Научная статья на тему 'Применение метода личного примера в воспитательной работе курсовых офицеров как залог успешной профессионально-нравственной самореализации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Применение метода личного примера в воспитательной работе курсовых офицеров как залог успешной профессионально-нравственной самореализации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONAL EXAMPLE METHOD / PROFESSIONAL-MORAL SELF-REALIZATION / UPBRINGING / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / VALUES / МЕТОД ЛИЧНОГО ПРИМЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбина И. С., Рыбин Д. Н.

В статье поднимается вопрос применения метода личного примера в воспитательной работе с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России. Делается акцент на широкие педагогические возможности этого метода, к которому обращались еще мыслители древности. Раскрываются психологические аспекты механизма «подражание», лежащие в основе метода примера, а также раскрываются три этапа его развития при социализации человека. Подчеркивается особое значение метода личного примера в процессе воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, где он выступает как способ предъявления воспитанникам образца готовой программы поведения, так и способом самопознания воспитателя. С целью исследования того, какое место в настоящее время занимает метод личного примера в воспитательной работе с курсантами и слушателями и как он понимается, нами было проведено анкетирование курсовых офицеров БЮИ МВД России. В рамках проведенного исследования показано, что применение курсовыми офицерами метода примера позволяет формировать личностные и профессиональные качества курсантов и слушателей, которые лежат в основе их успешной профессионально-нравственной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбина И. С., Рыбин Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE METHOD OF PERSONAL EXAMPLE IN THE EDUCATIONAL WORK OF COURSE OFFICERS AS A GUARANTEE OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL AND MORAL SELF-REALIZATION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article raises a question of applying the method of personal example in educational work with cadets and students of educational organizations of Ministry of Internal Affairs of Russia. An emphasis is placed on wide pedagogical possibilities of this method, to which even thinkers of antiquity have applied. The psychological aspects of the “imitation” mechanism underlying the method of example are disclosed, and three stages of its development are revealed in the course of human socialization. The special importance of the method of a personal example in the process of educating cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is stressed, as a way of presenting pupils with a sample of a ready-made program of behavior, as well as a way of self-knowledge of the educator. To investigate the place currently occupied by the personal example method in educational work with cadets and students and as it is understood, the authors conducted a questioning of the course officers of the BYuI Ministry of Internal Affairs of Russia. As part of the study, it is shown that the use of the example method by course officers makes it possible to form the personal and professional qualities of cadets and listeners who underlie their successful professional and moral self-realization.

Текст научной работы на тему «Применение метода личного примера в воспитательной работе курсовых офицеров как залог успешной профессионально-нравственной самореализации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 378.1

Rybina I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Additional Education, Institute of Psychology and Pedagogy, Director of Center for Social Design and Youth Initiatives, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: rybina.soz@mail.ru

Rybin D.N., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, senior teacher, Psychology Department, Barnaul Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: pescados@inbox.ru

APPLICATION OF THE METHOD OF PERSONAL EXAMPLE IN THE EDUCATIONAL WORK OF COURSE OFFICERS AS A GUARANTEE OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL AND MORAL SELF-REALIZATION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA. The article raises a question of applying the method of personal example in educational work with cadets and students of educational organizations of Ministry of Internal Affairs of Russia. An emphasis is placed on wide pedagogical possibilities of this method, to which even thinkers of antiquity have applied. The psychological aspects of the "imitation" mechanism underlying the method of example are disclosed, and three stages of its development are revealed in the course of human socialization. The special importance of the method of a personal example in the process of educating cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is stressed, as a way of presenting pupils with a sample of a ready-made program of behavior, as well as a way of self-knowledge of the educator. To investigate the place currently occupied by the personal example method in educational work with cadets and students and as it is understood, the authors conducted a questioning of the course officers of the BYul Ministry of Internal Affairs of Russia. As part of the study, it is shown that the use of the example method by course officers makes it possible to form the personal and professional qualities of cadets and listeners who underlie their successful professional and moral self-realization.

Key words: personal example method, professional-moral self-realization, upbringing, professional self-realization, values.

И.С. Рыбина, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и дополнительного образования института психологии и педагогики, директор центра социального проектирования и молодежных инициатив Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: rybina.soz@mail.ru

Д.Н. Рыбин, канд. психол. наук, доц., ст. преп. каф. психологии Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул, E-mail: pescados@inbox.ru

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЛИЧНОГО ПРИМЕРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КУРСОВЫХ ОФИЦЕРОВ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

В статье поднимается вопрос применения метода личного примера в воспитательной работе с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России. Делается акцент на широкие педагогические возможности этого метода, к которому обращались еще мыслители древности. Раскрываются психологические аспекты механизма «подражание», лежащие в основе метода примера, а также раскрываются три этапа его развития при социализации человека. Подчеркивается особое значение метода личного примера в процессе воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, где он выступает как способ предъявления воспитанникам образца готовой программы поведения, так и способом самопознания воспитателя. С целью исследования того, какое место в настоящее время занимает метод личного примера в воспитательной работе с курсантами и слушателями и как он понимается, нами было проведено анкетирование курсовых офицеров БЮИ МВД России. В рамках проведенного исследования показано, что применение курсовыми офицерами метода примера позволяет формировать личностные и профессиональные качества курсантов и слушателей, которые лежат в основе их успешной профессионально-нравственной самореализации.

Ключевые слова: метод личного примера, профессионально-нравственная самореализация, воспитание, профессиональная самореализация, ценности.

«Благородство манер воспитывается на примерах»,

А. Франс

В наш век цифровых технологий, динамичности и одновременной рутинности становится все актуальнее вопросы: «Что должен знать и уметь преподаватель, чтобы привлечь внимание и вызвать подлинный интерес к познанию мира у современных воспитанников?», «Какой инструмент педагогического мастерства позволит максимально раскрыть смысл выбранной профессии, показать возможные пути самореализации?». Арсенал наработанных педагогикой технологий, методов и методик в настоящее время очень обширен, но мы, опираясь на классиков педагогической мысли, решили обратить внимание на исследование применения метода примера в современной педагогической практике.

В ранее опубликованных нами работах подчеркивалась важность активного применения метода личного примера в процессе воспитательной работы с молодыми сотрудниками, а так же с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России с целью формирования их готовности к профессионально-нравственной самореализации [1]. Это, по нашему мнению, будет способствовать формированию их профессиональной идентичности, принятию лучших образцов выполнения служебных обязанностей, раскрытию нравственного потенциала лично-

сти [2]. Остается с практической точки зрения не раскрытым вопрос, а как же сам современный воспитатель (курсовой офицер) понимает и применяет метод примера в своей практике.

Значение личного примера руководителя (начальника) в воспитательной работе с сотрудниками ОВД трудно переоценить. Здесь он действительно является одним из важнейших методов воспитания. «Пример руководителя имеет многоплановое значение. Это и решающее условие воспитания, и основа его служебного и нравственного авторитетов, и образец для подражания, и средство вдохновения. Личный пример в значительной степени усиливает или ослабляет действие всех других методов воспитания» [3, с. 358].

В этом смысле не теряют актуальности и слова К.Д. Ушинско-го: «... главнейшее всегда будет зависеть от личности воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [4, с. 150].

Следует отметить, что необходимость использования в воспитательной работе с личным составом метода примера закреплена в ведомственных нормативных документах. Например, в Приказе МВД РФ от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально психологическом обеспечении деятельности органов внутренних Российской федерации» отмечается, что в работе с сотрудника-

ми ОВД помимо других методов воспитания должен использоваться метод примера [5]. А в «Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» подчеркивается, что «В целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан....подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей» [6, с. 4].

Актуальность применения метода примера в воспитательной работе обусловлена еще и тем, что, будучи основанным на механизмах подражания, он позволяет легко воздействовать на современную молодежь, находящуюся в постоянном поиске своего «кумира». При этом, подражание, являясь одним из способов усвоения социального опыта, в своем развитии проходит различные этапы, начиная с копирования ребенком родителей, старших, учителей до высокой степени сознательности и творческого отношения к выбору примера, его критической оценки, переработки и усвоения [3, с. 358]. Исследователи в механизме подражания выделяют три этапа. На первом этапе в процессе восприятия того или иного действия взрослого у воспитанника формируется субъективный образ этого действия и появляется желание поступать так же. При этом связь между примером для подражания и последующими действиями воспитанника здесь может и не возникнуть. Подобная связь образуется на втором этапе. И только на третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который оказывают активное воздействие жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации [7, с. 92]. Следует отметить, что подражание, базирующееся на осмысленности и осознанности, не мешает проявлять воспитаннику самостоятельность и не подавляет творческое начало личности, а как раз наоборот позволяет на основе лучших образцов поведения проявлять свой личный потенциал.

Примеры для подражания можно разделить на положительные и отрицательные, конечно, воспитывать следует, демонстрируя позитивные примеры. При этом это вовсе не означает, что воспитанников нужно полностью ограждать от негативных примеров. Очень важно формировать у них понимание пагубности отрицательных примеров поведения и желание бороться с их проявлениями.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы: примеры непосредственного влияния и примеры опосредованного влияния (через устное слово, литературу, кинофильмы, театр и др.) [8, с. 360]. К первой группе относятся: личный пример воспитателей, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми воспитанники находятся в постоянном контакте. Ко второй: примеры жизни и деятельности выдающихся людей; примеры из истории своего государства, трудового героизма, примеры из литературы и искусства.

В истории педагогики методу примера уже давно отводится особое место. Целый ряд мыслителей и философов считали его основным и действенным методом воспитания (Демокрит, Ксе-нофонт, Антисфен и др.) [9]. Великий чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский «решающую роль в процессе воспитания отводил примеру самого учителя, а также примерам, заимствованным из истории и литературы» [9, с. 103]. Немецкий богослов и педагог А.Г. Франке «обращал внимание на значение в воспитательно-образовательной деятельности личного примера учителя, взрослых членов семьи и вообще всех тех, с кем дети входят в общение» [9, с.109]. Общественный деятель и одна из крупнейших фигур Русского Просвещения Н.И. Новиков рассматривал положительный пример родителей как определяющее средство воспитания [9, с. 148]. Русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания К.Н. Вентцель, отмечал, что «учитель должен сводить к минимуму дурное влияние среды, создавать условия для умственной и сознательной нравственной деятельности детей, подавать личный пример» [9, с. 233].

Таким образом, с одной стороны метод примера это способ предъявления воспитанникам образца как готовой программы поведения, а с другой стороны это еще и способ самопознания воспитателя, поскольку для того чтобы положительно влиять на личность последний должен постоянно работать над собой, совершенствоваться, преодолевая свои возможные недостатки. В этом смысле нельзя не согласиться со словами В.И. Даля, что воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника; по крайней мере, должен искренне желать быть таким и всеми силами к тому стремиться.

В последние время учеными, занимающимися вопросами профессионального становления личности, поднимется проблема ценностно-смысловых и нравственных оснований профессиональной деятельности (Пряжников Н.С., Маркова А.К., Феду-лов Б.А.), что обусловлено вектором личностно-ориентирован-ного развития и реализации системы наставничества [10, с. 20]. Исследователями подчеркивается, что подлинная самореализация человека в профессии возможна при условии, когда человек понимает и принимает смысл и нравственную ценность своего труда, а также готов на ценностном уровне передать этот смысл своим последователям. По нашему мнению понятием, которое достаточно полно отражало бы эти процессы, является понятие «профессионально-нравственная самореализация» [11]. Профессионально-нравственная самореализация будущего профессионала является частью личностной самореализации, постоянно идущим процессом суверенизации личности обучающегося в образовательном процессе, за счет формирования профессионально-нравственных качеств и стремления в их саморазвитии [11, с. 79].

Великий русский полководец А.В. Суворов как то справедливо заметил, что «для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры». Действительно, большое воспитательное значение в процессе формирования личностных качеств воспитанников должно отводиться положительным образцам и примерам поведения и деятельности других людей. Суть положительного примера как метода воспитательного воздействия состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей с целью формирования у воспитанников стремления к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Особое значение метод личного примера приобретает в процессе воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, поскольку именно молодые люди в большей степени склонны к активному подражанию поведению старших. И здесь большое значение имеет то, какой пример подает курсовой офицер, так как по его делам и поступкам курсанты будут судить о его достоинствах и недостатках, а также определять к ним свое отношение. В этом смысле личный пример курсового офицера является основой его авторитета. И чем достойнее этот пример, тем выше его авторитет и уважение со стороны курсантов.

Без преувеличения можно сказать, что личный пример является тем условием, которое вообще дает моральное право воспитывать других. Поскольку только тот начальник, чьи требования и поведение не расходятся друг с другом, может считаться образцом поведения, на которого молодые сотрудники действительно будут равняться. Командиры, начальники обязаны заботиться о том, чтобы всегда, особенно в самые критические минуты быть ближе к людям рядом с ними, демонстрировать личный пример самообладания уверенности, понимания происходящего, расчетливости и профессионализма. Они должны вместе с подчиненными и рядом с ними переносить трудности действий в полевых условиях, демонстрируя стойкость и выносливость [12, с. 414].

С целью исследования того, какое место в настоящее время занимает метод личного примера в воспитательной работе с курсантами и слушателями и как он понимается, нами было проведено анкетирование курсовых офицеров БЮИ МВД России. В анкетировании приняло участие 19 респондентов. Анкета включала в себя шесть вопросов.

На первый вопрос анкеты «Что такое в Вашем понимании метод примера?» 15 респондентов дали развернутые ответы, в которых отразили суть данного метода. Это достаточно хорошо прослеживается в следующих ответах: «. метод воздействия, при котором приводятся различные примеры (личный и не только) для формирования морально-нравственных качеств», «... метод воздействия на воспитуемого путем личного и общественного примера для формирования морально-нравственного поведения», «... метод воздействия на воспитуемого путем показа личных поступков, истории, примера из жизни для формирования положительных качеств личности», «. метод воспитания и воздействия, при котором пример служит образцом для подражания, основой для формирования идеала, стимулом и средством самовоспитания», «делай как я», «метод, основанный на подражательности», «пример» дает нам конкретные образцы, которые позже формируют в нас сознание, чувства, убеждение и т.д.». Ответы же остальных респондентов носили формальный

характер и не раскрывали сущность данного педагогического метода, а некоторые ответы отразили деформацию представлений о сути метода, например, как «способ применения на индивиде профессиональных навыков».

Таким образом, можно заключить, что большинство курсовых офицеров достаточно хорошо понимает суть метода примера и его значение в процессе воспитания курсантов и слушателей.

На второй вопрос анкеты «Считаете ли Вы этот метод воспитания личного состава эффективным?» абсолютно все респонденты ответили утвердительно. Не имея возможности привести все ответы респондентов на вторую часть вопроса: «Почему?», ограничимся наиболее, на наш взгляд, полными. Например, «. считаю эффективным, так как личный пример наиболее простой и наглядный метод воспитания. Если он может, то и я смогу», «... формирует морально-нравственное поведение», «... способствует формированию личности, ее убеждений, идеалов, а так же качеств, способствующих ее развитию», «. поскольку пример придает людям уверенности в правильности поступка и уверенности в своих силах», «. потому, что формирует моральное поведение», «вдохновляет на лучшее», «. дает конкретные образцы для подражания, активно формируя убеждения, патриотизм, сознание», «... поскольку пример может оказывать воздействие и вызывать корректирующее поведение в какой-либо ситуации».

Данные ответы свидетельствуют о понимании курсовыми офицерами эффективности данного метода воспитания, его педагогических возможностях в процессе формирования личности курсантов и слушателей, их морально-нравственных качеств.

Однако, были ответы и такого плана: «. считаю этот метод эффективным, так как вы имеете право критиковать и делать замечания», «Да, так как наиболее оптимизирован», «Считаю. Самый простой».

На третий вопрос анкеты «Как Вы считаете, в своей профессиональной деятельности (воспитательной работе) вы уделяете достаточно внимания этому методу?» утвердительно ответили 17 респондентов, 2 ответило, что недостаточно. Полученные данные дают основание полагать, что большинство курсовых офицеров осознает важность метода примера в воспитательной работе с курсантами и слушателями и декларируют его применение.

Отвечая на четвертый вопрос анкеты («Какие три ключевые личные, профессиональные и морально-нравственные качества на ваш взгляд можно сформировать у курсантов посредством этого метода?») респонденты определили перечень качеств, которые мы обработали с помощью метода контент-анализа. В результате сложился следующий перечень качеств: ответственность (17), уважение (14), патриотизм (13), коммуникабельность (10), выдержка (10), честность (9), эмоциональная стойкость (7), дисциплинированность (5), аккуратность (5), самообладание (3), стремление развиваться (2), смелость, мужество, бескорыстие, компетентность. Эти ответы могут свидетельствовать о понимании курсовыми офицерами того, что метод примера, при условии его правильного применения, результативен и может влиять на формирование нравственных и профессиональных качеств личности курсанта и слушателя.

Ответы на пятый и шестой вопросы анкеты приведены ниже на гистограммах (см. рис.1 и рис. 2.)

80 60 40 20 О

Насколько часто Вы используете этот метод е своей профессиональной деятельности?

74%

26%

0%

0%

-1-1-1

Ежедневно Юнскольк о раз в 1развн еделю Не использую неделю

Рис.1.Распределениеответовнапятыйвопросанкеты:«НасколькочастоВыиспользуетеэтотметод

в своей профессиональной деятельности?»

Рис. 2. Распределение ответов на шестой вопрос анкеты: «Какие формы метода примера Вы наиболее часто используете

всвоей профессиональнойдеятельности?»

Из приведенных данных следует, что все курсовые офицеры, принимавшие участие в анкетировании, в воспитательной работе с курсантами и слушателями используют метод примера, при этом 74% курсовых офицеров используют метод примера ежедневно и 26% - насколько раз в неделю. Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство курсовых офицеров стремится использовать метод примера в своей профессиональной деятельности.

Исходя из полученных данных, следует, что на первое место по частоте применения в воспитательной работе с курсантами и слушателями курсовые офицеры ставят такую форму метода примера как личный пример (95%), что вполне логично, поскольку данная форма является наиболее действенной, доступной и апробированной. Второе место отводится таким формам как «примеры из истории своего государства» (79 %) и «примеры проявления героизма» (74%). Это в свою очередь, скорее всего, объясняется тем, что в рамках профессионально-нравственного и патриотического воспитания системе ОВД часто обращаются к этим формам метода примера. Они в большей степени раскрывают смысл служения Родине и суть призвания выбранной профессии. Третье место делят между собой такие формы как «примеры из литературы и искусства» и «примеры из жизни выдающихся людей» (по 63% соответственно). Примеры из литературы и искусства несут наш «культурный код», который закладывает ценности бытия, а примеры из жизни раскрывают суть происходящих событий и дают возможность найти достойный выход из любой ситуацию.

Библиографический список

Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы:

1. Метод примера, основанный на механизме подражания, является одним из первых в истории педагогической мысли к которому активно обращались философы и мыслители прошлого.

2. Метод личного примера приобретает особое значение в процессе воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, поскольку его использование позволяет формировать личностные и профессиональные качества, лежащие в основе их успешной профессионально-нравственной самореализации.

3. Большинство курсовых офицеров, принимавших участие в нашем анкетировании, достаточно хорошо понимает суть метода примера, его значение, важность и эффективность в процессе формирования нравственных и профессиональных качеств личности курсанта и слушателя.

4. Почти три четверти курсовых офицеров (74%) используют метод примера в своей профессиональной деятельности ежедневно и только 26% из их числа - насколько раз в неделю.

5. Наиболее часто используемым курсовыми офицерами в воспитательной работе с курсантами и слушателями является такая форма метода примера как личный пример (95%), далее следуют такие формы как «примеры из истории своего государства» (79 %), «примеры проявления героизма» (74%), и замыкают перечень «примеры из литературы и искусства» и «примеры из жизни выдающихся людей», получившие по 63% соответственно.

1. Рыбин Д.Н., Рыбина И.С. Личный пример руководителя ОВД как основа успешной профессионально-нравственной самореализации молодого сотрудника. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018; 16-2: 70 - 72.

2. Рыбин Д.Н., Рыбина И.С. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности курсантов и слушателей вузов МВД России к профессионально-нравственной самореализации. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015; 1 (28): 135 - 137.

3. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник. Под общей редакцией проф. В.Я. Кикотя. Москва: ЦОКР МВД РФ, 2009.

4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Вопросы воспитания. Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953.

5. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ от 11 февраля 2010 г. № 80. Available at:http://docs.cntd.ru/document/902252453

6. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации. Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 (ред. от 07.04.2017). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_136541/

7. Сластенин ВА. и др. Педагогика. Москва: Издательский центр «Aкадемия», 2002.

8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций. Москва: Издательство Омега-Л, 2006.

9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. академика РAО A.K Пискунова. Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

10. Федулов БА. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях. Педагогический университетский вестник Алтая, 2000; 2: 20.

11. Рыбина И.С. Результаты исследования педагогического обеспечения готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации в образовательном пространстве педагогического университета. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 161 - 164.

12. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов. Под ред. проф. АМ. Столяренко. Москва: ЮHИTИ-ДAHA, 2001.

References

1. Rybin D.N., Rybina I.S. Lichnyj primer rukovoditelya OVD kak osnova uspeshnoj professional'no-nravstvennoj samorealizacii molodogo sotrudnika. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyamii inymipravonarusheniyami. 2018; 16-2: 70 - 72.

2. Rybin D.N., Rybina I.S. Psihologo-pedagogicheskie aspekty formirovaniya gotovnosti kursantov i slushatelej vuzov MVD Rossii k professional'no-nravstvennoj samorealizacii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015; 1 (28): 135 - 137.

3. Vospitatel'naya rabota s lichnym sostavom vsisteme Ministerstva vnutrennih delRossijskoj Federacii: uchebnik. Pod obschej redakciej prof. V.Ya. Kikotya. Moskva: COKR MVD RF, 2009.

4. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. T. 1. Voprosy vospitaniya. Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo Ministerstva prosvescheniya RSFSR, 1953.

5. O moral'no-psihologicheskom obespechenii operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Prikaz MVD RF ot 11 fevralya 2010 g. № 80. Available at:http://docs.cntd.ru/document/902252453

6. O Disciplinarnom ustave organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 14.10.2012 N 1377 (red. ot 07.04.2017). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_136541/

7. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2002.

8. Krys'ko V.G. Psihologiya i pedagogika: kurs lekcij. Moskva: Izdatel'stvo Omega-L, 2006.

9. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do konca XX v.: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod red. akademika RAO A.I. Piskunova. Moskva: TC «Sfera», 2001.

10. Fedulov B.A. Problema smeny pedagogicheskoj paradigmy v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Pedagogicheskij universitetskij vestnik Altaya, 2000; 2: 20.

11. Rybina I.S. Rezul'taty issledovaniya pedagogicheskogo obespecheniya gotovnosti buduschego pedagoga k professional'no-nravstvennoj samorealizacii v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo universiteta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 161 - 164.

12. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Pod red. prof. A.M. Stolyarenko. Moskva: YuNITI-DANA, 2001.

Статья поступила в редакцию 25.09.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.