ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК: 37.043
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О. Г. Кравченко, И. М. Павлов1
В статье рассматривается актуальный вопрос о реализации профилактико-воспитательных мероприятий в системе образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД Российской Федерации, призванных формировать систему качеств, необходимых выпускнику такого профильного вуза для выполнения им в будущем специальных профессиональных задач, связанных с профессиональной деятельностью офицера полиции. Наиболее эффективным мероприятием признана такая форма воспитательной работы, как система индивидуального и коллективного воздействия на курсантов работников вузов МВД, воспитателей и психологов.
Ключевые слова: профилактико-воспитательные мероприятия, воспитательный процесс, система образовательных учреждений, высшее учебное заведение МВД, высшее профессиональное образование.
Постановка проблемы. Необходимость осуществления воспитательной работы с курсантами в образовательных учрежденьях высшего профессионального образования МВД Российской Федерации возникла в ходе их подготовки. Молодые люди, стремящиеся принять участие в реформировании правоохранительных органов, охранять общественный порядок, помогать людям и бороться с преступностью встретились с конкретными требованиями в ходе их подготовки, которые им необходимо выполнять и соблюдать. Оказалось, что не все курсанты в полной мере готовы соблюдать дисциплину, строить позитивные деловые и межличностные отношения с коллегами и командирами, работать в команде. Поэтому возникают конфликтные ситуации из-за их собственных эгоистических убеждений или легкомысленного отношения к выбранной профессии.
1 Кравченко Олег Георгиевич — преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Симферополь, Российская Федерация, ognevichek@mail.ru
Павлов Игорь Михайлович — преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Симферополь, Российская Федерация, igorek-pavlov-1966@mail.ru
На этапе реформирования органов внутренних дел Российской Федерации продолжает действовать комплекс организационных, морально-психологических, информационных, педагогических, правовых, культурно-просветительских и социальных мероприятий, направленных на формирование и развитие у курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России личной ответственности за сознательное выполнение требований Конституции [4] и законов России, верности Присяге, высокой духовной культуры и нравственных качеств, чувства патриотизма, государственного мировоззрения, усвоение морально-этических норм поведения.
Профилактически-воспитательная работа с курсантами образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД Российской Федерации осуществляется по таким направлениям, как мировоззренческое, политико-правовое, моральное, эстетическое, патриотическое, дисциплинарное и законопослушное.
Наша статья основывается на одной из форм воспитательной работы, такой как система индивидуального и коллективного воздействия на курсантов факультета профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Она предусматривает обеспечение единства влияния коллектива, работников образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД Российской Федерации, воспитателей и психологов на личность курсанта.
Цель статьи заключается в том, чтобы показать необходимость осуществления профилактически-воспитательной работы с курсантами в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, актуальными задачами представленной работы считаем анализ воспитательного процесса во время подготовки к профессиональной деятельности курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД Российской Федерации, определение содержания воспитательного воздействия в современной педагогике профессионального образования.
Изложение основного материала. Профилактически-воспитательную работу с курсантами образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД Российской Федерации осуществляют руководители факультета с непосредственно подчиненным личным составом, заместителями командиров взводов, психологами аппаратов по работе с личным составом.
Организация профилактически-воспитательной работы с курсантами возложена на заместителя начальника факультета. Согласно функциональных обязанностей заместитель начальника факультета организует профилактически-воспитательную работу, а именно; проводит мероприятия по изучению взаимоотношений в коллективе, налаживанию отношений между слушателями; руководит работой командиров учебных групп; совместно с психологами
принимает меры по созданию в коллективе благоприятного морально-психологического климата, непосредственно участвует в проведении собеседований со слушателями.
В отличие от гражданских вузов, где воспитательную работу осуществляют преподаватели учебного заведения, тьюторы и студенческое самоуправление [2], в образовательных организациях МВД России, кроме преподавателей, существует аппарат воспитательной работы — отделение психологической работы отдела по работе с личным составом. Это подразделение непосредственно выполняет основную воспитательную, коррекционную и диагностическую работу с курсантами вузов МВД. Следовательно, в таких образовательных организациях профилактически-воспитательная работа с курсантами осуществляется по таким направлениям, как наблюдение за их поведением, контроль за учебной успеваемостью и психологическое сопровождение.
В ходе профессионального отбора на службу в полиции и собеседования с комиссией, в состав которой входят психологи, значительное внимание уделяется формированию профессиональной готовности кандидатов, их моральным качествам, мотивации к службе [1]. Однако опыт работы с курсантами показывает, что не у всех взрослых людей в возрасте от 23 до 35 лет сформировалась готовность и навыки работы в команде, чувство коллективизма и корпоративного духа. Эти лица нуждаются в воспитательном воздействии не только руководителя факультета, но и таких специалистов, как строевой офицер и психолог.
Проблема заключается в том, что руководитель факультета, как правило, не готов к воспитательной работе со слушателями, потому что он преимущественно осуществляет возложенную на него организационную и административную работу, а профилактически-воспитательную работу осуществляют психологи.
К курсантам образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД Российской Федерации применяются те же требования, что и к студентам гражданских вузов, а именно: соблюдение дисциплины, уставных отношений в учебной группе и с командирами групп, адекватного поведения в ходе обучения и в быту, формирование положительного имиджа сотрудника полиции, недопущение чрезвычайных событий. Поэтому целью воспитательной работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России является целенаправленное формирование правосознания, общей культуры и личностных качеств работника правоохранительных органов в соответствии с общечеловеческими, морально-этическими нормами, а также требованиями службы. Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым, а некоторым — даже легким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все подтверждают, что воспитание требует терпения, другие считают, что для него нужны врожденные способности и умения, навыки, но не все убеждены, что кроме
терпения, врожденных способностей необходимы еще специальные знания и умения [5, с. 7].
Реалии жизни диктуют необходимость и одновременно потребность в современном сотруднике правоохранительных органов, который способен разобраться в ситуации, понять свою роль и место в обществе, влиять на граждан. Для этого ему нужны специальные знания, умения и навыки. Развитие у курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД Российской Федерации таких качеств, как инициативность, самостоятельность, коммуникабельность, умение вести за собой, смелость, доброжелательность, неконфликтность, толерантность, целеустремленность становится не менее важным, чем овладение конкретной учебной программой. Это объясняется тем, что в современных условиях нужен стал человек, способный принимать активное участие в реформе правоохранительных органов, а также перестройке сознания граждан относительно формирования положительного имиджа правоохранителей, который не боится брать на себя ответственность, умеет работать в команде, обладает лидерскими качествами в пределах служебной компетентности. Во время выполнения служебных обязанностей даже со слабо развитыми лидерскими качествами работнику полиции придется выполнять роль ведущего, инициатора, организатора в служебной ситуации, когда необходимо оказать помощь гражданам или прекратить правонарушения, брать ответственность на себя и даже были лидером при определенных условиях.
Устойчивость личной и профессиональной культуры работников правоохранительных органов выражается в постоянстве проявления основных ее черт. Эффективность действий правоохранителей характеризуется глубиной воспитательного воздействия, творческим характером, разнообразием внешней формы (интонация, жесты, мимика, культура речи, внешний вид) и гибкостью применения в нестандартных условиях.
Так, И. С. Кон высказывал мнение, что традиционные институты и методы воспитания были эффективны в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм, поэтому тесно были связаны с относительно неизменными экономическими условиями и социальной культурой. Серьезные изменения социальной среды и рода деятельности ставили традиционную систему воспитания в тупик, что вызывало напряжение и неустойчивость [3, с. 199].
Среди проблем, которые возникали в межличностных отношениях в учебных группах курсантов, выделяется неприятие ими руководителей, командиров и одногруппников, иногда враждебное отношение к ним. В ходе воспитательной работы с такими курсантами было установлено, что у них сформировалось стереотипное мышление о полиции России, где все сотрудники берут взятки, коррупционеры, а они будут принимать участие в реформе, бороться с коррупцией в лице бывших и действующих сотрудников ОВД. На почве такого восприятия возникали конфликтные ситуации в учебной группе.
В связи с этим проводились профилактически-воспитательные мероприятия, разъяснительная работа с такими курсантами, направленная на иерархизацию мотивов профессии, ценностно-смысловой анализ деятельности правоохранительных органов, критическое отношение к собственным стереотипам и более адекватного представления особенностей работы в правоохранительной системе. Как следствие этих мер, нами отмечена тенденция к снижению в целом уровня внутренней и групповой конфликтности слушателей, улучшения их адаптационных процессов.
За время подготовки курсантов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД налажена совместная работа со строевыми офицерами, методистами и координаторами проекта. Особое внимание в этом направлении направлено на проведение совещаний-инструктажей с заместителями командира учебных групп, с целью выявления лиц, склонных к агрессивному и неадекватному поведению и осуществление мониторинга всех групп.
По результатам онлайн-опроса с курсантами проведена профилактическая работа с лидерами групп, которые в дальнейшем стали заместителями командиров взводов. С целью установления пригодности к дальнейшей службе проведена психопрофилактическая работа со слушателями, которых признали аутсайдерами в группах.
Эффективность системы управления воспитанием курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД Российской Федерации можно повысить, если будут созданы и реализованы макро-и микротехнологии управленческого процесса. Формирование социально-значимых качеств личности курсанта обеспечивается, когда руководители факультета и другие лица задействованы в воспитательной работе и психолого-педагогическом образовании.
Выводы. Итак, воспитательная система сегодня требует от высшей школы, в том числе и от образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД Российской Федерации, формирования личности работников правоохранительных органов. В современных условиях меняются не только характеристики воспитанников, но и воспитателей. Это обусловлено значительными социальными факторами, историческими событиями, а также изменениями в жизни, а именно в быту, социальных сетях, ценностно -нормативных преференциях.
Литература и источники
1. Богомолов, Ю. В. Совершенствование профессионального воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России в процессе обучения : дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.01 / Богомолов Ю. В.; Академия управления МВД России. — М., 1999. — 228 л.
2. Воспитательная работа и молодежная политика. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL — kubstu.ru/s-25
3. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. — С. 199-205.
4. Конституция Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL — www.cjnstitution.ru
5. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогический и антропологии / К. Д. Ушинский. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 2004. — 576 с.
IMPLEMENTATION OF PREVENTIVE-EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF THE MINISTRY OF THE INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN
FEDERATION
Kravchenko O.G., Pavlov I.M.
Kravchenko Oleg Georgievich — Teacher of department of the special disciplines of the Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Russia, Simferopol, Russian Federation, ognevichek@mail.ru
Pavlov Igor Mikhailovich — Teacher of department of the special disciplines of the Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Russia, Simferopol, Russian Federation, igorek-pavlov-1966@mail.ru
Abstract. The article considers actual question about realization of the preventive-educational activities in the system of educational institutions of higher professional education of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation, called to form a system of qualities, necessary needed for a graduate of correct university, to carry out in the special professional tasks, tighten up with professional activity of the police officer. Most effective measure of educational work is the system of individual and collective impact on cadets by employees, educators and psychologists of universities of the Ministry of Internal Affairs.
Keywords: preventive-educational activities, educational process, educational system, higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, higher professional education.
References
1. Bogomolov, Ju. V. Sovershenstvovanie professional'nogo vospitanija kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii v processe obuchenija : dis. na soisk. uchen.
step. kand. ped. nauk : 13.00.01 / Bogomolov Ju. V.; Akademija upravlenija MVD Rossii. — M., 1999. — 228 l. (in Russian)
2. Vospitatel'naja rabota i molodezhnaja politika. — [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa — URL — kubstu.ru/s-25 (in Russian)
3. Kon I. S. Socializacija i vospitanie molodezhi // Novoe pedagogicheskoe myshlenie / Pod red. V. Petrovskogo. — M.: Pedagogika, 1989. — S. 199-205. (in Russian)
4. Konstitucija Rossijskoj Federacii. — [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa — URL — www.cjnstitution.ru (in Russian)
5. Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet vospitanija: Opyt pedagogicheskij i antropologii / K. D. Ushinskij. — M.: FAIR — PRESS, 2004. — 576 s. (in Russian)