ПРИКЛАДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧАМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В ПОКРОВСКОМ ЛИЦЕЕ
APPLIED EXERCISES WITH BALLS ON THE LESSONS OF PHYSICAL
CULTURE IN POKROVSKY LYCEUM
Соломченко Марина Александровна кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Solomchenko Marina Aleksandrovna Ph.D., associate professor, head of the department «Theory and methodology chosen sport»> Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Филатов Евгений Николаевич учитель физической культуры, Покровский лицей,
Орловская область, Россия Filatov Evgeny Nikolaevich the teacher of physical culture, Pokrovsky Lyceum
Orel region, Russia
Аннотация. В статье рассказывается о повышение интереса к занятиям физической культурой и развитие физических качеств у школьников при применении прикладных упражнений с набивными мячами. Предложенные упражнения с набивными мячами можно активно использовать на уроках физической культуры во всех частях урока и по всем видам школьной программы
Abstract. The article discusses the increasing interest in physical culture and development of physical qualities of schoolchildren with the use of applied exercises with padded balls. The proposed exercises with padded balls can make active use at lessons of physical culture in all parts of the lesson and on all types of school programs.
Ключевые слова: физическая культура, мяч, прикладные упражнения, физические качества.
Keywords: physical culture, ball, applied exercises, physical qualities.
Проблема физической подготовки школьников и учащейся молодежи представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни
общества. Однако разработка основополагающих методических рекомендаций по широкому использованию различных методов базовой физической подготовки, начиная с первого класса, сдерживается дефицитом исследований в этой области
В Покровском лицее (Орловская область) в рамках региональной инновационной площадки «Повышение качества физкультурного образования посредством нетрадиционных видов двигательной активности» на уроках физической культуры применяются нетрадиционные упражнения с мячами набивными и для игровых видов спорта [1]. Это позволяет выявить педагогические и физиологические закономерности в развитии силовых и скоростных возможностей с учетом возраста на уроках физического воспитания.
Упражнения с набивными мячами могут и должны стать средством развития силовых способностей школьников, что делает работу по развитию физических качеств учащихся интересной и востребованной ими. Примерный комплекс предполагает следующие упражнения:
1. Вращение мяча вокруг туловища, перекладывание из руки в руку - 20-25
раз.
2. Руки в стороны, мяч в одной руке, перекидывать или перекладывать мяч из руки в руку выше головы - 15-20 раз.
3. Мяч в опущенных руках, бросок мяча прямыми руками снизу, поймать перед грудью - 15-30 раз.
4. Бросок мяча вверх от груди, поймать перед грудью - 15-30 раз.
5. Бросок из-за головы, то же самое - 15-30 раз.
6. Мяч в руках за спиной, бросок вверх из-за спины двумя руками, поймать впереди перед грудью - 15-30 раз.
7. Толчок мяча одной рукой от плеча вверх, поймать другой рукой у плеча -15-20 раз.
8. Бросок мяча из-за спины двумя руками вперед - вверх из полуприседа поймать мяч впереди себя - 15-20 раз.
9. Мяч вверху, наклоны вперед к правой, между ног и левой ноге -15-20 раз.
10. Мяч вверху, круговые движения туловища с наклоном - 15-20 раз.
11. В парах броски мяча из-за головы, от груди - 15-20 раз.
12. Стол боком в парах броски одной рукой партнеру над головой -15-20 раз.
13. В парах броски из-за головы двумя руками партнеру в прыжке -15-20 раз.
14. То же, но с разбега на 1-2-3 шагов - 15-20 раз.
15. В парах броски мяча в прыжке - 10-15 раз.
Упражнения с мячами очень нравятся подрастающему поколению, поднимают эмоциональный фон на уроках, помогают взаимодействовать и развивать коммуникативные качества.
Арсенал современного учителя физического воспитания должен быть наполнен разнообразными тестами и контрольными упражнениями, а содержание работы по развитию всех физических качеств иметь различные варианты выполнения упражнений.
Только устойчивый интерес учащихся может обеспечить положительную динамику роста уровня развития физических качеств. Предложенные упражнения с набивными мячами можно активно использовать на уроках физической культуры во всех частях урока и по всем видам школьной программы.
Упражнения с мячами в основном проводили в подготовительной части урока. На уроках физической культуры мы отказались от заложенного стереотипа в проведении подготовительной части, сделав ее игровой для возбуждения интереса к занятиям. Моторная плотность урока поднялась
за счет того, что ученики мало времени находились без движения. Дети перестали скучать, выполняли задание с большой охотой. За короткий промежуток времени мы подготавливали системы организма к основной части плюс эмоциональный настрой.
Основная часть урока проводили в виде круговой тренировки, или полностью игровая. Это позволило еще выше поднять моторную плотность, ребенок больше находился в движении, работал много с мячом, а значит, он шагнул на ступеньку выше в своем физическом развитии плюс то, что преподаватель имел возможность обратить внимание на каждого ученика, времени на разговоры и нарушение дисциплины было очень мало. В заключительной части урока мы использовали игры на внимание или игры малой интенсивности для того, чтобы системы организма начали свое восстановление.
Для того, чтобы понять эффективность проведенных занятий, мы проводили тестирование физических качеств у школьников 7-8 классов (начальное в сентябре, итоговое в марте). За период с сентября по март 2016-2017 учебного года результаты тестирования положительным образом изменились в скоростно-силовых качествах на 15 %, в силовых - на 11 %, в выносливости -на 9 %, в координации движений - на 12 %. Это свидетельствует об эффективности предложенных упражнений.
Литература
1. Соломченко М. А. Организация инновационной физкультурно-оздоровительной деятельности в Орловской области (на примере региональной инновационной площадки) / М. А. Соломченко // Наука-2020: Физическая культура, спорт и туризм в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции / НИЦ МАБИВ ; ФГбОу ВО «ОГУ имени И. С. Тургенева» - Орел, 2016. - 5 (11). - С. 279-283. - Режим доступа: http://аkаdem-mаbiv.ru/Nаukа2020_5(11)_2016_МK_N_5(11)_16.html. - ISSN 2413-6379.
References
1. Solomchenko M. A. [The Organization of innovative sports and recreational activities in the Orel region (regional innovation platform)]. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm v XXI veke: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science-2020: Physical culture, sport and tourism in the XXI century: materials of International scientific - practical conference / MABIV Publ.; of the "OSU named after I. S. Turgenev]. Orel, 2016, no. 5 (11), pp. 279-283. Avialable at: http://akadem-mabiv.ru/Nauka2020_5(11)_2016_МK_N_5(11)_ 16.html. - ISSN 2413-6379.