Научная статья на тему 'Применение статистического моделирования при принятии решений по формированию ассортимента продукции'

Применение статистического моделирования при принятии решений по формированию ассортимента продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение статистического моделирования при принятии решений по формированию ассортимента продукции»



ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА

ПРОДУКЦИИ

A.C. ВАСИН, кандидат экономических наук, руководитель отделения федерального казначейства МФ РФ по г. Туле

В настоящее время, в условиях рыночной экономики, для которой характерен целый ряд неопределенностей в рыночной и производственной сферах, при принятии различных экономических решений и оценке их последствий достаточно широко применяются методы теории игр [1]. Эти методы могут быть использованы и при решении такой задачи, как принятие решения о включении новых изделий в ассортимент предприятия. При этом целесообразно применить вариант постановки задачи теории игр, известный как «игра с природой» [2]. Однако в любом случае для анализа и сравнения вариантов стратегий игроков и соответствующих им исходов игры необходимо иметь так называемую «платежную» матрицу игры. Для заполнения этой матрицы в случае решения ассортиментной задачи можно предложить метод статистического моделирования.

В качестве возможных альтернативных стратегий будем рассматривать различные варианты пар объем выпуска, прогнозируемая цена (М., Р.). В случае непринятия решения о включении изделия в ассортимент объем выпуска, соответственно, становится равным нулю. Для каждой стратегии в общем случае возможны два альтернативных варианта результата игры: получение прибыли (выигрыш предприятия) и получение убытков (проигрыш предприятия).

В качестве элементов платежной матрицы игры можно использовать величины

К* = П*-Р(П+) и К~ = П; Р[П~), представляющие собой меры проигрыша (потерь) предприя-

тия и выигрыша предприятия (получения прибыли) в зависимости от выбранной стратегии.

Величины Р(П+) и Р(П) представляют собой, соответственно, вероятность положительного исхода стратегии, вероятность получения прибыли и вероятностную меру риска - вероятность возникновения потерь. Эти вероятности могут быть определены по зависимостям:

Р(П-) = £ />(77,);

п,< о

Р(П+) = £ р(Пг),

IIо

где р(П) - распределение вероятностей прибыли.

В свою очередь величины 77 н и 77+ представляют собой нормированные средние потери и нормированную среднюю прибыль, вычисляемые по зависимостям:

_ ЩП+) .

я_ = /М(П~)/

" Л/СП,™'

Здесь М(П) и М(П+) представляют собой экономическую меру риска (среднее значение возможных потерь при выборе данной стратегии) и среднее значение возможной прибыли, определяемые по выражениям:

Л/(Я+)= У

пУо ' Р{П+)

В процессе заполнения платежной матрицы игры для всех альтернативных вариантов стратегии осуществляется расчет возможной прибыли с учетом распределений вероятностей себестоимости Ст и объема реализации <2к по зависимости

П = тш(&,лд- Мг Ст,

где Р - цена, по которой могут быть гарантированно реализованы непроданные и уцененные изделия.

В том случае, если реализация остатков товара по пониженным ценам невозможна, зависимость для оценки величины прибыли принимает вид:

77 = тт«2к,Ъ> РГ N. Ся.

_ '

. При статистическом моделировании распределение вероятностей каждого значения прибыли р(Пг) определялась либо путем свертки распределений вероятностей для себестоимости р(Ст) и объема реализации р((2к), либо методом Монте-Карло. В результате для каждой возможной стратегии предприятия при различных возможных значениях случайных величин себестоимости и объема реализации формируется распределение вероятностей прибыли или потерь и вычисляются значения элементов платежной матрицы игры К' и К*. Для заполнения этой матрицы и принятия решения о включении изделий в ассортимент предприятия была разработана информационная система «Формирование ассортимента».

Рассмотрим пример принятия решения по включению в ассортимент некоторого изделия, которое планируется для экспортных поставок. Для подготовки производства изделия требуются дополнительные капиталовложения, поэтому прогнозируемая себестоимость изделия с учетом этих дополнительных затрат колеблется в пределах 190...550 у.е. в зависимости от объема выпуска. Интервал варьирования объема выпуска выбран в пределах от 100 до 9 200 штук в год. Верхний предел выбран из условия ограничения рыночного спроса, так как, учитывая специфику данного изделия, рынок может потребить не более 8 ООО штук в год (естественно, с определенной погрешностью прогноза). Возможные изменения цены установлены условно в пределах от заниженной, «демпинговой» - 100 у.е. до завышенной, «спекулятивной» - 1 200 у.е. Нижний предел цены учитывает также возможность уценки нереализованной продукции.

Для анализа влияния различных факторов, определяющих степень неопределенности в производственной и рыночной сферах, с помощью разработанной информационной системы был произведен ряд расчетов оптимальных стратегий, заключающихся в принятии решения о включении товара в ассортимент с одновременным выбором объема выпуска и прогнозируемой цены товара. При этом варьировалась степень рассеяния зависимости себестоимости от объема выпуска и кривой спроса и законы распределения. Кроме того, степень неопределенности варьировалась путем использования различных законов распределения. Наконец, в качестве еще одного элемента неопределенности была рассмотрена возможность реализации остатков товара по пониженным ценам. Здесь в качестве граничных вариантов были рассмотрены вариант, когда остатки реализуются по пониженной цене полностью, и вариант, когда остатки по каким-либо причинам не реализуются вообще. Этот последний вариант может оказаться основным, например для предприятий оборонно-промышленного комплекса, так как на них при производстве избытка товаров их реализация по пониженной цене затруднена или запрещена и продукция направляется на склад. Это, естественно, не относится к той продукции, которая изготавливается по договорам и контрактам, так как в этом случае предусматривается ее полная реализация. Однако для части продукции, особенно не основной или конверсионной, вполне возможен вариант с ее перепроизводством.

Степень рассеяния зависимости себестоимости от объема выпуска и кривой спроса варьировалась путем изменения отношения среднеквадратичного отклонения к математическому ожиданию

а

-^г. Данная величина варьировалась на трех уровнях и принималась равной 0,05; 0,1 и 0,15. На рис. 1 представлена форма указанных зависимостей, вместе с зонами рассеяния для данного отношения, равного 0,05.

Рассмотрен вариант зависимости себестоимости от объема выпуска, имеющей возрастающий участок в области больших объемов. Наличие подобного участка объясняется тем, что, например, при объеме выпуска более 7 000 штук начинают сказываться ограничения по ресурсам предприятия и для дальнейшего увеличения выпуска становятся необходимыми дополнительные капиталовложения. Обеспечить выпуск более 8 000 изделий без дополнительных капиталовложений вообще невозможно, поэтому считается, что они были проведены, и на участке дальнейшего увеличения объема

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шотжя -к ърлтттсм

9 - 2003 (сентябрь)

1000

■ Нижн. гр. себестоимости Верхн. гр. себестоимости

■ Кривая спроса

-Себестоимость - Нижн. гр. кр. спроса -Веркн.гр.кр. спроса

Рис. /. Зависимость себестоимости от объема выпуска и кривая спроса для -^ = 0,05

выпуска опять наблюдается снижение себестоимости, но уже на основе новых постоянных затрат.

Приведенные кривые были введены в базы данных, и с помощью разработанной информационной системы был осуществлен расчет критериев, позволяющих принять решение о включении изделия в ассортимент. При этом были рассмотрены два характерных закона распределения вероятности для себестоимости и объема продаж - нормальный закон и закон равной вероятности. Нормальный закон использован как наиболее вероятный закон распределения, а равновероятное распределение было рассмотрено как граничный случай, соответствующий максимально возможной неопределенности в производственной и рыночной сферах.

Результаты оценивались по различным величинам. В частности, на рис. 2 и 3 приведены пространственные зависимости величин К' и К+, представляющие собой графическую интерпретацию платежной матрицы игры. Анализ зависимостей позволяет сделать следующие выводы:

влияние степени рассеяния кривых себестоимости и спроса не очень значительно, хотя при большем рассеянии зоны, в которых возможен выбор стратегии, естественно, несколько сужаются;

влияние закона распределения вероятности наиболее слабое, отличие зависимостей дня нормального закона и равновероятного распределения при прочих равных условиях незначительно;

наиболее существенное влияние на выигрыш или проигрыш предприятия оказывает наличие возможности реализации остатков или полной реализации продукции. Это особенно заметно при высокой себестоимости продукции (например, для предприятий оборонно-промышленного комплекса). В результате работа на склад без реализации продукции приводит к максимальным потерям. Риски потерь в подобных случаях весьма велики и объем потерь может в несколько раз превышать возможную прибыль;

для зависимостей, аналогичных приведенным, например, на рис. 3, характерны очень узкие области, в которых можно выбрать приемлемые стратегии. Поэтому даже при наличии безрисковой зоны принимать решение о включении изделия в ассортимент в этом случае весьма рискованно, так как можно легко уйти в зону риска и получить существенный проигрыш; в результате можно сделать вывод, что в том случае, когда кривые спроса и себестоимости таковы, что критериальные зависимости принимают вид, аналогичный рис. 3, целесообразно отказаться от включения данного изделия в ассортимент.

Для уточнения параметров оптимальных стратегий были построены зависимости параметров этих стратегий от степени неопределенности в рыночной и производственной сферах. Данные зависимости приведены на рис. 4 и 5. Оптимизация осуществлялась на основе двух видов критериев -максиминного и минимаксного.

В случае максиминного критерия выбирается вариант, соответствующий максимальному выигрышу среди вариантов, обеспечивающих минимальный проигрыш. Применительно с рассматриваемой задаче выбиралась стратегия, обеспечивающая

К* = К^ из множества стратегий, у которых

К~ = Ктт. Данный критерий является пессимистическим, так как ориентирован на проигрыш.

В случае минимаксного критерия выбирается вариант, соответствующий минимальному проигрышу среди вариантов, обеспечивающих максимальный выигрыш. Применительно к рассматриваемой задаче выбиралась стратегия, обеспечивающая к~ = из множества стратегий, у которых

К* ~ ^тах '

Рис. 2. Зависимости критериев прибыли (а) и риска потерь (Ъ) для — = 0,05, нормального закона распределения и

М

возможности реализации остатков по пониженной цене

б)

Рис. 3. Зависимости критериев прибыли (а) и риска потерь (б) для -^- = 0,15 и равновероятного распределения при

М

отсутствии реализации остатков по пониженной цене

Анализ результатов показывает, что в тех случаях, когда имеются безрисковые варианты, оптимальные стратегии для максиминного и минимаксного критериев совпадают независимо от характера закона распределения. В условиях изменения зоны рассеяния имеет место соответствующее изменение средней величины прогнозируемой прибыли, которое может достигать 20 - 25%. В тех

случаях, когда отсутствует возможность реализации остатков, риски потерь существенно возрастают и подобные изделия включать в ассортимент нецелесообразно. Наихудший вариант имеет место в условиях равновероятного распределения при максимальном рассеянии кривых себестоимости и спроса. В этом случае вероятность неблагоприятного исхода возрастает до 0,22. Это означает, что в

П х 103, к

5СЮ

400 300_ 200 100 0

Р Р.Г

500

400 300 200 100

1 _ 0.8 0.6

0.4 0,2

М=0'15

20277,

2000

М

=0,05

443225т

р Г)

375102

3000

4000

4200

N

Рис. 4. Оптимальные стратегии в условиях возможности реализации остатков для минимаксного и максыминного критериев:

О - оптимальная цена; □ - прибыль (выигрыш); Д - вероятность выигрыша; ■ - экономическая мера риска (потери, проигрыш); Т - вероятностная мера риска (вероятность проигрыша)

среднем каждая четвертая попытка будет приводить к потерям. Поскольку количество реализаций в данных задачах ограничено и фактически равно единице, то в этом случае имеет место слишком большой риск, который усугубляется весьма узкой областью приемлемых стратегий. В подобной ситуации следует отказаться от включения такого изделия в ассортимент.

Таким образом, в результате проведенного статистического моделирования можно сделать вывод, что для предприятий с высокой себестоимостью изделий следует ориентироваться на продукцию, производство и реализация которой осуществляются по предварительным контрактам или договорам. При выходе на рынок с

а)

б)

П * 10', Р L P."" L

500_ 500_ 1 _

400_ 400_ 0,8_

300_ 300_ 0.6

200_ 200_ 0,4_

100 100 0,2_

0

=0,05

N

М

=0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

350 295623

111647 0,14

[Ир

N

2000

3000

3800

¡-=0,15

0,85

¿0,76 §350 334083 310067

220304 0,23

4000

N

Рис. 5. Оптимальные стратегии при невозможности реализации остатков для равновероятного закона распределения а - максиминный критерий, б - минимаксный критерий:

О - оптимальная цена; □ - прибыль (выигрыш); Д - вероятность выигрыша; ■ - экономическая мера риска (потери, проигрыш); V - вероятностная мера риска (вероятность проигрыша)

другой продукцией (например, конверсионной продукцией для предприятий оборонно-промышленного комплекса) следует обязательно предусматривать возможность ее полной реализации даже по пониженным ценам. Уровень снижения цены, допустимый с экономической точки зрения, также может быть определен с помощью разработанной информационной системы на основе результатов статистического моделирования.

Литература

1. Оуэн Г. Теория игр. - М.: Радио и связь, 1971. -340 с.

2. Дубров А.М., Лагоша Б.А., Хрусталев Е.Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе / Под ред. Б.А. Лагоша. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.