МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЗАТРАТ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РИСКА В УСЛОВИЯХ ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНОГО ВАРИАНТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Т. А. ГОЛОВИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Е-таИ%о1оута_(78@таИ.ги Орловский государственный технический университет
В обстановке неопределенности и непредсказуемости результатов экономической деятельности степень риска значительно выше, чем в стабильной экономической системе. В статье рассмотрена методика расчета затрат и вероятныхрисков, связанных с альтернативными направлениями деятельности предприятия в условиях экономического кризиса.
Ключевые слова: экономическая неопределенность, риски, управление, затраты.
Затраты — это стоимостная оценка потребленных товаров и услуг для выпуска продукции. Выбранная оценка зависит от потребностей системы управления предприятием. В понятие «затраты» должны быть заложены три признака, имеющих определенную взаимосвязь с ресурсами предприятия. Это связь с производством продукции, целевое использование ресурсов и стоимостная оценка(рис. 1).
В условиях рыночной экономики и быстро развивающегося технического прогресса, жесткой конкуренции необходимо приложить все усилия для оптимизации затрат на выпуск продукции. Для этого необходимо целенаправленное управление затратами. Схема управления затратами представлена на рис. 2.
В целях эффективного управления затратами необходим обоснованный выбор методики их оцен-
ки. В настоящее время существует несколько методик определения величины затрат в зависимости от вида деятельности, системы управления. Каждая методика обладает своими преимуществами и недостатками, которые обусловлены целью расчетов показателей затрат, ограниченностью информационных потоков, видами учетных систем. Основные методы оценки затратпредставлены нарис. 3.
Для принятия обоснованных управленческих решений целесообразно говорить о взаимосвязи фактических затрат и доходов, необходимы четко определенные понятия данных категорий. Смысл затрат в системе управления раскрывает «куб затрат» — дефиниции затрат в трех измерениях (рис. 4).
Затраты на продукцию необходимы для того, чтобы ее произвести. В противоположность им затраты, которые зависят от производственной мощности и организационной структуры предприятия, определяют возможность предприятия по производству продукции. Учет ответственности показывает, какие элементы затрат и в какой период могут быть оценены. Категория прямых и косвенных затрат зависит от рассматриваемого объекта управленческого анализа. Трехмерное мышление позволяет ответить на вопросы, касающиеся затрат и выпуска с точки зрения плана, факта, отклонений и прогнозных значений по различным целевым направлениям.
ПРИЗНАКИ ЗАТРАТ
Связь с производством продукции
Целевое использование ресурсов
Стоимостная оценка
ЗАТРАТЫ
РЕСУРСЫ
Д'
Варианты взаимосвязи ресурсов и затрат
Ресурсы используются (т.е. возникают затраты) для создания другого ресурса
Ресурсы используются (т.е.
возникают затраты), но видимого нового ресурса не создается
\ /
Затраты представляют
собой умозрительное
использование
ресурсов
/ \
Определение желаемого результата
Рис. 1. Признаки затрат и их взаимосвязь с ресурсами предприятия
Методическое обеспечение управления затратами
Группировка Определение места
Выбор конкретного затрат элементов
объекта управления в различных срезах себестоимости в
В зависимости от желаемого результата
! различных срезах
Различные степени чувствительности группировок к воздействию
общих затратах
V
Подготовка к управлению затратами
Обеспечение достижения цели
С
Задействование
механизмов воздействия на величину затрат
Выбор конкретного варианта воздействия по сформированным критериям
Анализ конечных результатов; корректировки
Альтернативные варианты воздействия на объект управления
Каждый элемент затрат подвергается различному воздействию
Выбор
механизмов воздействия
Обеспечение различной степени воздействия
Процесс управления затратами
Рис. 2. Схема управления затратами
В вертикальном измерении преследуются цели учета для приятия решений, чтобы дифференцировать затраты, вызванные структурой продукции и предприятия. Затраты на продукцию необходимы, чтобы произвести ее. Противоположенные им затраты определяют возможности предприятия по производству продукции. Эти структурные затраты обеспечивают возможность производственных мощностей.
Горизонтальное измерение показывает, какие элементы затрат и в какой период времени могут быть измерены. Затраты на продукцию в краткосрочном периоде — затраты на рекламу (блок Х2). Деление затрат на прямые и косвенные зависит от рассматриваемого периода. Так, материальные затраты для высокоточных деталей являются затратами на продукцию, контролируемыми в долгосрочном периоде и прямыми (блокХ3).
Таким образом, с помощью предложенной модели возможно решение управленческих вопросов, касающихся оценки затрат и выпуска с точки зрения плана, факта, отклонений и прогнозных значений по различным целевым направлениям.
Существует множество факторов сре-
Отечественные методы оценки затрат
Попередельный метод Попроцессный метод
Позаказный метод Нормативный метод
Та^ег-костинг Ка1зеп-костинг
Система т йте АВС-костинг ФСА
Стандарт-костинг Зарубежные методы оценки затрат Директ-
-констинг
Рис. 3. Методы оценки затрат на производство продукции
Учет для закрепления ответственности
Рис. 4. Дефиниции затрат в трехмерной системе измерения
ды, которые влияют на предприятие и его эффективность. Воздействие этих факторов может быть не совсем явным. Чтобы оставаться прибыльным, предприятие должно противостоять неопределенности обстановки, которая повышает риск провала стратегии предприятия и затрагивает расчет затрат и вероятных рисков, связанных с альтернативными направлениями. Методы измерения рисков приведены на рис. 5.
Оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины риска. Количественная оценка риска позволяет получить наиболее точные решения. Однако осуществление количественной оценки сопряжено и с наибольшими трудностями, связанными с тем,что для количественной оценки рисков нужна соответствующая исходная информация. Кроме того, веро-
Рис. 5. Методы измерения риска
Рис. 6. Инструментарий методики оценки затрат и прибыли для целей управления в условиях неопределенности
ятностные распределения различаются по каждой позиции притоков и оттоков денежных средств, которые меняются со временем, и возникает вероятность появления определенной последовательности потоков денежных средств.
Качественная оценка рисков представляет собой процесс осуществления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования.
В условиях нестабильной экономической ситуации предприятию целесообразно при оценке величины затрат учитывать влияние риска. Наиболее рациональным методом оценки затрат в данном случая является система «директ-костинг». Предлагаемый инструментарий методики оценки затрат и прибыли для управления в условиях неопределенности представлен на рис. 6.
Для оптимизации плана по критерию максимума суммы покрытия необходимы показатели переменных затрат и реализации, которые оцениваются с помощью системы «директ-костинг». В связи с тем, что процесс реализации промышленных предприятий обременяется расчетом налога на добавленную стоимость, целесообразно оценить влияние налоговых обязательств на процесс управления в условиях неопределенности, для чего необходимы инструменты налогового планирования.
В условиях неопределенности важную роль играет оценка риска. В качестве измерителя риска применяется коэффициент вариации результата, который представляет собой отношение сред-неквадратического отклонения к математическому ожиданию результата. Оценка риска должна включать определение и минимизацию:
- единичного риска, оцениваемого коэффициентом вариации суммы покрытия производственного плана отдельного вида продукции;
- внутрифирменного риска, оцениваемого изменением коэффициента вариации валовой маржи под влиянием включения в план отдельного вида продукции;
- общего производственного риска.
В условиях неопределенности, изменчивости
Методика оценки показателей затрат и риска на основе игровой модели
А А а
Критерий Вальда Критерий Сэвиджа Критерий Гурвица
Определение вероятного объема производства и реализации продукции в условиях неопределенности
Определение стратегии производства
_П
Расчет значения прибыли по данным о производстве и прогнозируемых продажах для каждой стратегии
Анализ стратегии производства при неопределенной конъюнктуре рынка
Позиция максимина
Позиция минимакса
_П
Л
Анализ коммерческого риска при различных соотношениях вероятного спроса и стратегии производства
Выбор оптимальной стратегии с применением промежуточного показателя пессимизма-оптимизма
Рис. 7. Методика оценки показателей затрат на производство и реализацию и риска на основе игровой модели
ситуации оценку риска целесообразно проводить с применением качественных методов анализа чувствительности финансовых результатов к изменению основных параметров деятельности организации с применением игровой модели.
Показатели риска влияют на величину затрат на производство и выпуск продукции, поэтому для выбора наиболее оптимального объема производства и видатоварной продукции необходимо осуществлять оценку сопоставимости возможностей организации и влияния внешней и внутренней среды. Методика использования игровой модели позволяет обеспечить сопоставимость указанных параметров (рис. 7).
Рассмотрим методику расчета производства цветочной продукции в условиях сложившейся экономической неопределенности.
На анализируемом предприятии наиболее рентабельными видами продукции являются розы, тюльпаны и гиацинты. Планируемый объем
производства и реализации в сложившихся условиях неопределенности целесообразно оценить на основе игровой модели по критериям Вальда, Сэвиджа и Гурвица.
Прогнозируемые объемы продажи цветов с разделением их по типам зависимости от рыночной конъюнктуры:
- ежемесячный объем продаж роз с устойчивым спросом в среднем составляет^ = 350 ООО руб. (низкая зависимость от изменений рыночной конъюнктуры);
- ежемесячный объем продаж гиацинтов нестабильно устойчив и составляет Ир2 = 84 ООО руб. (средняя зависимость от изменений рыночной конъюнктуры);
- ежемесячный объем продаж тюльпанов обеспечен только разовыми закупками потребителей №3 = 500 ООО руб. (высокая зависимость от изменений конъюнктуры);
- редкие цветы, покупатель на которые не определен, составляют №А = 150 ООО руб. (абсолютная зависимость от изменений конъюнктуры). Необходимо рассчитать вероятные объемы реализации путем последовательного суммирования предшествующих типов вероятного сбыта нарастающим итогом по данным о прогнозируемых величинах спроса по типам зависимости от рыночной конъюнктуры.
Суммарное значение всех типов зависимости от конъюнктуры будет равно:
N\ + №2 + №3 ■
N\ = 350 ООО + 84 ООО
500 000 + 150 000 = 1 084 000 руб. В соответствии с полученными прогнозными объемами продаж определены три стратегии производства в продажных ценах:
5i = + №2 = 434 000 руб.,
=
■Ж
3 =
■Ж
-2 ■ ■Лг'з = 934 000руб., 2 ■ ЛР3 + = 1 084 000 руб. Далее рассчитаем значения прибыли предприятия по данным о производстве и прогнозируемых продажах для каждой стратегии с помощью двух выражений.
Если прибыль рассчитывается в ячейках, где значения стратегий производства £не выше значений пересекающих их вероятных объемов продаж то применяется формула:
Р = ¥С (при ЛР),
где Б — прогнозируемый объем производства в продажных ценах (стратегия производства);
— себестоимость прогнозируемого объема производства;
УуС—уровень переменных затрат в отношении к объему продаж (измеряется в долях единицы); ¥С — сумма постоянных затрат; № — вероятный объем продаж. Если прибыль рассчитывается в ячейках, где значения стратегий производства £выше значений пересекающих их вероятных объемов продаж то применяется формула: Р = - ^ Ггс-¥С-(5- №) ¥гс, (при где £Цт — прогнозируемый объем производства в пределах вероятного объема реализации товара пересекающего соответствующую стратегию
производства S (лимитированная стратегия производства в продажных ценах), т. е. ¿jim = Np при пересечении соответствующей S',
—себестоимость лимитированного прогнозируемого объема производства S]im. Стратегии производства и рассчитанные значения прибыли предприятия представлены в табл. 1.
Анализ этой игры целесообразно начать с позиции максимина, которая заключается в том, что субъект, принимающий решение, избирает чистую стратегию, гарантирующую ему наибольший (максимальный) из всех наихудших (минимальных) возможных исходов действия по каждой стратегии.
Если выберем стратегию ^, то наихудший из всех возможных исходов состоит в том, что предприятие получит прибыль в размере:
S. = min..,
1
где i — номер строки; j — номер графы.
51 = min (35 230; 86 800; 86 800; 86 800) = 35 230 руб.;
52 = min (-43; 65 100; 186 800; 186 800) = -43 руб.;
53 = min (-815; 43 302; 123 446; 216 800) = - 815 руб.
Рассчитанные наихудшие исходы составляют уровень безопасности каждой стратегии, поскольку получение худшего варианта исключено. На этой основе наилучшим решением £опт будет такое, которое гарантирует лучший из множества наихудших исходов. Оно определяется с помощью формулы:
W = max at = max min Pf,
i ' i j 'J
W= max (35 230; - 43; - 815) = 35 230 руб. ^ Стратегия ^ называется максиминной, т. е. при любом из условий конъюнктуры рынка результат будет не хуже, чем W= 35 230 руб.
Эта величина называется нижней ценой игры, или максимином, а также принципом наибольшего гарантированного результата на основе критерия Вальда, в соответствии с которым оптимальной стратегией при любом состоянии среды, позволяющем получить максимальный выигрыш в наихудших условиях, является максиминная стратегия.
Затем проведем аналогичные рассуждения для второй стороны состояния среды, т. е. для соотношения спроса и стратегии производства для выявления
Анализ стратегии производства при неопределенной конъюнктуре рынка, руб.
Таблица 1
Объем производства по стратегиям Размер прибыли P в зависимости от вероятных колебаний спроса №
350 000 434 000 934 000 1 084 000
Sl = 434 000 35 230 86 800 86 800 86 800
S2 = 934 000 -43 65 100 186 800 186 800
S3= 1 084 000 -815 43 302 123 446 216 800
В .= max P.. 1J ч 35 230 86 800 186 800 216 800
Таблица 2
Анализ коммерческого риска при различных соотношениях вероятного спроса и стратегии производства, руб.
гч 350 000 434 000 934 000 1 084 000 max rt min max rtj g опт
0 0 100 000 130 000 130 000 - -
35 273 21 700 0 30 000 35 273 35 273 934 000
36 045 43 498 63 354 0 63 354 - -
возможного наихудшего (минимального) исхода (размера прибыли) из всех наилучших максимальных исходов действия по каждой стратегии.
Для этого по каждому варианту вероятного объема продаж по каждой стратегии выберем решение, максимизирующее выигрыш с помощью формулы:
ß .= max P..
ri . Il
] J
Для данных стратегий это решение составит: ßj= max (35 230; 86 800; 86 800; 86 800) = 86 800 руб., ß2= max (-43; 65 100; 186 800; 186 800) = 186 800руб., ß3= max (-815; 43 302; 123 446; 216 800) = 216 800 руб.
С учетом всего возможного худший вариант будет определяться выражением:
= min ß; = min max p.,
' j ' i j "
ß;.= min (86 800; 186 800; 216 800) = 86 800 руб.
Эта величина называется верхней ценой игры, или минимаксом. При наихудшем исходе из всех наилучших возможность выиграть составляет не более 86 800 руб.
Наиболее оптимистичным является макси-максный критерий, при котором определяется максимальный из всех возможных результатов игры при наилучших обстоятельствах. Таким результатом будет:
ßmax = maX ßi = maxmax Pj ,
ßmax= max (86 800; 186 800; 216 800) = 216 800 руб.
Полученное значение соответствует стратегии производства S3 = 1 084 000 руб.
Чтобы оценить, насколько то или иное состояние среды влияет на исход, используем показатель риска rtj при вводе стратегии St и при состоянии среды Р., определяемый как разность между максимально возможным выигрышем при данном состоянии Р. и выигрышем при выбранной стратегии:
7 rrh~pr
где ß^. — максимальные значения прибыли по каждому из возможных колебаний спроса.
При этом значение риска всегда принимается положительным, т. е. rjj> 0.
Показатель риска — основа минимаксного критерия Сэвиджа, согласно которому выбирается такая стратегия Sp при которой величина риска
принимает минимальное значение в самой неблагоприятной ситуации:
S. = min max r...
i j '
На этой основе строим матрицурисков (табл. 2).
Таким образом, в соответствии с критерием Сэвиджа следует производить продукцию в объеме 934 000 руб.
При выборе решения в этом анализе игры двух крайностей, связанных с пессимистической оценкой по критерию Вальда и чрезмерным оптимизмом максимаксного критерия, целесообразнее придерживаться промежуточной позиции, граница которой регулируется показателем пессимизма-оптимизма х, называемым степенью оптимизма в критерии Гурвица. Его значение находится в пределах 0 <х^ 1-
При х = 1 получается максиминный критерий Вальда, а при х = 0 он совпадает с максимаксным критерием.
В соответствии с этим компромиссным критерием для каждого решения определяется линейная комбинация минимального и максимального выигрышей по формуле:
Gi = х min P. + (1 - х)max P..
jj
Учитывая кризисные условия функционирования экономики в настоящее время, будем придерживаться пессимистической оценки и возьмем х = 0,8, тогда для каждой стратегии соответственно:
Gx = 0,8 • 35 230 + (1 - 0,8) 86 800 = 45 544 руб., G2 = 0,8 (-43) + (1 - 0,8) 186 800 = 37 325,6 руб., G3 = 0,8 (-815) + (1 - 0,8) 216 800 = 42 708 руб.
Затем выбирается та стратегия, для которой эта величина окажется наибольшей с помощью формулы:
G = max Gt = max [x min P. + (1 - x)max P. ].
i i j j
В соответствии с критерием Гурвица рациональный вариант объема производства будет следующим:
G = max Gt = max =
i
= max (45 544; 37 325,6; 42 708) = 45 544 руб.
Результаты выбора стратегий с использованием игровой модели приведены в табл. 3.
Таблица 3
Стратегии производства продукции с учетом показателей затрат и риска по критериям игровой модели, руб.
По результатам проведенных аналитических процедур в нестабильных кризисных условиях
предприятию целесообразно производить такие виды цветочной продукции, как розы в количестве 3 500 шт. на сумму 350 ООО руб. и гиацинты в количестве 1 680 шт. насумму 84 000 руб.
Таким образом, используя качественные элементы игровой модели и критерии оценки эффективности производства в условиях риска, хозяйствующие субъекты смогут получать положительные финансовые результаты от производства и реализации конкурентоспособных видов продукции.
Критерий Планируемый объем производства S
Вальда (максиминный) W 434 000
Максимаксный В ^тах 1 084 000
Сэвиджа (минимаксный) г. 934 000
Гурвица G. 434 000
Список литературы
1. Большая экономическая энциклопедия / К.А. Азимов, Т. П. Варламова, H.A. Васильева и др. М.: Эксмо, 2007.
2. Экономика и право: словарь-справочник / Л. П. Кураков, А. Л. Кураков, В. Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004.
3. Экономика и управление: словарь / В. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.