Н. В. Бекк, Л. А. Белова, Л. Ю. Махоткина
СТРУКТУРА ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ ОБУВИ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИСПОЛНЕНИЮ
Ключевые слова: структура, обувь, модели, колодка, рекомендации.
Предлагаемая в работе последовательность разработки дизайн-проекта обуви позволяет сократить время на разработку проекта, повысить качество представляемых эскизов и производительность труда.
Keywords: structure, footwear, models, block, recommendations.
The sequence of development of the design project of footwear offered in work allows to reduce time for development of the project, to increase quality of represented sketches and labor productivity
В современных экономических условиях наблюдается развитие производства обуви по двум направлениям: традиционный вариант с
размещением предприятия в России, при котором отделы конструирования встроены в структуру предприятия, и отработка изделия ведется непосредственно в производственных цехах; и новое направление, при котором производство сосредоточено за рубежом, и конструктор должен максимально точно выполнить разработку нового изделия, так как уже не включен в производственный процесс. В связи с этим наблюдаются различия содержания предпроектного этапа для традиционного (промышленного) и нового (торгово-промышленного) производства обуви.
Анализ деятельности торгово-
промышленных предприятий дал возможность выделить основные этапы предпроектной подготовки производства промышленной коллекции обуви (рисунок 1).
Наряду с традиционными этапами ко вновь введенным следует отнести второй этап -прорисовка формы колодки, опосредованно изменены третий этап - разработка эскизов на выбранных колодках и пятый этап - изготовление модели.
В рамках первого этапа изучаются новые тенденции моды, и определяется общая концепция сезонной коллекции обуви. Особенность российского потребителя состоит в том, он очень консервативен, он не столь ярко реагирует на модные креативные идеи, но, несмотря на это, следит за новинками моды [1-3]. Следовательно, модельер должен вводить новые тенденции постепенно.
Над созданием коллекции, как правило, работает несколько модельеров. Каждый модельер имеет свое представление, о том, как должна выглядеть коллекция. Их общая цель: выпуск полноценной коллекции обуви. Поэтому на начальном этапе оговаривается общее для всех цветовое, стилевое направление, что является способом объединения всех моделей в коллекцию.
Наиболее сложным является второй этап -прорисовка формы колодки. Необходимость прорисовки формы колодки возникает на тех
предприятиях, производство которых
территориально удалено. Основная проблема - это объемное восприятие формы колодки, и правильная передача колодки в эскизе.
Разработка эскизов на выбранных колодках
Рис. 1 - Последовательность и задачи этапов предпроектной подготовки обувного
производства
Эскиз колодки должен четко передавать ее основные особенности: форма носочной части, высота приподнятости пяточной части, пропорции основных участков. При выполнении этого этапа может возникнуть ряд ошибок
Неправильная прорисовка формы колодки, может привести к тому, что изделие не будет
смотреться на реальной колодке. Как следствие, модельеру придется выполнять всю работу заново.
Особенно важно правильно оценить высоту приподнятости пяточной части. Существенные проблемы могут возникнуть при прорисовке высокого каблука, или очень низкого (рис. 2).
Рис. 2 - Примеры неправильной передачи высоты приподнятости пяточной части
Когда рисуется колодка, предназначенная для обуви с высоким каблуком, необходимо сознательно слегка завышать высоту каблука. Это связано с тем, что эскиз представляет собой стилизацию готовой обуви, поэтому необходимо расставить акценты на основные особенности колодки и, как бы, утрировать их. Тем самым модельер передает «характер» колодки. Высокий каблук подразумевает более изящную обувь, чем низкий каблук. Завысив его, автор подчеркивает эту особенность колодки. Ошибкой является, когда модельеры занижают каблук. В этом случае, из модельной колодки получается повседневный вариант.
Другой сложной задачей является прорисовка колодки на низком каблуке. Тут модельер может подсознательно завысить каблук, тем самым, исказив представление о колодке. Эта ошибка возникает потому, что модельер стремиться придать колодке больше изящества, хотя здесь оно и не требуется.
Одной из часто возникающих ошибок является искажение носочной части, уменьшение ее объема и длины. Их излишнее уменьшение в реальной обуви может привести к дискомфорту. Правильным будет решение, если при прорисовке носочной части ее немного удлинят, сохранив при этом форму.
Ошибкой может стать представление слишком массивной носочной части по сравнению с общей длиной колодки. Чаще всего такая ошибка возникает при прорисовке обуви на низком каблуке. В результате колодка может выглядеть как детская. Соответственно дальнейшая проработка моделей на ней невозможна.
Во время работы над формой колодок следует постоянно обращать внимание на пропорции и соотносить их с форморазмерами стопы. Пример такой ошибки представлен на рисунке 3
а
б
Рис. 3 -Примеры несоответствия
носочной части и длины стопы
размеров
В первой модели носочная часть слишком маленькая (рис. 3а), в результате чего в такой модели недостаточно места для пальцев. Во второй модели (рисунок 3б) носочная часть слишком большая, поэтому возникает необходимость либо увеличения пяточной части, либо уменьшения носочной части.
После того как определен характер колодки, возникает необходимость выбора ракурса, с помощью которого можно наилучшим образом передать эти особенности.
Чаще всего колодку прорисовывают в %. Такой ракурс наиболее информационноемкий. Он позволяет передать форму носочной части, показать высоту каблука, его ширину. При данном эскизном предложении передачи колодки возникает большое количество проблем, например:
1) слишком сильный разворот носочной части и, соответственно, недостаточный разворот пяточной части;
2) проблемы при передаче высоты каблука;
3) слишком большой или слишком маленький взъем колодки;
4) отсутствие графической эстетики в колодке;
5) выбор ракурса, который не отражает особенности колодки.
Практика показывает, что при выборе ракурса не стоит стремиться слишком сильно разворачивать обувь, вполне достаточно небольшого отклонения. Для того чтобы избежать несоответствия в развороте носочной части, пяточной части и каблука, лучше всего проводить направляющую, относительно которой ведется разворот. Закругление пяточной части должно быть плавным, без острых углов.
Если обувь на высоком каблуке, то нужно сознательно приуменьшать взъем колодки, чтобы колодка выглядела привлекательно, так как в противном случае, она будет выглядеть грубо. При прорисовке обуви на низком каблуке взъем оказывает очень большое влияние на восприятие колодки в целом. Если взъем будет слишком большим, колодка получиться чересчур массивной, если маленьким — то похожей на обувь кустарного производства.
Важным участком не только с эстетической точки зрения, но и комфортности обуви являются пучки. Это создает необходимость четко показывать их. Так же, следует обращать внимание на плавность прогиба в передней части колодки. Есть тип колодок, который лучше показывать в профиль, для того чтобы четче отразить их «характер». Если носочная часть у колодки асимметричная, следует добавить вид сверху. Это обеспечивает не только лучшее восприятие модели, но и передачу ее конструктивных характеристик, влияющих на технологию производства обуви.
В реальных условиях для того, чтобы отработать колодку, необходимо создать минимум 5 моделей сапог и несколько моделей ботинок, если речь идет о зимней коллекции. Такое количество моделей запускается с одной колодки в массовое производство. Примерно 20 эскизов доходят до этапа создания макета, а всего конструктор рисует около 200 - 300 эскизов.
Следующей важной задачей конструктора является непосредственно разработка эскиза обуви, так как именно по эскизу будет проектироваться представленная на нем модель на территориально удаленном предприятии.
Прежде чем создавать эскиз модельер должен определиться со стилем обуви[1,3]. Стиль определяется формой каблука, его высотой, формой носочной части, характером подошвы. Ошибочным является стремление сделать на любой колодке элегантную обувь. Задача модельера: выделить особенности колодки и превратить их в плюсы. Определив стиль колодки, модельер смотрит, какая высота обуви подойдет этой колодке. Например, если проектировать сапоги, то часто приемлемой высотой голенища считается высота до колена. Не стоит перегружать модель. Самое сложное - создать простую и лаконичную обувь. На рисунке 4 представлены примеры создания эскизов моделей на основе выбранных колодок.
Если в модели подразумевается вышивка, то нужно обязательно прорисовать ее и продумать характер линий, представить, как они будут смотреться в сочетании с подошвой и каблуком. Прорисовываются строчки с указанием номера ниток, должны быть выделены функциональные строчки, отдельно обозначены декоративные строчки. Также отдельно прорисовываются перфорации, вышивки и рисунок лазером, с описанием характеристик. При использовании вышивки в модели отмечают ее цвета. При разработке перфорации необходимо помнить, что отверстия не должны быть сильно большими. Если площадь перфорации большая, ее необходимо закреплять строчками.
Делаются сечения сложных участков. Указывается способ крепления на стопе. Ширина декоративных ремешков должна соответствовать строчкам. Если есть необходимость, нужно прорисовать внутреннюю сторону обуви. На эскизе должно быть понятно, где начинается деталь и где заканчивается, какая у нее конфигурация. Должна
«читаться» последовательность сборки моделей и т. д.
Рис. 4 - Примеры моделей, разработанных на основе выбранной колодки
Кроме того, при создании эскиза нужно ориентироваться на потребности покупателя, проанализировать, на что, прежде всего, обращается внимание при покупке новой пары. К востребованным элементам обуви можно отнести высоту голенища, контур задней линии голенища, форму и декоративную отделку линии канта, форму каблука. Выявлено, что потребители положительно относятся к вертикальным конструктивным и декоративным линиям.
Если какие-то пропорции переданы неверно, то с погрешностями они будут реализованы и на производстве. В результате внешний вид обуви может кардинально отличаться от тех представлений, которые были у модельера. Если сапоги прямые, то на эскизе они так и должны быть переданы, если по ноге, то голенище должно быть изящным, повторяя силуэт ноги.
Отбирается, как правило, значительно большее количество моделей, чем будет в дальнейшем запущено в массовое производство. Такой подход связан с тем, что часть моделей этап отработки может не пройти. У предприятий, сотрудничающих, например, с Китаем, трудоемкость является второстепенным вопросом. Для таких предприятий важным является материалоемкость моделей.
Для торгово-промышленных предприятий новым этапом конструкторско-технологической подготовки является и «выбор фабрики». Предприятия сотрудничают с большим количеством фабрик, каждая из которых обладает своими
достоинствами и недостатками. Например, какая-то фабрика специализируется на рисунке лазером, другая - на вышивке и т.д. Для того чтобы определиться, на какой фабрике отшивать образец, модельер осматривает большое количество образцов, которые они выпускают. На одну фабрику отдают 5 - 10 эскизов. Такое количество позволяет фабрике сделать более качественные образцы, тем более что фабрики сами заинтересованы в запуске этих образцов в массовое производство.
Первый пробный образец называется макетом. Макет изготавливают из недорогой кожи, его затягивают на основную стельку и не прикрепляют подошву и каблук. На него ставят фурнитуру и т.п. Затем модельер оценивает образец и вносит в него изменения. После доработки образец отшивают из отобранных кож, с подошвой, каблуками и т.д. В процессе разработки изделия корректировки включают в себя следующие виды изменений:
- изменение площадей деталей для улучшения внешнего вида. Это, например, изменение высоты сапога, уменьшение или увеличение союзки и т.д.;
- изменение конфигурации деталей. При такой корректировки может быть изменена линия кривизны детали, например, вырез союзки. Этот этап может затрагивать, как эстетические свойства обуви, так и функциональные;
- добавление или удаление каких-либо деталей. Это этап касается эстетических свойств модели, когда во время работы над ней обнаруживается «перегрузка» отдельных участков. Это изменение может касаться и технологических
особенностей модели, когда возникает необходимость упрощения, какого - либо узла.
Анализ внешних характеристик модели завершает этап изготовления образца. Анализ проводит либо сам модельер, либо малый художественный совет. В ходе этого анализа производиться оценка модели с точки зрения покупательского спроса. На этом подуровне очень четко видна ориентация производства на покупателя. Модельеры, маркетологи и т.д. стараются предугадать, какая именно модель понравиться покупателю.
Предлагаемая в работе последовательность разработки дизайн-проекта обуви позволяет сократить время на разработку проекта, повысить качество представляемых эскизов и производительность труда.
Литература
1. Бекк Н.В. Модная обувь - потребность современного человека / Н. В. Бекк [и др.] //.. Кожевенно-обувная промышленность, № 3 - 2009.
2. Бекк Н.В. Современные тенденции в обувной моде -
М1Х / Бекк Н.В. [и др.] // Кожевенно-обувная
промышленность, № 3 - 2008
3. Абдуллин, И.Ш. Натуральная кожа для производства заготовок верха обуви, модифицированная высокочастотным емкостным разрядом / И.Ш.Абдуллин, Л. Ю. Махоткина, Н.В.Тихонова, Е.А. Емельцова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - №16. - С. 327 - 329.
4. Гарипова, Г.И. Анализ функциональных свойств
полимерных клеевых соединений в обуви / Г.И. Гарипова [и др.] // Вестник Казанского
технологического университета. - 2011. - №6. - С. 130 -131.
© Н. В. Бекк - асс. каф. конструирования изделий из кожи НТИ (филиал МГУДТ), 8арг [email protected]; Л. А. Белова - сотр. НТИ (филиал МГУДТ); Л. Ю. Махоткина - д-р техн. наук, проф., зав. каф. КОиО КНИТУ, [email protected].