ПРИМЕНЕНИЕ РУССКОЙ ЛАПТЫ НА УРОКАХ ФИЗИЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В МБОУ СОШ № 45 Г. ОРЛА
PRACTICE OF PLAYNING RUSSIAN LAPTA IN PE IN OREL COMPREHENSIVE SECONDARY SCYJJL № 45 (MUNICIPAL EDUCATIONAL
INSTITUTION)
Алтунина Оксана Егоровна старший преподаватель кафедры «Теория и методика физического воспитания» Орловский государственный университет
имени И С. Тургенева г. Орёл, Россия Altunina Oksana Egorovna senior lecturer of the department «Theory and methodology of physical education»} Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Кириллина Наталья Ильинична МБОУ средняя общеобразовательная школа №45 имени Д. И. Блынского
г. Орёл, Россия Kirillina Nataliya Ilyinichna teacher of physical culture MBOU secondary school №45 named after D. I. Blynskogo
Orel, Russia
Аннотация. Применение «Русской лапть» на занятиях физической культурой в общеобразовательной школе способствует положительной динамике двигательной подготовленности школьников, является хорошим средством формирования универсальных учебных действий реализуемых при изучении разделов «Легкая атлетика.» и «Спортивные игры».
Using «Russian Lapta» during the PE's lessons at the Secondary school make better moving skills of students, and there is a good means of making universal studing actions learning such topics as «Track-and field athletics» and «Sports Games»/
Ключевые слова: мотивация, двигательная активность, универсальные учебные действия, физическая культура, лапта.
Keywords: motivation, physical activity, universal educational actions, physical culture, lapta.
Социальные изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека (аудио- и видеотехника, компьютеры, транспорт и др.), интенсификация его деятельности, слабая физическая подготовка детей и подростков, понижение двигательной активности людей зрелого и старшего
возраста, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводят к негативным нравственным и функциональным изменениям в состоянии здоровья россиян [1].
В рамках региональной инновационной площадки «Повышение качества физкультурного образования посредством нетрадиционных видов двигательной активности» в школе № 45 г. Орла на уроках физической культуры применяются русские народные игры, в частности, лапта [6].
Лапта по своему содержанию и структуре двигательных действий (беговых и метательных) хорошо вписывается в программу по физической культуре, особенно в тех школах, где спортивные залы перегружены. Вот уже несколько лет мы включаем лапту в программу по физической культуре основной школы. В основном применяем лапту в первой и четвертой четверти, когда занятия проводятся на спортивной площадке [2].
Подвижные игры с элементами, направленными на освоение игры в лапту являются на наш взгляд хорошими средствами подготовки к бегу и метаниям. По сравнению с обычными метаниями, в лапте они выполняются в вертикальную, горизонтальную и движущуюся цель. Кроме того, все упражнения выполняются на высоком эмоциональном фоне. При этом выполняется большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, что способствует воспитанию целого комплекса координационных способностей. Перемещения в лапте выполняются практически всегда с максимальной скоростью, но в соответствии с индивидуальными двигательными способностями школьников [2,3].
Выбор данной игры не случайный, во-первых, игра не требует сложного инвентаря и оборудования, что в данный момент финансирования физкультурного образования в общеобразовательной школе имеет не маловажное значение. Весь инвентарь можно изготовить своими силами.
Во-вторых, для игры в лапту можно использовать площадку любого размера и даже играть в спортивном зале, если погодные условия не позволяют.
В-третьих, у данная игра является русской народной, т.е. имеет исторические корни, что способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В-четвертых, играть можно как на время, так и на очки [5].
С целью улучшения качества знаний по предмету физическая культура мы разработали и внедрили раздел «Русская лапта» в вариативную часть программы 5-9 классов. На данный раздел отводится 14 часов, мы разделили его на две равные части в первой и четвертой четверти, совместив его с разделом «Легкая атлетика». Для ее реализации мы применяем следующие основные элементы: ловли и броски мяча, перемещения по площадке, удары битой по мячу. Кроме того, использовали целый комплекс подвижных игр, направленных на усвоение техники игры в лапту [4].
На первом этапе нашего исследования был проведен контрольный срез двигательной подготовленности учащихся 5-х классов МБОУ СОШ №45 г. Орла, обучающихся по программе ФГОС. Первичное тестирование показало, что у большинства школьников средний и ниже среднего уровень двигательной подготовленности. После применения уроков «русской лапты» двигательная подготовленность заметно улучшилась, о чем свидетельствует увеличение
показателей тестирования. Так в беге на 30 метров результат увеличился на 4%,в беге на 60 метров на 5%, прыжок в длину на 10%, в метании малого мяча на 25%, в челночном беге на 4%.
Кроме того, следует отметить, что учащиеся лучше освоили технику ловли и броска мяча, что сказалось в дальнейшем при прохождении раздела «Спортивные игры».
Таблица 1.
Динамика двигательной подготовленности учащихся 5-х МБОУ средняя общеобразовательная школа №45 г. Орла
№ Контрольное испытание До После
1. Прыжок в длину с места, см 155±1,23 172±1,36
2. Метание малого мяча, м 21±1,1 28±0,9
3. Бег 30 метров, см 6,2±0,12 6,0±0,17
4. Бег 60 метров 11,3±0,83 10,8±0,79
5. Челночный бег 4 по 9 метров, сек 11,4±0,01 10,9±0,02
Рис.1. Фрагмент урока с использованием русской лапты (Учитель Кириллина Н. И.)
Таким образом, применение русской лапты способствует увеличению показателей двигательной подготовленности учащихся, удовлетворяет их потребность в движении, развивает умственные и творческие способности, нравственные качества, стабилизирует эмоций. Мы предполагаем, что будут решены задачи приобщения детей к русским традициям, воспитания патриотизма и гражданственности, что заложено в современных федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования.
Литература
1. Бура, О. Е. Русская удалая. Лапта [Текст] / О. Е. Бура, В. В. Горбунов. -М.: Физкультура и спорт, 1961. - С. 20.
2. Костарев, А. Ю. Лапта. [Текст] / А. Ю. Костарев, Л. Г. Гусев, В. И. Щемелинин. - Техническая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 1996. - С. 12.
3. Костарев, А. Ю. Русская лапта: история и тенденции развития [Текст] / А. Ю. Костарев // Теория и практика спорта. - 2005. - № 11. - С. 11-20.
4. Машошина, И. В. Народная игра лапта как средство рекреативного физического воспитания школьников / И. В. Машошина // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 2(27). - С. 12-15.
5. Фришман, И. И. Выигрывает тот, кто играет! [Текст] / И. И. Фишман -Н.-Новгород: Педагогические технологии, 2001. - 106 с.
6. Соломченко М. А. Организация инновационной физкультурно-оздоровительной деятельности в Орловской области (на примере региональной инновационной площадки) // Наука-2020: Физическая культура, спорт и туризм в XXI веке: материалы Международной научно- практической конференции / НИЦ МАБИВ ; ФГБОУ ВО «ОГУ имени И. С. Тургенева» - Орел, 2016. - 5 (11). -С. 279-283. - Режим доступа: http://akadem-
mabiv.ru/Nauka2020_5(11)_2016_MK_N_ 5(11)_16.html. - ISSN 2413-6379.
References
1. Burova O. E., Gorbunov V. V. Russkaya udalaya. Lapta [Russian Lapta]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1961, 20 p.
2. Kostarev A. U., Gusev L.G., Zchemelin V. I.Lapta [Lapta]. Tekhnicheskaya i takticheskaya podgotovka igrokov [Technical and practical training]. Ufa, BGPE Publ.,1996, pp. 12.
3. Kostarev A. U. Russkaya lapta: istoriya i tendentsii razvitiya [Russian Lapta: history and means of development]. Teoriya i praktika sporta - The theory and practise of sport, 2005, no. 11, pp. 11-20.
4. Mashonina E. V. Narodnaya igra lapta kak sredstvo rekreativnogo fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov [National game lapta like a mean of reactive , phisical education of pupils]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e -Phisical culture and health, 2010, no. 2 ( 27), pp. 12-15.
5. Phrishman E. E. Vyigryvaet tot, kto igraet! [Winner is who wins!]. N.-Novgorod, Pedogogical technology Publ., 2001, 106 p
6. Solomchenko M. A. Organization of innovation sports and recreational activities in the Orel region (regional innovation platform)]. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm v XXI veke: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. NITs MABIV ; FGBOU VO «OGU imeni I. S. Turgeneva» [Science-2020: Physical culture, sport and tourism in the XXI century: materials of International scientific - practical conference. SIC MABEL ; of the "OSU named after I. S. Turgenev"]. Orel, 2016, no. 5 (11), pp. 279-283. Avialable at: http://akadem-mabiv.ru/Nauka2020_5(11)_2016_MK_N_5(11)_16.html. ISSN 2413-6379.