УДК 658.56:685
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ «ШЕСТЬ СИГМ» ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ И ВОСТРЕБОВАННОЙ ОБУВИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЮФО
© 2013 г. М.С. Петренко, Н.Г. Никуличева
Петренко Мария Сергеевна - аспирант, кафедра «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты. Тел. 8-988-533-83-13. E-mail: [email protected]
Никуличева Наталья Григорьевна - канд. техн. наук, доцент, кафедра «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты. E-mail: [email protected]
Petrenko Maria Sergeevna - graduate student, department «Technology of Leather Goods, Standardization and Certification», Institute of Service and Enterprise (branch) DSTU in Shakhty. Ph. 8-988-533-83-13. E-mail: Meta-metamorfozza@ rambler.ru
Nikulicheva Natalia Grigorievna - Candidate of Technical Sciences, assistant professor, department «Technology of Products From Skin, Standardization and Certification» Institute of Service and Enterprise (branch) DSTU in Shakhty. E-mail: [email protected].
Рассмотрена возможность использования методологии «шесть сигм» для повышения конкурентоспособности и востребованности женской модельной обуви, производимой отечественными предприятиями.
Ключевые слова: потребители; удовлетворённость; женская модельная обувь; методология «шесть сигм»; эстетические показатели; уравнение регрессии.
The possibility of using the methodology of the «six sigma» to improve the competitiveness and relevance of women's dress shoes, manufactured by domestic enterprises.
Keywords: consumers; satisfaction; women's dress shoes; methodology «six sigma», aesthetic appeal; the regression equation.
Нынешний обувной рынок не позволяет развиваться отечественному производителю. Добровольно своего покупателя рынок не отдает, силовые воздействия к нему не применишь, его можно только заинтересовать качественной отечественной продукцией.
Ситуация с производством обуви в Южном федеральном округе вызывает необходимость разработки комплекса мероприятий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации. Основным этапом структурной перестройки должно стать повышение технического уровня производства на обувных предприятиях и конкурентоспособности продукции, обеспечение внедрения инновационной продукции, высоких технологий, замещение отдельных видов импортной обуви отечественной; выход её на российский и мировой рынки. Для этого необходимы мероприятия по модернизации и реконструкции уже существующих обувных производств и создание новых, усиление контроля и внедрения современных систем управления качеством, внедрение статистических методов контроля [1].
С целью выявления обувного предприятия ЮФО, производящего самую востребованную женскую модельную обувь, были проведены исследования с помощью метода построения функций принадлежности нечётких множеств - «многокритериальный анализ
вариантов», который показал, что опрошенные потребители (женщины в возрасте 18 - 30 лет), не довольны эстетическими показателями женских модельных туфель типа «лодочка».
Одной из лучших концепций менеджмента предприятий является методология «шести сигм», которая направлена на совершенствование каждой области деятельности с целью как можно лучшего удовлетворения меняющихся нужд потребителей, рынка и технологий с выгодой для сотрудников и потребителей. Инструменты «шести сигм» совершенствуют аналитические методы, берут за основу принятия решений факты, а также помогают разобраться в причинах и потребностях. Преимущества данного подхода в том, что он акцентирует внимание на важных проблемах и пытается найти фундаментальные причины их возникновения, для чего использует анализ данных [2].
Согласно модели решения проблем с помощью системы «шесть сигм» начнём с последовательности, применяющейся для улучшения существующего производственного процесса DMAIC: Define (определяй), Measure (измеряй), Analyze (анализируй), Improve (совершенствуй), Control (проверяй).
На этапе Define («определяй») выбираем проблему «эстетические показатели женских туфель типа "лодочка" не удовлетворяют требованиям потребите-
лей». Постановка цели: «необходимо улучшить эстетические показатели туфель, чтобы добиться удовлетворения потребителей».
Для этого составим матрицу характеристик процесса (таблица), которые необходимы для концентрации усилий на наиболее важных мероприятиях и для облегчения создания измерительной шкалы, которая будет использоваться при статистическом анализе.
Матрица характеристик процесса
Выход процесса - удовлетворённость потребителей
эстетическими показателями женских модельных туфель
типа «лодочка»
Характеристика выхода Стоимость Удовлетворённость потребителей
Рейтинг характеристики (1-10) 5 10
Фактор, влияющий на характеристику
и его рейтинг (1- 10)
Соответствие направ- 3 7
лению моды
Цветовое решение 2 5
Стилевое решение 5 3
Внешний вид 7 10
Форма носочной части 2 9
Форма и высота каблука 1 5
Используемые 8 6
материалы
На этапе Measure («измеряй») определили дефект процесса и вызывающие его причины путем измерения тех факторов, которые оказывают наибольшее влияние на выбранные характеристики, используя метод априорного ранжирования, с помощью которого можно выявить самые важные для потребителей характеристики.
На данном этапе общая удовлетворённость потребителей (У) эстетическими показателями женской модельной обуви по шкале 1-5 рассчитывается по формуле У = f(X1,Х2,Х3,...,Xn) = 3,06, где У - выход процесса - удовлетворённость потребителя эстетическими показателями туфель; Хь ..., Xn - факторы, влияющие на У.
Заключительный этап шага «измерение» - определение первоначального уровня сигм процесса. В ходе рассмотрения были использованы данные, полученные из опроса потребителей. Показатели с оценкой 1 балл - отнесем к дефектам. Из опроса 100 потребителей было выявлено, что 1 балл поставили 46 раз, из них: 12 человек - не удовлетворены используемыми материалами; 9 - не удовлетворены высотой и формой каблука; 8 - не удовлетворены внешним видом обуви; 7 - считают, что обувь не соответствует направлению моды; 5 - не удовлетворены цветовым решением; 3 - не удовлетворены формой носочной части туфель; 2 - не удовлетворены стилевым решением.
Для расчёта уровня сигм воспользуемся форму-
n /
лой: Д = ^ qi Nn, где Д - число дефектов на одну
i=1 /
возможность; qt - дефекты; N - общее количество пар туфель, которые оценили потребители; п - число дефектов.
Значения уровня сигм характеризуют воспроизводимость основного бизнес-прооцесса предприятия, измеряемую числом дефектов на миллион возможностей. Показатель «число дефектов на миллион возможностей» имеет решающее значение, поскольку позволяет сравнить воспроизводимость совершенно разных процессов. Показатель «сигма» гарантирует, что более простые процессы, состоящие из меньшего числа этапов и имеющие меньшую вероятность сбоя, вовсе не лучше сложных процессов [3].
Число дефектов на одну возможность: Д = 0,0657, но так как рассматриваем 1 млн возможностей, то полученный результат эквивалентен 65700 дефектам на миллион возможностей. Предприятия ЮФО работают на уровне 3 с, выход годных изделий соответствует 93,32 %.
Для улучшения эстетических показателей женских модельных туфель типа «лодочка», произведённых в ЮФО, необходимо провести работу с сотрудниками предприятий, которые задействованы в рассматриваемом процессе. Необходимо проводить исследования внутри предприятий для определения и выявления тех областей, где персонал не совсем понимает, что является важным для потребителя.
Этап Analyze («анализируй») требует анализа результатов деятельности путем утверждения критериев оценки и исследования причин дефектов. Используем данные, полученные на этапе «измерение». По данным опроса была построена диаграмма удовлетворённости эстетическими показателями женских модельных туфель типа «лодочка». Мнения 100 опрошенных по 5-балльной шкале распределились следующим образом: «5» - 5 человек; «4» - 23 человека; «3» -50 человек; «2» - 15 человек; «1» - 7 человек.
Чтобы построить уравнение регрессии, необходимо провести отбор факторов. Факторы, включаемые во множественную регрессию, должны быть количественно измеримы и не должны быть коррелированны между собой или находиться в точной функциональной связи.
На этапе «измерение» были выявлены наиболее значимые, по мнению потребителей, показатели, которым присвоили обозначения хь х2, х3, х4 - соответственно: х1 - внешний вид обуви; х2 - форма носочной части; х3 - соответствие направлению моды; х4 - используемые материалы.
Для определения стандартизованных коэффициентов регрессии pi, используем программу Maple (рисунок).
При сравнении уравнения регрессии с поочередно учтёнными прогнозными значениями (при увеличении показателя на 10 %) сделан вывод, что следует уде-
лить наибольшее внимание фактору х2 - «форма носочной части обуви», так как при увеличении удовлетворённости потребителей формой носочной части обуви существенно увеличивается и общая удовлетворённость эстетическими показателями. После чего следует заняться улучшением таких показателей, как «внешний вид» и «соответствие направлению моды». Обувным предприятиям ЮФО рекомендуется проводить мониторинг раз в 10 - 12 месяцев.
Обработка данных в Maple
На этапе Improve («совершенствуй») делаем вывод о том, что необходимо начинать улучшение эстетических показателей с наиболее значимых.
Чтобы потребители были удовлетворены формой носочной части и соответствием направлению моды туфель, следует постоянно обновлять ассортимент согласно мировым тенденциям, для чего необходимо периодически повышать квалификацию персонала, ответственного за разработку новых моделей. На внешний вид обуви оказывают влияние такие параметры, как: используемая фурнитура; качество выполнения швов, соединяющих детали верха; используемые материалы; качество отделки обуви; метод крепления обуви и т.д.
Следовательно, для улучшения показателя «внешний вид» необходимо осуществлять контроль вышеперечисленных параметров. Для этого нужно усилить входной контроль качества материалов и фурнитуры, а также усилить пооперационный контроль качества изготовления обуви.
Этап совершенствования предполагает организацию обратной связи по результатам анализа удовлетворённости. Важно, чтобы полученная в ходе мониторинга информация циркулировала не только среди руководства, но и среди сотрудников, непосредствен-
Поступила в редакцию
но связанных с моделированием и производством обуви. Результаты следует не только сообщать, но и обсуждать, фиксировать мнения сотрудников всех уровней, интересоваться их предложениями относительно необходимых мероприятий. Таким образом, удовлетворённость потребителей становится элементом корпоративной культуры.
Информация о проведённой работе обязательно должна доводиться и до потребителей. Факт проведения мониторинга удовлетворённости следует опубликовать в средствах массовой информации (сделать адресную рассылку клиентам, разместить на корпоративном сайте и т.д.) и использовать как объективную информацию, подтверждающую безусловную важность мнения потребителей для предприятия.
На завершающем этапе Control («контроль») разработан план контроля за улучшением процесса путем повторения статистических исследований, определения и оценки эффективности проведенных мер.
Применение системы «шесть сигм» по-новому акцентирует внимание на способности людей в организации регистрировать данные о текущих результатах, трендах и других важных показателях процесса, которые позволяют быстро обратить внимание на определенные обстоятельства, способствует постоянному улучшению работы фирмы, а также обладает силой, позволяющей наряду с подсчётами дефектов провести системный процесс их снижения. Всё это создаёт высокую результативность данного метода для улучшения работы обувных предприятий в целом и повышения конкурентоспособности и востребованности отечественной обуви.
Литература
1. Петренко М.С., Никуличева Н.Г. Об особенностях формирования потребительского интереса к отечественной обуви в условиях нестабильного спроса // Техническое регулирование - базовая основа качества материалов, товаров и услуг: междунар. сб. науч. тр. Шахты, 2010. С. 42 - 43.
2. Панде П., Холп Л. Что такое «шесть сигм»? Революционный метод управления качеством. М., 2005. 160 с.
3. Джордж Л. Майкл. Бережливое производство+шесть сигм. М., 2005. 360 с.
8 июля 2013 г.