УДК 339.1
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА ОБУВИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА АССОРТИМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Чиркова Екатерина Сергеевна, студент (email:[email protected]) Иванова Виктория Викторовна, к.т.н., доцент ([email protected])
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Статья посвящена новому подходу к формированию ассортимента обуви розничного торгового предприятия с применением социологического опроса покупателей и использованием при анализе результатов опроса параметрических методов статистического анализа.
Ключевые слова: потребительская оценка, ассортимент обуви.
Обувь является одним из важнейших товаров, выпускаемых легкой промышленностью РФ и импортируемых из-за границы, и от того, насколько правильно определено, какое количество и какого качества модели должна производить промышленность или закупить торговля, насколько их ассортимент конкурентоспособен, зависит степень удовлетворения спроса потребителей, а также прибыльность и рентабельность предприятий розничной торговли.
В настоящее время ассортимент обуви расширился, в основном, за счет ввозимой продукции, поэтому разработка и применение рациональных методов формирования ассортимента, современных подходов к оценке качества и конкурентоспособности продукции, стали актуальными для дальнейшего совершенствования коммерческой деятельности обувных предприятий [1,5].
При покупке конкретной модели выбор ее покупателем, из имеющихся в продаже, обусловлен потребительской оценкой, которая в совокупности отражает соответствие основных потребительских свойств обуви требованиям к ним. Таким образом, потребительская оценка обуви может рассматриваться как система, характеризующаяся отношением покупателя:
У1 - к надежности обуви;
У2 - к удобству обуви;
УЗ - к внешнему виду (эстетическим свойствам) обуви;
У4 - к цене обуви.
В связи с тем, что в данной работе предполагалось изучить влияние на потребительскую оценку только конструктивно-технологических характеристик обуви, параметр У4 нами не рассматривался, т.к. он связан с социально-демографическими и экономическими характеристиками.
Отношение покупателя к уровню тех или иных потребительских свойств различно в зависимости от его предпочтений к конструкции верха и низа, цвету, декору и другим особенностям обуви, которые в ходе проведения
маркетинговых исследований получили название «конструктивно-технологических характеристик» обуви [2]. При проведении статистического анализа они являлись входными параметрами системы (XI) и задавались на нескольких уровнях. Например: высота каблука - низкий (1), средний (2), высокий (3) и т.д.
Поскольку входные параметры, в нашем случае, не могут характеризоваться количественно, задача о том, какие из этих характеристик являются значимыми и какова степень влияния каждой из них на параметры потребительской оценки, решалась с помощью многофакторного дисперсионного анализа. Значимыми признавались факторы, уровень значимости которых при доверительной вероятности Р = 0,9 был меньше 0,1. Степень влияния значимых конструктивно-технологических характеристик определялась как отношение суммы квадратов отклонений параметра у1 вследствие влияния фактора х1 к общей сумме квадратов отклонений параметра у1 [3,4]. Обработка полученных матриц наблюдений проводилась с использованием пакета прикладных программ «Statgraphics».
В качестве объектов исследования были выбраны женские модельные туфли-лодочки, мужские повседневные полуботинки и женские зимние сапоги. В ходе социологического эксперимента по каждому виду обуви были опрошены 200 покупателей. Респондентам были предложены анкеты, в которых они должны были проранжировать основные потребительские свойства обуви: надежность, эргономичность и эстетичность, присвоив ранг 1 - наиболее важному, по их мнению, свойству, следующему по важности - ранг 2, и т.д., а также выбрать предпочитаемые ими уровни конструктивно-технологических характеристик обуви каждого вида. При опросе по женским туфлям-лодочкам оценивалось влияние 6-ти конструктивно-технологических характеристик обуви на параметры потребительской оценки: по мужским полуботинкам - 5 и по женским зимним сапогам - 9 характеристик. Количество уровней факторов варьировалось от трех до пяти.
В таблице представлены оказавшиеся значимыми характеристики обуви каждого вида и степень их влияния на критерии потребительской оценки.
Степень влияния значимых конструктивно-технологических характеристик и их взаимодействия на отношение покупателей к потребительским свойствам обуви (Р=0,9)
Из таблицы видно, что из оказавшихся значимыми факторов наибольшее влияние на потребительскую оценку женских модельных туфель-лодочек оказывают: форма носочной части, высота каблука, а также взаимодействие высоты и формы каблука; мужских повседневных полуботинок — способ крепления на стопе, стиль обуви и взаимодействие стиля обуви и цвета; женских зимних сапог - форма подошвы, высота голенища, форма носочной части и взаимодействие факторов «наличие или отсутствие молнии» и «цвет материала верха».
112 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №3 (21), 2017 _Таблица 1 - Анализ параметров значимых характеристик обуви
Факторы и их взаимодействие Параметр
надежность у 1 удобство у2 внешний вид у3
Женские модельные туфли "лодочки"
Цвет (х1) 19,2 - -
Форма носочной части (х2) 7,6 14,6 10,0
Толщина подошвы (хЗ) - - 5,8
Высота каблука (х4) - 8,4 23,8
Форма каблука (х5) - - 8,9
Толщина подошвы - высота каблука (хЗх4) 15,2 - -
Толщина подошвы - форма каблука (хЗхб) - - 11,9
Толщина подошвы - наличие декора (хЗхб) 6,9 - -
Высота каблука - форма каблука (х4х5) 23,6 42,4 16,9
Форма каблука - наличие декора (х5х6) 10,8 - -
Общий вклад значимых факторов в распределение дисперсии параметра, % 83,3 65,4 77,3
Мужские повседневные полуботинки
Способ крепления на стопе (х1) - 14,0 8,9
Стиль обуви (х2) 10,4 - 14,4
Цвет (хЗ) 10,8 - -
Способ крепления - цвет (х1хЗ) 14,0 - -
Способ крепления - толщина подошвы (х1х4) - 13,9 -
Стиль обуви - форма подошвы (х2х5) - - 15,0
Стиль обуви - цвет (х2хЗ) 22,3 - 19,9
Цвет - толщина подошвы (хЗх4) - - 10,4
Общий вклад значимых факторов в распределение дисперсии параметра, % 57,5 27,9 68,6
Женские зимние сапоги
Высота голенища (х1) 21,9 - 14,3
Цвет (хЗ) - - 8,8
Форма подошвы (х5) 9,0 5,9 4,5
Форма каблука (хб) - 9,4 11,8
Высота каблука (х7) 9,7 - 4,9
Форма носочной части (х8) 24,3 - 11,5
Стиль обуви (х9) - - 8,0
Высота голенища - цвет модели (х1хЗ) - 15,3 -
Наличие молнии - цвет (х2хЗ) 6,8 7,8 5,8
Высота каблука -форма носочной части (х7х8) - 18,6 9,1
Общий вклад значимых факторов в распределение дисперсии параметра, % 71,7 57,0 78,7
Полученные результаты показали, что для покупателей женских модельных туфель важными являются силуэтные характеристики, которые связаны с фасоном колодки, для покупателей мужских полуботинок - конструктивные характеристики и для покупателей женских зимних сапог -как силуэтные, так и конструктивные характеристики. Эти выводы позволяют более рационально подходить к разработке ассортимента обуви. Женские модельные туфли рекомендуется закупать небольшими партиями, чтобы смена ассортимента туфель не требовала больших затрат, в то время как ассортимент мужских полуботинок и женских зимних сапог можно обновить, внося лишь изменения в конструкцию обуви и декоративные элементы.
Данный анализ позволил также осуществить сегментирование покупателей по предпочитаемым вариантам значимых конструктивно-технологических характеристик. Так, большинство покупателей женских туфель-лодочек предпочитает овальную форму носочной части (45%) и средний каблук (32- 34%). Люди, приобретающие мужские повседневные полуботинки, выбирают классический стиль (49%) и обувь на шнурках (65%). Достаточно высок процент тех, кто отдает предпочтение женским зимним сапогам на тонком каблуке (42%) с овальной формой носочной части (около 50%).
Результаты исследований могут быть использованы для внесения как качественных, так и количественных изменений в ассортимент, которые позволят не просто повысить процент обновления обуви, но и явиться основой для формирования нового ассортимента.
Список литературы
1. Виноградов Г.А., Городний В.П., Иванов М.Н., Астафьева В.В. Ассортиментная стратегия предприятия //Кожевенно-обувная промышленность. 1995. №3-4. С.12-13.
2. Астафьева В.В., Саморуков Д.В. Формирование качества и потребительского спроса на отечественные товары обувной промышленности //Профессиональное образование: опыт, проблемы, задачи, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Молодые ученые в решении актуальных проблем науки». Троицк: ЮУрГАУ, 2015. С.20-24.
3. Астафьева В.В., Сафронов С. Л. Оценка качества искусственных и синтетических кож, используемых для изготовления обуви // В сборнике «Инновационные технологии в сельскохозяйственном производстве, экономике, образовании»; материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения доктора ветеринарных наук, профессора Есютина А.В. Троицк: ЮУрГАУ, 2016. С.18-22.
4. Астафьева В.В., Саморуков Д.В. Потребительский спрос и анализ факторов его стабильности при формировании качества потребления товаров обувной промышленности // В сборнике «Инновационные технологии в сельскохозяйственном производстве, экономике, образовании»; материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию с дня рождения доктора ветеринарных наук, профессора Есютина А.В. Троицк: ЮУрГАУ, 2016. - С.12-18.
5. Саморуков Д.В., Иванова В.В. Анализ факторов потребительского поведения при формировании ассортиментной политики обувного производства // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 414-417.
6. Пилипенко Т.В., Астафьева В.В., Степанова Н.Ю. Изучение качественных характеристик растительных масел различными методами // Известия Санкт-Петербургского аграрного университета. 2015. № 39. С. 250-254.
7. Бахарев В.В. Инструментарий формирования клиентской лояльности в сфере общественного питания //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 70-76.
8. Бахарев В.В. Формирование акционерной собственности в торговле диссертация на соискание ученой степени канд. эконом. наук / Санкт-Петербург, 2002.160 с.
9. Кольган М.В. Активизация маркетинговых инноваций, как результат кризисных процессов // Актуальные проблемы совершенствования экономико-правовых и социально-политических сфер общества в современной России: материалы межвузовской научно-практической конференции (2 ноября 2009 г., г.Ростов-на-Дону). - Ростов н/Д: Издательство: Ростовский юридический институт Северо-Кавказской академии государственной службы , 2009. 136 с. С. 60-65.
10. Медведева Ю.Ю. Роль брендинга в розничной торговле //Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 5. С. 107-110.
11. Качанова Т., Медведева Ю. Маркетинговые составляющие процесса формирования СТМ в розничной торговой сети //Предпринимательство. 2008. № 7. С. 103-108.
12. Красюк И.А., Медведева Ю.Ю. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения//Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 692-696.
13. Головкина С. И. Позиции Германии в международной и региональной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг. // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 19-25.
Chirkova Ekaterina Sergeevna, student
(e-mail: [email protected])
Ivanova Viktoriya Viktorovna, associate Professor, candidate of technical Sciences
(e-mail: [email protected])
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.
St. Petersburg, Russia
CONSUMER EVALUATION OF SHOES, AND ITS EFFECT ON RANGE
Abstract. The article deals with a new approach to the formation range of footwear retail trade enterprises with the use of the sociological survey of buyers and use in the analysis of the results of a survey ofparametric methods of statistical analysis.
Key words: consumer evaluation, range of shoes.
УДК 339.1
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО ДЕТСКОЙ ОБУВИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В ПРЕДПРИЯТИХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Чиркова Екатерина Сергеевна, студент (e-mail:[email protected]) Иванова Виктория Викторовна, к.т.н., доцент ( e-mail:[email protected])
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В данной статье рассматриваются вопросы оценки качества и конкурентоспособности детской обуви в условиях рыночной экономики. Определены требования, предъявляемые к безопасности обувных материалов.
Ключевые слова: конкурентоспособность, безопасность и качество детской обуви.
Проектирование и производство качественной детской обуви является актуальным вопросом в условиях рыночной экономики. Обувь для детей должна быть не только комфортна и устойчива для стопы ребенка, но и безопасна в отношении материалов, используемых для ее изготовления. В настоящее время многие производители выбирают наиболее легкий путь, используя дешевые, не соответствующие нормативно-технической документации материалы, подвергая опасности правильное развитие стопы ребенка.
Отечественная промышленность не обеспечивает потребности в детской обуви, а недостаточный выпуск колодок для производства обуви детского ассортимента только провоцирует сохранение такой ситуации на внутреннем рынке.
Многочисленные наблюдения врачей подтверждают, что неправильно сконструированная и подобранная обувь не только препятствует осуществлению нормальных опорно-двигательных функций стопы, но и вызывает серьезные физиологические изменения в организме.
Поэтому на сегодняшний день в стране остро стоит вопрос обеспечения качественной детской обувью.
В последнее десятилетие ведется интенсивное изучение влияния экологических факторов на здоровье подрастающего поколения. Особенно настораживает то, что по данным Минздрава России, не прекращается рост злокачественных образований, в том числе у детей младшего возраста. Одной из причин может быть широкое использование полимерных материалов, резино-латексных изделий для изготовления товаров детского ассор-