. 413 «About the approval of the federal state educational standard of the secondary {full} general education»). Available at: http:// MHHo6pHayKH.p$/goKyMemii/2365 (accessed 03 January 2015).
2. Babanskiy Yu. K. Ratsionalnaya organizatsiya uchebnoy deyatelnosti (Rational organization of educational activity). Babanskiy Yu. K. Izbr. ped. tr. (Chosen pedagogical works). Moscow, 1990. 328 p.
3. Vorovshchikov S. G. Uchebno-poznavatelnaya kompetent-nost starsheklassnikov: sostav, struktura, deyatelnostnyy component (Educational and informative competence of seniors: structure, structure, activity component). Moscow, 2006. 160 p.
4. Shchyukina G. I. Pedagogicheskie problemyformirovaniya poznavatelnykh interesov uchashchikhsya (Pedagogical problems of formation of cognitive interests of pupils). Moscow, 1988. 208 p.
5. Formirovanie universalnykh uchebnykh deystviy v os-novnoy shkole: ot deystviya k mysli. Sistema zadaniy: posobie dlya uchitelya (Formation of universal educational actions at the main school: from action to thought. System of tasks: a grant for the teacher). Ed. by A. G. Asmolov. Moscow, 2008. 151 p.
6. Guzeev V. V. Poznavatelnaya samostoyatelnost uchash-chikhsya i razvitie obrazovatelnoy tekhnologii (Informative independence of pupils and development of educational technology). Moscow, 2004. 128 p.
7. Zagashev I. O., Zair-Bek S. I. Kriticheskoe myshlenie: tekhnologiya razvitiya (Critical thinking: technology of development). St.-Petersburg, 2003. 284 p.
8. Kozinets S. B., Chulanova N. A. Formirovanie metapre-dmetnykh navykov na urokakh russkogo yazyka: nauch.-metod.posobie dlya uchiteley (Formation of metasubject skills at Russian lessons: a scientific and methodical grant for teachers). Saratov, 2014. 78 p.
9. Chulanova N. A. Prakticheskaya sostavlyayushchaya mod-eli razvitiya poznavatelnykh universalnykh uchebnykh deystviy (Practical component of model of development of informative universal educational actions). Aktualnye voprosy regionalnogo obrazovaniya (Topical issues of regional education), 2013, no. 10, pp. 89-95.
10. Lantsova T. A. Strategiya smyslovogo chteniya i raboty s tekstom na urokakh matematiki na urovne osnovnogo obshchego obrazovaniya (Strategy of semantic reading and work with the text at mathematics lessons at the level of the main general education). Molodoy uchenyy. Spetsvipusk (The Young scientist. Special iss.), 2015, no. 10.1 (90.1), pp. 26-28.
11. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar. Pod red. L. F. Ili-cheva (Philosophical encyclopedic dictionary. Ed. by L. F. Ilichev). Moscow, 1989. 840 p.