О.Н. Рябчунова,
КА.. Пидусов, ГУВД по Воронежской области
кандидат юридических наук, доцент
ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ, СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ И ЯДОВИТЫХ
ВЕЩЕСТВ
APPLICATION OF SPECIAL KNOWLEDGE AT CARRYING OUT OF OPERATIVELY-SEARCH UNDERTAKINGS IN AREA OF ILLEGAL CIRCULATION OF NARCOTICS, PSYCHOTROPIC, STRONG AND POISONOUS SUBSTANCES
В данной статье рассматриваются основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
In given article bases of legal regulation of operatively-search activity are considered.
Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов продолжает оставаться важной проблемой национальной безопасности. Сохраняется высокий уровень незаконного распространения наркотиков среди населения страны, особенно в детской и молодёжной среде. Увеличивается доля высококонцентрированных и синтетиче -ских наркотических средств, психэтропных ве-ществ в их незаконном обороте. В сбыт наркоти -ков активно вовлекаются несовершеннолетние, женщины, безработные. Очень высокими темпами растет количество совершенных преступле-ний, связанных с наркотиками. Прогрессирующее злоупотребление наркотиками, резкий рост цен на них создает благоприятные условия для проявления преступных сообществ, осуществ-ляющих их организованный сбыт.
При наличии информации о фактах совершения противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в целях выявления таких действий, а также лиц и преступных групп, в них участвующих, ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» даёт возможность осуществлять целый комплекс розыскных меропр иятий.
Основания для возбуждения уголовного дела указываются в ст. 140 УПК, и основным требованием, которое установлено уголовно -процессуальным законом и необходимо для возбуждения уголовного дела, является наличие достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления. Преобладающим основанием для возбуждения у головного дела служит непосредственное обнаружение органом дозна-ния, следователем, прокурором или судом признаков незаконного изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Возбуждению уголовного дела в обязатель -ном порядке должна предшествовать проверка имеющейся в распоряжении правоохранитель -ных органов информации [1].
Наиболее частым поводом к возбуждению уголовных дел рассматриваемой категории, яв-ляется непосредственное обнаружение уполномоченным на то должностным лицом признаков преступления в результате осуществления оперативно -розыскной деятельности. Данный вид дея -тельности закреплен и регламентирован Феде -ральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», который определяет ее содержание и закрепляет систему
гарантий законности при проведении оператив-но -розыскных мероприятий.
Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом , в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона «Об ОРД»).
Если оперативному сотруднику стали известны сведения о признаках подготавливаемого или совершённого преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков, о лицах, подозреваемых в этом, но нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, то на основании ст. 6 Закона об «Об ОРД» с целью документирования указанных деяний он планирует, организует и проводит комплекс ОРМ, чаще всего:
- проверочную закупку;
- наблюдение;
- контролируемую поставку;
- обследование помещений, транспорта и участников местности;
- прослушивание телефонных переговоров;
- контроль почтовых отправлений и сообщений.
Следователь, специализирующийся на расследовании данной категории преступлений, ко -торому собранные материалы будут направлены в будущем, не вправе вмешиваться в эту дея-тельность, так как взаимодействие предопреде-лено соблюдением полномочий и разграничением функций, то есть осуществляется в рамках УПК и Закона «Об ОРД» [2].
Контролируемая поставка — ОРМ, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД, допускается перемещение (ввоз, вывоз, пересылка, транзит через территорию России) наркотиков, их прекурсоров, инструментов и оборудования в целях предупрежде -ния, выявления, пресечения преступлений, связанных с НОН, и разоблачения максимально полного числа участников наркобизнеса (ст. 49 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах, п. 13 ст. 6 Закона «Об ОРД»).
Основанием для проведения контролируемой поставки являются сведения, ставшие известными органам, осуществляющими ОРД, о признаках подготавливаемого или совершенного противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; наличие поручения следователя по возбужденному уголовному делу без указаний на конкретные средства и методы ОРД, в котором ставятся общие задачи о проведении розыскных мероприя-
тий. Орган дознания самостоятельно выбирает виды мероприятий и формы их проведения.
Виды: внутренняя (в пределах страны); внешняя (за пределами страны); обычная — без изъятия наркотических средств из оборота; подменная («чистая») — с изъятием наркотических средств и заменой их муляжом; комбинированная — с частичной подменой наркотических средств; сопровождаемая (курьерами) и несопровождаемая; автомобильная, авиационная, железнодорожная, водная, контейнерная, багажная, почтовая.
Анализ практики показывает, что чаще всего оперативными сотрудниками применяется такой вид оперативно-розыскного мероприятия, как проверочная закупка.
Проверочная закупка — закрытое, зашифрованное приобретение наркотиков с целью выяв -ления, пресечения, документирования, задержа-ния с поличным лиц, причастных к сбыту крупных партий наркотиков, подтверждающих факт конкретного правонарушения, в том числе необходимых для сравнительного исследования (ст. 49 Закона о наркотических средствах и психо-тропных веществах, п. 4 ст. 6 Закона «Об ОРД», ст. 11 Закона « О милиции»).
Основанием для проведения проверочной закупки являются сведения, ставшие известными органам, осуществляющими ОРД, о признаках подготавливаемого или совершенного противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; наличие поручения следователя по возбужденному уголовному делу без указаний на конкретные средства и методы ОРД, в котором ставятся общие задачи о проведении розыскных мероприятий. Орган дознания самостоятельно выбирает виды мероприятий и формы их проведения.
При проведении данного мероприятия до возбуждения уголовного дела оперативный работник в целях обеспечения дальнейшего взаи-модействия должен поставить в известность сле -дователя о планируемых действиях и согласовать с ним порядок и условия их производства.
При установлении факта незаконного оборота наркотических средств оперативным работни -ком составляется рапорт на имя руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в котором указываются обоснования необходимости проведения проверочной закупки. После утверждения руководителем данного рапорта составляется постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия, в котором указывается лицо, привлекаемое в качестве покупателя. Постановление о проведе -нии проверочной закупки подлежит обязатель-ному утверждению руководителем органа, осуществляющим оперативно-розыскную деятель -
ность (ч. 5 ст. 8 Закона «Об ОРД»). Участниками закупки могут быть оперработник и поддержи -вающая его группа прикрытия, частное лицо, а также отдельные граждане, обладающие специ-альными знаниями. Правовое основание привлечения граждан к мероприятиям, связанным с проверочной закупкой, излагается в приложении к ст. 228 УК, на основании чего лица, совершающие незаконные действия с наркотическими средствами, освобождаются от уголовной ответственности в случае их добровольной выдачи, а также ст. ст. 15, 17 Закона « Об ОРД».
Представление следователю результатов проверочной закупки (наркотических средств, помеченных денег, протоколов, рапортов, объяснений, видео - и аудиозаписей, фотографий) производится органом, осуществляющим ОРД, на основании постановления, вынесенного началь -ником этого органа в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. При отсутствии положительных результатов закупки орган дознания уведомляет об этом следователя.
После получения материалов и положитель -ного решения вопроса о возбуждении уголовного дела следователю необходимо:
1. Допросить оперработников и других участников мероприятия.
2. Осмотреть и приобщить в качестве вещественных доказательств изъятые наркотические средства, деньги, видео- и аудиозаписи, фотографии.
3. Назначить соответствующие экспертизы.
При проведении проверочной закупки по
возбужденному уголовному делу, при наличии поручения следователя и в целях обеспечения достоверности полученных результатов и ис -ключения возможности нарушения закона при производстве оперативно-розыскных мероприятий, должен быть разработан согласованный план следственных действий и ОРМ.
Все следственные действия могут производиться как самостоятельно следователем, так и по его поручению оперативными сотрудниками с составлением соответствующих процессуальных документов.
Наблюдение — это негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятель -ности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о действиях и переговорах по -дозреваемых в наркобизнесе лиц путем визуаль-ного, слухового, ауди-, видео- и электронного способов контроля с целью их документирования (ст. 17 Закона «ОБ ОРД»).
Основанием для проведения наблюдения являются сведения, ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, о признаках подготавли -ваемого или совершенного противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, а также о лицах, его подготавли -вающих, совершающих или совершивших, если
нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; наличие поручения следователя по возбужденному уголовному делу без указаний на конкретные средства и методы ОРД, в котором ставятся общие задачи о проведении розыскных мероприятий.
При проведении данного мероприятия до возбуждения уголовного дела оперработник в целях обеспечения дальнейшего взаимодействия должен поставить в известность следователя о планируемых действиях и согласовать с ним по -рядок и условия их производства. Субъектом наблюдения может быть оперработник, а также частное лицо и граждане, обладающие специальными знаниями, с которыми установлены отношения сотрудничества. Наблюдение возможно как в присутствии понятых (ст. 17 Закона «Об ОРД»), так и без их участия. Проводится инструктаж привлекаемых лиц о задачах, действиях, безопасности и конфиденциальности.
Данный вид проведения оперативнорозыскного мероприятия — действие ограниченного использования. Оно осуществляется по решению руководителя оперативного аппарата МВД (УВД) субъекта Российской Федерации, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может проводить -ся только на основании судебного решения.
Организация и тактика наблюдения специ -ально уполномоченными на это подразделения -ми, порядок оформления полученных результа-тов регламентируются ведомственными нормативными актами МВД РФ. Результаты наблюде -ния, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения или, при необходимости, объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фото -графий, киноплёнок либо видеокассет. Эти мате -риалы в соответствии с ч.3 ст. 11 Закона «Об ОРД» могут передаваться следователю либо судье, в чем производстве находится уголовное дело. Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, используются только для реше-ния задач оперативно -розыскной деятельности.
Обследование помещений, транспорта и участников местности - визуальное и иное обследо -вание обстановки, предметов, следов и иных яв -лений, которые связаны с деятельностью лиц, подозреваемых в наркобизнесе, с возможным изъятием вещественных доказательств (п.8 ст. 6 Закона « Об ОРД»).
Основанием для проведения обследования являются сведения, ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, о признаках подготавливаемого или совершенного противоправного дея-
ния, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; наличие поручения следователя по возбужденному уголовному делу без указаний на конкретные средства и методы ОРД, в котором ставятся общие задачи о проведении розыскных мероприятий.
При проведении данного мероприятия до возбуждения уголовного дела оперработник в целях обеспечения дальнейшего взаимодействия должен поставить в известность следователя о планируемых действиях и согласовать с ним по -рядок и условия их производства.
Участниками обследования могут быть: оперработник, группа прикрытия, специалисты, частное лицо. Им гарантируется правовая защи -та, связанная с правомерным выполнением ими общественного долга или возложенных на них обязанностей (ст. 17 Закона «Об ОРД»).
На видеокассету записывается информация, по которой можно определить, когда, где, с какой целью, в каком составе начато ОРМ. Необходимо опечатать кассетоприемник, спецсредства печатью с подписями всех участников мероприятия. Данный факт отражается в рапорте или протоколе.
Обследование может носить гласный, за -шифрованный и негласный характер.
Гласное обследование осуществляется с согласия владельцев осматриваемых объектов. При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие его личность. При таком обследовании обязательно согласие владельца объекта, а также участие представителя организации, от имени которой оно проводится.
Негласному обследованию, проводимому в тайне от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, присуща особая процедура, предусмотренная ведомственными нормативными актами. Негласное обследование, связанное с ограничением конституционного права граждан на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утверждаемое руководством МВД (УВД) субъекта Российской Федерации. Оперативно-розыскное мероприятие проводится с использованием оперативнотехнических средств и сил органов, осуществ-ляющих ОРД, с участием инициаторов мероприятия. Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов с помощью специальных химических веществ и создание других условий для следообразования. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного
обследования предметов допускается в исключи -тельных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление на проведения мероприятия. Результаты обследования, проводи -мого непосредственно оперативным работником, оформляются рапортом или справкой.
При проведении гласного осмотра с участием других лиц и специалистов составляется акт обследования, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного осмотра, или акт, форма которого установлена для ведомства (службы), чьё должностное лицо принимало участие в зашифрованном обследовании. Эти документы могут впоследствии при -общаться к материалам уголовного дела.
Справка о результатах обследования, проводимого с использованием негласных оперативно -технических сил и средств, хранится в материа -лах оперативно-розыскного производства. В слу -чаях применения при оперативном осмотре видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъёмки, иных способов фиксации и изъятия, обнаруженных следов эти сведения отражаются в отдельных документах (справках, актах и других), которые могут быть в последующем представлены лицу, проводящему расследование, для использования в процессе доказывания.
Прослушивание телефонных переговоров — прослушивание и звукозапись устных бесед и сообщений, передаваемых по ГТС, МТС, а также с использованием радиотелефонной, радиорелейной, высокочастотной и космической (спутниковой) связи, связанных с НОН, и установле -ния лиц, их совершивших (п. 10. ст. 6 Закона « Об ОРД»).
Основанием для проведения прослушивания являются сведения, ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, о признаках подготавливаемого или совершенного противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; наличие поручения следователя по возбужденному уголовному делу без указаний на конкретные средства и методы ОРД, в котором ставятся общие задачи о проведении розыскных мероприятий.
Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) в соответствии с ст.8 Закона «Об ОРД» осуществляется с использованием оперативно -технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Начальник оперативного подразделения, уполномоченного на проведение ОРД, выносит постановление о проведении прослушивания и представляет его судье, как правило, по месту проведения прослушивания или по месту нахож -дения ОВД, ходатайствующего об их проведе -нии. Су дья может требовать иные материалы, касающиеся оснований для его производства.
Судья единолично санкционирует постановление, заверяет его печатью и выдает инициато -ру проведения.
В соответствии с ч.4 ст.8 Закона «Об ОРД», в неотложных случаях, когда бездействие может привести к совершению тяжкого преступления, допускается проведение прослушивания на основании постановления начальника оперподразде-ления с обязательным уведомлением судьи в те -чение 24-х часов. В течение 48-ми часов следует получить судебное решение о проведении этого мероприятия либо прекратить его производство.
ПТП согласно п. 5 ст. 9 комментируемого Закона может проводиться в течение шести месяцев со дня принятия судебного решения. При необходимости продления срока судья выносит дополнительное решение на основании вновь представленных материалов.
Прослушивание телефонных переговоров может осуществляться на любых сетях электросвязи (общего использования, ведомственных, внутрипроизводственных, выделенных). Прослушиваться могут переговоры дву х и более абонентов, односторонняя передача информации одного абонента на автоматическое записываю -щее устройство другого, внутригородские, междугородние, международные переговоры.
Участниками могут быть специалисты из оперативно-технического подразделения, кото -рым даётся задание и судебное решение.
В целях исключения подмены или монтажа фонограммы целесообразно в начале фонограм -мы сделать контрольную запись фамилий и имён присутствующих при этом лиц, предусмотреть устройство, препятствующее изъятию кассеты. Данный факт отражается в протоколе.
Прослушивание и звукозапись оформляются протоколом с указанием: времени, места звукозаписи; сведений о специалисте; вида, модели технических средств; контрольной записи фамилий и имён присутствующих при этом лиц; краткого содержания переговоров, имеющих отношение к делу, и установленных данных абонента.
После прослушивания кассета с фонограм -мой упаковывается и опечатывается.
ПТП, как правило, сопровождается фиксаци -ей получаемой информации на магнитные носители. Магнитные носители информации с оригиналами записей контролируемых переговоров в случае необходимости использования в процессе доказывания могут передаваться следователю с разрешения исполнителя мероприятия, если при
этом не будут разглашены сведения, составляю -щие государственную тайну. Фонограмма записи контролируемых переговоров направляется сле-дователю с сопроводительным письмом или постановлением , утвержденным руководителем МВД (УВД ) субъекта Российской Федерации.
Контроль почтовых отправлений и сообщений — способ получения информации о преступных лицах, фактах, обстоятельствах путем негласного просмотра корреспонденции лиц, заподозренных в наркобизнесе, телеграфных и иных сообщений (п. 9 ст. 6 Закона «Об ОРД»).
Основанием для проведения контроля являются сведения, ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, о признаках подготавли -ваемого или совершенного противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, а также о лицах, его подготавли -вающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; наличие поручения следователя по возбужденному уголовному делу без указаний на конкретные средства и методы ОРД, в ко тором ставятся общие задачи о проведении розыскных мероприятий.
Начальник ОВД, уполномоченный на проведении ОРД, выносит постановление о проведении контроля и представляет его судье, как правило, по месту проведения контроля или по месту нахождения ОВД, ходатайствующего о его проведении. Судья может требовать иные материалы, касающиеся оснований для его производства. Судья санкционирует постановление, заверяет его печатью и выдает инициатору проведения.
В неотложных случаях, когда бездействие может привести к совершению тяжкого преступления, допускается проведение прослушивания на основании постановления начальника оперподраз-деления с обязательным уведомлением судьи в течение 24-х часов. В течение 48-ми часов следует получить судебное решение о проведении этого мероприятия либо прекратить его производство.
Оперативный сотрудник доставляет поста -новление в соответствующее почтово-телеграфное учреждение и предлагает задерживать корреспонденцию. Одновременно он уведомляет о времени своего прибытия для производства осмотра задержанной корреспонденции.
При проведении контроля ОВД вправе изъять предметы, материалы и сообщения, а также прервать предоставленные услуги связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, а также государственной безопасности (ст. 15 Закона « Об ОРД»).
Осмотр и, при необходимости, изъятие корреспонденции производится в присутствии поня -тых из числа работников почтового учреждения и приглашенного специалиста. Возможно использование видео- и фотосъёмки. По результа -там изъятия составляется протокол.
Корреспонденция, изъятая органом дознания, осматривается при понятых, и составляется протокол осмотра вещественных доказательств с последующим вынесением постановления о приобщении корреспонденции в качестве доказательств. В случае необходимости контроля корреспонденции по возбужденному делу следователь выносит постановление о наложении ареста на почтовую корреспонденцию, испрашивая санкцию у судьи. Судья санкционирует постановление, заверяет его печатью. Затем постановление передается в почтовое учреждение. Выемка корреспонденции оформляется в порядке ст. 141 УПК.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» должностные лица органов внутрен -них дел, таможенных органов, пограничной службы, Федеральной службы безопасности при осуществлении контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров наде-лены правом производства досмотра почтовых и багажных отправлений при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконные операции с наркотическими средствами. Такой досмотр не является оперативно -розыскным мероприятием и не требует судебного решения, однако может использоваться для решения задач ОРД [3].
При расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, важное значение имеет оперативно-розыскная информация. Именно оперативные подразделения в силу специфики своей деятельности первыми получают информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. От грамотных действий оперативных работников зависит судебная перспектива уголовного дела, так как следственные мероприятия, как правило, планируются и проводятся исходя из представленных в органы предварительного расследования результатов ОРМ и являются по сути закрепляющими оперативную информацию.
Учитывая, что в настоящее время привлечение к уголовной ответственности лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, представляет значительную сложность, необходимо использовать только те сведения о фактах, достоверность и допустимость которых можно проверить в ходе предварительного расследования.
Результаты оперативно -розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных
действий, необходимых для совершения проти -воправного деяния.
Порядок предоставления результатов оперативно -розыскной деятельности дознавателю, следователю, прокурору, или в суд регламентируется межведомственным приказом МВД РФ №368, ФСБ РФ №185, ФСО РФ №164, ФТС РФ №481, СВР РФ №32, ФСИН РФ №184, ФСКН РФ №97, Минобороны РФ №147 от 17.04.2007 «Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».
ЛИТЕРАТУРА
1. Чистова Л.Е. Методика расследования
преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: учебно-методи-
ческое пособие. — М.:ЦОКР МВД России, 2006.
— 184 с.
2. Приказчиков В.П., Резван А.П., Косарев В.Н. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: учеб. пособие. Часть II. Организация расследования и особенности производства отдельных следственных действий. — Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999. — 68 с.
3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон — М.: Омега-Л, 2009. — 24 с.
4. Комментарии оперативно-розыскного за -конодательства РФ и зарубежных стран: учебное пособие / М.П. Смирнов. — М.: Экзамен, 2003.
— 544 с.