ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
THE USE OF NON-STANDARD TEACHING TECHNIQUES ON THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE
Дмитриева Татьяна Владимировна учитель физической культуры муниципальной бюджетной гимназии №34
г. Орёл, Россия Dmitrieva Tatyana Vladimirovna the teacher of physical culture gymnasium № 34
Orel, Russia
Сергеева Ирина Владимировна заместитель директора по УВР муниципальной бюджетной гимназии №34
г. Орёл, Россия Sergeeva Irina Vladimirovna Deputy Director of OIA gymnasium №34
Orel, Russia
Аннотация. Применение на уроках физической культуры нетрадиционных методов преподавания, нестандартных тренажеров, дает возможность учителю превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развиваются личностные качества ребёнка, реализуется его творческий потенциал.
Abstract. The use on the lessons of physical culture innovative teaching methods, non-standard equipment, allows the teacher to transform the learning process into the Studio, where, not looking up from the problems of training and education, developing personality of the child, realized his creative potential.
Ключевые слова: нетрадиционные формы обучения, танцевальные движения, мячи с песком, мячи для фитбола, набивные мячи.
Keywords: non-traditional forms of training, the dance moves, the balls with sand, balls, exercise ball, medicine balls.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни является одной из основных задач образовательных учреждений.
В современном, постоянно развивающемся мире, роль занятий физическими упражнениями для сохранения здоровья человека трудно переоценить. В настоящее время становится очевидным то, что адаптационные возможности организма человека не выдерживают давления неблагоприятных факторов среды проживания. С одной стороны, это связано с изменением образа жизни — исключение или минимизация таких природных раздражителей, которые
составляют биологически необходимый фон жизнедеятельности (двигательная активность, закаливание, особенности питания). С другой стороны, с изменением качества окружающей среды, обусловленного издержками цивилизации (расширение спектра и увеличение силы психоэмоциональных воздействий, факторы неблагоприятной экологии техногенного происхождения, вредные привычки и др.). Физическая тренировка способна нейтрализовать основные вредные факторы, угрожающие здоровью человека.
Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания физической культуры имеет цель расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребёнка. Проблема развивающего обучения сегодня очень актуальна, и каждый учитель, задумывался над ней.
Нестандартный урок - это интересная, необычная форма предоставления материала на уроке. Она призвана развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение систематизировать и анализировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто развиваются, а принимают активное участие в ходе урока. В рамках региональной инновационной площадки «Повышение качества физкультурного образования посредством нетрадиционных видов двигательной активности» в гимназии № 34 г. Орла на уроках физической культуры применяются нетрадиционные упражнения [1].
Обязательным элементом любого урока должны быть общеразвивающие упражнения. Если это стандартные упражнения на месте, то ученики их выполняют без желания. Нами разработан комплекс нестандартных упражнений, которые рекомендуется проводить в движении, с различными предметами, в парах и под музыку.
Примером применения нетрадиционных средств на уроках физкультуры являются упражнения, связанные с выполнением танцевальных элементов.
Танцевальные элементы - это в основном шаги различных танцев. Они различаются по координации движения, характеру и манере исполнения. Для одних характерна скромность, сдержанность и плавность движений, для других - напор, скорость, сила. Эти отличительные особенности по-разному воспринимаются девочками и мальчиками. Девочкам больше нравятся движения грациозные и плавные, а мальчикам - резкие, энергичные. Даже простые танцевальные движения очень энергозатратны и требуют выносливости. На танцевальной разминке ребята учатся владеть своим телом и комбинировать движения рук, ног и мимики лица. А это отличный тест на концентрацию внимания и координацию движений. Активные движения ногами и руками способствуют работе мышц и укреплению сухожилий, являются профилактикой варикозного расширения вен и артрита. В танце очень важна осанка, для удержания которой нужны крепкие мышцы спины и таза.
Систематические хореографические занятия в младшем школьном возрасте дают лёгкую красивую походку, правильную осанку, которая остаётся на всю жизнь.
Очень популярны у младших школьников упражнения с нестандартными предметами-тренажерами: мешками с песком, большими мячами для фитнеса, набивными мячами. Например, наполнив небольшой мешочек весом 200-300
граммов, солью или песком учащиеся выполняют следующие упражнения: положив мешочек на голову пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев; отойдя от стены, но сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть «по-турецки», встать на колени и вернуться в исходное положение и др. Эти упражнения направлены на коррекцию осанки.
Учащиеся среднего и старшего звена с огромным удовольствием выполняют упражнения с большими мячами для фитнеса. Спецификой применения больших мячей является то, что во время сидения на мяче спина ребенка всегда остается ровной. Такая особенность связана с тем, что у этого предмета отсутствует какая-либо опора, при этом он подвижен. Выполнение упражнений способствует укреплению мышц спины и таза, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, бедер, ног и свода стопы, что позволяет корректировать фигуру, улучшают вестибулярный аппарат.
Применение набивных мячей всегда вызывает энтузиазм у учащихся уже в силу того, что вес мяча значительно больший, чем у обычного. Набивные мячи имеют вес 1-2 килограмма и изготовляются из волейбольных мячей, пришедших
в негодность, набитые из нутрии ватой, лоскутами материи. Аналогом набивных мячей могут служить медицинболы. Набивные мячи часто используются на подготовительной и заключительной частях урока; при изучении технических элементов игровых видов спорта (волейбола, баскетбола), как развитие силовых физических качеств на тренировках по легкой атлетике, для укрепления мышц спины, рук и ног во время проведения подвижных игр. Применение на уроках набивных мячей способствует улучшению подвижности суставов, развивают скоростно-силовые качества, повышают выносливость, ловкость, координацию движений.
Основываясь на собственном опыте работы, могу с уверенностью констатировать, что применение нестандартных приемов обучения, использование необычных тренажеров на уроках физической культуры, возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время приобретения новых знаний, так и при формировании умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения и контроля. Проведение уроков физической культуры в нетрадиционной форме с применением оригинальных тренажеров повышают интерес учащихся к уроку, дают детям больше самостоятельности, что помогает им преодолеть страх при выполнении сложных физических упражнений. Такие уроки не только позволяют ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал, но содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и творческое - развитие личности ребенка и прививает им любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Литература
1. Соломченко М. А. Организация инновационной физкультурно-оздоровительной деятельности в Орловской области (на примере региональной инновационной площадки) // Наука-2020: Физическая культура, спорт и туризм в XXI веке: материалы Международной научно- практической конференции / НИЦ МАБИВ ; ФГБОУ ВО «ОГУ имени И. С. Тургенева» - Орел, 2016. - 5 (11). -С. 279-283. - Режим доступа: http://akadem-
mabiv.ru/Nauka2020_5(11)_2016_MK_N_5(11) _16.html. - ISSN 2413-6379.
References
1. Solomchenko M. A. [The Organization of innovative sports and recreational activities in the Orel region (regional innovation platform)]. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm v XXI veke: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. NITs MABIV ; FGBOU VO «OGU imeni I. S. Turgeneva» [Science-2020: Physical culture, sport and tourism in the XXI century: materials of International scientific - practical conference.SIC MABIV ; of the "OSU named after I. S. Turgenev"]. Orel, 2016, no. 5 (11), pp. 279-283. Avialable at: http://akadem-mabiv.ru/Nauka2020_5(11)_2016_MK_N_5(11)_16.html. ISSN 2413-6379.