Надин Николай Иванович
преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Краснодарского университета МВД России ___________________________________________(тел.: 89183820400)
Организация оперативно-розыскной деятельности городских и районных органов внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
В данной статье рассматриваются проблема и особенности организации оперативнорозыскных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Автор выявляет основные тактические задачи, рассматривает основные стадии оперативно-розыскных мероприятий.
Ключевые слова: незаконный оборот, наркотическое средство, оперативно-розыскная деятельность.
N.I. Nadin, teacher of the chair of operative and detective activity and special technics of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; tel.: 89183820400.
The organization of operational search activity of city and regional law enforcement bodies on fight against a drug trafficking
In this article are considered a problem and features of the organization of operational search actions for fight against a drug trafficking. The author reveals the main tactical objectives, considers the main stages of operational search actions
Key words: trafficking, drugs, operational search activity.
В современных условиях незаконный оборот наркотиков приобрел такой размах, что вовлеченным в него оказалась большая часть государств, составляющих мировое сообщество. Проблема наркомании разрослась, став транснациональной, и потребовала согласованных усилий всех государств в борьбе с этим злом [1]. Незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими на протяжении последних лет представляют одну из самых сложных проблем.
Уголовный кодекс РФ 1996 г. [2] ввел уголовную ответственность за незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере (ч. 1 ст. 228). В принципе такое решение (особенно в контексте принятого ранее, связанного с отменой ответственности за потребление наркотиков) должно было перенести острие ответственности с рядовых потребителей наркотических средств на их изготовителей и сбытчиков, а следовательно, сконцентрировать работу правоохранительных органов в нужном направлении.
Оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Соблюдение условий проведения оперативнорозыскных мероприятий (ОРМ), как справедливо отметил В.Г. Бобров [3], "призвано обеспечить эффективное осуществление указанных мероприятий по достижению целей и решению задач оперативно-розыскной деятельности. Четкое урегулирование на законодательном уровне условий проведения ОРМ имеет исключительное значение". В то же время в специальной литературе неоднократно поднимались вопросы законодательного регулирования условий проведения ОРМ, что свидетельствует о наличии проблем их правовой регламентации.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий имеет и уголовно-процессуальные основания, к которым относятся наличие возбужденного уголовного дела; поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве (п.1 и 3 ч.1 ст. 7 Закона об ОРД). При этом после направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-
75
розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
Соответственно, осуществление опе-
ративно-розыскной деятельности может предшествовать деятельности уголовно-про-
цессуальной, осуществляться одновременно и согласованно с ней либо самостоятельно и независимо от нее, а потому и возникновение права на помощь адвоката (защитника), а также обязанность по его обеспечению дифференцируются в зависимости от фактических обстоятельств, уголовно-процессуального статуса лица и характера правоотношений, в качестве субъекта которых выступает лицо, в отношении которого проводятся оперативнорозыскные мероприятия с его участием.
Оперативно-розыскные же мероприятия, обеспечивающие (сопровождающие) уголовное судопроизводство, не теряя своей самостоятельности, вместе с тем, в таком случае могут рассматриваться в качестве составной части уголовно-процессуальных правоотношений, а потому и подозреваемому, обвиняемому как субъекту этих правоотношений должны быть гарантированы его права, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, но лишь в контексте соотношения содержательного сходства со следственными действиями проводимых с его участием оперативнорозыскных мероприятий.
К оперативно расследуемым относятся следующие мероприятия органов внутренних дел.
Проверочная закупка - это ОРМ, заключающееся в совершении мнимой сделки куплипро-дажи либо сделки оказания услуг с лицом, заподозренным в противоправной деятельности, с целью обнаружения конкретного правонарушения, задержания лица с поличным, а также получения образца для сравнительного исследования. Предметом проверочной закупки могут быть предметы, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (наркотики, оружие, боеприпасы и т.п.), а также различные услуги (бытовые, медицинские, сексуальные и т.д.). В соответствии со ст. 49 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" [4] в ходе проверочной закупки допускается с ведома и под контролем оперативных подразделений приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования для их производства. Данное мероприятие чаще всего используется именно в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Проверочная закупка проводится в зашифрованной либо негласной форме.
Наблюдение - это ОРМ, заключающееся в негласном визуальном, электронном либо комплексном слежении за действиями, передви-
жениями и разговорами конкретных лиц, а также за событиями и обстановкой в местах совершения преступлений, с целью получения и фиксации информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - это ОРМ, заключающееся в непроцессуальном осмотре объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, необходимой для решения конкретных тактических задач. В теории и практике оперативно-розыскной деятельности данное ОРМ традиционно называется оперативным осмотром.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это ОРМ, заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
Рассматриваемое мероприятие ограничивает установленное ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД осуществляется только на основании судебного решения при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений относится к категории оперативно-технических. Порядок их осуществления регламентируется специальными межведомственными и ведомственными нормативными актами ограниченного доступа.
Исходя из законодательного названия данного мероприятия, оно включает в себя установление контроля за тремя объектами: почтовыми отправлениями, телеграфными и иными сообщениями. К почтовым отправлениям относятся письма, почтовые карточки, секограммы (почтовые отправления для слепых), бандероли, посылки, прямые почтовые контейнеры. К телеграфным сообщениям следует относить телеграммы, а также телеграфные переводы денежных средств. Содержание понятия "иные сообщения" включает в себя почтовые переводы денежных средств, корреспонденцию, пересылаемую операторами почтовой связи с помощью электронной почты, факсимильной либо других видов электросвязи. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от
76
него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него. При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержимое посылок, отбираются образцы для исследования.
Прослушивание телефонных переговоров это - ОРМ, заключающееся в негласном контроле, аудиозаписи и прослушивании переговоров проверяемых лиц, ведущихся по телефонным линиям связи. Объектом данного ОРМ может выступать также и односторонняя передача речевой информации одного абонента на автоматическое записывающее устройство другого.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 ФЗ об ОРД [5] при проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным п. 1 4, 6 и 7 ч. 2 ст. 7, запрещается осуществление действий, указанных в п. 8-11 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Данная норма закрепляет условие, согласно которому по указанным основаниям не допускается проведение четырех ОРМ: обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров; снятия информации с технических каналов связи.
Однако норма п. 7 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД [6] утратила силу, и, соответственно, возникает вопрос: допускается ли проведение указанных четырех оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 7 ФЗ об ОРД?
Исходя из буквального толкования нормы
ч. 9 ст. 8 ФЗ об ОРД следует, что проведение таких оперативнорозыскных мероприятий по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 7 ФЗ об ОРД, не запрещено, т.е. допускается. Однако, если обратиться к нормативным правовым актам, регулирующим порядок проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, следует противоположный ответ.
Прослушивание телефонных переговоров является эффективным негласным механизмом проникновения в преступную среду с целью выявления и документирования преступных действий разрабатываемых. Следовательно, наиболее общим источником оперативно-розыскной информации, в смысле объекта отражения, является преступность и протекающие в ней разнообразные явления, события, факты, процессы криминального и криминогенного характер, что еще раз доказывает целесообразность и необходимость увеличения сил и средств оперативно-технических
подразделений по негласному проникновению в преступную среду.
Несмотря на то, что информация, полученная в ходе проведения данного мероприятия, носит ориентирующее значение, она просто необходима для установления источника получения доказательств, использование которых допустимо в порядке ст. 49 и ч. 2 ст. 50 Конституции РФ [7] и ст. 89 Уголовно-
процессуального кодекса РФ [8].
Несмотря на широкие возможности данного оперативно-розыскного мероприятия, правовая регламентация оснований его осуществления не отвечает всем потребностям оперативных подразделений, т.к. на практике сложилась ситуация, когда возможность осуществления прослушивания телефонных переговоров зависит от наличия возбужденного уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, либо дела оперативного учета, в рамках которых возможно проводить данные мероприятия. Но без применения данного вида оперативнорозыскных мероприятий раскрытие тайного, замаскированного и латентного преступления довольно затруднительно, особенно когда все возможные гласные оперативно-розыскные мероприятия и уголовно-процессуальные меры не позволили достичь желаемого результата. Государство же, соблюдая и защищая конституционные права потерпевшего от преступных посягательств, обязано использовать возможные и необходимые способы восстановления его нарушенных прав, ведь если мобильный телефон используется для совершения преступлений, то данные об этом факте весьма ценны для правоохранительных органов [9]. В свою очередь, защита прав граждан и общества от преступлений, совершаемых негласно, является важным и сложным направлением деятельности государственных органов. Его реализация в правоохранительной деятельности связана с постоянным совершенствованием теоретических, правовых, организационных и тактических основ применения оперативнорозыскных возможностей. Поэтому солидарны с точкой зрения В.Г. Боброва [10], что оперативные сотрудники должны сами проявлять инициативу, активно проводить оперативнорозыскные мероприятия, обеспечивающие получение сведений, необходимых для раскрытия преступлений.
Аспекты организации контролируемой поставки в борьбе с контрабандой наркотиков, необходимо отметить, что термин "контролируемая поставка" впервые появился в оперативно-розыскном законодательстве с принятием Государственной Думой Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об опе-
77
ративно-розыскной деятельности" (ФЗ об ОРД) [11].
Так, в частности, ФЗ об ОРД лишь называет контролируемую поставку в числе других ОРМ, указывая, что ее проведение в отношении предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, возможно, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.
При исследовании условий, обеспечивающих эффективное применение метода контролируемой поставки, полагаем целесообразным выделить следующие: отсутствие препятствий со стороны законодательства и правоохранительных органов стран, через территории которых будет осуществляться контролируемое перемещение предметов и веществ; факт обнаружения правоохранительными органами предметов контролируемой поставки (наркотиков и т.д.) неизвестен преступникам и не предан огласке; вероятность установления организаторов поставки, оптовых сбытчиков, перекупщиков, сбытчиков наркотиков, оружия, боеприпасов, контрафакта, драгоценных металлов достаточно высока и оправдывает проведение такой операции; субъекты проведения контролируемой поставки полностью владеют ситуацией и гарантируют надлежащий контроль и наблюдение за грузом на всем пути его перевозки или пересылки, а также возможность беспрепятственного его изъятия по всему маршруту следования; наличие достаточного запаса времени для разработки всестороннего плана совместных действий с представителями органов внутренних дел регионов, через которые будет осуществляться поставка; использование средств связи, позволяющих обеспечить надежный контакт с представителями правоохранительных органов государств (регионов), привлекаемых к участию в операции [12]; эффективное взаимодействие между правоохранительными органами, таможенными службами и другими ведомствами в рамках операции, проводимой как на национальном, так и на международном уровне. Однако в одних нормативных правовых актах контролируемая поставка фигурирует как оперативнорозыскное мероприятие, а в других - как метод борьбы с конкретным видом преступления. Учитывая изложенное, полагали бы целесообразным сформулировать авторскую позицию по поводу определения контролируемой поставки. Итак, с нашей точки зрения, применительно к данному исследованию контролируемая поставка - это универсальный метод борьбы с контрабандой наркотиков, заключающийся в проведении органами, осуществляющими ОРД, одноименного оперативного розыскного мероприятия или комплекса опера-
тивно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и документирование противоправной деятельности, связанной с незаконным перемещением через таможенную границу наркотических средств.
Принятие решения о проведении того или иного оперативно-розыскного мероприятия должно быть обоснованным. Основаниями для проведения вышеуказанных мероприятий являются: наличие возбужденного уголовного дела; сведения о признаках подготавливаемого или совершенного противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотиков.
Подведем итог: современный наркобизнес приобрел такой размах, что он действует сейчас как хорошо отлаженная экономическая отрасль. Причем втянуты в это дело не только непосредственные представители мафиозных группировок, бароны наркотических картелей и синдикатов, но в ряде случаев и обычные служащие различных компаний, далекие от преступного бизнеса. Многие незаконные наркотические операции осуществляются под прикрытием чиновников всех уровней, которые обеспечивают наркодельцам надежную безопасность и спокойствие.
1. Федоров А. В. Антинаркотическая политика и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации (теоретический аспект) // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. М.: Известия, 2007. Вып. 4: К 15-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. С. 131-137.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 12.11.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.11.2012) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Там же.
4. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 01.03.2012) "О наркотических средствах и психотропных веществах" // Собр. законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
5. Федеральный закон от 12.08.1995
№ 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собр. законодательства РФ. 1995. № 33.
Ст. 3349.
6. Там же.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
78
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 12.11.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.11.2012) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
9. Иванов А., Корниенко О. Использование в доказывании информации, полученной у операторов связи // Уголовное право. 2006. № 1. С. 111.
10. Бобров В.Г. К вопросу об основаниях и условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 2003. Вып. 6. С. 156.
11. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об оперативно-розыскной деятельности".
12. Преподобный А.В., Сбируков П.Н., Дра-гин Г.Н. Контрольные закупки и контролируемые поставки наркотических средств // Оперативно-розыскная работа. 1994. № 4 (135). С. 42-47.
1. Fedorov A.V. Antidrug policy and ensuring national safety of the Russian Federation (theoretical aspect) // Scientific problems of national security of the Russian Federation. M.: Izvestyja publishing house, 2007. Fasc. 4: To the 15 anniversary of formation of Security Council of the Russian Federation. P. 131-137.
2. The Criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FL (ed. of 12.11.2012) (with amendment and additional, coming into force from
21.11.2012) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1996. № 25. Art. 2954.
3. Ibid.
4. The federal law of 08.01.1998 № 3-FL (ed. of
01.03.2012) "About drugs and psychotropic sub-
stances" // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1998. № 2. Art. 219.
5. The federal law of 12.08.1995 N 144-FL (ed. of 10.07.2012) "About operational search activity" // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1995. № 33. Art. 3349.
6. Ibid.
7. The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments introduced by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FCL, of 30.12.2008 № 7-FCL) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2009. № 4. Art. 445.
8. The Code of criminal procedure of the Russian Federation of 18.12.2001 № 174-FL (ed. of
12.11.2012) (with amendment and additional, coming into force from 21.11.2012) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2001. № 52 (p. I). Art. 4921.
9. Ivanov A., Korniyenko O. Use in proof of information received at communications operators // Criminal law. 2006. № 1. P. 111.
10. Bobrov V.G. To a question of the bases and conditions of carrying out operational search actions // Actual problems of the theory of fight against crime and law-enforcement practice: Interhigher education institution: coll. sci. work. Krasnoyarsk, 2003. Fasc. 6. P. 156.
11. The federal law of 12.08.1995 № 144-FL (ed. of 10.07.2012) "About operational search activity" // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1995. № 33. Art. 33-49.
12. Prepodobny A.V., Sbirukov P.N., Dragin G.N. Control purchases and controlled deliveries of drugs // Operational search work. 1994. № 4 (135). P. 42-47.
79